Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 1(40) (2015)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

9-17 141
Аннотация
Вопросы концептуального и институционального оформления европейской энергетической политики, на протяжении многих лет стоящие на повестке дня ЕС, приобретают особую актуальность в свете политических и экономических вызовов, связанных с украинским кризисом 2013-2014 гг. В настоящее время ЕС по-прежнему оставляет в компетенции стран-членов ключевые вопросы энергобезопасности и не может в полной мере говорить «единым голосом» в вопросах энергетики со своими иностранными партнёрами. Тем не менее, за последние два десятилетия достигнут существенный прогресс в области построения общей энергетической политики ЕС. Согласно Лиссабонскому договору 2009 г., энергетика, которая ранее не рассматривалась в качестве отдельной сферы интеграции, стала сферой «общей компетенции» органов ЕС и стран-членов. Программные документы Европейской комиссии (прежде всего «Зелёные книги» 1995, 2000 и 2006 гг.) заложили основу для принятия законодательства, направленного на создание единого энергетического рынка. Были приняты меры для гармонизации энергетического пространства за пределами ЕС (в частности, в рамках Договора к энергетической хартии и Договора о Европейском энергетическом сообществе). Прогресс достигнут в таких областях, как диверсификация поставок энергоносителей (трансевропейские энергетические сети), развитие альтернативной энергетики (Стратегический план в области энергетических технологий), противодействие изменению климата и повышение энергоэффективности (программа 20/20/20, «Энергетический план действий к 2050 г.»). Стратегия противодействия климатическим изменениям, направленная не только на достижение экологических целей, но и на снижение общего энергопотребления и сокращение зависимости от импорта энергоносителей, продолжает играть ключевую роль в энергетической стратегии ЕС.
18-28 69
Аннотация
В статье на основе предложенной автором оригинальной схемы теоретико-концептуальной системы развития евроинтеграции рассматриваются базовые принципы участия Великобритании во внешней политике и политике безопасности Евросоюза. Обсуждается роль страны в процессах формирования единой внешней политики ЕС в контексте ведущих теорий евроинтеграции. Проанализирована эволюция политики британского руководства касательно участия в системе политического сотрудничества Европейского союза, характер её влияния на процессы евроинтеграции в сфере внешней политики и политики безопасности. ОВПБ как специфическая сфера кооперации государств в полной мере отражает концептуальную дихотомию сущности Евросоюза на уровне «межгосударственный - наднациональный». ОВПБ является сегментом правовой реальности ЕС, который исторически основывается на межгосударственной кооперации, а в современных условиях характеризуется выраженными элементами функционалистской наднациональной институционализации и незначительным усилением федералистских признаков. В основе концептуальных подходов Великобритании к формированию ОВПБ ЕС лежат традиции прагматично-функционалистского реалистического подхода с элементами федералистской кооперации, экстернализации и минимального институционализма. Участие британских правительств в европейской политической интеграции характеризуется исторической преемственностью, последовательным курсом на сдерживание федералистских наднациональных тенденций, подкрепляемого пропагандой эволюционного подхода к развитию интеграционных процессов. Подобная политика соответствует модели выборочно-секторальной интеграции или «карточной Европы» тэтчеристского образца, которая на практике под воздействием объективных (преимущественно внешних) факторов эволюционировала в сторону таких более мягких моделей гибкой интеграции, как «разноскоростная интеграция» и «Европа изменяемых геометрий». Отмеченные подходы к ОВПБ позволяют руководству Великобритании на разных исторических этапах оказывать сдерживающее или стимулирующее воздействие на процессы интеграции.
29-34 52
Аннотация
Автор анализирует проблему особенностей развития таджикско-российских международных отношений в период становления внешней политики Республики Таджикистан, вплоть до начала реализации многовекторной политики «открытых дверей» в 2003-2004 гг. С наступлением мира и стабильности в Таджикистане, начиная с 2000 г., на первый план вышли вопросы социально-экономического развития. Перед страной неизбежно вставал вопрос диверсификации межгосударственных и внешнеэкономических связей, в том числе вне пределов СНГ. В статье подчёркивается, что объявленная на рубеже 2002-2003 гг. внешняя политика «открытых дверей» предполагала обязательность модернизации таджикско-российского взаимодействия за счёт усиления его экономического и гуманитарного измерений, адаптацию стратегического партнёрства и союзничества двух государств к новым реалиям мировой политической действительности. Что касается геополитических и военно-политических приоритетов Таджикистана, которых он твёрдо придерживался после обретения государственной независимости все 1990-е гг., то они и после 2002 г. практически остались неизменными. Автор отмечает, что на территории Республики Таджикистан сохраняется долгосрочное российское присутствие в виде крупной военной базы и объектов военной инфраструктуры. Таджикистан - один из наиболее последовательных, активных и дисциплинированных членов Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В течение первого десятилетия XXI в. в адрес государственного руководства Таджикистана от зарубежных государств (вне СНГ) не раз поступали предложения о размещении на территории страны объектов военной инфраструктуры на платной основе, которые правительством Республики даже не рассматривались. Многовекторный характер внешней политики «открытых дверей» выразился на практике в диверсификации межгосударственных отношений Таджикистана и демонополизации торгово-экономических приоритетов, в привлечении зарубежных инвестиций и военно-технической помощи из третьих по отношению к СНГ и ОДКБ стран при полном сохранении устоявшихся до 2002 г. геополитических и военно-политических приоритетов.
35-42 83
Аннотация
В статье рассматривается влияние кризиса в российско-американских отношениях в связи с событиями вокруг Украины на всю мировую систему и на ёе важнейший компонент - Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором ключевое значение имеет Япония. Автор исходит из того, что в международных отношениях отсутствует единое понимание правил взаимодействия между США, «Группой семи», Россией и странами БРИКС. В результате ведущие страны мира руководствуются противоречащими друг другу сценариями. В статье разбираются американский сценарий в отношении КНР и РФ, и российский - в отношении полицентричного и американоцентричного мировых порядков. Важнейшим актором американского сценария в отношении Пекина является Япония. Эта страна служит центральным звеном политики Вашингтона по сдерживанию Китая. Токио взял курс на стремительный отказ от пацифистских принципов в своей внешней политике. Российский сценарий в отношении международной системы заключается в активном курсе на установление полицентричного мирового устройства. Сценарий Соединённых Штатов в отношении РФ в этой связи состоит в стратегии сдерживания. Центральным компонентом этой стратегии, как можно полагать, является нарушение стратегического баланса в российско-американских отношениях. Однако Украина стала главной ареной борьбы за ослабление стратегических позиций России. Вместо установления равноправных отношений США и их союзники (под американским давлением), в том числе и Япония, выбрали политику изоляции Москвы. Но такие действия блокируют российско-японское сближение, выгодное и Токио, и Кремлю, заинтересованному в углублении своих отношений с Японией с целью диверсификации своих связей в АТР Автор доказывает, что долгосрочные интересы РФ и Японии диктуют обеим сторонам обоюдовыгодное сближение, однако политика американской администрации в отношении России по украинскому вопросу блокирует подобную возможность.
43-48 86
Аннотация
В статье приводится точка зрения руководства Соединённых Штатов на создание национальной противоракетной обороны США. Важнейшими угрозами международной безопасности является распространение баллистических ракет и оружия массового уничтожения. Соединенные Штаты и Советский Союз приложили немало усилий по сокращению и ограничению наступательных вооружений, однако сегодня продолжается распространение баллистических ракет по всему миру, в том числе и в странах Ближнего Востока, когда особенно актуальным становится вопрос о передаче технологий по производству ракет негосударственным акторам. Построение национальной ПРО означает постоянное присутствие в регионе и предотвращение использования баллистических ракет противником для сдерживания или угрозы Соединённых Штатов и их союзникам. При возможном нападении будут в кратчайшие сроки мобилизованы региональные системы ПРО для повышения эффективности сдерживающих средств, и в случае запуска ракет, будет усилена оборона особо важных объектов. Конечная цель развёртывания столь масштабной ПРО состоит в том, чтобы убедить другие страны, что применение баллистических ракет в таких условиях бесполезно с военной точки зрения, и что любая атака на Соединённые Штаты и их союзников изначально обречена на провал. США развивают программы по сотрудничеству в области противоракетной обороны с союзниками - Великобританией, Японией, Австралией, Израилем, Данией, Германией, Нидерландами, Чехией, Польшей, Италией и др. Агентство по противоракетной обороне США также активно участвует в деятельности НАТО, помогая тем самым максимизировать возможности для разработки интегрированной системы противоракетной обороны НАТО. Инициатива создания системы противоракетной обороны в Европе всецело исходит от Соединённых Штатов Америки, поскольку они обладают огромными технологическими, финансовыми, экономическими и военно-организационными возможностями в области противоракетной обороны, значительно превосходя остальные страны-члены НАТО.
49-56 260
Аннотация
В последнее время во многих странах мира стала быстро укрепляться роль общества в принятии политических решений, а население всё более активно влияет на позиции государственных руководителей. И для стран, желающих иметь поддержку своей политики в других регионах, публичная дипломатия является важнейшим инструментом. Сегодня публичная дипломатия регулярно сопровождает различные конфликты, одним из которых является гражданская война в Сирии. СМИ, Интернет, социальные сети и другие инструменты ежедневно используются для освещения событий и формирования необходимых мнений у населения разных стран. В начале статьи рассматриваются причины войны с позиций её основных участников - действующей сирийской власти и оппозиции, а также их союзников и противников. Причины конфликта являются важнейшими факторами для дальнейшей оценки происходящих событий, поэтому в статье анализируются диаметрально противоположные точки зрения основных факторов происходящих событий. Далее рассматривается освещение хода войны, так как период непосредственных боевых действий является важным для оценки поведения её участников. К наиболее острым и противоречивым темам, освещаемым мировыми СМИ в данном конфликте, относятся применение запрещённых видов оружия, убийства мирных жителей, нарушения международных договорённостей. Определение перспектив развития гражданской войны в Сирии также имеет ключевое значение при планировании дальнейших действий всех участников этих событий. Для получения необходимой общественной поддержки, стороны пытаются по-разному трактовать дальнейшие варианты развития событий. От этого зависит многое: поддержит ли население страны направление дополнительной помощи или войск, как отнесутся жители других стран к дальнейшему продолжению конфликта или что ответят представители международных организаций на вопрос о легитимности тех или иных шагов. Формирование общественного мнения различными странами направлено на получение одобрения своей политики со стороны населения и необходимой поддержки дальнейших действий. Каждая из сторон конфликта, используя собственные и привлечённые возможности, предпринимает посильные попытки обеспечить необходимое ей освещение происходящих событий в этой войне. Анализируя многочисленные публикации, фото- и видеоматериалы, иногда специально сфальсифицированные для достижения необходимого результата, сложно объективно оценить картину происходящего, но бесспорно налицо огромные человеческие жертвы, миллионы беженцев и разрушенная страна в сердце Ближнего Востока.
57-65 114
Аннотация
В статье рассматривается политическое значение транспортных коридоров с точки зрения развития интеграционных проектов на постсоветском пространстве. В мире происходит формирование единой рыночной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры, что обостряет конкуренцию среди региональных и мировых лидеров, как государств, так и негосударственных акторов, за рынки и пути транспортировки товаров. В среднесрочной и долгосрочной перспективе значение контроля над транспортными путями будет только увеличиваться из-за динамики экономического развития стран АТР. Конкуренция за развитие проектов международных транспортных коридоров (МТК) будет возрастать, потому что МТК влекут за собой образование общего политического пространства, снижение тарифных и таможенных барьеров, что обеспечивает облегчённый выход на рынки сбыта и создаёт предпосылки для экономической интеграции. О растущем политическом значении МТК говорит и тот факт, что такие мировые лидеры, как Китай, США, ЕС пытаются создать свои варианты сухопутных международных транспортных коридоров, соединяющих Европу и Азию. Китай пытается продвигать свой проект «Экономический пояс Шёлкового пути». Европейские страны развивают сотрудничество по МТК ТРАСЕКА с другими странами Евразии. США воплощают свои интересы через реализацию проекта МТК по территории Афганистана. Транспортные коридоры в России рассматриваются как способ включения в мировую транспортную систему и мировое логистическое пространство. Для этого России необходимо развивать проходящие по её территории евразийские транспортные коридоры в условиях жёсткой конкурентной борьбы. В результате реализации транспортных проектов Россия сможет обеспечивать транзит грузов из стран АТР в Европу, что позитивно скажется на экономическом развитии российских регионов, по которым они будут проходить. Также осуществление международных транспортировок через территорию России объединит многих игроков на мировой арене: интеграционные объединения, государства, ТНК, бизнес-структуры, региональные органы власти, которым будет выгодно сотрудничать с Россией в транспортно-логистическом направлении.
66-72 58
Аннотация
В статье рассматривается участие России в системе глобального управления климатическими изменениями. Объектом анализа выступает климатическая доктрина Российской Федерации. Климатическая доктрина констатирует, что глобальное потепление может иметь одновременно как негативные, так и позитивные последствия для нашей страны с учётом её географического положения и площади. Эти особенности, а также низкая плотность населения в регионах наибольшего климатического риска, открывают дополнительные возможности адаптации к климатическим изменениям. Наряду с этим подчёркивается необходимость предупреждения конфликта региональных интересов в ходе формирования климатической политики. Автор выступает за более активную позицию России по преодолению последствий изменения климата, а также по снижению антропогенного воздействия на глобальный климат. Подчёркивается роль гражданского общества и СМИ в развитии экологического сознания у политической элиты страны. Отдельно рассматривается участие Москвы в выработке и реализации климатической политики России. В настоящее время Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы ведётся работа по актуализации Меморандума о взаимопонимании между Москвой и С40 (Партнёрство крупных городов в борьбе с изменением климата) как основного рамочного документа, регламентирующего сотрудничество с С40 и членство Москвы в данной организации.
73-79 128
Аннотация
Статья посвящена проблематике межгосударственных конфликтов и, особенно, деятельности Организации Американских государств (ОАГ) по обеспечению безопасности в Латинской Америке. Последние десятилетия для рассмотрения этой проблемы были выбраны не случайно. В период с 30-40-х гг. XX в. происходили крупные военные столкновения в Южной Америке, после Второй мировой войны они отодвигаются на задний план. Созданная практически с началом холодной войны (30 апреля 1948 г.), ОАГ рассматривалась США в качестве заслона на пути распространения коммунистической угрозы в западном полушарии, и в таком качестве организация просуществовала до начала разрядки. Всё это время ОАГ сталкивалась с различными кризисными явлениями. К моменту исчезновения биполярной системы международных отношений ОАГ уже видела свою основную задачу не в обеспечении внешней безопасности, а в разрешении внутренних конфликтов, в том числе затянувшихся территориальных споров. В этот же период проявились различия в видении роли этой структуры Соединёнными Штатами и странами Латинской Америки. Первые настойчиво продолжали реализацию курса на защиту свобод и западного образа жизни от глобальных угроз, таких, как международный терроризм, наркотрафик, незаконная торговля оружием, «отмывание» денег и другие преступления. Латиноамериканцы же пытались задействовать потенциал ОАГ для защиты собственных национальных и региональных интересов в сложном процессе интеграции в новую мировую систему экономических и политических отношений. Стараясь отвечать на вызовы времени, ОАГ не только создаёт новые структуры, но и вносит значительные изменения в свои уставные документы. И это показывает, что, в отличие от ООН, данная организация обладает более оперативной системой реагирования на внутренние кризисы. При этом прослеживаются тенденции к формированию её курса на большую независимость от политики США.
80-88 74
Аннотация
В работе представлены предложения Казахстана по сотрудничеству с Евросоюзом, инициированные в 2000-2009 гг. В 2000 г. Астана предложила Брюсселю разработку «Общей стратегии сотрудничества в Центральной Азии» (ЦА), целью которой являлось: - расширение торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия; - доступ товаров и услуг на европейские рынки; - развитие сотрудничества в энергетике, транспортно-коммуникационной и финансовой сферах. В 2006 г. Казахстан представил пакет предложений к разрабатывавшейся в тот период Стратегии нового партнёрства со странами ЦА на 2007-2013 гг., затрагивавшей такие области приоритетного сотрудничества, как региональная интеграция, экономическое развитие, демократизация, энергетика и безопасность. В 2008 г. МИД во взаимодействии с другими ведомствами по поручению Президента разработал госпрограмму «Путь в Европу» на 2009-2011 гг, в которой были систематизированы приоритеты сотрудничества с ЕС. «Путь в Европу» стал ключевой внешнеполитической инициативой, успешно реализованной за прошедший период и важнейшим документом по модернизации национальной экономики и казахстанского общества. В начале 2009 г. Казахстан, основываясь на позитивных моментах сотрудничества с ЕС, а также исходя из опыта взаимодействия с рядом стран Европы и Азии, предложил Евросоюзу концепцию нового двустороннего документа. Он должен был заменить Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве 1995 г. Активная позиция Астаны была позитивно оценена Брюсселем, который согласился заключить новое Соглашение о расширенном партнёрстве и сотрудничестве.
89-104 102
Аннотация
В статье представлены результаты исследования отдельных аспектов использования документов с персональными биометрическими данными, удостоверяющих личность. Рассмотрены разработанные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) международные стандарты безопасности документов с биометрическими данными, в соответствии с которыми последние подлежат включению в машиносчитываемые документы, используемые их владельцами для поездок в различные государства. Представлены данные о реализации этих международных стандартов в праве России и Европейского союза. Автором обоснован вывод о том, что установленный в России порядок изготовления и выдачи, а также порядок использования заграничного, дипломатического и служебного паспортов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации с персональными и персональными биометрическими данными, в настоящее время соответствуют международным стандартам безопасности указанных документов. Исследован опыт введения внутригосударственных биометрических документов - электронных паспортов в различных странах мира, и возникающие при этом проблемы. Аргументированы положительные и отрицательные аспекты определения основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории страны, паспорта гражданина Российской Федерации, оформленного в виде идентификационной карты с электронным носителем информации. Хотя введение внутригосударственных электронных паспортов с биометрическими данными обосновывается необходимостью принятия мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, всеобщая «электронная паспортизация» может иметь и обратный эффект. Ибо внесение биометрических персональных данных в документы граждан РФ позволит снимать эти данные дистанционно. Именно это несёт очень серьёзные угрозы.
105-110 188
Аннотация
В статье даётся общая характеристика источников права, регулирующих отношения, связанные со слияниями, присоединениями, поглощениями акционерных обществ в России и корпораций в США, соответственно, в российском законодательстве и законодательстве США и отдельных штатов. Как в России, так и в США существует конституционное разделение полномочий между федеральными властями и субъектами федерации. Правовое регулирование слияния, присоединения и поглощения корпораций осуществляется в обеих странах в первую очередь рядом законов. Эти законы подразделяются на три основные группы: о ценных бумагах, антитрестовские (антимонопольные) и гражданское и акционерное законодательство в России и законы о корпорациях в США. Первые две группы - это федеральные законы обеих стран, последняя - в России это федеральные законы, в США - законы штатов. Следует выделить более важную роль судебных решений в США по сравнению с Россией в правовом регулировании слияний, присоединений, поглощений. Это обстоятельство обусловлено различием правовых систем рассматриваемых государств. В то же время, хотя Россия не является государством прецедентного права, такие правовые акты, как постановления Пленума Высшего Лрбитражного Суда, несомненно оказывают влияние на правоприменительную практику и, следовательно, на регулирование соответствующих отношений. Особое значение имеют постановления Конституционного Суда (КС), которые могут отменить законодательные акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции РФ. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением КС неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. Прецедентное право США подразумевает иерархию прецедентов, согласно которой решения вышестоящих судов являются обязательными при рассмотрении дел и принятии решений нижестоящими инстанциями. Судебные решения оказывают большое влияние на регулирование слияний и поглощений корпораций, в частности, на Законы о корпорациях штатов.
111-116 44
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу основных принципов формирования, развития и деятельности института Защитника народа в Республике Перу. Это государство Латинской Америки развивалось по демократическому пути только в течение последних 65 лет. За этот период было принято тринадцать различных конституций, но лишь последняя Конституция 1993 г. провозгласила действительно демократические принципы жизни перуанского государства. В этой конституции закреплён большой объём личных, социально-экономических и политических прав и свобод граждан. Одной из гарантий осуществления указанных прав и свобод на практике является учреждение института омбудсмена, в перуанском законодательстве именуемого «Защитником народа» (Defensor del pueblo). Данному институту посвящена глава 11 Конституции, а также Органический закон о ведомстве защитника народа №26520 от 4 августа 1995 г. В статье на основе перуанского органического законодательства анализируется роль и значение института Защитника народа в Республике Перу. Описан порядок формирования этого института, процедура избрания защитника народа, назначение двух его заместителей. Показан общий объём полномочий Защитника народа, порядок его взаимоотношений с другими государственными органами, в том числе и с Национальным конгрессом. Отдельное внимание уделяется процедуре рассмотрения жалоб граждан Ведомством защиты народа. Ежегодно Защитник народа представляет депутатам конгресса доклад о своей деятельности за истекший год, публикуемый в официальном издании «Эль Перуано», в котором даётся отчёт о количестве и типе полученных жалоб, результатах расследований, а также о принятых мерах и санкциях.

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

117-128 46
Аннотация
Современная ситуация в мире вынуждает вновь привлекать внимание общества к проблемам строительства вооружённых сил и их готовности обеспечить оборону и безопасность страны. Жёсткая централизация управления военным строительством в таких коллегиальных органах, как Государственный Комитет Обороны (ГКО), Ставка Верховного Главнокомандующего (СВГ), решительная и скрупулёзная деятельность народных комиссариатов и Генерального штаба по определению направлений строительства и мобилизации ресурсов на реализацию принятых постановлений может служить ориентиром при решении подобных проблем и в наши дни. Сбалансированность развития видов вооружённых сил и родов войск, техническое оснащение современной техникой и вооружением, своевременное восполнение потерь, создание и переброска резервов, подготовка кадров в условиях жёсткого лимита времени - далеко не полный перечень тех проблем строительства, без решения которых нельзя было рассчитывать на успех и победу в войне. Предлагаемая читателю статья даёт представление о том, по каким направлениям и в каком масштабе шло строительство Красной армии, каких организаторских усилий оно потребовало, чтобы разгромить сильнейшего противника в годы Великой Отечественной войны. В мае 1945 г. Красная армия представляла мощную, технически оснащённую боевую структуру, в которой насчитывалось 11 млн человек, 115,1 тыс. орудий и миномётов, свыше 15 тыс. танков и САУ и около 16 тыс. боевых самолётов. Накануне 70-летия Победы советского народа в этой войне важно не только не забывать о проделанной титанической работе, самоотверженности и героизме старшего поколения наших соотечественников, поколения победителей, но и задуматься над решением острых проблем современности, дабы быть достойными славы наших предков и сберечь свою честь перед будущими поколениями россиян.
129-143 40
Аннотация
Успешные действия советских войск в Белоруссии создали в середине июля 1944 г. выгодные условия для проведения крупных операций на южном крыле советско-германского фронта для завершения освобождения Украины и Молдавии, вывода из войны Румынии, Венгрии, Болгарии, а также изгнания врага из Чехословакии. Ещё в ходе наступления советских войск в Белоруссии 1-й Украинский фронт начал операцию на львовском направлении. Операция, получившая впоследствии название Львовско-Сандомирской, развернулась в полосе шириной более 400 км и продолжалась с 13 июля по 29 августа 1944 г. Советское Верховное Главнокомандование ставило задачу разгромить группы армий «Северная Украина», освободить Западную Украину и перенести военные действия на юго-восток Польши. Операцию осуществлял 1-й Украинский фронт в тесном взаимодействии с советскими войсками, действовавшими на белорусском направлении. Она была тесно связана с рядом проведённых на южном крыле советско-германского фронта последовательных и одновременных фронтовых наступательных операций, в том числе операций групп фронтов, объединённых общим замыслом и планом. Речь идёт о таких операциях, как Львовско-Сандомирская, Ясско-Кишенёвская, Восточно-Карпатская. В тот период боевые действия войск носили исключительно манёвренный характер. Они изобиловали примерами успешного прорыва вражеской обороны, быстрого окружения и ликвидации вражеских группировок, стремительного наступления в оперативной глубине. Эти операции, проведённые войсками Украинских фронтов, дали немало образцов тесного непрерывного взаимодействия и широкого применения танковых подвижных групп, массированного использования стрелковых войск, артиллерии и авиации. Советская Родина по достоинству оценила мужество и героизм, проявлённые советскими воинами на полях сражений. 230 соединений и частей сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота, отличившихся при овладении крупными городами, получили почётные наименования Кишинёвских, Ясских, Фокшанских, Варненских и других. Более 280 частей и соединений были награждены орденами.
144-152 103
Аннотация
В военной истории нашего Отечества навечно запечатлено множество памятных знаменательных дат, приведших к окончательной победе над фашизмом. Одной из таких дат является 20 октября 1944 г., день освобождения Белграда, столицы Югославии, и день завершения Белградской операции. Эта операция имела особое значение для народов Югославии и Советского Союза. Она символизировала собой боевое содружество народов двух стран, которые в самые тяжелые времена своей истории всегда были в едином строю в борьбе против общего врага. Вместе с Красной армией и Народно-освободительной армией Югославии (НОАЮ) активно действовали и войска Отечественного фронта Болгарии. Учитывая важность сохранения в памяти современного и будущих поколений примера совместной борьбы наших народов против общего врага необходимо вспомнить Белградскую наступательную операцию 1944 г. как одно из наиболее важных событий в истории минувшей войны. Актуальность темы обуславливается некоторыми важными соображениями. Данной проблеме посвящено немало страниц в советской, российской и югославской литературах. Но в различных источниках приводятся противоречивые оценки боевого и численного состава участвовавших в операции группировки Вооружённых сил СССР, группировок взаимодействовавших войск, соотношения сил и средств участников сражения. Да и для наиболее полного представления о достижениях Красной армии в военном искусстве анализ подготовки и проведения Белградской операции произведён недостаточно полно. В то же время представляется, что результаты изучения опыта проведения наступательной операции в условиях Балканского полуострова и сегодня можно использовать для всесторонней подготовки войск, так как данный регион попрежнему является источником международной напряжённости как в Европе, так и в мире в целом.
153-164 95
Аннотация
Разгром фашистской Германии, в котором решающая роль принадлежит СССР, уничтожила и милитаристичную ось Берлин - Рим - Токио. Выполняя свой союзнический долг, Россия 9 августа вступила в войну на Дальнем Востоке и разгромила отборную Квантунскую армию Японии. Это стало серьёзным вкладом в дело освобождения народов Азии от оккупации японской военщиной. 17 августа 1945 г. состоялось торжественное провозглашение независимости Индонезии. Жизненно важными для выживания суверенной Индонезии стали международная поддержка её борьбы за отстаивание независимости и официальное признание. Победа СССР во Второй мировой войне, превращение его в мировой центр силы, неизменный антиколониальный курс светского государства явились причинами того, что именно с поддержкой со стороны Советского Союза стали связываться надежды борющихся против колониального порабощения народов. Одной из первых в этом ряду стала Республика Индонезия, которой СССР оказал всестороннюю помощь и поддержку в ООН и на международной арене в целом. В данной статье, являющейся итогом изучения недавно открытых для исследования и вводимых в научный оборот материалов из архивов ЦК ВКП(б) - КПСС, МИД СССР, показано, что прекращение колониальной войны против провозгласившей независимость Индонезии, международное признание Республики, вступление молодой страны в ООН и превращение её уже в первые послевоенные годы в полноправного субъекта международных отношений в значительной мере были обусловлены неизменной помощью и поддержкой со стороны СССР.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

165-175 102
Аннотация
Основной задачей настоящего исследования является анализ индийской валютной политики и её места в системе государственного регулирования экономики. В статье проанализированы основные направления валютной политики Индии в 1990-2000-х гг., главной целью которой было повышение конкурентоспособности индийских товаров на внешних рынках, а также стимулирование притока иностранного капитала в национальную экономику. Автор акцентирует внимание на основных инструментах современной индийской валютной политики, нацеленной на поддержание «дешёвой» национальной валюты, к которым относятся манипулирование учётной ставкой и осуществление валютных интервенций, направленных, главным образом, на стерилизацию чрезмерного притока иностранной валюты. Рассмотрены преимущества и издержки такой валютной политики. Одним из основных её преимуществ является стимулирование экспорта национальной продукции, а к издержкам следует отнести затруднение ввоза машин и оборудования, повышение уровня инфляции в результате усиления притока экспортной выручки, а также сложности при обслуживании внешнего долга. Отмечена постепенность введения конвертируемости индийской рупии по текущим счетам платёжного баланса и причины отсрочки перехода к её полной конвертируемости, среди которых: высокий объём фискального дефицита государственного бюджета, существенный уровень инфляции, проблема невозврата долгов, высокая норма обязательной наличности для коммерческих банков. В статье приведены статистические данные по состоянию золотовалютных резервов Индии, а также по динамике среднегодового номинального и реального эффективного валютного курса рупии в 2005/06-2013/14 ф. г.
176-182 58
Аннотация
Данная статья посвящена исследованию одного из важнейших механизмов системы государственного регулирования нефтегазового комплекса Норвегии - административному лицензированию. Основное содержание статьи составляет анализ причин выбора данной модели взаимодействия между государством и нефтегазовыми компаниями, выделены и описаны основные особенности функционирования системы административного лицензирования. Особое внимание уделено процедуре квалификации участников нефтегазовой отрасли, в частности - рассмотрению проведения ключевых этапов лицензионных раундов и критериев выбора компаний-участниц. В статье представлены этапы и условия формирования консорциумов, создающихся с целью разработки месторождений, а также подробно описана система внутренних органов, на основе которой осуществляется взаимодействие между участниками консорциума. Даётся обобщённая характеристика государственных органов, осуществляющих координацию и централизацию функций по выдаче лицензий, - Министерства нефти и энергетики и его вспомогательного органа - Нефтяного директората, рассматриваются их функции и приводится классификация видов лицензий. В заключении обобщаются преимущества использования административной системы лицензирования и рассматривается её влияние на экономику страны в целом, а также возможность применения такой системы лицензирования в России. При выдаче лицензии в России должен применяться принцип конкуренции, при этом государству необходимо играть роль посредника между отечественными и зарубежными компаниями, то есть формировать геологоразведочные и производственные консорциумы из различных (как российских, так и зарубежных) компаний, что даст возможность объединить транснациональный капитал с использованием отечественного оборудования и кадров. Подобная модель станет наиболее приемлемой в современных российских условиях, так как при наличии высокопрофессиональных конструкторских учреждений, научно-исследовательских институтов, а также производственных мощностей, нефтегазовый комплекс России испытывает серьёзную нехватку средств для модернизации оборудования.
183-188 40
Аннотация
Одной из основных задач реформы российской электроэнергетики являлось привлечение дополнительных внешних инвестиций в отрасль для обновления инфраструктуры, износ которой на данный момент составляет порядка 70%. Действующая Стратегия развития электросетевого комплекса разрешает продажу отдельных компаний, в том числе иностранным инвесторам. При этом предполагается, что результатом привлечения иностранных инвесторов станет не только дополнительный приток капитальных вложений, но и освоение иностранного опыта управления электросетевым хозяйством. Вместе с тем, существует ряд объективных факторов, препятствующих приватизации электросетевых компаний на оптимальных условиях. Наибольшую обеспокоенность потенциальных инвесторов вызывают отсутствие прозрачного регулирования и определённости в перспективах развития отрасли. В особенности это касается системы тарифообразования, которая неоднократно корректировалась в течение последних лет. Одной из причин такого подхода государства является необходимость поддержки прочих отраслей экономики, что зачастую происходит за счёт электроэнергетического комплекса. Эскалация геополитической напряжённости в связи с конфликтом на Украине и принятие санкций в отношении России со стороны стран Запада усложняют ситуацию. Эти факторы приводят к снижению стоимости и неопределённости перспектив развития электросетевых компаний, что делает приватизацию непривлекательной для потенциальных инвесторов и невыгодной для собственника. Необходимым условием успешного привлечения иностранного капитала является прозрачное регулирование и ценообразование на услуги электросетевых компаний, а также повышение инвестиционной привлекательности страны в целом. Именно такая стратегия может стать ключевой предпосылкой для роста стоимости электросетевых компаний, что делает их продажу экономически целесообразной и повышает привлекательность для потенциальных инвесторов.
189-195 81
Аннотация
Статья посвящена анализу основных документов международных организаций последних лет, ставших мировыми стандартами для развития и совершенствования статистики внешнеэкономических связей большинства стран, включая Российскую Федерацию. В статье раскрываются ключевые особенности теории и практики современной внешнеэкономической статистики России и зарубежных стран с акцентом на методологические проблемы её основной части - статистики внешней торговли; показана их интерпретация в последних по времени выпуска рекомендациях статистического аппарата ООН и других международных организаций; рассмотрен круг проблем, связанных с внедрением в национальную статистическую практику стран, включая Россию и государства Таможенного Союза, главного международного стандарта статистики внешней торговли - документа ООН «Статистика международной торговли товарами» (СМТТ) 2010 г. Основное внимание следующим методологическим вопросам: - критерии выбора объектов статистического учёта в соответствии с международными стандартами; - количественные и стоимостные параметры внешнеторговой статистики; - статистические методы оценок товарной и географической структуры экспорта и импорта; - проблемы сопоставимости данных; - сопоставление международных стандартов 2010 г. с документами - предшественниками по узловым вопросам методологии статистики внешней торговли. В статье охарактеризована практика внедрения этих стандартов во внешнеторговую статистику России и стран Таможенного Союза; показаны проблемы их использования, анализируется содержание приводимых в официальных статистических справочниках показателей внешней торговли России и зарубежных стран;раскрыты основные методологические проблемы статистики мировой торговли в увязке с основными современными международными стандартами статистики-Системой национальных счетов (СНС 2008), Руководством по статистике международной торговли услугами (РСМТУ 2010) и другими документами; приведены статистические данные, характеризующие современную структуру внешней торговли России и особенности её положения в международной торговле товарами и услугами.
196-204 65
Аннотация
Автор посвятил своё исследование оценке эффективности государственной политики по развитию освоения нефтегазовых ресурсов арктического шельфа. Автором была разработана экономическая модель, в основе которой лежит метод общественных выгод и издержек. Данный метод используется в ряде стран (ЕС, США, Австралия) при принятии решений о тех или иных государственных инициативах. В его основе лежит метод дисконтирования денежных потоков, связанных с выгодами и издержками от государственной инициативы. При проведении сравнительного анализа органы государственного управления должны отдавать предпочтение тем инициативам, которые максимизируют общее благосостояние (выгоду) на каждую потраченную денежную единицу государственного бюджета. Моделирование состоит из пяти этапов: 1) определение выгод и издержек, связанных с государственной инициативой; 2) монетарная оценка выгод и издержек; 3) определение периода и ставки дисконтирования; 4) расчёт чистого дисконтированного денежного потока; 5) сравнение государственных инициатив по величине чистого дисконтированного денежного потока. Модель, построенная на ряде гипотез, позволяет получить монетарную оценку эффективности инвестирования в развитие технологий, которые позволят снизить стоимость добычи нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе. Кроме того, в модели рассматриваются два сценария: реализация государственной инициативы поддержки развития технологий с международным экономическим сотрудничеством и без него. Моделирование показывает, что сценарий с международным сотрудничеством более целесообразен с экономической точки зрения в силу двух факторов: более высокой скорости освоения технологий (за счёт международного трансфера) и возможности использования финансового рычага (привлечения финансовых средств иностранных партнёров). Созданная модель позволяет сократить имеющийся сейчас в науке разрыв между теоретическими постулатами метода общественных выгод и издержек и его практическим применением при принятии решений.
205-211 53
Аннотация
Цель настоящей работы - показать, что в отличие от доминирующих в экономической науке представлений о том, что естественным и экономически целесообразным механизмом расширения бизнеса является концентрация производства в одной или нескольких смежных отраслях, существует и альтернативная модель развития крупного бизнеса - отраслевая диверсификация. В статье анализируется феномен диверсификации крупного капитала на примере индийских бизнес-групп. Предполагается, что диверсификация оказывается необходимым, а иногда и единственно возможным способом развития крупного бизнеса в условиях несовершенной рыночной конкуренции, присущей развивающимся экономикам. Показано, что особенностью формирования крупного предпринимательства в Индии является то, что концентрация капитала происходила без фактической концентрации производства. Причина этого кроется в особенностях колониального и постколониального развития экономики страны: функционировании управляющих агентств на этапе первоначального накопления капитала; политике государственного регулирования и лицензирования; правительственных ограничениях масштабов промышленного производства; жёстком антимонопольном законодательстве; искажениях параметров рынка и т.д. В работе также отмечается, что гетерогенная отраслевая структура определяет специфику организационных форм и управленческих моделей диверсифицированных предприятий. Делается вывод о том, что диверсификация позволяет не только адаптироваться к условиям несовершенной конкуренции внутреннего рынка, но и хеджировать риски при транснационализации бизнеса. Диверсификация как механизм расширения бизнеса характерна не только для Индии, но и для многих других крупных динамично развивающихся стран. Успех конкурентных стратегий ряда конгломератов и бизнес-групп Азии и Латинской Америки обусловливает необходимость комплексного анализа сущности диверсифицированных крупных бизнес-структур.
212-220 38
Аннотация
При исследовании вопросов природопользования в рамках экономической теории природные сообщества понимаются исключительно как источник ресурсов и объект собственности со стороны экономических субъектов. Такой подход не позволяет изучать некоторые ситуации, такие как взаимодействие хозяйствующего субъекта и природной экосистемы, права собственности на которую не определены, а также недостаточно учитывает системные свойства окружающей среды. В данной работе предлагается рассматривать природные сообщества (популяции или экосистемы) в качестве экономических субъектов особого рода. Показано, что в жизнедеятельности этих сообществ регулярно происходит выбор между альтернативными способами использования редких ресурсов, который подпадает под определение экономического выбора. В статье сопоставлены разные уровни организации в природе и экономике и определяется, на каком уровне сообщества живых существ можно считать субъектами экономического выбора по аналогии с экономическими агентами (домохозяйствами, фирмами, государством). Для этих сообществ вводится понятие «агент эволюционного процесса». Сформулированы основные черты сходства экономических и экологических систем: стихийный характер происходящих процессов, определяющая роль внутренних факторов, экспансия как основной критерий отбора победителей и проигравших, наличие большого числа действующих агентов. Указаны принципиальные отличия между двумя типами систем, которые заключаются, во-первых, в том, что в экономике выбор охватывает гораздо большее число альтернатив, а во-вторых, в более высокой скорости реакции экономических систем на изменения внешней среды. Делается вывод о принципиальной возможности и плодотворности составления моделей, в которых экосистемы выступают в качестве активно действующих субъектов.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

226-236 55
Аннотация
Терминальным может быть названо отношение к получаемому знанию как к процессу удовлетворения потребности в познании, как к возможности развития способностей и личностного самосовершенствования. Вместе с тем, рост прагматизма в обществе, в запросах работодателей по отношению к выпускникам университетов не способствует повышению интереса студентов к терминальным ценностям учёбы. Всё чаще отмечается, что студентов больше интересуют получаемые оценки, результат экзамена, а не содержание предмета изучения; больше привлекают возможности инструментальных ценностей - хорошее времяпрепровождение и налаживание полезных знакомств, а не профессиональное самоопределение. Насколько распространено инструментальное отношение студентов к обучению в вузе, не происходит ли под его влиянием вытеснение терминальных ценностей учёбы? Эти и другие вопросы рассматриваются на материалах четырёх повторных социологических исследований, проведённых среди студентов МГИМО в 2001-2013 гг. Основными предметами анализа являются ценности учебного процесса, отношения с товарищами по учёбе, востребованные качества личности преподавателя, использование свободного времени. Выявлено, что у студентов МГИМО преобладают терминальные ценности учёбы. Они много, напряжённо и увлечённо учатся, тратят значительную часть свободного времени на выполнение домашних заданий, активно работают над своим личностным самосовершенствованием. Показано, что хорошие знания и личностное самосовершенствование - две ведущие терминальные ценности в учёбе - задают разнонаправленные векторы в отношении различных сторон учебного процесса.
237-242 89
Аннотация
Стремительные перемены в обществе влияют на изменения в нём роли образования. Знания, полученные молодыми людьми ещё несколько лет назад, оказываются устаревшими и неактуальными. Императивом этого дня является постоянное обновление ранее полученных компетенций и освоение новых в процессе непрерывного образования. На саммите в Лиссабоне в 2000 г. странами-участницами Европейского союза непрерывное образование было определено как основное направление развития образовательной политики в рамках европейского образовательного пространства. Там же были сформулированы ключевые принципы непрерывного образования, реализация которых способствует эффективности и устойчивым положительным результатам применения концепции непрерывного образования. Следует отметить, что в настоящий момент в России ведётся активная работа по внедрению концепции непрерывного образования в практику, поскольку страна присоединилась к Болонской декларации в 2003 г. Однако, как показывает статистика, мотивация к продолжению образования среди российского населения крайне мала. Этот вопрос в центре внимания автора, так как мотивация является движущей силой любой деятельности, в том числе и образовательной. Анализируя европейский опыт реализации концепции непрерывного образования, автор утверждает, что важным является создание единой государственной образовательной политики, обеспечивающей формирование стойкой внутренней мотивации к обучению у всех возрастных групп. Механизмом, запускающим процесс формирования стойкой внутренней мотивации, может быть переживание человеком «ситуации успеха», что влияет на формирование положительного жизненного и профессионального сценария. Критерием включённости человека в непрерывное образование мы считаем наличие у него собственной стратегии. Перспективы дальнейшего нашего исследования связаны с выявлением веера возможных стратегий непрерывного образования для различных групп обучающихся и условий их реализации в научно-образовательной среде российских университетов с учётом оценки опыта европейских университетов.
243-248 60
Аннотация
Автор статьи обращает внимание на требование выстраивания и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в педагогической практике университетов, зафиксированное в Федеральном законе об образовании и в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. В статье представлен обзор различных подходов к определению понятия «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ), а также краткий обзор существующих в отечественной литературе понятий, близких к этому понятию. На основе осуществлённого анализа автор формулирует своё рабочее определение понятия «ИОТ». Интерес представляет опыт Великобритании в решении проблемы индивидуализации, закреплённый в понятии «планирование индивидуального развития» «PDP». Содержание этого понятия раскрывается через совокупность действий, среди которых: планирование, осуществление деятельности, фиксация опыта, его анализ и оценивание, использование полученных в рефлексии знаний и понимания как себя самого, так и своих образовательных возможностей для планирования дальнейших действий. В заключении сопоставляется содержание понятий «ИОТ» и «PDP». Подчёркивается важность изучения опыта Великобритании в решении проблем индивидуализации образовательного процесса в университете и возможностей его использования в реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов в российских университетах. Для российской высшей школы это новое явление. Поэтому российским вузам следует подумать об интеграции накопленного опыта Великобритании либо внедрения отдельных элементов PDP в процесс обучения в высшей школе (например, системы тьюторского сопровождения). Это может помочь вузам России индивидуализировать процесс обучения в высшей школе, а также свести к минимуму сложности в организации ИОТ студентов.
249-253 137
Аннотация
В статье освещаются такие аспекты, как сущность и происхождение терминов «менталитет», «национальный менталитет», а также подчёркивается комплексный состав этих понятий. В статье уточняется, какие факторы влияют на формирование национального менталитета и на какие аспекты жизнедеятельности носителей менталитета влияет он сам. Сущность понятия «национальный менталитет» раскрывается через его словарные определения, при этом отдельно подчёркивается несимметричность русского термина «менталитет» и английского «mentality». Важное место в статье уделяется оценке роли и актуальности национального менталитета как фактора межкультурной коммуникации. Задачами данной работы являются очерчивание границ таких понятий, как «национальный менталитет» и «межкультурная коммуникация» и выделение факторов их взаимовлияния. Национальный менталитет - понятие сложное и многоплановое. Принципиально важно, что это понятие включает в себя не только когнитивную, но и эмоциональную, духовную сферу, что делает его сложным не только для понимания, но и для изучения. По этой причине зачастую фактор национального менталитета не учитывается ни в языкознании, ни в обучении иностранным языкам, ни в международном общении. Однако сегодня, в эпоху глобализации, когда общение с представителями других стран и, соответственно, менталитетов, стало гораздо более интенсивным, люди всё чаще сталкиваются с тем, что коммуникация оказывается неэффективной даже при отсутствии языкового барьера. Причина этого - в игнорировании фактора национальных особенностей, национального менталитета собеседника. В данный момент становится всё более очевидным тот факт, что учёт национальных особенностей и национального менталитета является одним из важнейших факторов успешной коммуникации на всех уровнях.
254-260 34
Аннотация
Данная работа посвящена семантической классификации количественных существительных на основе исследования структурного типа (Nquant + (Adj)+N) (ein Glas frisches Wasser), так как эта модель обнаруживает наибольшее разнообразие грамматического оформления. Данные словосочетания могут оформляться либо при помощи генитивного управления eine Tasse starken Kaffees, либо при помощи согласования ein Eimer kaltes Wasser, либо при помощи примыкания mit einem Korb reife Apfel. В основу предложенной классификации существительных, выступающих в роли первых компонентов, положено число существительного, выступающего в роли второго компонента. В качестве первого компонента различаем: существительные, обозначающие количественные характеристики предметов, веществ. При этом выделяются две подгруппы: словосочетания со вторым компонентом - существительным в единственном числе Nquant1a и словосочетания со вторым компонентом - существительным во множественном числе Nquant1b; существительные, обозначающие совокупность живых существ и предметов Nquant2; существительные, образованные от количественных числительных Nquant3. Нормативные рекомендации по выбору вида подчинительной связи следует связывать на данном этапе существования немецкого литературного языка именно с семантикой существительных - первых компонентов этих словосочетаний. В статье показано, что все типы конструкций (словосочетания, организованные на основе управления, согласования и примыкания) связаны с совершенно определёнными семантическими характеристиками имени, то есть принадлежностью к одной из групп существительных - первых компонентов.
261-267 57
Аннотация
В статье анализируется взаимосвязь языка и сознания, но делается акцент на том, что сознание есть инструмент не только отражения бытия и способ регулирования человеческих действий и отношений, но также и механизм оценивания предметов и явлений действительности. Сознание понимается как картина мира субъекта. Члены общества формируют знания в ходе совместной познавательной деятельности. Речь рассматривается как один из видов деятельности. Создаваемые в процессе деятельности образы сознания вовне представлены языковыми средствами. Описывается методика изучения сознания в психологии, где оно понимается как «образ мира» субъекта, а также прослеживается связь сознания (образа мира) с такой категорией, как «языковое сознание», понимаемой как основная и неотъемлемая часть сознания. Поскольку в психологии сознание уподобляется образу мира, последний может быть представлен в виде системы значений. Система значений, формируемая в ходе познания реально существующего мира, служит своеобразной системой ориентиров субъекта в окружающей действительности. Полученные в ходе деятельности знания преобразуются в сознании в личный опыт и знания субъекта. Раскрывается суть основополагающей научной парадигмы современной психолингвистики, где образ языкового сознания является основной моделью исследования. Образ языкового сознания определяется как опосредованный языком образ мира. Образ сознания понимается как образ мира, проецируемый вовне посредством языка. Образ языкового сознания представляется как множество образов сознания, выражаемых при помощи языка. Образы сознания существуют в виде значений слов. Предпринимается попытка доказать, что языковое сознание не только формирует, хранит и перерабатывает языковые знаки и их значения, но также детерминирует отношение индивида к предметам и явлениям действительности. Языковое сознание, где ценностный элемент представляет собой его суть, ориентирует деятельность субъекта, определяет отношение индивида к предметам и явлениям действительности. Исходя из этого, доказывается, что, таким образом, в языковом сознании явно присутствует ценностный компонент. Следовательно, ценности можно обозначить как слова с социально сконструированным значением.
268-273 51
Аннотация
В данной статье рассматривается интерпретация исторических фактов в романе Умберто Эко «Баудолино». Предметом интерпретации оказывается средневековая история, в частности, эпоха правления императора Фридриха Барбароссы. Эко использует типичный для исторического романа приём соединения фактов из хроник и вымышленных элементов, события показаны глазами вымышленного персонажа Баудолино. Подчёркивая связь истории и современности, Эко предлагает пересмотреть связанные с данной эпохой стереотипы. Портреты исторических личностей заимствованы из хроник, однако в романе они приобретают эмоциональную окраску в восприятии главного героя, нагромождение типичных клише уступает место индивидуальности. Противостояние итальянских коммун власти Фридриха также становится частью индивидуальной истории персонажа. В основе интерпретации многих событий оказывается использование легендарных источников, среди которых местные предания итальянского города Алессандрии, мифы о Гоаале и о пресвитере Иоанне. За счёт легендарного материала Эко заполняет лакуны истории. Многие события (в частности, участие Барбароссы в Третьем крестовом походе) довольно точно соответствуют хроникам в дескриптивной части, однако при этом приобретают вымышленную мотивировку. Загадка, связанная со смертью императора, получает детективное решение. В романе представлены доктрины, разработанные в императорской канцелярии Фридриха, при этом авторство указанных идей приписывается Баудолино. Эко не только творчески интерпретирует конкретные факты прошлого, но и воплощает постмодернистскую концепцию истории, согласно которой прошлое непознаваемо в качестве объективной конечной истины и всегда существует в форме нарратива. Прошлое и настоящее принципиально не отличаются друг от друга, так как история всегда интерпретируется с позиции современности.

РЕЦЕНЗИИ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)