Все дальше в прошлое уходит от нас Вторая мировая война, а интерес исследователей к ней не угасает. Можно ли было избежать войны, отказавшись от политики умиротворения агрессора, кульминационным моментом которой стал позорный Мюнхенский сговор сентября 1938г., пойдя совместно с Францией на военное сотрудничество с Советским Союзом? Можно ли было остановить агрессора с помощью предоставления Великобританией твердых гарантий малым странам Европы? Казалось бы, так и было сделано, но какова была цена этих гарантий, и было ли правительство Чемберлена искренним в своем стремлении защитить малые страны? Не намеревалось ли оно использовать эти гарантии в качестве средства давления на Гитлера с целью заставить его пойти на сговор с Лондоном? Эти, казалось бы, уже ставшие банальными вопросы продолжают задавать себе историки разных стран.
К 1939 г. Версальско-Вашингтонская система международных отношений фактически завершила свое существование, пройдя через несколько сменявших друг друга этапов. Эти этапы не всегда были синхронны на двух основных политических театрах тогдашнего мира - «европейском» и «дальневосточном».
Мюнхенская конференция 29 сентября 1938 г. и советско-германский пакт о ненападении от 23 августа 1939 г. изучаются уже более полувека. Основные документы давно опубликованы; имеется обширная научная и публицистическая литература на разных языках, однако споры вокруг этих событий не прекращаются. В основном, они ведутся вокруг оценок Мюнхенской конференции и советско-германского пакта, то есть, вокруг таких вопросов, которые, по самому существу дела, трудно поддаются доказательству и проверке. Часто они носят болезненный характер, потому что Мюнхенская конференция и советско-германский пакт о ненападении, сопровождавшийся секретным «дополнительным протоколом» о разделе стран Восточной Европы между Германией и СССР, определили судьбу ряда стран и народов; оказали глубокое воздействие на их историческую память, национальное самосознание, чувство национальной гордости. Содержание, характер и тональность таких споров во многом определяются международной обстановкой и политическими переменами в тех или иных странах.
Особое внимание уделено действиям Советского Союза, направленным на установление контроля над Западной Украиной и Западной Белоруссией, ранее принадлежавшими Польше.
По мнению автора, Соединенные Штаты, вопреки распространенному мнению, не были активными противниками инкорпорации прибалтийских государств в состав Советского Союза. Сразу после возникновения независимых прибалтийских республик американская дипломатия поддерживала идею территориальной целостности России в надежде на то, что если антикоммунистические силы одержат победу в Гражданской войне, новое демократическое правительство станет законным обладателем этих территорий и унаследует важную роль в международных отношениях, ранее принадлежавшую Российской империи. Правительство США признало страны Балтии только после победы большевиков. В дальнейшем, когда СССР включил Прибалтику в свою сферу влияния, США были озабочены другими стратегическими интересами и практически ничего не сделали, чтобы помешать включению балтийских республик в состав СССР.
ISSN 2541-9099 (Online)