Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 5(38) (2014)

ВСТРЕЧАЯ 70-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ МГИМО

21-31 57
Аннотация
Международные отношения были и остаются не только одной из базовых учебных дисциплин, но и одним из основных направлений научно-исследовательской работы МГИМО. В их преподавании всегда тесно переплетались теория и практика, история и современность, стремление сочетать глубокое знание фактического материала с научно обоснованными оценками, обобщениями в соответствии с устанавливаемыми объективными закономерностями в развитии международной жизни. Ибо подготовка высококвалифицированных специалистов-международников невозможна без фундаментальной научной базы. В этом смысле отмечающий свое 70-летие МГИМО(У) демонстрирует органичное сочетание учебной и научно-исследовательской деятельности, осуществляет на практике единение образования, науки и воспитания. Организационно-координирующую роль в складывании в МГИМО научной школы изучения международных отношений всегда играла и продолжает играть кафедра международных отношений и внешней политики России (ранее - СССР). Разумеется, история школы не сводится к деятельности учёных и преподавателей этой кафедры, она включает изучение различных аспектов развития международных процессов, исследования которых проводятся кафедрами истории и политики стран Европы и Америки, востоковедения, дипломатии и многими другими. В таком комплексном подходе к раскрытию сути и особенностей международных отношений в прошлом и на современном этапе и заключается одна из сильных сторон мгимовской научной школы, так как это позволяет оптимизировать оценку внешней политики страны, имея в виду объективные «вызовы истории». В статье обосновывается мысль о том, что становление и развитие отечественного сегмента науки о международных отношениях неразрывно связано с историей МГИМО и современной миссией университета.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

32-43 59
Аннотация
Международные отношения были и остаются не только одной из базовых учебных дисциплин, но и одним из основных направлений научно-исследовательской работы МГИМО. В их преподавании всегда тесно переплетались теория и практика, история и современность, стремление сочетать глубокое знание фактического материала с научно обоснованными оценками, обобщениями в соответствии с устанавливаемыми объективными закономерностями в развитии международной жизни. Ибо подготовка высококвалифицированных специалистов-международников невозможна без фундаментальной научной базы. В этом смысле отмечающий свое 70-летие МГИМО(V) демонстрирует органичное сочетание учебной и научно-исследовательской деятельности, осуществляет на практике единение образования, науки и воспитания. Организационно-координирующую роль в складывании в МГИМО научной школы изучения международных отношений всегда играла и продолжает играть кафедра международных отношений и внешней политики России (ранее - СССР). Разумеется, история школы не сводится к деятельности учёных и преподавателей этой кафедры, она включает изучение различных аспектов развития международных процессов, исследования которых проводятся кафедрами истории и политики стран Европы и Америки, востоковедения, дипломатии и многими другими. В таком комплексном подходе к раскрытию сути и особенностей международных отношений в прошлом и на современном этапе и заключается одна из сильных сторон мгимовской научной школы, так как это позволяет оптимизировать оценку внешней политики страны, имея в виду объективные «вызовы истории». В статье обосновывается мысль о том, что становление и развитие отечественного сегмента науки о международных отношениях неразрывно связано с историей МГИМО и современной миссией университета.
44-55 78
Аннотация
МГИМО является уникальным учебно-исследовательским центром в области изучения дипломатии как науки и искусства. Отечественных учёных и дипломатов по многим позициям можно назвать первопроходцами в осмыслении процессов, происходящих в дипломатии на современном этапе развития мира. Создание в 1973 г. кафедры дипломатической службы нового научного направления, более полный учёт достижений мировой науки о дипломатии и особенностей её развития принесло ощутимые результаты уже в 1970-1980-е годы. Подлинным прорывом в этой сфере стало создание Проблемной научно-исследовательской лаборатории МГИМО. Её сотрудники развернули исследование теории и практики переговорного процесса. В МГИМО появилось первое в России учебное пособие «Теория и методология анализа международных переговоров» А.В. Загорского и М.М. Лебедевой, а Ю.В. Дубинин создаёт первый отечественный труд о мастерстве переговоров. В этой сфере МГИМО проявляет себя бесспорным лидером. Показательно, что в это время американские авторы отмечали опережающий характер российских разработок в области переговоров по сравнению с тем, что имелось в США. Информационная революция, отказ от шаблонов биполярного мировоззрения - всё это создало весьма благоприятные предпосылки для выхода на качественно новый уровень анализа дипломатических институтов, структур и методов. Возникла возможность перевода изучения дипломатии в область современной политологии. Сохранив традиции исторической и международно-правовой школы, учёные МГИМО приступили к анализу дипломатии как сложного политического института, эволюционирующего по своим правилам и в соответствии с определёнными закономерностями. Одним из первых значимых исследований дипломатии как политического института стал труд Т.В. Зоновой «Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития».
56-78 39
Аннотация
Становление прикладных исследований в МГИМО началось в 1970-е гг. Прикладные исследования учёных института с самого начала вызывали значительный интерес со стороны Министерства иностранных дел СССР, других практических организаций и получили их поддержку. МИД выступил с инициативой создания в МГИМО специального подразделения -Проблемной исследовательской лаборатории системного анализа в области международных отношений. Функционал лаборатории заключался в применении системного анализа и количественных методов при формировании данных для принятия «более обоснованных решений в области международных отношений». В 2004 г. преемник Проблемной лаборатории -Центр международных исследований - был преобразован в Научно-координационный совет по международным исследованиям, который в 2009 г. передал свои функции Институту международных исследований. По сравнению с предшествующим периодом более чем на порядок возросла интенсивность подготовки документов для практических организаций. Часть своих аналитических разработок Институт ориентирует для публичного предложения и обсуждения, издаёт в виде открытых докладов. В ИМИ проводятся научно-общественные мероприятия различного формата по актуальным проблемам международных отношений и мировой политики, результаты которых, как правило, публикуются. Измерение эффективности работы так называемых think tanks - задача весьма деликатная и вряд ли имеющая в настоящее время достаточно удовлетворительное решение. Вместе с тем, некоторые международные рейтинги - при всей их условности и обусловленности, - уже констатировали позитивные изменения в научно-исследовательской работе МГИМО.

ИСТОРИЯ

79-86 43
Аннотация
Международные процессы и события, мировая политика начала XXI в. снова ярко продемонстрировали, что в их глубинной основе нередко проступает исторический контекст, без которого понимание происходящего едва ли оказывается возможным. Ректор МГИМО академик А.В. Торкунов, анализируя перспективы развития образования по направлению «международные отношения», подчеркнул: «Если для специалиста в области точных наук лучшей тренировкой и основой профессионализма является математика, то для международника эту задачу выполняет история». Преподавание исторических дисциплин в МГИМО с первых лет существования института опиралось на прочную научную базу. МГИМО является одним из ведущих центров научных исследований в области истории, политических и гуманитарных наук. Здесь в разные годы работали академики Е.В. Тарле, Л.Н. Иванов, В.Г. Трухановский, А.Л. Нарочницкий и другие выдающиеся учёные - историки. Историческая школа МГИМО объединила важные направления отечественной исторической науки: историю политических процессов в ХХ веке, новую и новейшую историю, историю международных отношений и дипломатии, историческое регионоведение и страноведение, востоковедение, философию и теорию истории. Лучшие традиции исторической школы МГИМО, заложенные её основателями, стали фундаментом развития исторических исследований в МГИМО на современном этапе. В 1992 г. в МГИМО была создана кафедра всемирной и отечественной истории. В её работе принципиальной инновацией стало соединение двух составляющих - исторического образования и исторической науки, что дало возможность укрупнённо представить историю России как важнейшую часть всемирной истории. Историческая школа МГИМО реализовала ряд исследовательских проектов, в том числе «Александр Невский» и многотомник «Великая Победа», работает над научно-исследовательским проектом «Россия в современном мире», инновационным проектом «Синхронная история» и т.д.

ПОЛИТОЛОГИЯ

87-111 52
Аннотация
Из всех факультетов политологии России - факультет политологии МГИМО(У) МИД России, наверное, самый старый, хотя на самом деле он очень молодой - в год 70-летия МГИМО ему исполнилось всего 15 лет. Несмотря на то, что политолог -относительно новая специальность, которая в нашей стране обрела «легальную» институциональную самостоятельность лишь в 1990-е г, политологической школе МГИМО практически столько же лет, сколько самому вузу. В отличие от многих других вузов, ориентированных на подготовку преподавателей политологии или прикладных политтехнологов, в МГИМО сформировалась своя уникальная политологическая школа «полного цикла», которая предполагает обучение политологов с «нуля» вплоть до самой высшей квалификации как преподавателей и исследователей, так и прикладных аналитиков, консультантов и практиков. Уникальность политологической школы МГИМО позволяет её организационной ипостаси - факультету политологии - предложить абитуриентам обучение по широкому кругу востребованных специальностей и специализаций, одновременно обеспечив глубокую теоретическую и практическую подготовку. Подготовка МГИМО на всех факультетах традиционно включает расширенную лингвистическую компоненту (как минимум два иностранных языка). Но для политологов-международников она особенно важна, так как позволяет не просто общаться, а вести профессиональные дискуссии, читать профессиональную высокоспециализированную литературу и даже писать и публиковаться не только на языке международного общения, но, в идеале, и на других иностранных языках. При этом наши преподаватели-политологи - не только теоретики, но и практики, поскольку они не только пишут книги, но и реально участвуют в политическом процессе и знают о нём не понаслышке.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ И СТРАНОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В МГИМО

112-118 42
Аннотация
Отечественная научная школа общеевропейских интеграционных исследований начала складываться в 1960-е гг. в ИМЭМО РАН. В числе ведущих учёных, разработавших методологические подходы советской интеграционалистики, были М.М. Максимова, Ю.А. Борко, Ю.В. Шишков, Л.И. Глухарёв. Позднее новым центром интеграционных исследований стал созданный в 1987 г. Институт Европы РАН, который возглавляли академики В.В. Журкин и Н.П. Шмелёв. В 1980-е гг. к тематике интеграционных процессов в Европе обратились эксперты МГИМО. Важную роль в развитии школы интеграционных исследований в СССР сыграл профессор МГИМО, заведующий кафедрой истории международных отношений и внешней политики СССР В.Б. Княжинский. Его работы способствовали избавлению отечественного научного сообщества от скептицизма в отношении перспектив европейской интеграции. В середине 1990-х гг., оставив дипломатическую службу, в МГИМО пришёл профессор Ю.А. Матвеевский. Опираясь на колоссальный практический опыт, он подготовил целый ряд монографий об истории европейской интеграции. В своих работах он анализирует развитие интеграционных процессов в Западной Европе от их зарождения до наших дней, показывает процесс постепенного созревания необходимых духовных и материальных предпосылок для начала интеграции и прослеживает различные этапы «интеграционного строительства». В конце 1990-х гг. растущий спрос со стороны отечественного бизнеса и государственных органов на специалистов, способных компетентно взаимодействовать с Европейским союзом, породил потребность передачи новым поколениям студентов накопленного багажа научных знаний. На этом фоне создание в 2003 г. в МГИМО первой в России кафедры европейской интеграции явилось необходимым и закономерным шагом.
119-130 91
Аннотация
Изучение стран Запада, преподавание связанных с этим дисциплин имеют в МГИМО давние и прочные традиции. У истоков стояли такие корифеи отечественной науки, как академики Е.В. Тарле и В.Г. Трухановский, профессора Л.И. Зубок, Ю.В. Борисов, Ф.И. Нотович, Г.Л. Розанов. Они заложили основы школ франковедения и англоведения, германистики и американистики. «Визитной карточкой» историков-страноведов института были и остаются монографии и учебные пособия. Их появление было продиктовано профилем института, готовившего кадры международников прежде всего для практической работы. Тесная связь с МИД была «обязывающим преимуществом», порой ограничивая исследователей в выборе периодов и сюжетов для исследования. В то же время бесспорным плюсом и качественной особенностью страноведческих школ МГИМО была актуальность исследований. Ещё одной характеристикой мгимовской традиции изучения стран Запада является анализ внешней политики и дипломатии этих стран в тесной взаимосвязи с социальноэкономическими и внутриполитическими процессами. Поэтому научная и учебно-методическая работа в МГИМО всегда опиралась на богатый эмпирический материал и была ориентирована на анализ реальных явлений и процессов, актуальных проблем развития зарубежных стран. Этому способствовала и профессиональная подготовка преподавательского состава института, в котором всегда было немало учёных, не понаслышке знакомых с реалиями западной действительности. Научные исследования в МГИМО традиционно переплетались с педагогическими задачами, так как лучшие учёные создавали и основные учебники. В частности, первый в нашей стране учебник для высшей школы по новой истории был написан профессорами МГИМО Е.В. Тарле, А.В. Ефимовым, Ф.И. Нотовичем, В.М. Хвостовым и Л.И. Зубоком.
131-135 69
Аннотация
Ефимов и Л.И. Зубок. Алексей Владимирович Ефимов - член-корреспондент АН СССР с 1938г., заведующий кафедрой новой и новейшей истории и декан исторического факультета МГУ, - стал одним из первых профессоров факультета международных отношений МГИМО. Ефимова отличал широкий кругозор и масштаб научных интересов. Ещё в 1934 г. он опубликовал монографию «К истории капитализма в США», начав проблемно-тематический цикл, который завершил через тридцать с лишним лет фундаментальной работой «США. Пути развития капитализма (доимпериалистическая эпоха)». Алексей Владимирович был не только крупным учёным, но и великолепным педагогом, яркие лекции которого гремели по всей Москве. На базе его лекционного курса вышел один из первых послевоенных учебников по истории США - «Очерки истории США». Ему же принадлежит и самый популярный школьный учебник по новой истории, выдержавший с 1940 г. более трехсот изданий, в том числе и зарубежных. Не менее колоритной фигурой был и профессор Лев Израилевич Зубок -человек необычной судьбы. Эмигрировав подростком в США вместе со своими родителями, он рано примкнул к американскому революционному движению и в 1920-х гг. был вынужден покинуть и эту страну. В МГИМО он пришёл уже сложившимся учёным. Круг научных интересов Зубока был очень широк: от изучения американской внешнеполитической экспансии до истории рабочего движения в США. Его труды до сих пор не утратили своего научного значения. Учебные пособия, созданные на основе его лекционных курсов, были очень популярны не только среди студентов МГИМО. Последний учебник Льва Израилевича по новейшей истории США, написанный им вместе с его учеником Н.Н. Яковлевым - «Новейшая история США» (М.: Просвещение, 1972) - продолжает и сегодня использоваться преподавателями российской средней и высшей школы.
136-142 43
Аннотация
Традиции ибероамериканских исследований закладывались поколением профессоров, преподававших в МГИМО в конце 1940-х - начале 1950-х гг. Среди них были такие крупные учёные, как историк Л.И. Зубок и экономгеограф И.А. Витвер. Формирование первого поколения мгимовцев-ибероамериканистов происходило в атмосфере, отмеченной свежими воспоминаниями о гражданской войне в Испании и сближением СССР и стран Латинской Америки, с большинством из которых в 1942-1946 гг. были установлены дипломатические отношения. Начавшаяся холодная война свела к минимуму связи с испаноязычными странами. Творческий потенциал учеников Зубока и Витвера в полной мере раскрылся только в 1960-1970-е гг., когда исторические судьбы России и Латинской Америки вновь сблизились и переплелись. Целый ряд выпускников-ибероамериканистов в те годы удачно сочетали практическую и научную деятельность. Выпускники МГИМО внесли большой вклад в становление ведущих центров отечественной латиноамериканистики - Института Латинской Америки и журнала «Латинская Америка». Без малого тридцать лет ИЛА руководил член-корреспондент РАН В.В. Вольский. Журнал, основал и в течение двадцати лет возглавлял его С.А. Микоян. В настоящее время журналом также руководит выпускник МГИМО - В.Е. Травкин. Многие преподаватели МГИМО принимали участие в масштабном проекте, реализованном в ИЛА, - создании энциклопедии «Латинская Америка», а руководители проекта - В.В. Вольский и А.Н. Глинкин - в течение длительного времени преподавали в МГИМО. По инициативе мгимовцев Б.И. Коваля, С.И. Семёнова, А.Ф. Шульговского Институт Латинской Америки выпустил многотомное исследование по социальной структуре латиноамериканских обществ. Следует особо отметить, что значение многих работ по иберо-американистике того времени выходили далеко за рамки регионоведения, оказав влияние на формирование и развитие других научных направлений и учебных дисциплин.
143-150 95
Аннотация
26 февраля 1796 года в России был издан императорский указ об учреждении в Коллегии иностранных дел «особого Департамента для отправления дел, касающихся до азиатских народов» и в следующем году при нём открылась школа переводчиков китайского, маньчжурского, персидского и турецкого языков. Однако вопрос о специальной подготовке кадров для российского дипломатического ведомства был решён окончательно только в XIX веке. В 1815 г. был основан Лазаревский институт восточных языков, в 1823 г. - Учебное отделение восточных языков при Азиатском департаменте МИД Российской империи. Их традиции продолжил созданный в Советской России Институт востоковедения, ставший ведущим центром подготовки кадров специалистов, потребность в которых испытывали важнейшие государственные учреждения и общественные организации. От Лазаревского института МИВ получил в наследство его традиции и богатейшую библиотеку. При слиянии Московского института востоковедения в 1954 году с МГИМО его библиотечные фонды были переданы в МГИМО, они составляют сейчас основу раритетного фонда университетской научной библиотеки. Развитие востоковедной школы МГИМО исторически было обусловлено действием двух ключевых факторов - спецификой «старого» востоковедения как своего рода конгломерата наук и всё возрастающими потребностями общества в практическом применении знаний о Востоке. Разумеется, помимо Лазаревского института, немалое влияние на становление востоковедения в МГИМО оказали другие ведущие центры отечественного изучения Востока. В первую очередь среди них нужно назвать Петербургский (Ленинградский) и Казанский университеты, где традиции ориенталистики также уходили корнями в XIX в. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны многих видных представителей московской и ленинградской школ востоковедения в Казань и города Средней Азии придали новый импульс востоковедным исследованиям в вузах указанных регионов.

СОЦИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ

151-158 50
Аннотация
Среди научных школ МГИМО, получивших общероссийское и мировое признание, видное место занимает философско-социологическая школа. Традиции этой школы закладывали два замечательных человека: Георгий Павлович Францев - ректор МГИМО в решающий период становления первых его курсов и Александр Фёдорович Шишкин - создатель и многолетний руководитель кафедры философии. Первый из них принадлежал к одной из лучших в России школ историков-античников Петербургского (Ленинградского) университета. После Отечественной войны Г.П. Францев много сделал для восстановления отечественной социологии и политической науки. Уже после МГИМО, работая в МИД СССР, а затем ректором Академии общественных наук и шефом-редактором журнала «Проблемы мира и социализма» в Праге, он неизменно поддерживал учёных-мгимовцев, включал их в наиболее интересные авторские коллективы, рекомендовал для участия в международных конгрессах. А.Ф. Шишкин, уроженец Вологды, также учился в 1920-е гг. в Петрограде. Как учёного его занимали вопросы истории педагогики и морали, ему принадлежал первый послевоенный советский учебник по этике. Монография «XX век и моральные ценности человечества» и другие работы Шишкина сыграли большую роль в переходе от узкоклассовых к общечеловеческим моральным ориентирам в отечественной философии. За тридцать лет руководства кафедрой философии А.Ф. Шишкину удалось воспитать несколько поколений учеников - исследователей и педагогов. Некоторые из них были уже его «научными внуками» - учениками учеников. И если по тематике исследований большинство аспирантов кафедры шло по стопам Г.П. Францева, то камертоном человеческих отношений всегда оставался А.Ф. Шишкин. Необходимо отметить важную роль, которую сыграла философско-социологическая школа МГИМО в возрождении в СССР социологии и политологии. В созданной в 1958 г. Советской социологической ассоциации (ССА) её первым председателем был избран Г.П. Францев, заместителем - Г.В. Осипов. Через год он сменил Францева на председательском посту и оставался им до 1972 г.

ПРАВО

159-170 101
Аннотация
У истоков создания кафедры международного права стояли такие выдающиеся учёные, дипломаты и педагоги, как В.Н. Дурденевский, С.Б. Крылов и Ф.И.Кожевников. Отечественная наука международного права со второй половины XX столетия во многом формировалась под влиянием юристов, работавших в МГИМО. Они определяли содержание преподавания международного права на всём пространстве СССР, а начиная с 1990-х годов - в России и других странах СНГ. Ценность научных исследований юристов-международников МГИМО обусловлена их тесной связью с практикой международных отношений, участием исследователей в межгосударственных переговорах, в деятельности ООН, других международных организаций, в дипломатических конференциях и международных научных форумах. Этот опыт воплотился и в создании в МГИМО учебников, которые востребованы и по сей день. Международно-правовой факультет МГИМО(У) МИД России состоит из кафедр: международного права; международного частного и сравнительного права; европейского права; сравнительного конституционного права; административного и финансового права; уголовного права, уголовного процесса и криминалистики. В них трудятся многие известные и за пределами страны российские юристы, успешно развивающие и отечественную, и международную правовую науку. В 1947 г. в системе Академии наук СССР был издан первый в СССР учебник «Международное право», авторами и ответственными редакторами которого были С.Б. Крылов и В.Н. Дурденевский. По нему изучали международное право первые поколения студентов МГИМО. Разработанная в нём система курса международного права воспроизводилась во всех последующих учебниках международного права, изданных в СССР. В 1964 г. под редакцией Ф.И. Кожевникова был издан первый учебник международного права с грифом МГИМО, выдержавший пять изданий (1966,1972, 1981,1987). В 1994 г. кафедра совместно с Дипломатической академией МИД России подготовила качественно новый учебник, отразивший развитие международного права в 1960-1990-е годы. В 2000-м г. увидел свет учебник «Международное право», который был подготовлен исключительно коллективом кафедры международного права МГИМО. В 2005г. был издан учебник «Европейское международное право». Он стал первым в отечественной юриспруденции учебником, посвящённым международно-правовым аспектам сотрудничества государств в Европе. Существенный вклад в развитие школы международного права МГИМО внёс ежеквартальный журнал «Московский журнал международного права». Инициатором его учреждения и главным редактором и по сей день является Заслуженный деятель науки России, профессор кафедры международного права Ю.М. Колосов.

ЭКОНОМИКА

171-181 64
Аннотация
Формирование экономической школы МГИМО было обусловлено потребностями России в исследовании мировых экономических процессов, мирового хозяйства, а также необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров экономистов-международников. Школа развивается по целому ряду направлений, которые в основном совпадают с кафедральной структурой факультета: - одно из важнейших направлений, своего рода фундаментом экономической школы, является экономическая теория, разработка которой осуществляются на одноимённой кафедре. В 1991 г. здесь был создан учебник «Курс экономической теории», впоследствии семь раз переизданный; - развитие экономической школы МГИМО в области международных экономических отношений осуществляет кафедра МЭО и ВЭС. Её становление связано с именем выдающегося экономиста Н.Н. Любимова. С 2007. г возглавляемая д.э.н., профессором И. Платоновой кафедра изучает проблемы совершенствования архитектуры ВЭС и повышения международной конкурентоспособности России; - история исследования проблем мировой экономики в МГИМО начинается в 1958 г. на кафедре с таким же названием. Её создание означало также переход к глубоким исследованиям мирового хозяйства как целостной системы производительных сил и форм их общественной организации. С 1998 г. кафедрой заведует профессор А.С. Булатов; - исследования международных валютно-финансовых отношений базируются на кафедре международных финансов и ориентированы на рассмотрение фундаментальных научных и практических проблем, а также на популяризацию экономических знаний; - кафедра «Банки, денежное обращение и кредит» была создана в феврале 2012 г. Возглавляет кафедру д.э.н., профессор Г.С. Панова. К работе на кафедре привлечены опытные работники банков. За последние два года кафедра выполнила ряд правительственных заказов; - в последние годы расширилось поле практического применения результатов исследований в области учёта, статистики и аудита, которые ведутся на одноимённой кафедре; - важным направлением развития экономической школы МГИМО являются проблемы управления рисками и страхования. Созданную в 1993 г. кафедру управления рисками и страхования возглавляет профессор РТ. Юлдашев.
182-185 47
Аннотация
Вопросы управления и регулирования на государственном и межгосударственном уровне, системы менеджмента ведущих компаний мира, формы и методы организации управленческой, маркетинговой, коммерческой и рекламной работы - относительно новые направления в отечественной науке. В российских вузах они стали вводиться в учебный процесс только во второй половине 1980-х г. В МГИМО эти научные направления разрабатываются уже свыше 60 лет. Научная школа кафедры менеджмента и маркетинга и кафедры управления внешнеэкономической деятельностью отличается международной направленностью и ориентируется на разработку организационных форм и методов управления, рыночной стратегии, маркетинга и коммерции в контексте внешнеэкономической и международной деятельности отечественных организаций и фирм на базе комплексного исследования передового управленческого опыта ведущих зарубежных стран. На ранней стадии своего существования основное внимание школы было сосредоточено на методологических и практических аспектах международной коммерции и рекламы. Но постепенно стали развиваться исследования в области менеджмента и маркетинга и начала формироваться научная школа в этой области на базе изучения соответствующих теорий и технологий ведущих зарубежных стран и прежде всего ТНК. Первоначально данное направление развивалось в МГИМО на кафедре международных экономических отношений факультета МЭО. Речь идёт о таких дисциплинах, как организация и техника внешнеэкономических операций на мировых рынках, управление внешнеэкономической деятельностью в зарубежных странах, конъюнктура мировых товарных рынков, товароведение и др. В изданном в 1975 г. учебнике заслуженного деятеля науки РФ, д.э.н. профессора И.Н. Герчиковой «Организация и техника внешнеторговых операций на капиталистическом рынке» уже содержались разделы, посвящённые вопросам менеджмента и маркетинга: организационной структуре фирм, их международной маркетинговой работе, международной рекламе и т.д. В работах д.э.н. профессора Ф.Г. Пископпеля, д.э.н. профессора С.П. Никитина были систематизированы формы и методы конъюнктурных исследований, которые являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности компаний на мировых рынках.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ

186-191 51
Аннотация
Активное участие России в решении проблем глобальной энергетической безопасности создаёт основу для упрочения её позиций в международном сообществе, служит реализации государственных политических, экономических и стратегических интересов. Международный институт энергетической политики и дипломатии (МИЭП) создан в МГИМО в феврале 2000 г. в соответствии с решением Учёного совета от 30 ноября 1999 г. и в рамках соглашения с Международной академией топливно-энергетического комплекса. МИЭП объединил в себе два важнейших направления внешней политики страны - энергетическое и дипломатическое - и впервые в России развернул многоуровневую подготовку кадров в сфере энергетической дипломатии и геополитики, а также международного энергетического сотрудничества. Непосредственной причиной создания МИЭП стала острая потребность важнейших государственных структур и ведущих нефтяных, газовых и энергетических компаний в специалистах, обладающих подготовкой, необходимой для решения приоритетных задач международного энергетического сотрудничества и интеграции российского ТЭК в мировое экономическое пространство, то есть в сферах: - энергетической политики и дипломатии; - международного права; - мировой экономики и финансов; - международного менеджмента и маркетинга. Идею создания Международного института энергетической политики и дипломатии активно поддержали Государственная Дума и Совет Федерации, Министерство иностранных дел, Министерство энергетики, Министерство образования и науки, Министерство экономического развития РФ. С учётом особой важности решаемых им задач, в 2001 г. был создан Наблюдательный совет по развитию Международного института энергетической политики и дипломатии, в который вошли главы администраций крупнейших добывающих регионов страны, а также руководители более 30 ведущих российских компаний топливно-энергетического комплекса. Наблюдательный совет возглавил министр иностранных дел России.

ЦЕНТР ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

192-196 72
Аннотация
Военно-политическая проблематика является важным направлением научно-исследовательской работы в МГИМО. Отличие этого направления от классической международной специализации состоит в том, что оно находится на стыке нескольких научных дисциплин: военной науки, военно-технической и военно-промышленной тематики и собственно международных отношений. Специалист в военно-политических вопросах должен быть не только экспертом в сфере международных отношений и дипломатии, но и располагать глубокими знаниями в военно-технических вопросах, разбираться в военной науке, понимать основные тенденции развития научно-технического прогресса и его влияние на расстановку сил в мире. Глобальные изменения в соотношении сил и характере конфликтов, появление новых видов вооружения изменяют основные методы и подходы в военном искусстве, что требует научно обоснованного взгляда на решение поставленных задач и междисциплинарного подхода в реализации целей. Военно-политические исследования позволяют понять, как развитие военной техники и военной организации государства влияет на политическую обстановку в мире, на национальную безопасность страны и ее место в системе международных отношений. Военно-политическое направление исследований развивалось в МГИМО в течении нескольких десятилетий. За это время здесь сформировались солидные условия для формирования авторитетной научной школы. У её истоков стояли такие видные учёные-международники, как И.Г. Усачёв, А.Д. Никонов, А.Г. Арбатов, В.Г. Барановский, В.М. Кулагин, А.Н. Никитин и другие известные отечественные специалисты. Их работы затрагивали широкий спектр военно-политических вопросов, включая темы контроля над вооружениями и разоружения, международной, и прежде всего европейской безопасности, военную политику НАТО, западные военно-политические доктрины и их практическое применение. На этой научной базе продолжило работу более молодое поколение исследователей, в том числе и тех, кто сейчас продолжает заниматься данной тематикой в стенах МГИМО. В качестве примера можно привести научные работы А.И. Подберёзкина, И.А. Ахтамзяна, А.В. Загорского, Н.В. Софинского и М.В. Александрова. Примечательно, что кандидатскую диссертацию по военно-политической проблематике защищал в МГИМО и нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев. Сейчас эстафету в разработке этого научного направления принял Центр военно-политических исследований (ЦВПИ) МГИМО, который стал своеобразной точкой сосредоточения соответствующей информации, знаний и экспертизы. Центр был создан 10 октября 2012 г. при финансовой поддержке концерна ПВО «Алмаз-Антей». Возглавил ЦВПИ проректор МГИМО по научной работе, доктор исторических наук, профессор А.И. Подберёзкин.

ФИЛОЛОГИЯ

197-202 39
Аннотация
В 1943 г., когда основывался факультет международных отношений в МГУ, спустя год развёрнутый в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО), первой задачей профессорско-преподавательского состава было научить будущих дипломатов иностранным языкам, которых абитуриенты в массе своей попросту не знали. Конечно, в разгар Второй мировой войны изо всех иностранных языков самым важным казался немецкий. Но вопрос ставился о языковой поддержке функционирования системы всемирной дипломатии Советского государства, поэтому приходилось думать и о многих других языках. Причём довольно скоро стало ясно, что свободное владение двумя иностранными языками составляло главное преимущество мгимовцев перед выпускниками всех других отечественных вузов, и преимущество неоспоримое. С самого первого дня изучение языков в МГИМО носило ярко выраженный прикладной характер: языки изучали люди, одновременно получавшие другие профессии - дипломата, экономиста, юриста, журналиста. Язык специальности или, как стали говорить позже, язык профессии, сделался академической нишей МГИМО. Никто не мог говорить на иностранных языках на профессиональные темы с таким совершенством, как выпускники МГИМО; никто не мог превзойти выпускника-мгимовца по уровню профессионализма в любом виде специального перевода. Конечно, МГИМО не являлся переводческим вузом, но классных ad hoc переводчиков он готовил всегда. К тому же, в начале дипломатической карьеры молодым специалистам чаще всего приходится заниматься преимущественно переводами. Именно поэтому на сегодняшний день МГИМО вошёл в Книгу рекордов Гиннесса по числу изучаемых иностранных языков: их в 2014 году стало 53.
203-205 71
Аннотация
Кафедра английского языка № 1 считает себя преемницей кафедры английского языка, основанной во время войны на факультете международных отношений МГУ. Это была небольшая (около 10 человек) кафедра, перед преподавателями которой встала нелёгкая задача - «с нуля» обучать будущих дипломатов английскому языку. После преобразования факультета в МГИМО кафедра стала быстро расти. Основоположниками школы преподавания английского языка для дипломатов по праву можно назвать Е.М. Зелтынь, С.В. Шевцову, М.В. Бойкову, Л.А. Алмазову, К.Ф. Пассек, В.И. Тархова, А.Д. Гачечиладзе, И.А. Тенсон, Н.П. Богданову, Д.А. Штеллинга, Л.В. Парканскую и других преподавателей, которые долгие годы проработали на кафедре. Практическим воплощением идей основателей методической школы на кафедре явились многочисленные учебники и учебные пособия. Первое поколение учебников по практике английского языка было создано в конце 1940-х -1960-х гг. В 1952 г. появился учебник для первого курса (Л.А. Алмазова, М.В. Бойкова, А.Д. Гачичелазде, Л.А. Горышник, Б.М. Нижанская, К.Ф. Пассек, Л.А. Свирская); в 1956 г. - учебник для старших курсов (Е.М. Зелтынь, Д.Е. Животовская, И.А. Тенсон); в 1965 году появился ещё один учебник для старших курсов (И.А. Тенсон, С.В. Шевцова). В период с 1952 по 1964 гг. вышло семь изданий пособия первой послевоенной серии «Учитесь говорить по-английски». Прорывом в английской филологии и методике преподавания языка стал учебник по теоретической грамматике английского языка Л.С. Бархударова и Д.А. Штеллинга. В 1960-е - 1970-е г. продолжилось создание учебников по практике речи. Именно в эти годы были созданы знаменитые учебники под общим руководством С.В. Шевцовой: в 1973 - для первого курса (в соавторстве с М.А. Брандуковой, И.С. Кузьминой, Л.В. Парканской, Л.Д. Фрадкиной); в 1975 - для второго курса (в соавторстве с М.А. Брандуковой, И.С. Кузьминой, Л.В. Парканской). Как продолжение этой серии, в 1977г. вышел учебник С.В. Шевцовой для студентов третьего курса.
206-208 71
Аннотация
Обучение иностранному языку в МГИМО - задача, неразрывно связанная с профессионализацией обучения. Школа делового английского языка как перевод и реферирование экономических текстов, коммерческая переписка и деловое общение зародилась в конце 1950-х гг., когда после объединения Института международных отношений и Института внешней торговли на единой тогда кафедре английского языка была создана секция английского экономического языка. Секцию, а затем с 1969 г. и кафедру английского языка № 2 факультета международных экономических отношений возглавил Сергей Николаевич Андрианов. С 1998 г. руководителем кафедры является Лариса Сергеевна Пичкова, заслуженный работник высшей школы РФ. Кафедра английского языка № 2 стояла у истоков создания школы делового английского в МГИМО и внесла самый большой вклад в её развитие. Разрабатывая и используя новейшие образовательные технологии, активно участвуя во многих инновационных проектах, чутко реагируя на изменения в экономической и социально-политической сфере и внимательно изучая международный опыт, кафедра стала безусловным лидером в преподавании языка профессии. Основной упор делается на использование преимуществ современного метода предметно-языкового интегрированного обучения, при котором программы преподавания делового английского строятся в тесной координации с учебными программами по специальным предметам, а иногда и дополняют их. Деловые игры, «круглые столы», студенческие конференции на английском языке стали многолетней практикой кафедры английского языка № 2. Специализация пронизывает все стадии и аспекты обучения, включая общеязыковую практику.
209-211 54
Аннотация
Кафедра английского языка № 4 была создана в 1975г. и осуществляла преподавание на факультете международных экономических отношений, вечернем факультете и факультете международного бизнеса и делового администрирования с момента его образования в 1992 г. Задача профессорско-преподавательского состава кафедры - обеспечить языковую подготовку будущих менеджеров со специализацией в области управления внешнеэкономической деятельностью. Кафедрой руководит кандидат филологических наук, доцент, Леденёва Светлана Николаевна, предметом исследований которой является психолингвистика. Светлана Николаевна работает в МГИМО с 1990 г., преподает общий язык на старших курсах, она - Заслуженный работник высшей школы РФ. Процесс обучения английскому языку подчинён подготовке: - бакалавров по направлению: «Менеджмент», специализация «Управление внешнеэкономической деятельностью»; - магистров по шести направлениям, три из которых осуществляются на основе совместных образовательных программ МГИМО-Университета: а) со Школой менеджмента ICN Университета г. Нанси (Франция) и Болонским университетом (Италия) - (Магистерская программа «Международный менеджмент» «Подготовка международных менеджеров среднего звена»); б) с Университетом Сент-Эндрюс (Великобритания) - (Магистерская программа «Устойчивое развитие и стратегическое управление в энергетике»); в) с Высшей школой бизнеса Университета Будо (Норвегия) - (Магистерская программа «Международный нефтегазовый бизнес и освоение ресурсов Арктики»).
212-215 35
Аннотация
Кафедра английского языка № 5 была создана в Институте внешнеэкономических связей в 2000 г., а с 2011 г. работает на факультете прикладной экономики и коммерции. Она ориентирована на внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс, что обеспечивается высоким уровнем академической квалификации профессорско-преподавательского состава. На кафедре ведётся подготовка бакалавров и магистров по направлению «Коммерция» и «Экология», а также аспирантов и докторантов по специальностям «Германские языки» и «Теория и методика профессионального образования». Здесь работают преподаватели, активно занимающиеся научно-исследовательской работой: - заведующая кафедрой доктор педагогических наук, кандидат экономических наук Л.К. Раицкая; - доктор филологических наук, профессор кафедры Е.В. Пономаренко; - кандидат педагогических наук, доцент О.В. Немирович; - кандидат экономических наук, доцент О.В. Десятова; - кандидат филологических наук А.В. Лазарева; - кандидат филологических наук С.С. Польская; - кандидат филологических наук Т.А. Светоносова; - кандидат юридических наук Н.Р. Арупова; - кандидат филологических наук, доцент А.В. Киселёва; - кандидат филологических наук, доцент С.А. Чеканова; - кандидат филологических наук А.А. Габец; - кандидат филологических наук, доцент К.Б. Акопян; - кандидат исторических наук, доцент Е.В.Тихонова; - кандидат географических наук Н.Б. Седова; - кандидат юридических наук М.В. Жукова и др.
216-217 51
Аннотация
На международно-правовом факультете преподавание английского языка ведёт кафедра английского языка № 8. Она была создана в январе 2010 г. в результате разделения кафедры английского языка № 3. Кафедрой руководит Ирина Григорьевна Федотова, почётный работник высшего профессионального образования РФ. Специализация кафедры отражает специфику международно-правового факультета, осуществляющего подготовку кадров по направлению «Юриспруденция» (квалификация «Юрист-международник») в рамках уровней высшего образования «Бакалавр», «Магистр», а также «Специалист» (2-е высшее образование). В настоящее время на кафедре работает 40 преподавателей и 2 специалиста по учебно-методической работе 1-ой категории. Одним из самых значительных достижений кафедры за годы её существования явилось создание уникальной школы преподавания юридического аспекта английского языка. У истоков этого направления стоял доцент В.Ф. Назаров. Опубликованный им в 1992 г. учебник «Курс юридического перевода по англо-американскому торговому праву» (М.: Инфосер. 1994) стал итогом работы секции юридического перевода за годы, прошедшие с момента её создания в начале 1970-х г., а также фундаментом для её дальнейшего развития.
218-220 56
Аннотация
Кафедра английского языка № 3 была создана в 1976 году и ведёт преподавание английского языка на факультете международной журналистики. Первой заведующей кафедрой была Муза Николаевна Никифорова (1976 -1989 гг.). С 1990 по 2010 год кафедрой руководила Ирина Григорьевна Федотова, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, которая в настоящее время является заведующей кафедрой английского языка № 8 международноправового факультета. С 1976 по 2010 год коллектив кафедры английского языка № 3 осуществлял преподавание английского языка на двух факультетах: международной журналистики и международно-правовом. В 2010 году сотрудники кафедры, специализирующиеся в преподавании английского языка юриспруденции, создали отдельный коллектив - кафедру английского языка № 8. На кафедре английского языка № 3 остались сотрудники, деятельность которых направлена на обучение будущих журналистов-международников, PR-профессионалов, а также специалистов в области социологии массовых коммуникаций. С начала 2010 года кафедрой руководит кандидат филологических наук, доцент Ольга Карловна Ильина. Со времени открытия специальности «Связи с общественностью» на факультете международной журналистики коллектив преподавателей кафедры проделал огромную работу по обеспечению учебного процесса качественными учебными пособиями и материалами, значительно способствующими подготовке высококвалифицированных кадров на этом направлении.
221-224 63
Аннотация
Кафедра английского языка № 7 была образована в 2001 г. и изначально основное ядро педагогического коллектива кафедры составили преподаватели кафедры английского языка № 1. Дальнейшее формирование коллектива кафедры осуществлялось кандидатом филологических наук, доцентом Н.Н. Павловой. Неоценимой заслугой Наталии Николаевны был набор кадрового состава кафедры, организация работы над новыми программами кафедры, подготовка учебных пособий и материалов, а также создание удивительно дружеского психологического климата. Заведующей кафедрой с 2005 г. по настоящее время является кандидат педагогических наук, доцент И.А. Мазаева. В настоящее время на кафедре работает 27 преподавателей. Из них 8 доцентов, 11 старших преподавателей, 9 преподавателей. 8 преподавателей кафедры имеют учёные степени. 16 преподавателей кафедры - выпускники Московского государственного лингвистического университета (МГПИИЯ им. Мориса Тореза), Московского педагогического университета, МГПИ им. В.И. Ленина, 3 преподавателя - выпускники МГИМО. С момента своего образования кафедра уделяла особое внимание введению в педагогическую практику инновационных методов и технологий обучения английскому языку. Так, достижение образовательных целей, предполагаемых в образовательных программах дисциплины «Иностранный язык (английский)» (основной и второй), обеспечивается применением общепедагогических и методических подходов к организации учебного процесса, изменяющих характер педагогического процесса. Это реализуется с помощью компетентностного, личностно-деятельностного и когнитивно-коммуникативного подходов к образованию. Важными условиями успешного обучения в соответствии с этими подходами являются поддержка и развитие интеллектуальных, коммуникативных и личностных качеств студента и применение преподавателями кафедры на разных уровнях обучения инновационных компетентностно-ориентированных контрольных процедур и видов оценивания (критериального оценивания и технологии «Портфолио»).
225-227 59
Аннотация
Основы преподавания французского языка в МГИМО были заложены в 1950-1960 гг. преподавателями единой кафедры романских языков. Изначально ядро отделения французского языка составляли преподаватели МГУ: Ольга Дмитриевна Андреева, Семён Иосифович Ганионский, Софья Юльевна Фридман, Ирина Борисовна Чачхиани. Среди заведующих кафедрой этого периода наибольший вклад в развитие филологической науки и практики преподавания романских языков внёс выдающийся деятель отечественной романистики доктор филологических наук профессор Владимир Григорьевич Гак. В 1971 г. в результате разделения кафедры романских языков были созданы кафедры французского языка № 1 и № 2. На кафедре французского языка № 1 было успешно завершено решение задачи по разработке комплекса учебной литературы для начального этапа обучения французскому языку и созданы учебники, ставшие «классикой жанра»: - «Учебник французского языка для 1-го курса институтов и факультетов иностранного языка» (авторы И.Н. Попова, Ж.А. Казакова и Н.А. Кашинская, с конца 1980-х гг. соавтором учебника является доцент кафедры Г.М. Ковальчук); - «Учебник французского языка для 2-го курса институтов и факультетов иностранного языка» и «Грамматика французского языка. Практический курс» (авторы И.Н. Попова, Ж.А. Казакова). К числу основных достоинств этих учебников следует отнести тщательный отбор и структурирование изучаемого материала, доходчивость и логичность лексико-грамматических объяснений, продуманность и высокая эффективность системы упражнений.
228-230 53
Аннотация
Школа преподавания экономического французского языка опирается на методику преподавания, разработанную талантливым методистом-практиком доцентом Л.Л. Потушанской, совместно с Г.М. Котовой, Н.И. Колесниковой, И.А. Юдиной создавшей широко известный в нашей стране учебно-методический комплекс из трёх учебников. Данный комплекс построен на чётких принципах, способствующих естественному освоению живого языка «от простого к сложному» и представляющих собой актуальный подход к обучению языку: - строгий отбор лексико-грамматического материала; - особое внимание к сочетаемости и многозначности лексических единиц, частотности их употребления в разговорной речи, а также к подаче лексического материала в контексте. Опыт преподавания и создание учебных пособий по лингвострановедению оказался также чрезвычайно важным для работы с экономическим языком (Ляхова И.В., Самарина К.В. Франция в движении: панорама социальных проблем. La France en mouvement: panorama social: курс французского языка и страноведения. Под ред. И.В. Ляховой. М.: Вече, 2002). Стремясь сочетать достижения филологической и педагогической науки с императивами сегодняшнего дня, требовательность с открытостью новым идеям и общению, следуя лучшим традициям преподавания французского языка в МГИМО, кафедра гарантирует качество языковой подготовки и приобретаемых студентами необходимых компетенций.
231-233 57
Аннотация
Одним иностранных языков, изучавшихся в МГИМО с самого начала, был испанский. У истоков его преподавания в Москве стояла Мария Луиса Гонсалес Висенс - филолог, носитель глубокой гуманитарной традиции. Она училась в мадридском университете вместе с Луисом Буньюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой и Сальвадором Дали, дружила и много общалась с теми, кто затем стал славой и гордостью мировой культуры. После того, как факультет международных отношений МГУ был преобразован в Институт международных отношений МИД, легендарная Мария Луиса осталась в МГУ. Она по праву считается основательницей столичной школы испанистики, наряду с Э.И. Левинтовой, последовательницей традиций академика В.Ф. Шишмарёва, профессором В.С. Виноградовым и другими испанистами. Кафедра романской филологии филологического факультета МГУ подготовила для МГИМО многих преподавателей испанского языка, которые, начиная с 60-х годов ХХ века, вливались в коллектив существовавшей романской кафедры нашего института. Именно в то время, после небольшого перерыва, в МГИМО возобновилось обучение студентов испанскому языку, в том числе силами преподавателей-испанцев, для которых наша страна стала второй родиной. Мария Родригес, Пилар Альварес (Пальярес), Агустин Вилелья и другие носители живого, яркого разговорного испанского создали прекрасные учебники, ставшие хрестоматийными для многих поколений испанистов.
234-236 33
Аннотация
Кафедра романских языков (итальянского, португальского и латинского) имени профессора Т.З. Черданцевой создана 26 ноября 2002 г., работает на всех факультетах МГИМО, структурно относится к МП-факультету. С ноября 2002 г. по декабрь 2012 г. кафедрой руководила кандидат филологических наук Галина Викторовна Петрова. В настоящее время кафедрой руководит доктор филологических наук, профессор Николай Викторович Иванов. Секцией итальянского языка руководит доцент Вадим Алексеевич Дмитренко. Секцию португальского языка возглавляет доцент Елена Геннадиевна Гаврилова. Ответственная за работу секции латинского языка - доцент Ирина Леонидовна Ульянова. Современный состав кафедры романских языков (32 преподавателя) позволяет эффективно осуществлять преподавательскую и педагогическую деятельность, вести научно-методическую работу, поскольку сочетает в себе опыт и знания старейших преподавателей, талант и энергию молодых кадров. На кафедре работают 4 профессора (д.ф.н. Н.В. Иванов, д.ф.н. М.С. Володина, к.ф.н. Г.А. Красова, к.ф.н. Г.В. Петрова), 2 доктора наук (Н.В. Иванов, М.С. Володина) и 11 кандидатов наук: 8 кандидатов филологических наук (Г.В. Петрова, Г.А. Красова, Н.В. Маршалок, Т.Р. Титова, О.Л. Гренадёрова, А.Г. Воронова, С.М. Воронец и А.А. Панов), 1 кандидат исторических наук (М.С. Хван), 1 кандидат психологических наук (Л.Е. Нагорнова) и 1 кандидат экономических наук (Н.В. Ушакова). Многие преподаватели кафедры, обладающие профессиональной подготовкой юристов, экономистов, других преподаваемых в МГИМО специализаций, ведут юридический, экономический перевод (в том числе коммерческую корреспонденцию), общественно-политический перевод.
237-241 93
Аннотация
Кафедра немецкого языка - одна из старейших языковых кафедр МГИМО. С момента своего основания в военный 1944 год опытные преподаватели кафедры, большинство из которых были носителями языка, стали разрабатывать уникальную методику преподавания немецкого языка, тем самым совершив переворот в области обучения этому иностранному языку. Самые первые шаги кафедра сделала под руководством Антонины Васильевны Целицо. Кафедра отказалась от общепринятого тогда и применяющегося до сих пор в таких вузах, как Московский лингвистический университет, раздельного преподавания фонетики, грамматики и лексики, что было обусловлено специфическими задачами, поставленными перед преподавательским составом: подготовить за короткий срок специалистов-международников, активно владеющих немецким языком. Преподавателями кафедры накоплены богатейший опыт и традиции, которые позволяют готовить выпускников, профессионально владеющих немецким языком. Многие бывшие студенты МГИМО, став высококлассными специалистами, успешно работали и работают в престижных учреждениях у нас в стране, и за рубежом в таких областях как международная политика и политология, международные-экономические отношения, международное право, международный бизнес, международная журналистика, а также международный туризм и связи с общественностью. Сегодня на кафедре немецкого языка 63 сотрудника. Из них 7 профессоров, 25 доцентов, 14 старших преподавателей,13 преподавателей и 2 лаборанта. Из 63 педагогов - 3 доктора филологических наук, 37 кандидатов наук (31 кандидат филологических наук плюс 5 кандидатов педагогических наук плюс 1 кандидат исторических наук). Семь преподавателей готовятся к защите диссертационных работ. Студенты обучаются по современным учебникам и учебным пособиям, сохранившим всё лучшее, что было в старых, и переработанных с учетом новых политических реалий.
242-248 42
Аннотация
В сентябре 2013 г. кафедра скандинавских и других редких языков МГИМО отметила своё 30-летие. В 1983 г. А.С. Новакович возглавил созданную по его инициативе кафедру редких языков стран Западной Европы. Сейчас она стала кафедрой, на которой изучаются и преподаются датский, шведский, норвежский, финский, нидерландский, исландский, греческий, латвийский, латышский, эстонский языки и африкаанс. В этом подразделении сосуществуют и взаимодействуют языковые школы по подготовке специалистов-международников, для которых знание языков стран их пребывания позволяют полностью реализовывать свой дипломатический или иной профессиональный потенциал. С 2014 года кафедру, выпускники которой продолжают пользоваться повышенным вниманием работодателей, возглавляет кандидат филологических наук, доцент О.Е. Красова. На кафедре работают 18 высококвалифицированных преподавателей, многие из которых являются лучшими в своей области в России. Они обеспечивают обучение студентов девяти языкам. В распоряжении кафедры находится три мультимедийных класса, что позволяет использовать в процессе обучения самые современные методики преподавания иностранных языков. Однако интересы преподавателей кафедры не замыкаются на учебном процессе. Многие из них работают переводчиками, в том числе и синхронными, на самом высоком уровне, занимаются переводами художественной и специальной литературы, а также научными исследованиями в области филологии, истории, экономики, взаимоотношений России и соответствующих стран и т.п. Это одна из причин того, что среди выпускников кафедры можно встретить не только дипломатов, но и бизнесменов, учёных, политиков, журналистов, телеведущих.
249-255 40
Аннотация
Подготовка специалистов со знанием языков Центральной и Юго-Восточной Европы в МГИМО имеет уже более чем полувековую историю. Первые учебные группы открылись вскоре после войны, как только появились государственные заказы на специалистов-международников данного профиля. Сначала были открыты группы по изучению отдельных языков - чешского, польского, албанского и некоторых других. Число учебных групп постепенно росло, расширялся круг «открываемых» языков, укреплялся корпус штатных преподавателей. В 1963 г. была создана специальная кафедра, объединившая языки Центральной и Юго-Восточной Европы вместе. Возглавил кафедру и руководил её работой почти четверть века (1963- 7 988) выпускник Института военных переводчиков к.ф.н., доцент Владимир Сергеевич Иванов, автор первого в СССР учебника венгерского языка. Со временем кафедра стала одним из ведущих в стране вузовских центров по профессионально-ориентированному обучению языкам Центральной и Юго-Восточной Европы, которое сочеталось с углублённой лингвострановедческой и культурологической подготовкой. Современные условия и направленность обучения по языкам Центральной и Юго-Восточной Европы коренным образом изменились: учебный процесс по языкам, находившимся в ведении кафедры, был в значительной степени унифицирован и переориентирован на активные методы обучения, освоение разных видов коммуникации на иностранном языке. Определяющим фактором в организации учебного процесса стала профессиональная ориентация факультетов, на которых формировались наши языковые группы. То, что студент должен был знать и уметь к моменту завершения учебы в МГИМО, было отражено в специальном документе, разработанном Научно-методическим советом кафедр иностранных языков -«Профессиограмма по иностранному языку специалиста-международника». В ней зафиксированы самые общие для всех специальностей МГИМО требования к умениям и навыкам по иностранному языку, которыми должен обладать выпускник-специалист, выпускник-бакалавр и выпускник-магистр, независимо от места его будущей работы - в МИД, госаппарате, инофирме, банке, пресс-службе и т.д.
256-259 44
Аннотация
Школы преподавания языков стран Ближнего и Среднего Востока (арабского, иврита и турецкого), а также языков ряда стран Закавказья и Средней Азии (азербайджанского, узбекского, туркменского) базируются на кафедре, ведущей свою историю от кафедры арабистики, созданной в 1871-1872 гг. при Лазаревском институте восточных языков. У истоков создания уникальной арабистической школы МГИМО(У) находился профессор Х.К. Баранов (1892-1980), выдающийся учёный, возглавлявший кафедру с 1924 по 1975 г. Он создал московскую арабистическую школу, стал автором первого в мире полного словаря современного арабского литературного языка, и по сей день доказывающего свою универсальность и незаменимость для арабистов всех специальностей. Ежегодно кафедра выпускает около 20-25 международников-арабистов, бакалавров и магистров. Отсюда можно представить вклад кафедры за весь период ее деятельности в составе МГИМО в подготовку квалифицированных кадров - востоковедов, работающих в международной, политической, экономической, юридической, журналистской и научной сферах не только в Российской Федерации, союзной Белоруссии и странах Содружества Независимых Государств, но также в тех иностранных государствах, которые традиционно считали МГИМО базовым высшим учебным заведением для овладения различными специальностями в области международных отношений. На кафедре традиционно преподаётся турецкий язык. Преподавание языка иврит ведётся на кафедре с середины 1970-хгг. В настоящее время иврит в качестве первого иностранного языка преподает доцент Ю.И. Костенко. С 1995г. на кафедре существует сектор тюркских языков. Это связано с тем, что кроме турецкого языка на кафедре преподаются тюркские языки: с 1995 г. - азербайджанский язык, с 2000 г. - туркменский и узбекский языки. У истоков формирования научных и методических традиций преподавания тюркских языков в МГИМО стояли опытные педагоги: азербайджанского языка - доцент М.Г. Алиев (1938-2008); туркменского языка - доцент М.М. Клычёва; узбекского языка - доцент А.М. Саматов. С 2010 г. по настоящее время азербайджанский язык преподаёт доктор философии в лингвистике, известный учёный-литературовед, доцент А.М. Багиров.
260-263 43
Аннотация
Преподавание индийских и иранских языков ведётся в МГИМО с 1954 года, когда в результате закрытия Московского института востоковедения (МИВ) часть преподавателей и студентов влились в МГИМО, где были образованы два факультета - западный и восточный. Преподаватели кафедры индийских языков и языков стран Ближнего и Среднего Востока практически полностью перешли на работу в МГИМО. Кафедра африканских языков в МГИМО была создана в 1959 году. В 1995 году в состав кафедры индийских языков вошло иранское отделение и кафедра стала называться кафедрой индоиранских языков. В 1999 году в кафедру влилась группа преподавателей кафедры африканских языков, в результате чего кафедра получила современное название. На сегодняшний день кафедра индоиранских и африканских языков ведёт преподавание языков хинди, урду, бенгальского, персидского, дари, пушту, таджикского, амхарского, суахили. Сохраняется многолетняя успешная практика преподавания в некоторых группах одновременно двух близкородственных языков: хинди и урду, бенгальского и хинди, урду и пушту, дари и таджикского, дари и пушту. Сегодня в составе кафедры работают преподаватели как с лингвистическим образованием, так с и историческим и политологическим. Некоторые преподаватели являются выпускниками МГИМО, что позволяет повышать не только лингвистическую, но и профессиональную подготовку студентов, учитывая специфику университета. Преподаватели кафедры прилагают все усилия, чтобы заинтересовать студентов изучением языка, истории и политики, привить любовь к культуре и искусству стран изучаемых языков. Они стараются идти в ногу со временем, учитывая быстро меняющиеся политические реалии и, конечно, интересы новых поколений студентов. Преподаватели активно сотрудничают с посольствами и культурными центрами стран, языки которых преподаются на кафедре. Кафедра постоянно привлекает студентов к участию в различных протокольных и культурных мероприятиях, и это даёт положительные результаты.
264-266 44
Аннотация
Школы преподавания китайского, вьетнамского, бирманского, лаосского, тайского и кхмерского языков работают в рамках одноименной кафедры, которая была создана в 1954 году на базе кафедры китайского языка Московского института востоковедения. Первым её заведующим был Н.Н. Коротков (1954-1959) - большой знаток как современного, так и классического китайского языка. С 1959 по 1965 год кафедру возглавлял известный учёный и переводчик доцент Б.С. Исаенко. В соавторстве с И.И. Советовым-Чэн им был написан первый в СССР учебник китайского языка. В 1965-1988 годах заведующим кафедрой был доктор филологических наук, профессор В.И. Горелов, перу которого принадлежит большое количество научно-методических трудов по грамматике, лексикологии и стилистике китайского языка. В рубрике «Золотой фонд МГИМО» в Вестнике МГИМО-Университета (№ 3(24), 2012 и № 1(28), 2013) о выдающемся отечественном языковеде и китаисте В.М. Солнцеве и выдающемся педагоге и китаисте В.И. Горелове опубликованы очерки, подготовленные их учеником и последователем, доктором филологических наук профессором А.Н. Алексахиным. Выпускники МГИМО со знанием китайского языка успешно работают в структурных подразделениях МИД России и внешнеполитических ведомствах многих стран СНГ и всего мира, в различных государственных структурах и крупнейших компаниях. В настоящее время количество студентов, изучающих китайский язык, составляет 128 человек в качестве первого языка, на курсах редких языков - 60 человек.
267-269 45
Аннотация
Школы преподавания японского, корейского, монгольского и индонезийского языков в настоящее время функционируют на одноимённой кафедре, первым руководителем которой с момента образования этого подразделения в 1954 году была доцент Евгения Львовна Наврон-Войтинская. На первые десятилетия работы кафедры приходится расцвет педагогической и творческой деятельности С.Ф. Зарубина, основного автора первого в нашей стране фундаментального русско-японского словаря. Значительным событием был приход в конце 1950-х годов на кафедру С.В. Неверова. Работая в МГИМО, он защитил кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Он стал автором популярных русско-японских разговорников и ряда уникальных пособий по японскому языку. В 1970-е - 1990-е годы руководителем кафедры являлся выдающийся учёный, один из крупнейших специалистов в области японского языка своего времени профессор Б.П. Лаврентьев, автор ряда фундаментальных словарей, а также ставшей классической «Практической грамматики японского языка». За эти заслуги Б.П. Лаврентьев был удостоен ордена «Знак почёта». Он также являлся лауреатом правительственных наград Японии. Учебные материалы по преподаваемым на кафедре восточным языкам составлены таким образом, что дают возможность осваивать не только эти сложные языки, но и государственное и политическое устройство, историю, культуру и традиции стран изучаемого языка. На кафедре активно используются мультимедийные средства обучения, созданы специальные учебные пособия по работе с материалами сети Интернет, прессы, радио и телевидения. Кафедра обладает значительным научным потенциалом: почти половина наших преподавателей является кандидатами наук или заканчивают работу над кандидатскими диссертациями. Статьи преподавателей кафедры публикуются в различных сборниках научных трудов как в России, так и за рубежом.
270-272 45
Аннотация
Преподавание русского языка как иностранного в МГИМО началось практически одновременно с созданием университета. Первыми иностранными учащимися были студенты из Монголии. Так был заложен фундамент последующему созданию кафедры русского языка для иностранных учащихся, у истоков которой стоял её первый заведующий доцент В.С. Сидорин. В настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук Н.Д. Афанасьева. Кафедра русского языка для иностранных учащихся за годы своего существования претерпела множество преобразований, но неизменным остаётся высокий уровень владения русским языком учащимися, прошедшими обучение на кафедре. Она находится в подчинении деканата по работе с иностранными учащимися. По своей сути кафедра является межфакультетской, так как её преподаватели обучают иностранных учащихся всех факультетов МГИМО. Кафедра русского языка для иностранных учащихся является одной из ведущих кафедр университета. В последние годы значительно увеличился поток иностранных стажёров, прибывающих к нам на краткие сроки обучения (1-2 семестра) из стран Азии, Европы и Америки. Для этой категории учащихся кафедрой постоянно разрабатываются и усовершенствуются специальные программы. В соответствии с современными требованиями, важным направлением в работе кафедры стало проведение тестирования иностранных учащихся по русскому языку на базе единых общероссийских тестов, в разработке, подготовке и усовершенствовании которых кафедра также принимала и принимает самое активное участие.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА

273-277 40
Аннотация
Научная библиотека МГИМО открылась для читателей в 1944 г. Основой её фонда стали книги факультета международных отношений МГУ, на базе которого и был создан самостоятельный ВУЗ - Институт международных отношений (в дальнейшем МГИМО). В 1954 г., когда в состав МГИМО был включён Московский институт востоковедения, произошло слияние двух библиотек. Это значительно обогатило книжную коллекцию, так как Институт востоковедения вёл свою летопись от Лазаревского училища восточных языков, основанного ещё в 1815 г. и располагавшего прекрасным книжным собранием. В 1958 г. при слиянии МГИМО с Институтом внешней торговли фонды пополнились специальной экономической литературой. Так была сформирована основа коллекции библиотеки МГИМО, которая развивается в соответствии с учебными планами и тематикой научных исследований университета. Гордость библиотеки - 176 рукописей и более 21 тысячи редких и ценных изданий XIII - начала XX века. Среди них - первые и прижизненные издания произведений выдающихся учёных, писателей и общественных деятелей (Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, Н.Н. Костомарова, С.М. Соловьёва, Ж. Бодена, Т. Гоббса, М.Ф. Владимирского-Буданова, А.Ф. Кони, Ф. Мартенса и др.), книги с автографами Н.М. Пржевальского, А.Н. Куропаткина, А.Е. Крымского и других известных людей. В собрании редких книг и рукописей научной библиотеки представлены: - прижизненное издание французского писателя и политического деятеля Жана Бодена «Шесть книг о республике» (1577); - второе издание известного трактата английского философа и литератора Томаса Гоббса «О гражданстве» (1647); - английское (1669) и немецкое (1696) издания книги Адама Олеария «Описания путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно».


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)