Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 4(31) (2013)
Скачать выпуск PDF

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9-11 16
Аннотация
Статья основана на тезисах выступления ректора МГИМО(У) МИД России, академика РАН Анатолия Васильевича Торкунова на круглом столе Международного форума «Евразийская экономическая перспектива» 12 июня 2013 г. (г. Минск, Белоруссия).
12-21 30
Аннотация
Статья представляет собой анализ политики Японии в отношении обеспечения региональной безопасности, эволюции интересов Японии в АРФ, достижений и неудач за период с 1994 г. по настоящее время. Данная статья посвящена трансформации японского видения АРФ как одного из немногочисленных региональных механизмов, занимающегося проблемами в области безопасности. Представлен анализ дипломатической линии Японии, проводимой в рамках АРФ, ее подходы и ее политика как страны –участницы Форума. Прослеживается эволюция политики Японии в сфере региональной безопасности в АТР, ее подход, сочетающий ее участие как в многосторонних институтах, так и заключение двусторонних соглашений в различных сферах деятельности. Начиная с 1994 г., Асеановский региональный форум был местом, где собирались министры иностранных дел и официальные лица стран-участниц, а также представители внешнеполитических ведомств, министерств обороны и различных национальных агентств для обсуждения существующих в Азиатско-Тихоокеанском регионе проблем в области безопасности. В статье на примере Асеановского регионального форума показана роль институтов многосторонней дипломатии в решении вопросов в сфере безопасности. В рассматриваемый период японская дипломатия приняла активное участие в поисках решения для многих региональных проблем. Нельзя однозначно сказать, что все цели были достигнуты и политика увенчалась успехом. Хотя японской дипломатии пришлось столкнуться с рядом трудностей, в частности при проведении своей линии в рамках АРФ, а также во время многосторонних переговоров по поиску выхода из кризисных ситуаций, активность Японии в рамках Форума не только не снижается, но, скорее, растет в последние годы.
22-28 36
Аннотация
Автор исследует наследство двух великих христианских мыслителей– американца Райнхольда Нибура и итальянца Джорджио Ла Пиры. Райнхольд Нибур был протестантским богословом и политическим советником Совета международных отношений и штаба стратегического планирования Джорджа Кеннэна. Мэр Флоренции Джорджио Ла Пира был третичным доминиканцем и преподавателем римского права; он был знаменитым итальянским государственным деятелем и одним из отцов итальянской конституции. Во время периода холодной войны оба играли существенную роль во влиянии на общественное мнение, оба, так случилось, оказались среди большинства влиятельных религиозных мыслителей XX столетия. Автор анализирует их представления о международных отношениях, особенно о западной политике по отношению к Советскому Союзу, использованию ядерного оружия, войне во Вьетнаме и коммунистической проблеме. Наследство этих двух мыслителей очень актуально для этической стороны выбора в международной политике сегодня. Поэтому имена христианских мыслителей вернулись снова на передний план. Стоит отметить, что президент Обама цитирует Нибура в качестве одного из своих любимых философов. В интервью «Нью-Йорк таймс» Обама посчитал необходимым подчеркнуть идею Нибура относительно того, что есть «реальное зло, усталость и боль в мире и нужно быть осторожным и скромным в вере в способность устранить эти вещи. Однако мы не должны использовать его в качестве оправдания за цинизм и бездействия». Европейские наблюдатели и ученые также признают, что Обама следует за мыслью Нибура, который демифологизировал идею Америки как земного Царства Божия. Нибур хорошо знал об ограниченности всех гуманитарных схем. Джорджио Ла Пира знал также, что политика должна всегда базироваться на этических принципах и отражать существующее духовное, культурное, политическое и экономическое разнообразие. Его главной целью было формирование новой иерархии ценностей. Точно так же, как Райнхольд Нибур, Джорджио Ла Пира размышлял над ключевыми событиями ХХ столетия, искал политику, основанную на предписаниях христианства. Точно так же, как Райнхольд Нибур, Ла Пира заявлял о приоритете политики по отношению к экономике. Однако между этими двумя мыслителями были некоторые различия. Онтологический пессимизм Нибура был известен. Напротив, Ла Пира был оптимистом. Он искренне полагал, что его личная политика поможет человечеству способствовать появлению нового мира.
29-37 40
Аннотация
В статье рассматриваются истоки и основные этапы становления куль- турной дипломатии Франции как фактора «мягкого могущества» этой страны. Показано традиционно важное место культурной политики в стратегии сохра- нения и усиления планетарного влияния Франции как великой державы. Опыт истории и культуры Франции – родины Просвещения, свободомыслия и идеологии прав человека, – несомненно, занимает почетное место не только в европейской, но и в мировой сокровищнице духовных ценностей. И если величие и притяга- тельная сила французской культуры сумели пережить превратности времен, то произошло это прежде всего благодаря последовательной культурной политике ее правящих кругов – от просвещенных монархов до современных президентов. В этом смысле культурная политика как целенаправленная деятельность госу- дарства по сохранению и защите национальной культурной специфики является сугубо французским «изобретением», феноменом, берущим свое начало в глубине истории страны и сохранившим преемственность на протяжении веков. И по сей день Франция остается единственной среди промышленно развитых стран, у которой с давних пор существует четко разработанная программа этой поли- тики и которая носит целенаправленный характер и опирается на рациональную организационную структуру. Рассуждения автора подкрепляются фактами, по- черпнутыми из значительного числа зарубежных публикаций последнего времени.
38-42 19
Аннотация
В статье предлагается методика анализа и прогнозирования мировой экономической и политической ситуации через призму анализа и прогноза конъюнктуры мирового рынка нефти. Основой методики является компактная экономико-математическую модель циклических колебаний конъюнктуры. Модель позволяет разделять изменения конъюнктуры, вызванные экономическими причинами, от изменений конъюнктуры, вызванных политическими причинами. Это дает возможность представить динамику конъюнктуры в виде суммы двух составляющих: одной – экономически обусловленной, второй – политически обусловленной. Модель позволяет получить прогноз экономической составляющей конъюнктуры, на основе которого строятся сценарии развития энергетической, экономической и политической ситуации в мире. Построению сценариев помогает ретроспективный анализ того, как в прошлом в динамике конъюнктуры проявлялась взаимосвязь экономических и политических процессов и как конъюнктура влияла на экономическую и политическую ситуацию в мире. В статье приведены результаты использования методики для построения прогноза времени и характера следующего мирового кризиса.
43-51 43
Аннотация
Сейчас по многим арабским государствам прокатилась волна народных выступлений, которые либо привели к смене государственного руководства (Египет, Тунис, Ливия, Йемен), либо серьезно обострили внутриполитическую ситуацию (Сирия, Бахрейн, Иордания, Саудовская Аравия, Алжир, Марокко). Большинство экспертов в России и за рубежом сходятся во мнении, что феномен «арабской революции» или так называемой «арабской весны» имеет одну общую закономерность: во всех странах Северной Африки и Ближнего Востока, охваченных массовыми протестными выступлениями, наблюдается укрепление позиций и рост популярности исламистских политических партий, организаций и групп. Основное содержание статьи сконцентрировано на анализе религиозных, политических, социально-экономических и иных аспектов современной идеологии и практики радикального ислама, а также исходящих от него угроз и вызовов. Нынешняя ситуация объективно способствовала формированию в регионе нового политического альянса. Сейчас ближневосточная политика американской администрации нацелена на продвижение фронта радикального ислама в направлении Ирана, Северного Кавказа и Центральной Азии, что соответствует стратегическим интересам региональных партнеров США, включая нефтедобывающие арабские страны Персидского залива, Турцию и даже Израиль. Автор статьи отмечает, что предпринимаемые США и их региональными партнерами шаги по устранению Б. Асада – очередной жертвы «арабской весны» – не только усугубят и без того крайне нестабильную ситуацию вокруг Сирии, но и создадут реальную перспективу продвижения радикального ислама в направлении границ Российской Федерации.
52-57 20
Аннотация
Статья посвящена анализу воздействия внутриполитического регионального дисбаланса Украины и межэлитных разногласий на выбор ориентиров интеграционного сотрудничества. В этой связи рассматриваются вопросы внутриэлитных проблем и нестабильности внешнеполитического выбора, специфика регионального дисбаланса, внутренние ориентиры интеграционного сотрудничества, аргументы в пользу выбора западного или восточного направления интеграционной политики. В заключение исследования авторы приходят к выводу, что «современные подходы украинского руководства к участию страны в региональных интеграционных процессах в «западном» или «восточном» измерениях по-разному определяются в аналитическом дискурсе. Их сравнивают с «колебанием маятника», «зигзагами» или даже «хождением по кругу». Но, как представляется, проблема выбора пути интеграционного движения заключается для Украины в искоренении иллюзий, связанных с географическим положением страны и надеждами местных олигархов на обретение статуса посредника в распределении ресурсных потоков между различными регионами Европейского континента».
59-70 25
Аннотация
Десятилетие с момента создания в МГИМО кафедры европейской интеграции дает возможность подвести некоторые итоги деятельности кафедры и показать ее место в отечественной школе интеграционных исследований. В первой части статьи излагаются этапы развития отечественной школы исследований европейской интеграции. Выделяется четыре периода: период становления (1957 – 1962); советский период развития в основном в рамках Академии наук (1962 – 1985); российский период бурного развития в условиях расширения направлений исследований и нарастающих академических контактов внутри страны и за рубежом (1986 – 2000); нынешний период, для которого характерно наличие интегрированной исследовательской среды и системы университетской подготовки кадров (с начала 2000-х гг.). Во второй части описывается процесс становления кафедры европейской интеграции МГИМО; характеризуется ее методика преподавания, основанная на междисциплинарном подходе, активном соединении научного знания с преподавательской деятельностью и интеграции в глобальную среду. Рассказано о подготовке первого в России университетского учебника по европейской интеграции, его концепции и отзывах рецензентов. В третьей части статьи дан обзор основных направлений научной работы кафедры, рассказано о подготовленных сотрудниками кафедры монографиях.
71-81 41
Аннотация
С середины 2000-х гг. Европейский союз столкнулся с масштабными вызовами, поступательное движение интеграции затормозилось, как и в период «евросклероза» 1970-х гг.. Принятые органами Евросоюза меры позволили избежать распада еврозоны, однако о полном выходе из кризиса пока говорить рано. События последних лет позволяют выделить четыре последствия кризиса для интеграции: 1) усиление процессов федерализации в еврозоне; 2) закрепление модели многоуровневой интеграции; 3) рост значения экономических факторов как источников власти; 4) более отчетливая демаркация границ внутри ЕС и по его периметру. Есть основания полагать, что будущая ротация в совете управляющих ЕЦБ закрепит приоритет стран «твердого ядра» в процессе принятия решений в еврозоне. Происходящая надстройка механизмов экономического управления ЭВС осложняет переход на единую валюту новых стран и закрывает такую возможность для Великобритании. Кризис выявил естественные границы расширения ЕС, сделав нереальным присоединение Турции и начало переговоров о вступлении с Украиной. Возврат стран ЕС на путь устойчивого развития требует коренной модернизации европейской экономики и общества, но ее пути пока не определены. Ясно, что она не может заключаться в дальнейшем накоплении богатства и росте потребления. Цели и контрольные показатели Стратегии «Европа-2020», несмотря на свою ограниченность, будут, по мнению автора, реализованы только частично. Модернизацию могут тормозить недофинансирование фундаментальной науки, произошедшее вследствие окончания холодной войны, а также социальные факторы, роль которых в экономическом прогрессе ранее недооценивалась. Новые возможности для обновления интеграционной стратегии ЕС откроются после выборов в Европейский парламент и формирования нового состава Комиссии в 2014 г.
82-91 43
Аннотация
В статье анализируется развитие внешней энергетической политики ЕС за последнее десятилетие. Лиссабонский договор не предусмотрел передачи на уровень ЕС новых полномочий в этой сфере. Однако сильный политический запрос на способность Евросоюза «говорить единым голосом» привел к существенному росту активности Еврокомиссии. Решение об обмене информацией о существующих и будущих двусторонних энергетических соглашениях государств-членов с третьими странами существенно ограничит возможности поставщиков дифференцировать условия реализации инфраструктурных проектов и поставки энергоносителей. Участие Еврокомиссии в качестве «хранителя» правил энергетического рынка в двусторонних переговорах государств-членов с третьими странами значительно усилит их переговорный ресурс. В то же время не стоит ожидать кардинального перераспределения полномочий в пользу ЕС, поскольку значительное число стран-членов ЕС, в том числе наиболее влиятельных, имея во внешнеэнергетической политике специфические интересы и длительные партнерские отношения со внешними поставщиками, стремятся сохранить свободу рук. Долгосрочными приоритетами внешней энергетической политики ЕС являются «экспорт» энергетического законодательства в соседние страны; диверсификация источников поставок и политически мотивированная приоритизация отдельных маршрутов поставок энергоносителей; резкое усиление административного регулирования со стороны институтов ЕС. При этом отдельные законодательные меры ЕС и регулятивные практики Еврокомиссии все чаще вступают в противоречие с международным правом и существующими обязательствами стран–членов.
92-97 23
Аннотация
Регулирование вывоза капитала стало весьма актуальным для российской экономической политики. Однако такое регулирование требует реальных представлений о географии российских прямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые бы исключали искажения официальной статистики, связанные с учетом «косвенных» ПИИ через офшоры. Статья базируется на эмпирическом материале о российских инвестициях, собранном автором как раз с этой целью. Его информация показывает доминирование Большой Европы в географии российских ПИИ. Региональный характер многих российских ТНК можно объяснить несколькими ключевыми факторами. Среди них выделяются использование ПИИ для стимулирования компаниями сбыта своей продукции за рубежом, стремление российских олигархов с помощью зарубежных капиталовложений укрепить свою переговорную силу, а также относительная комфортность деловой среды в соседних странах, которая особенно важна вследствие недостаточного опыта российских ТНК по ведению зарубежного бизнеса и слабой господдержки таких инвесторов. Завершается статья предложением некоторых мер по регулированию экспорта ПИИ с целью диверсификации географии российских капиталовложений за рубежом. На предварительных стадиях инвестиционных проектов российские ТНК нуждаются в информационном сопровождении и институциональной поддержке, прежде всего посредством двусторонних соглашений о защите инвестиций и избежании двойного налогообложения. На этапе реализации инвестиционных проектов главным инструментом государственной поддержки должно стать страхование капиталовложений от некоммерческих рисков.
98-105 23
Аннотация
На основании анализа участия стран Северной Европы, Бенилюкса, а также постсоветских государств в интеграционных процессах в послевоенной Европе автор высказывает сомнения в оправданности принятия интеграционного опыта ЕС в качестве мерила эффективности интеграции и образца для подражания на постсоветском пространстве. Он не считает универсальной закономерностью вовлечение всех стран с рыночной экономикой в процессы региональной интеграции в глобализирующемся мире, если они не ставят перед собой достижение при помощи интеграции определенных политических целей. В этих случаях ни зона свободной торговли, ни Таможенный союз стадиями интеграции не становятся, а остаются инструментами развития торгово-экономических связей. Автор предлагает оценивать эволюцию ЕС с точки зрения ее соответствия действующим нормам права международных организаций, в рамках которых идет процесс укрепления государственного суверенитета стран-членов, а не сдача ими суверенных позиций наднациональным органам. Если в основе практических шагов в сфере интеграции будет лежать идея воссоздания нового единого государственного образования на останках бывшего Советского Союза, сопряженная с необходимостью передачи ему государствами-членами недавно обретенного национального суверенитета, то вряд ли такого рода интеграция будет привлекательной для ее потенциальных постсоветских участников. Для России такая перспектива также не является желанной. Проходимый ЕС интеграционный путь воплощает в себе особенности европейской ситуации и специфические интересы его стран-членов. Многие детали деятельности ЕС не характерны для других интеграционных группировок в Европе, критерии членства в которых не могут иметь универсальный характер. Выстраивание на постсоветском пространстве интеграционной модели исключительно по лекалам ЕС без должного учета опыта интеграционных усилий других стран и особенностей существующей на этом пространстве политической, экономической, социальной, культурной, демографической, военной ситуации представляется не совсем оправданным и обоснованным.
106-112 28
Аннотация
Последнее расширение породило ряд специфических, не имевших аналогов в предшествующей истории ЕС, проблем. Специфический исторический опыт стран-кандидатов обусловил относительную незрелость демократических режимов в этих странах, слабость культуры консенсуса и толерантности, уже укоренившихся в западноевропейском обществе и в значительной мере обеспечивших устойчивое развитие Западной Европы в последние десятилетия. Одним из итогов расширения стало возрождение на уровне дискурса европейского истеблишмента ранее табуированной риторики национальных фобий. Еще до формального вступления стран ЦВЕ в ЕС эти проблемы были очевидны для лидеров ЕС. Это, однако, не только не помешало приему новых членов, но и не привело к отказу от планов дальнейшего расширения тогда, когда опасения Брюсселя оправдались. Этот парадокс обусловлен сочетанием в мотивации ЕС общих интересов интеграционной группировки с интересами как отдельных стран, так и внешних акторов.
113-118 34
Аннотация
В статье рассматриваются особенности системы управления Экономическим и валютным союзом ЕС, которые могли привести к кризису суверенных долгов в его государствах-членах. В работе затрагиваются вопросы, связанные с теорией оптимальных валютных зон, экономическими дисбалансами и ситуацией с государственными финансами в ЕС. Руководство Евросоюза выступило с рядом инициатив (вызвавших острую полемику в экспертных кругах), направленных на устранение условий для возникновения подобных кризисов в будущем. Данные инициативы предполагают углубление не только экономической, но и политической интеграции. В этих условиях возможно появление различных объединений стран внутри самого ЕС, что будет затруднять достижение консенсуса и усложнять процесс принятия решений. В то время как результаты от проводимых ныне реформ будут ощутимы лишь в долгосрочной перспективе, отдельные макроэкономические показатели уже сейчас свидетельствует о начале процесса адаптации в странах «периферии» зоны евро благодаря экстренным антикризисным мерам на уровне ЕС. Однако данные меры пока не создали необходимых условий для выхода из кризиса.

ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА

120-126 26
Аннотация
В статье анализируются усилия США по формированию обширной международной коалиции в сфере ПРО. Приведены основные форматы военного сотрудничества иностранных государств с США в сфере развертывания глобальной системы противоракетной обороны, указаны принципы данного сотрудничества со стороны США. Дан обзор региональных систем ПРО, создаваемых США в качестве промежуточного этапа на пути к глобальной системе ПРО. Особый акцент сделан на реализации Поэтапного адаптивного подхода развертывания противоракетной обороны в Европе и создании ПРО на ТВД стран НАТО (ALTBMD). Указаны основные этапы и мероприятия в рамках данной программы, а также практические сложности, с которыми сталкиваются США и страны Европы при развертывании ПРО в контексте глобального экономического кризиса.
127-134 22
Аннотация
Статья посвящена анализу роли и значения мер транспарентности и доверия (МТД) в отношении космической деятельности. Подробно рассматриваются в целом место МТД в международных договоренностях в различных сферах, а также особенности выработки и осуществления МТД для обеспечения безопасности космической деятельности (меры транспарентности и доверия в космосе – МТДК). Анализируется история вопроса, значение продвижения проблематики для подготовки условий, позволяющих практически добиваться предотвращения размещения оружия в космосе, даются прогнозы в отношении возможных итогов работы Группы правительственных экспертов по выработке МТДК в космосе, действующей под эгидой ООН. Российские эксперты в настоящее время продолжают работу над обобщением и классификацией конкретных МТДК в форме проекта каталога мер по обеспечению транспарентности и доверия в космической деятельности. В случае его реализации он мог бы стать компонентом исследований, представляемых в доклад Генерального секретаря Генеральной Ассамблеи на ее шестьдесят восьмой сессии во исполнение резолюции 65/68 8 декабря 2010 г. Такой каталог явился бы систематизированным сводом МТДК, предназначенных для использования в международной практике на добровольной основе. Он мог бы содержать основные сведения о МТДК: их структуре по целевой направленности; категориях МТДК; информационном паспорте каждой меры – наименовании, предназначении, содержании, сфере применения, формате, порядке осуществления, вопросах, решение которых необходимо для ее реализации; возможных формах использования МТДК на односторонней, двусторонней и многосторонней основе с помощью соответствующих механизмов и процедур, являющихся предметом согласования между государствами, выразившими желание использовать МТДК применительно к своей космической деятельности.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

135-140 25
Аннотация
В статье рассмотрены международно-политические аспекты развития сети Интернет. Интернет является ключевой инфраструктурой, вокруг которой формируется глобальное информационное общество. Опираясь на работы авторитетных исследователей информационного общества, обобщены последствия развития Интернета для международных отношений и мировой политики. Показано, что сетевая организация, транснациональный характер, доступность и открытость Интернета способствуют процессам глобализации и транснационализации, расширению числа участников международного взаимодействия, усиливают проницаемость межгосударственных границ. Ответом на стремительный рост объема мировой информации и глобализационные процессы является сегментация и маргинализация общества. Государственные географические разграничения дополняют новые информационные границы. Авторитарные государства (Китай, Мьянма, Бирма, Пакистан и др.) ограничивают информационные потоки с помощью крупных интернет-компаний, таких, как Yahoo и Google, которые стремятся закрепиться на перспективных рынках развивающихся государств и поэтому передают органам государственной власти конфиденциальную личную информацию пользователей их услуг, блокируют доступ к определенным сайтам. Развитие Интернета создает новые линии неравенства между «инфобогатыми» и «инфобедными», что порождает противоречия на международной политической арене. Одно из негативных последствий бурного развития Интернета и других информационно-коммуникационных технологий – возникновение новых форм международных конфликтов, включая информационные войны, сетевые войны, хакерские атаки и т.п. Таким образом, развитие информационных технологий порождает новые вызовы международной и национальной безопасности, преодолеть которые возможно лишь коллективными усилиями международного сообщества.
141-151 27
Аннотация
В статье показано, что продолжающаяся технологическая и контентная революция в средствах массовой коммуникации по ряду основных показателей усложняет взаимодействия участников международных отношений, а «информационный пресс» приобретает в современных международных отношениях приоритетное значение, что дает все основания отнести информацию к разряду факторов, определяющих коренные социальные перемены в современном мире. Возможности современного информационного общества не всегда поддаются точному прогнозу, управляющему действию политиков и международных организаций. Интернет-пространство постепенно становится главным актором в международных отношениях, а одним из крайне неприятных аспектов этого процесса является утрата информационным обществом устойчивости. Эти и другие обстоятельства диктуют необходимость выработки адекватной эффективной государственной политики противодействия кибертерроризму и разработки новой «интеллектуальной технологии» и программных инструментов для контроля «темного веба» и анализа социальных сетей. Социальная стабильность государств будет во все большей степени зависеть от правильного использования информации именно там, где она более всего необходима в данный политический момент. В статье показано, что информационное обеспечение внешней политики и международных отношений по своему значению стоит в одном ряду с такими приоритетными проблемами мировой политики, как нераспространение ядерного оружия, ограничение и запрещение оружия массового поражения, урегулирование региональных конфликтов и миротворчество, укрепление всеобъемлющей безопасности, сохранение культурного наследия и обеспечение прав человека.
152-156 26
Аннотация
Интернет не может не привлекать внимания в качестве управленческого ресурса, и с его появлением должна была начаться борьба за использование его возможностей в политических интересах, став одной из основных движущих сил его развития. Автор исследует использование информационных и комму- никационных технологий в политической жизни США, а также делает выводы относительно тенденций развития глобального информационного общества. С приходом в Белый дом Барака Обамы перевод политического действия в кибер- пространство приобретает явный характер. Автор полагает, что второй срок своего пребывания в Белом доме Барак Обама планирует в качестве поворотного в развитии страны (что, по-видимому, связано главным образом с оздоровлением американской экономики). Стратегия США имеет глобальный характер, в том числе это касается сферы информационных технологий. Барак Обама осущест- вляет воздействие по типу операционной системы на то, что происходит в мире. В этой связи автор полагает, что требуют отдельного исследования такие проблемы, как выявление движущих сил «арабской весны» и истинные причины недавнего отказа США подписать соглашение по телекоммуникациям, которое должно было распространиться и на Интернет, в Дубае в январе 2013 г.
157-164 22
Аннотация
Автор рассматривает специфику и перспективы развития таких каналов медиаманипулирования как телевидение и Интернет. Основное внимание уделено характеру и потенциалу воздействия этих каналов информации на общественное и политическое сознание граждан. Телевидение и Интернет – это антагонисты: если Интернет двусторонен, интерактивен, учитывает механизм обратной связи, учит взаимодействию, позволяет, как потреблять информацию, так и создавать ее, то телевидение односторонне, однонаправленно, не рассчитано на ответ и учит лишь слушать. Автор полагает, что Интернет – это стремительно растущая сила и что в будущем ее ожидают существенные изменения, связанные как с развитием новых способов контроля поведения граждан и их настроений со стороны властей, так и новыми возможностями граждан оказывать сопротивление попыткам власти манипулировать их мнением. Вместе с тем Интернет пока доступен не всем, что снижает потенциал его политического воздействия. Что же касается ближайшей перспективы, то телевидение по-прежнему останется важнейшим каналом формирования политического сознания граждан, хотя в будущем эта роль, очевидно, будет постепенно снижаться. Говорить о том, что Интернет вытеснит и заменит телевидение в России, пока также преждевременно. Качественный высокоскоростной Интернет сначала должен стать доступным каждой российской семье.

ИСТОРИЯ

165-176 22
Аннотация
В статье на основе документальных свидетельств и воспоминаний участников событий показано, с какими настроениями летом 1945 г. после победы над Германией отправлялись из Европы на Дальний Восток советские войска для участия в войне с Японией, и как советское командование решало сложную проблему мобилизовать до предела уставших от многолетней войны людей, мечтавших о скором возвращении к родным и близким, на решение новых военных задач. Рассматриваются особенности подготовки к новой войне ветеранов европейских боев и «дальневосточных сидельцев», с учетом богатого боевого опыта первой категории военнослужащих и лучшего знания природно-климатических условий предстоящего театра военных действий второй категорией. Анализируются массовые армейские представления о японцах как о военном противнике и их соответствие реальности. Недооценка противника в первые дни войны привела к «преступной беспечности» и потерям, в результате командованию пришлось усилить разъяснительную работу с личным составом о коварстве врага и повышении бдительности. Об ожесточенности боевых действий свидетельствует широкое распространение феномена «камикадзе» – смертников. Особое внимание уделено фактам нарушения японской стороной норм международного права, законов и обычаев войны. В заключении показано, как военная кампания Советской армии на Дальнем Востоке не только приблизила окончание Второй мировой войны и обеспечила новый расклад стратегических сил в послевоенном мире, но и способствовала окончательному изживанию комплекса побежденной страны, унаследованного от царской России.
177-186 41
Аннотация
В наше время в массовом сознании сложилось устойчивое восприятие Испании как благополучного государства, входящего в группу стран, являющихся опорой европейской интеграции. Создавалось впечатление, что Испания, несмотря на сложности ее исторического развития, наконец-то обрела свою национальную идентичность, создав из составляющих ее регионов и национальных образований новую мультикультурную общность, скрепленную в единое целое толерантной, просвещенной и авторитетной монархией. Однако начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис разрушил испанскую идиллию, обострив старые и породив новые противоречия. Традиционно болезненной для Испании проблемой являлось наличие центробежных тенденций, в основе которых лежали две главные причины: проявления национализма, свойственного тем областям, где исторически проживали каталонская, баскско-наваррская и галисийская народности, и регионализма, обусловленного стремлением местных элит к большей обособленности от Мадрида. Рассматривая особенности доримской истории Испании, автор стремится понять, могут ли истоки современного сепаратизма уходить корнями в глубокую древность. По итогам исследования делается вывод, что наиболее рельефно «связь времен» прослеживается на примере басков, часть интеллектуальной элиты которых стремится использовать особенности происхождения и исторического развития этого народа для подкрепления современных националистических и сепаратистских тенденций. Автор считает, что история должна служить мостом между народами, а не возводить между ними новую стену.

ПОЛИТОЛОГИЯ

187-194 25
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению изменений конфигурации современного государства. Автор анализирует мировой и отечественный опыт реформиро- вания систем государственного управления, определяя содержание, основные направления, технологии реформ. Внимание уделено изучению теоретических моделей, ставших основой реформ государственного управления. Содержатель- ный и функциональный аспекты административных реформ рассматриваются в контексте современных подходов к интерпретации функций государства. Говоря об итогах реформ госуправления, следует принять во внимание тот факт, что осуществление этих реформ сопровождалось и рядом издержек. В этой связи ряд специалистов, включая экспертов Всемирного Банка, которые готовили ма- териалы для Комиссии Правительства РФ по обобщению опыта реформ NPM, представляют сдержанную оценку результатов реформ в различных странах, отмечая неоднозначность большинства из достигнутых результатов и их ограниченный характер по отношению к поставленных целям. «Несомненно, суще- ствует множество примеров конкретных улучшений в тех или иных конкретных услугах или в работе министерств и других организаций в каждом конкретном случае. Однако данных об общем влиянии реформ очень мало…Точные данные о фактических результатах достигнутых большинством реализованных программ реформ, как правило, отсутствуют…. Во многих случаях…наблюдается расхож- дение мнений о результатах программ реформ» [6, с. 74-75, 36, 40, 47, 78, 82-83, 92].
195-203 19
Аннотация
Процессы глобализации определили серьезные изменения прерогатив национальных государств. В ХХI в. государство уже не выступает в качестве единственного субъекта, монопольно интегрирующего интересы крупных социальных общностей и представляющего их на мировой арене. Всевозрастающую роль в мировом политическом процессе играют транснациональные и наднациональные участники. Однако, несмотря на неопределенность и неоднозначность путей развития современного мира, можно утверждать, что в обозримом будущем именно за государствами сохранится роль основных участников мировой политики, на которых лежит ответственность за глобальную безопасность и развитие. Все это закономерно актуализирует вопросы, связанные с поиском оптимальных моделей развития национального государства. В статье анализируются существующие в современной политической науке подходы к пониманию моделей, проблем и перспектив развития этого института. К таким относятся: концепции «размерности», основывающиеся на параметрах масштабности (размера территории) государств и их функций в международных системах, и «политического порядка». В последнем случае в работе проанализированы четыре модели: нация-государство, государство-нация, государство-консоциация и квазигосударство. Авторская позиция заключается в обосновании тесной зависимости успешности той или иной модели государства от его внутренней природы – государственности. На основе разработанного подхода автор понимает государственность как «результат исторической, экономической, политической и внешнеполитической деятельности конкретного социума по созданию относительно жесткой политической рамки, обеспечивающей территориальное, институциональное и функциональное единство, то есть собственного государства–состояния, национальной политической системы». Таким образом, государственность выступает качественной характеристикой государства.
205-211 41
Аннотация
Статья посвящена исследованию этноконфессиональных проблем современного Йемена. Автор оценивает политическую и экономическую основу сепаратистских тенденций в этой стране. В прогнозной части статьи рассматриваются возможные варианты развития национальных центробежных тенденций. Йеменская Республика выделяется остротой и многообразием внутриполитических, межконфессиональных, клановых проблем, которые пока удается смягчать, но которые способны в недалеком будущем расколоть страну и привести к созданию на ее территории новых государств. Несмотря на то что смена высшего государственного руководства в Йемене после начала «арабской весны» прошла по более мягкому по сравнению с Ливией или Сирией сценарию, переходный период здесь не увенчался стабилизацией политической и экономической ситуации и началом системных реформ. Наиболее благоприятный вариант развития событий – успешное завершение конференции по Национальному диалогу с участием ведущих политических партий и движений. Это – непростая задача, учитывая негативное отношение к данной идее глубоко вовлеченных в конфликт Мирного движения Юга и Движения аль-Хуси. Сохранение статус-кво – продолжение вооруженных конфликтов, разрастание на территории Йемена базы международного терроризма. Негативный сценарий – территориальный распад страны. В этом случае возможно воссоздание двух государств – Южного Йемена и Северного Йемена, а также выделение в самостоятельное государство приграничных северных районов, примыкающих к Саудовской Аравии. Подавляющее большинство официальных представителей Южного Йемена до последнего времени выступали за его отделение. Децентрализация на основе федеративного государственного устройства. Сепаратистские тенденции набирают силу, но в качестве компромиссного варианта следует рассматривать и создание федеративного государства. Реализация подобного варианта возможна только в результате мирного национального примирения, а также с использованием внешней поддержки.
212-218 82
Аннотация
В статье рассматриваются политические последствия коррупции в органах государственной власти. Автор анализирует зарубежный и отечественный опыт борьбы с коррупцией. На рубеже ХХ-ХХI веков усиливается внимание международного сообщества к проблеме коррупции в органах власти национальных государств, в борьбе с ней все большее участие начинают принимать межгосударственные ведомства и транснациональные акторы. В статье отражен процесс становления коррупции в органах власти глобальной проблемой современности, доказывается необходимость более тесного международного сотрудничества для достижения успеха в борьбе с ней. Гарантией принятия и последовательного претворения в жизнь комплексных антикоррупционных программ является наличие политической воли у руководства государств для принятия непростых ответственных решений при успешном функционировании институтов гражданского общества. Также внимание уделяется методике определения уровня коррупции в государстве. Автор предлагает комплекс мер, осуществление которых позволит повысить эффективность борьбы с коррупцией.
219-226 35
Аннотация
В основе данной статьи – попытка проанализировать теоретическую основу современных исследований энергетической безопасности в контексте изучения международных отношений и внешней политики. Ключевое влияние на научные работы по данной проблематике оказали две ведущие теоретические школы неореализм и неолиберализм. Приверженцы неореалистических трактовок утверждают, что определяющими в энергетической сфере остаются взаимоотношения отдельных государств, интересы которых зачастую противоположны, что приводит к росту напряженности, вооруженным конфликтам и наращиванию военной мощи. В отличие от неолибералов, неореалисты не считают глобальные рыночные механизмы основным фактором стабильности. Неолибералы в свою очередь настаивают на ключевой роли международного сотрудничества и институтов и считают, что именно глобальные рынки энергоносителей должны обеспечить мирное взаимодействие всех групп игроков. Несмотря на разногласия между сторонниками неореалистических и неолиберальных трактовок, многие российские и зарубежные авторы успешно сочетают в своих работах элементы обоих подходов. Подтверждением тому служат исследования таких ведущих специалистов по энергетической безопасности, как Д.Ергин, Дж.Станислау, Э.Корин, Г.Луфт. Кроме того, авторы современных научных работ все чаще обращаются к теории конструктивизма, дополняющей и расширяющей «классические» трактовки различных аспектов энергетической безопасности.
227-233 20
Аннотация
В статье дан анализ внешней политики Турции в период 2002–2012 гг. в Африке. Особое внимание уделено использованию «мягкой силы» как основного инструмента укрепления влияния Турции на африканском континенте. Рас- смотрены проблемы и перспективы становления Турции в качестве ведущего игрока в Африке. Комплексный подход к сотрудничеству является эффективным способом упрочения позиций Турции в Африке. Помимо того, на усиление влияния Турции в Тропической Африке оказывает влияние тот факт, что страны этого региона никогда не находились под владычеством Турции, а значит, не имеют совместного негативного исторического опыта. Более того, большие объемы гуманитарной помощи и отсутствие какого-либо давления со стороны Тур- ции позволяют африканским странам чувствовать себя благодарными своему партнеру, но не ущемленными им или обязанными ему. Такой подход позволяет создавать благоприятный климат в двусторонних и многосторонних отно- шениях и укреплять доверие.
234-241 23
Аннотация
В статье выявлены и раскрыты проблемы национальных меньшинств, про- живающих на территории полуострова Истрия с выходом к Адриатическому морю и региона Венеция-Джулия. Особо следует подчеркнуть, что население Истрии только за прошлое столетие четыре раза «поменяло гражданство», побывав в составе Австро-Венгерской империи, Королевства Италия, Феде- ративной Народной (затем - Социалистической Федеративной) Республики Югославии (ФНРЮ/СФРЮ) и, наконец, Народной и Социалистической Республики Хорватии. Показывается, что все эти политические изменения в разные перио- ды сильно влияли нa менталитет населения, особенно в вопросах, касающихся отношения к национальным меньшинствам. Композиционная структура насе- ления Истрии и Венеции-Джулии со временем претерпела глубокие изменения: этноязыковая латинизированная группа ассимилировалась славянским населе- нием, но отличалась от словенцев и хорватов. До начала Первой мировой войны эти территории находились в составе Австро-Венгерской империи и там жили итальянцы, хорваты и словенцы. После окончания войны и распада империи регион стал частью Итальянского королевства. Новые проблемы возникли в конце Второй мировой войны, когда большая часть территории Истрии и Венеции-Джулии оказалась под контролем новообразованной Демократической Федеративной Югославии. В результате после распада федеративной Югос- лавии и формирования самостоятельных и независимых государств – бывших республик, в том числе Хорватии, статус национальных меньшинств получили отдельные национальные и культурные группы, среди которых статус самого привилегированного национального меньшинства в качестве автохтонных жителей получили итальянцы.

ЭКОНОМИКА

242-250 23
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме приватизации в топливно-энергетическом комплексе России с особым фокусом на недавнюю сделку по покупке государственной «Роснефтью» частной компании ТНК-ВР. Приватизационные процессы, которые уже имели или только будут иметь место в российской энергетике, рассматриваются автором в контексте накопленного международного опыта. В частности, описываются подходы, которых придерживались власти Норвегии, Бразилии, Франции и Великобритании при продаже стратегически важных энергетических активов. В статье также исследуются особенности государственного и частного управления активами в энергетических отраслях России и других стран мира. Например, проливается свет на весьма существенные достижения отечественных государственных компаний в сфере нефтедобычи вопреки бытующему мнению о том, что более чем десятилетний рост российской добычи жидких углеводородов, наблюдаемый с конца 1990-х гг., обусловлен исключительно деятельностью частных бизнес-структур. Кроме того, в статье рассказывается о работе норвежской нефтегазовой корпорации Statoil, которая добилась значительных успехов не только на норвежском континентальном шельфе, но и в других регионах мира. Отдельное внимание уделяется анализу реформы РАО «ЕЭС России», в результате которой были приватизированы многие объекты российской электроэнергетики. Автор не только детально рассматривает саму реформу, но и приводит независимые экспертные оценки, касающиеся ее эффективности и полезности для экономики РФ. Для изучения перспектив развития российской энергетики в статье представлены основные группы интересов, доминирующие в правительстве и топливно-энергетическом комплексе России.
251-256 33
Аннотация
В экономиках ряда зарубежных стран в качестве альтернативы привати- зации объектов широко применяется концепция государственно-частного пар- тнерства (ГЧП). Взаимодействие государства и бизнеса является характерной чертой современной смешанной экономики. Указанное партнерство реализуется с использованием многообразных моделей и может принимать различные фор- мы. Задача состоит в том, чтобы выбрать такую форму (правовое основание реализации конкретной модели), при которой ГЧП будет наиболее рациональ- ным и эффективным. Лизинг, обладающий финансовыми, инвестиционными, организационно-эксплуатационными, сервисными, практическими и другими преимуществами, представляет собой одну из наиболее приемлемых форм ГЧП для реализации в современных условиях отечественной экономики. Указанные преимущества сторон договора лизинга и принципиальное отличие его от аренды, заключающееся в том, что при лизинге частный сектор, вступая в партнерские отношения с государством, не только применяет управленческие навыки, но и вкладывает капитал, являются предпосылками для его широкого внедрения. В то же время, в целом положительная динамика развития рынка лизинга в Рос- сийской Федерации не носит устойчивого характера. Ситуация может быть переломлена, если инвестору (в том числе зарубежному) будет гарантирован возврат вложенных средств и он получит возможность извлечь прибыль. Как вариант решения проблемы предлагается применять нестандартные подходы при осуществлении лизинговых операций, в частности - с использованием ско- ринга. Необходимо подчеркнуть, что применение скоринга наиболее эффективно, когда лизинговый рынок находится на подъеме и востребованными становятся оперативность оценки проекта и стандартность процедур, а скорость обслу- живания участников лизингового договора играет одну из главных ролей. Это достоинство становится недостатком при текущей ситуации на рынке, ког- да требуется более взвешенная оценка рисков, и по этой причине скоринговые модели требуют постоянной доработки и обновления с периодичностью раз в полтора-два года. Применение лизинга, как формы ГЧП, не только обеспечит профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству, но и проявит серьезную инве- стиционную активность. Это, в свою очередь, позволит внедрить новую технику и более эффективные технологии, создать новые предприятия, на рынке труда повысить спрос на высококвалифицированных работников.
257-267 42
Аннотация
По оценкам экспертов компании PricewaterhouseCoopers, несмотря на кризис- ные предпосылки и неоднозначную экономическую обстановку в мире, гостинич- ный сегмент в России в 2013 г. будет развиваться и наращивать обороты. При этом тема инновационных гостиничных концепций является одной из наиболее актуальных среди девелоперов гостиничной недвижимости и гостиничных операторов. Действительно, инновационная гостиничная концепция являет- ся дополнительным способом продвижения гостиничного продукта. Ведущие инженеры мира и России нарабатывают опыт проектирования уникальных гостиничных комплексов как в сегменте премиум, так и в сегменте экономкласса. В статье дается описание таких форм инновационных гостиничных концеп- ций, как бизнес и дизайн-отели, капсульные гостиницы, бюджетные гостиницы, отели для женщин. Автор статьи приводит описание и раскрывает аспекты использования международного подхода «the blue way» в гостиничном хозяйстве. Если здание является экологичным и выполняет все требования по экономии и функциональности, оно представляет собой пример этого целостного и сбалансированного подхода.

ПРАВО

267-274 37
Аннотация
В европейских финансовых регуляторах ожидаются крупномасштабные изменения. Реформы проводятся на наднациональном уровне в рамках Европейского союза, в то время как национальное законодательство государств – членов ЕС совершенствуется. Российской Федерации также предстоит реформа финансового регулирования, предполагающая создание мегарегулятора финансового рынка на основе Центрального банка России. Новый российский регулятор должен начать свою работу уже в августе 2013 г. Полномочия регулирования и надзора будут распределены между Министерством финансов и Центральным банком. В результате реформы действующий регулятор, Федеральная служба по финансовым рынкам, будет упразднен, а его сотрудники перейдут на работу в Центральный банк. В связи с этим важно изучить основные передовые модели финансового регулирования, действующие в Европе. С этой целью подробно изучен опыт деятельности европейских регуляторов, действующих на уровне всего Европейского союза, а также национальный опыт финансовых регуляторов Люксембурга и Бельгии. Успех этой инициативы будет зависеть от ряда факторов, включая надлежащее применение существующих моделей регулирования, с учетом следующих аспектов: участие или неучастие рынка и профессионального сообщества в регулировании; предмет и сфера регулирования. Подробное изучение опыта деятельности европейских регуляторов, действующих на уровне всего Европейского союза, а также национального опыта финансовых регуляторов Люксембурга и Бельгии дает лучшее понимание перспектив реформы регулирования, целью которой предполагается создание ясной, прозрачной и самодостаточной системы, которую необходимо будет отразить в формирующих ее нормативно-правовых актах.
275-281 19
Аннотация
статье анализируются этапы конституционного развития Филиппин, показаны принципы и особенности различных конституционных актов, принятых как в период американского колониального господства, так и после получения страной юридической независимости. Особое внимание уделено принципам и специфическим особенностям ныне действующей Конституции 1987 г., а также Конституции 1935 г., которая являлась первым актом, заложившим основы западной конституционной модели и основные принципы, характерные для конституций демократических стран. Особенно нужно отметить прогрессивный для того времени правовой статус личности, основанный на Билле о правах и прямо позаимствованный из американской конституционной системы. Проанализирован вопрос развития национальной государственности одной из стран Юго-Восточной Азии, что представляет значительный научный интерес с точки зрения восприятия моделей западной демократии и попыткам их насаждения на чужую для этих моделей социально-экономическую и политическую основу. Отмечается, каким образом после предоставления юридической независимости от США в 1946 г. Филиппины пошли по пути серьезного искажения принципов «западной демократии». Появился глубокий разрыв между формально демократическими конституционными институтами западной модели и их реальным преломлением на почве восточного государства с несформировавшейся социальной структурой, отсталыми производительными силами. Автор показывает, как потерпели сокрушительное фиаско попытки США навязать своей бывшей колонии модель американских государственно-правовых институтов, которые способствовали бы созданию в Юго-Восточной Азии «витрины западной демократии», способной стать образцом для подражания государств не только Юго-Восточной Азии, но и Африки и Латинской Америки.

СОЦИОЛОГИЯ

282-290 19
Аннотация
В статье автор анализирует новые уязвимости, возникшие как результат становления сложного социума в современном российском обществе. Показывается, что эти уязвимости несут с собой новые риски для функционирования общества и его членов. Обосновывается, что самодостаточность российского общества находится в реальной опасности. Конкретно рассматриваются следующие уязвимости: дисфункции самодостаточности общества; неуправляемая открытость, порождающая специфические риски; сложный социум, содержащий в себе имманентный потенциал катастроф; процесс усложнения самих рисков; социальная и культурная динамика цивилизаций, характер их взаимодействия; уязвимости для человеческого капитала. Решение возникших проблем видится на путях формирования нелинейно-гуманистического мышления как интеллектуальной основы российского космополитического человеческого капитала. Это мышление исходит из ускорения и усложнения социокультурной динамики, взаимозависимой целостности человечества, а также принципиальной неделимости человеческого капитала народов мира по локальному принципу. Возрастающие требования к качественным характеристикам человеческого капитала побуждают к тому, чтобы при его формировании ставились и решались не только и не столько прагматические задачи, сколько цели наращивания гуманистического потенциала в человеческом капитале. Соответственно формирование генеральной стратегии нового этапа развития России должно предполагать активное взаимодействие политической элиты с научным сообществом, от которого, в свою очередь, востребован новый теоретико-методологический инструментарий, способный справиться с возникшими вызовами.
291-302 38
Аннотация
В статье раскрываются особенности эволюции европейской семейной политики в процессе изменения политико-правовых дискурсов и практических мер поддержки семей с середины XIX в. до наших дней. Семейная политика интерпретируется автором достаточно широко как институциональная деятельность государства в отношении семьи с целью активизации семейных функций, связанных с рождением и воспитанием детей, с содержанием недееспособных, с заботой об уязвимых членах общества. Приоритетными направлениями семейной политики являются демографическое, социальное, гендерное и экзистенциональное. Хронологически эволюция европейской семейной политики представлена четырьмя различными периодами, смена которых происходит вследствие меняющихся экономических, социальных, демографических и семейных реалий. Для каждого этапа выявлены свои специфические проблемы, приоритеты и меры практической помощи семьям. Первый этап (вторая половина XIX в. – конец 1940-х гг.) связан с институционализацией семейной политики, потребность в которой появилась из-за ослабления семейных функций, демографических проблем и социально-экономических изменений рубежа XIX–XX вв. Показана демографическая направленность семейной политики этого периода.Второй этап (1950-е гг.) характеризуется развитием социально-ориентированных мер семейной поддержки, направленных на преодоление семейной бедности. Меры социальной помощи семьям становятся важной компонентой формирующихся в этот период европейских государств благосостояния (welfare state). Для третьего этапа (1960-е – конец 1980-х гг.) свойственна плюрализация направлений, стратегий, мер семейных политик под влиянием дифференциации семейных структур и стилей семейной жизни. На четвертом этапе (начало 1990-х гг. – по настоящее время) происходит переформатирование конвенциональных отношений государства и семьи в условиях нового семейно-демографического и социально-экономического европейского контекста. В статье раскрыто многообразие моделей европейской семейной политики. Показана инструментальная роль междисциплинарных научных исследований для правильного решения семейных проблем. Отмечается, что европейские научные центры по изучению и исследованию семьи выполняют своеобразную миссию научного сопровождения семейной политики.

ФИЛОЛОГИЯ

303-311 17
Аннотация
В статье анализируется понятие «национально-культурное мировидение» в преломлении к двуязычной коммуникации, выявляются особенности национально-культурной картины мира носителей испанского языка, устанавливаются релевантные для перевода типы расхождений между мировидениями испаноязычного и русскоязычного лингвоэтнических сообществ. Например, испанские тексты средств массовой информации насыщены особыми «экзотическими» лексическими единицами, яркими стилистическими оборотами, образными выражениями, синтаксическими конструкциями и текстовыми структурами, которые при их употреблении в звучащей или в письменной речи оказываются непривычными и неожиданными для носителей русского языка. Часто используется лексика, «чуждая» описываемой в тексте предметной сфере. Отмечена высокая частотность использования моделей неологизации и сочетаемости лексем событийной семантики. Определяются пути преодоления национально-культурных различий для адекватного перевода политических, юридических, экономических текстов с испанского языка на русский. Сделан вывод о том, что дифференциал проявлений национально-культурных мировидений лингвоэтнических общностей является четвертой онтологической причиной различий между языками.
312-316 18
Аннотация
Рассматриваются стилистические возможности средств немецкого синтаксиса, их способность выступать не только в качестве экспрессивно–стилистических, но и функционально–стилистических средств. Цель исследования – выявление средств синтаксической выразительности, создаваемой за счет нарушения нормативной структуры предложения. Из двух противоположных структурных тенденций немецкого синтаксиса: тенденции к собранности и компактности («синтаксическое напряжение») и тенденции к «синтаксическому разрыхлению» тяжеловесного грамматического строя предложения, скованного жесткими рамками синтаксиса, наиболее активным процессом является упрощение структуры предложения, ее уподобление структуре разговорной речи. Синтаксическое «разрыхление» нормативной структуры предложения создается простым гипотаксисом, нарушением рамочной конструкции, отсутствием четкого согласования некоторых членов предложения. Анализ проводится в рамках исторического подхода и прослеживает динамику изменений грамматического строя предложения. Отказ от сложного многоступенчатого подчинения и обращение к простому предложению, представленному в виде блочных конструкций, приводит к экономии выражения, легкости восприятия и полной реализации стилистических потенций. Каждый из блоков содержит большой объем информации, члены простого предложения, расположенные на одной линии, соединяются способом номинального соположения. Однонаправленные или нанизывающие простые предложения лишены ответвляющихся компонентов. Их развитие связано с тенденцией к номинализации. Растущее воздействие обиходно-разговорной речи на немецкий литературный язык, его письменную форму, сближение с живой, естественной речью приводит к отказу от полной рамочной конструкции. При неполной рамочной конструкции ряд отрезков, составляющих предложение, образует несколько центров меньшей напряженности, тем самым «разрыхляя» структуру предложения. Нарушение рамочной конструкции всегда стилистически обосновано. Доказывается, что вынос грамматических конструкций за рамку не является новым для современного немецкого литературного языка, а представляет четкую тенденцию.
217-322 28
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с многомерностью англоязычного нарративного дискурса, в частности взаимодействие планов автора и читателя. Исследование показывает, что автор в англоязычном нарративном дискурсе открыто обращается к читателю, высказывая свое мнение по различным, не связанным с основным повествованием, вопросам, не только в XVIII и XIX вв., но и на современном этапе. Одной из тем диалога между автором и читателем является особенность современного писателю мира. При этом проблемы, волнующие авторов разных временных периодов, остаются одинаковыми. Анализ англоязычных художественных произведений показал, что это в основном общая оценка окружающей действительности, которая далека от идеала и полна трудностей, препятствий и разочарований. В целом, вступая в прямой диалог с читателем, писатель в большей степени обращает внимание на негативные стороны жизни, ее несовершенство, трагизм и опасность. Различие существует лишь в форме обращения автора к читателю. В романах конца XVIII – начала XIX в. автор в основном является независимым персонажем, который ведет диалог с читателем. Поэтому в них часто встречаются прямые обращения к читателю и личные местоимения 1-го лица единственного и множественного числа. В художественных произведениях конца ХХ – начала XXI в. авторские отступления более краткие и выражены в основном в виде сентенций. Временной сдвиг из прошлого в настоящее выступает маркером присутствия автора во всех рассматриваемых временных периодах.

ПЕДАГОГИКА

323-327 27
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы формирования профессионализма будущего специалиста в области международных отношений средствами иностранного языка. Автор раскрывает сущность формирования целостной концептуальной картины профессиональной деятельности специалистов-международников и подчеркивает, что этот процесс происходит в соответствии с новой парадигмой профессионализма. Подготовка к межкультурной коммуникации в профессиональном дискурсе в процессе изучения иностранного языка обеспечивает ознакомление обучающихся: – с концепто-терминосистемами в области политических, экономических, научно-технических, военно-политических, гуманитарных и идеологических отношений; – с международными связями в областях науки, культуры, образования, иных сферах освоения общемирового пространства. Формирование целостной картины профессиональной деятельности будущего специалиста в области международных отношений является комплексным, ценностно-обусловленным социальным практикоориентированным и культуросообразным процессом. Автор разработал систему педагогического сопровождения процесса формирования целостной картины профессиональной деятельности студентов-международников, основанную на интеграции учебной, воспитательной и научной деятельности студентов, которое осуществляется на индивидуальном, групповом, факультетском, вузовском, межвузовском и международном уровнях. Предполагается также органичное использование ресурсов дополнительного образования студентов вуза. В статье показывается важность субъект-субъектных отношений преподавателя и студентов в учебном процессе, что ведет к развитию способности студентов к сотрудничеству, инициативности, позволяет реализовать творческий потенциал, способствует социализации и развитию личности. Среди наиболее эффективных путей сотрудничества вузовских преподавателей в процессе совершенствования профессионально ориентированной языковой подготовки студентов-международников автор называет взаимодействие с МГИМО(У) и участие преподавателей иностранного языка в научно-практических семинарах и конференциях, в частности в ежегодном межвузовском семинаре по лингвострановедению.
328-331 22
Аннотация
Автор предлагает собственную трактовку целей и задач обучения иностран- ному языку на основе авторской концепции овладения иностранным языком как процесса формирования билингвизма. В настоящее время практическая цель обучения иностранному языку формулируется лингводидактикой в терминах компетенций. Коммуникативная компетенция рассматривается как общее понятие, интегрирующее целый ряд частных компетенций, и предполагает способность субъекта к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. Однако в такой трактовке обучение иностранному языку не отличается от обучения другим предметам. Изучая эти учебные дисциплины, обучающийся осмысливает их в пределах собственной, моноязычной картины мира, ему не нужно формировать у себя понятия, отсутствующие в родной культуре. Иностранный язык имеет принципиальное отличие: чтобы его усвоить, субъект должен выйти за пределы собственной картины мира и усвоить целый ряд новых понятий и концептов, то есть стать билингвальным и бикультурным. В противном случае его пони- мание иностранного языка будет ограничено концептуальной картиной родной культуры, и проникновения к смыслам иной культуры не произойдет. Поэтому цели и задачи обучения иностранному языку должны определяться, исходя из закономерностей формирования билингвизма. В этом случае конечная цель об- учения иностранному языку заключается в достижении обучающимся стадии уравновешенного смешанного билингвизма, которая является оптимальной для осуществления профессиональной деятельности с иностранным языком. Достижение этой стадии предполагает формирование у обучающегося допол- нительного целостного механизма владения языком, отвечающего за производ- ство и восприятие высказываний на иностранном языке. Промежуточные цели и задачи обучения должны определяться задачами формирования каждого блока механизма владения иностранным языком.

РЕЦЕНЗИИ

333-334 12
Аннотация
Вопросы международного частного, сравнительного и гражданского права, международного коммерческого арбитража: LIBER AMICORUM в честь А.А. Костина, О.Н. Зименковой, Н.Г. Елисеева / Сост. и науч. ред. С.Н. Лебедев, Е.В. Кабатова, А.И. Муранов, Е.В. Вершинина. М.: Статут, 2013. 382 с.
335-338 10
Аннотация
Восток и политика: политические системы, политические культуры, политические процессы: науч.-метод. комплекс / под ред. А.Д. Воскресенского. М.: Аспект Пресс, 2011.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)