МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 
после распада СССР и социалистического лагеря. Хотя к сфере польской «восточной политики» принято относить и Россию, очевидно, что природа отношений между Варшавой и Москвой отличается от той, которая была изначально характерна для стран «УЛБ» (Украины, Литвы и Белоруссии). К тому же, после вступления Польши в ЕС сферой ее ответственности в европейской внешней политике стали Украина и Белоруссия, но никак не Россия, за развитие отношений с которой отвечают «старые» члены союза. По этим причинам польско-российские отношения будут рассмотрены здесь в качестве важного фонового компонента, а акцент будет сделан на странах «УЛБ». Из-за тенденции к интеграции польской «восточной политики» в схемы ЕС здесь будет затронута Молдавия, а также Азербайджан, Армения и Грузия, которым, наряду с Украиной и Белоруссией, было предложено принять участие в главной европейской инициативе на этом направлении – программе «Восточное партнерство». По тем же соображениям будут выделены два условных этапа: до и после вступления Варшавы в Евросоюз, которое формально состоялось 1 мая 2004 года.
К 70-ЛЕТИЮ ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МГИМО 
Цель настоящей статьи – аргументировать профессиональный тип межкультурной коммуникации, обосновать его важнейшую отличительную черту – равностатусность, представить некоторые стратегии равностатусной межкультурной коммуникации. В этой связи в настоящей статье:
– обоснованы профессиональная межкультурная коммуникация и равностатусность как ее неотъемлемая характерная черта;
– представлены авторские стратегии равностатусной межкультурной коммуникации: а) рабулистические стратегии коммуникативной атаки; б) эристические стратегии коммуникативной самозащиты;
– приведены гипотетические образцы взаимодействия отдельных стратегий атаки и самозащиты: комплимент – остроумный ход; блеф – экспромт; негативный императив – трансформация негативного императива в позитивный интерактив;
– доказано, что для успешной межкультурной коммуникации партнеры в одинаковой мере должны владеть стратегиями коммуникативных атак и коммуникативной самозащиты.
Овладение специалистами в сфере международных отношений стратегиями атак и самозащиты обеспечивает профессиональную межкультурную коммуникацию – равностатусную по форме и высокорезультативную по содержанию.
Понятие «парадигма научного знания» не сразу было принято лингвистами, да и сегодня вопрос о границах сосуществующих в настоящее время парадигм лингвистического знания остается дискуссионным. Хотя общеметодологические характеристики парадигмы научного знания в лингвистике в принципе разработаны, активное движение лингвистики в сторону междисциплинарности влечет за собой появление переходных зон «на границе» собственно парадигм лингвистического знания, а также в «пограничных зонах» лингвистики и других наук. Когнитивно-дискурсивная парадигма представляет исследования, связанные с ролью языка в мыслительных процессах. Методологически когнитивный подход вносит значительный вклад в развитие прикладных наук, в частности в методику обучения языкам, позволяя исследовать в методических целях структуры знания, процессы концептуализации и категоризации, дискурсивные компетенции. В статье утверждается, что когнитивно-дискурсивная парадигма:
– все в большей степени приобретает междисциплинарный характер, тем самым сближаясь с проблемами методики преподавания иностранного языка;
– изучает вербализованные структуры знания и опыта, привнося в формирование лексической компетенции обучающихся иностранному языку опыт окружающего мира;
– считает одной из основных своих задач исследование структуры и организации ментального (внутреннего) лексикона.
– по мере того как дискурсивные практики становятся все более доступными для обучающихся языку в ходе онлайн-общения, предлагает на основе разрабатываемой когнитивной теории дискурса методы обучения общению.
Статья посвящена проблеме проектирования нового содержания иноязычного образования в условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов. В данном исследовании:
– указывается на необходимость реформирования обучения иностранным
языкам в новом образовательном контексте;
– утверждается, что в связи с фрагментарностью и расплывчатостью формулировок требований, предъявляемых к иноязычной подготовке бакалавров-международников, которые содержатся в стандартах соответствующих направлений подготовки, при разработке учебных программ по иностранным языкам используются не все возможности для обновления содержания и структуры иноязычной подготовки студентов;
– обосновывается правомерность внедрения компетентностного подхода к иноязычной подготовке студентов и описывается процесс проектирования компетентностно-ориентированной программы;
– рассматривается вариант структуры и содержания иноязычной подготовки студентов международного профиля на примере учебной программы по английскому языку для студентов, обучающихся по направлению «Зарубежное регионоведение»;
– намечаются пути дальнейшего совершенствования иноязычной подготовки студентов.
Разработка представленного в статье варианта содержания иноязычной подготовки студентов-регионоведов, обусловленная необходимостью реализации компетентностного ФГОС, позволила ВГУ иметь такую образовательную программу, которая обеспечивает получение качественного высшего образования, является привлекательной для абитуриентов в наших условиях, ориентирована на потребности региона и повышает конкурентоспособность вуза на рынке аналогичных образовательных услуг.
ИСТОРИЯ 
ЭКОНОМИКА 
ПОЛИТОЛОГИЯ 
Центральными проблемами статьи являются генезис и эволюция государственной семейной политики в России в период с 1917 г. вплоть до принятия последних государственных мер в сфере семьи и демографии. В фокусе анализа – пять этапов и моделей государственной семейной политики:
– «постреволюционная» модель (1917–1926 гг.);
– «сталинская» модель (1926–1953 гг.);
– «советская социальная» модель (1954–1991 гг.);
– «постсоветская» модель (1992 – начало 2000-х гг.);
– новейшая модель (начиная с 2000-х гг.).
В рамках исследуемой проблемы рассмотрены следующие вопросы:
1) изменение семейной идеологии и направленности практических мер поддержки семей как реакции на различные социальные, политические, экономические, демографические контексты и условия жизни людей;
2) воздействие мер семейной политики на трансформацию семейного поведения россиян.
Автор раскрывает противоречивость государственной семейной политики, следствием которой стали неоднозначные по своей сути семейно-демографические трансформации в России в XX – начале XXI в.
ПРАВО 
НАУКОВЕДЕНИЕ 
СОЦИОЛОГИЯ 
В статье анализируются проблемы социального неравенства и жиз- ненных шансов современной российской молодежи. Рассматриваются те- оретические подходы к изучению социального расслоения, традиционные и новые формы социального неравенства. Приводятся результаты эмпириче- ского онлайн-исследования, целью которого было выявление актуальных со- циальных неравенств, дифференцирующих столичную молодежь.
Выделяются пять основных детерминант социального неравенства:
– как и предполагалось, материальные условия жизни молодежи оказались на первом месте;
– второе место занял временной фактор. Свободное время для общения с друзьями, самообразования, хобби и отдыха в целом стало дефицитным благом для многих молодых людей;
– третья детерминанта – место и условия проживания: комфорт и престиж района проживания, его безопасность и социально-транспортная инфраструктура, а также качество жилищных условий человека;
– на четвертом месте расположился социально-интеллектуальный багаж человека и его социальный капитал – совокупность знаний и умений, востребованных на рынке труда;
– пятая детерминанта – это власть и влияние, способность воздействовать на других людей, проводить свою волю (влиять на близких, друзей, коллег, государственную власть, ситуацию в стране).
В результате социологического исследования было выявлено, что наряду с традиционными видами неравенства для молодежи Москвы становится все более актуальным такой новый вид неравенства, как дефицит времени на досуг.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ 
ПСИХОЛОГИЯ 
ФИЛОЛОГИЯ 
ПЕДАГОГИКА 
ЗОЛОТОЙ ФОНД МГИМО 
РЕЦЕНЗИИ 
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 
ISSN 2541-9099 (Online)