Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 6(33) (2013)
Скачать выпуск PDF

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9-13 190
Аннотация
Автор посвятил свое исследование роли Совета Безопасности ООН в современную эпоху и вызовам его существованию как важнейшей опоры поддержания всеобщего мира, безопасности и стабильности в условиях трансформации современного мира под воздействием глобализации. Исследование дает представление о процессе реформирования СБ ООН, а также дискуссии вокруг этой проблемы в Совете, позиции постоянных членов СБ ООН и различных сценариях расширения Совета (в категориях постоянных и непостоянных членов). В противоположность чересчур оптимистическим оценкам перспектив реформы состава Совета автор придерживается прагматического, поэтапного подхода к этому вопросу. Утверждается, что высокий конфликтный потенциал международных отношений требует сохранения нынешнего статус-кво в составе Совета в целях оперативного принятия политических решений по стабилизации глобального мира и их реализации. Реформенный процесс в СБ ООН тесно связан еще с одним важнейшим направлением его реформы – укреплением ключевых функций и стратегической роли Совета при проведении операций ООН по поддержанию мира и предотвращению международных и региональных кризисов. В исследовании рассматривается деятельность СБ ООН и анализируются причины неэффективности ОПМ ООН. В этих условиях на передний план выдвигается задача принятия СБ ООН консенсусных решений. Позитивный пример – единогласное принятие СБ резолюции по ситуации в Сирии, открывшей путь к уничтожению сирийского химического оружия. Выводы и рекомендации исследования содержат ряд конкретных идей, направленных на укрепление процесса реформирования СБ ООН и повышение эффективности его деятельности. Прежде всего, речь идет о необходимости большей вовлеченности СБ в планирование и реализацию крупнейших миротворческих операций, расширении полномочий Военно-штабного комитета, перестройке переговорного процесса в СБ ООН в целях принятия консенсусных решений.
15-24 157
Аннотация
В настоящей статье рассматривается эволюция внешней политики Польши по отношению к ближайшим восточным соседям: независимым и суверенным Украине, Литве и Белоруссии. В польской исторической науке она известна как «восточная политика», а сами эти страны - как «восточные окраины», в отличие от Востока в классическом западном понимании, для обозначения которого принято латинское слово «Ориент». Судьба Польши на протяжении всей ее истории была неразрывно связана с этим регионом, который то входил в состав Речи Посполитой, то выступал в качестве «буферной» территории, а в нынешних очертаниях предстал только
после распада СССР и социалистического лагеря. Хотя к сфере польской «восточной политики» принято относить и Россию, очевидно, что природа отношений между Варшавой и Москвой отличается от той, которая была изначально характерна для стран «УЛБ» (Украины, Литвы и Белоруссии). К тому же, после вступления Польши в ЕС сферой ее ответственности в европейской внешней политике стали Украина и Белоруссия, но никак не Россия, за развитие отношений с которой отвечают «старые» члены союза. По этим причинам польско-российские отношения будут рассмотрены здесь в качестве важного фонового компонента, а акцент будет сделан на странах «УЛБ». Из-за тенденции к интеграции польской «восточной политики» в схемы ЕС здесь будет затронута Молдавия, а также Азербайджан, Армения и Грузия, которым, наряду с Украиной и Белоруссией, было предложено принять участие в главной европейской инициативе на этом направлении – программе «Восточное партнерство». По тем же соображениям будут выделены два условных этапа: до и после вступления Варшавы в Евросоюз, которое формально состоялось 1 мая 2004 года.
25-33 73
Аннотация
Экономический кризис обострил межпартийные противоречия и ослабил общественную поддержку проводимого внутриполитического и внешнеполитического курсов в странах Балтии (Литве, Латвии, Эстонии). Наиболее значимым вопросом в сфере внешней политики, по которому возникли расхождения между основными политическими партиями (правящими, оппозиционными парламентскими, так называемыми «русскими»), стала естественная необходимость отказа от прежней односторонней евро-атлантической внешнеполитической и внешнеэкономической ориентации. В центре политической дискуссии стала потребность в переходе к более сбалансированным отношениям с Россией и другими восточными соседями. Отношение к этой проблеме стало определяющим в ходе недавнего политического кризиса в Латвии, а в Литве и Эстонии привело к изменению внешнеполитической риторики оппозиционных партий. Если в Литве о наличии партийного консенсуса говорить с определенной долей условности представляется возможным, то в Латвии и Эстонии внешнеполитическая стратегия, осложняемая нерешенностью внутриполитических национальных и языковых проблем, является предметом столкновения позиций правящей правоконсервативной коалиции и социал-демократической оппозиции. Таким образом, перед основными общественными и политическими силами стран Балтии встала задача поиска нового консенсуса по внешнеполитическим вопросам с целью эффективного развития национальных экономик в условиях роста финансово-экономической нестабильности в ЕС и в мире и поддержания общественного единства.
34-41 99
Аннотация
В статье говорится о современном состоянии водных проблем Центральной Азии. Отмечается, что проблемы в этой сфере берут свое начало еще в 30-х гг. ХХ в., указывается на то, что в долгосрочной перспективе проблема водопользования в Центрально-Азиатском регионе будет обостряться из-за высоких темпов прироста населения, в связи с чем будут углубляться межгосударственные противоречия в водно-энергетической сфере. Автор отмечает, что сами государства Центральной Азии, по всей вероятности, не смогут выработать новый подход к совместному освоению энергетического потенциала региона и механизм управления водно-энергетическими ресурсами, который отвечал бы политическим, экономическим и экологическим целям каждого из заинтересованных государств, так как интересы стран–пользователей водными ресурсами не совпадают. В статье утверждается, что в настоящее время каждая из стран Центрально-Азиатского региона стремится решить водную проблему в одностороннем порядке, выгодном только ей. Одни страны хотят использовать воду в ирригационном режиме, другие – в энергетическом режиме. В результате этого и возникает конфликтная ситуация. В статье отмечается, что поскольку на территории Казахстана, Узбекистана и Туркмении расположены в основном земли для сельского хозяйства, то эти страны, находящиеся в низовьях, заинтересованы использовать водные ресурсы в ирригационном режиме. А в интересы расположенных в высокогорье и имеющих только ограниченные резервы нефти и газа Киргизии и Таджикистана входит работа в энергетическом режиме. Именно им в статье уделяется особое внимание, так как они обладают значительными гидроэнергетическими запасами. В статье рассматриваются возможные меры по стабилизации ситуации по этой проблеме и формулируются рекомендации для политики России в указанном регионе.
42-48 99
Аннотация
Черноморский регион на протяжении всей своей истории находился в зоне интересов целого ряда государств, как региональных, так и лежащих далеко за его пределами. Одной из основных причин повышенного внимания к Причерноморью является его транзитное расположение: через эту территорию проходят транспортные пути, соединяющие страны Запада с богатыми углеводородным сырьем государствами– Центральной Азией и Закавказьем. А масштабные и довольно амбициозные проекты газопроводов, которые планируется провести по территории Причерноморских стран и по дну Черного моря, позволяют ожидать возрастания роли Причерноморья в мировой экономической системе. В этой связи в статье автор ставит задачу осветить основные этапы развития взаимодействия между черноморскими странами посредством анализа наиболее успешных попыток региональной кооперации. Отдельное внимание уделяется политике Турции в Причерноморье и вопросам взаимодействия двух крупнейших региональных акторов ( России и Турции). Кроме того, в работе освещаются наиболее перспективные направления транспортно-логистического и торгово-экономического развития региона, среди которых рассматривается проект автомобильной кольцевой автотрассы вокруг Черного моря, а также перспективы интенсификации морского транспорта и развития новых морских транспортных путей. Подводя итог, автор делает вывод, что, несмотря на развитие кооперации, в регионе существуют проблемы в области формирования полномасштабной системы поддержания региональной безопасности и сотрудничества, так как все еще не устранены серьезные препятствия для успешной реализации плана сотрудничества в регионе Причерноморья.

К 70-ЛЕТИЮ ФАКУЛЬТЕТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МГИМО

49-61 101
Аннотация
Статья посвящена анализу восприятия инновационных процессов в области языкового образования преподавателями и студентами факультета международных отношений МГИМО(У) МИД России. Языковому образованию как синергетической системе свойственно стремление к саморазвитию, происходящему во многом благодаря инновациям, инициаторами которых могут быть как непосредственные участники образовательного процесса, так и его руководители разных уровней. Чтобы выявить основные особенности инноваций в области обучения иностранным языкам на факультете международных отношений, был проведен констатирующий эксперимент с участием преподавателей и студентов факультета международных отношений. Как показали его результаты, для большинства респондентов основной целью инновации в области обучения иностранным языкам является достижение значимого улучшения уровня развития иноязычных компетенциий, которое возможно, прежде всего, благодаря использованию качественно новых учебных материалов и компьютерных технологий. Было выявлено, что успех инноваций в значительной степени зависит от их источника (инновации «сверху» или инновации «снизу») и внутренней готовности участников образовательного процесса к их реализации, обусловленной неудовлетворенностью состоянием дел. Инновации «сверху», как правило, являются более масштабными и затрагивают всю систему языкового образования в целом, в то время как инновации «снизу» касаются преимущественно собственно процесса обучения. Несмотря на выявленную общую тенденцию к более успешному прохождению инноваций «сверху», авторы приходят к заключению, что языковое образование, будучи синергетической системой, вбирает только те инновации, которые не приводят к революционным потрясениям и соответствуют насущным потребностям, способствуют его устойчивому развитию.
62-66 74
Аннотация
Статья посвящена проблеме разработки концепции современного вузовского учебника иностранного языка. Учебник нового поколения, соответствующий современным государственным образовательным стандартам, и в частности целям иноязычного образования, должен независимо от типа носителя основываться на ряде общедидактических (компетентностный подход, модульность и многоуровневость, междисциплинарность, принцип опережения) и лингводидактических принципов (аутентичность, современность, информативность и функциональность). В работе рассматривается и обосновывается необходимость интегра- тивного подхода к созданию инновационного учебника. Данный подход заключается в совмещении в нем печатного и электронного форматов, что позволит добиться эффективной организации учебного процесса за счет более рационального распределения видов учебной деятельности между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студента и тем самым поспособствует достижению целей обучения иностранному языку в вузе. Учебники нового поколения могут не только использоваться в учебном процессе в высшей школе для самостоятельной работы студентов при очной форме обучения, но и стать основой различных форм диcтанционного обучения, что позволит студентам, проживающим в отдаленных регионах, получить качественное (языковое) образование.
67-71 80
Аннотация
Статья посвящена обсуждению перспективных направлений развития преподавания иностранных языков в вузах и задачи повышения квалификации сотрудников языковых кафедр. В ней рассматриваются объективные причины современных проблем вузовской методики, ее частичного отставания от методики преподавания иностранных языков в средней школе. Основным стимулом развития языкового образования можно считать наличие государственных нормативных документов с понятной и прозрачной системой планируемых результатов для каждого этапа системы, выстроенных по принципу преемственности. Требования к владению иностранным языком для выпускников вузов все время повышаются, но при этом изучение иностранных языков в отдельных вузах резко сокращается. При разработке примерных программ по иностранным языкам целесообразно учитывать специфику подготовки на гуманитарных, естественно-научных, технических факультетах, соотношения в них различных моделей изучения языка: для общих целей, академического и профессионального общения. Новые государственные стандарты (ФГОС) акцентируют внимание и на необходимости повышения учебной автономии студентов, усиления доли самостоятельной работы по любому курсу. Интерактивный характер языковой подготовки ставит сотрудников языковых кафедр перед необходимостью разработки новых рабочих программ, моделей взаимодействия со студентами на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы. Управление самостоятельной работой неразрывно связано с разработкой действенной системы текущего, промежуточного и итогового контроля и оценивания, как с использованием ИКТ, так и без них. Отдельной задачей можно считать развитие требований к аттестации сотрудников языковых кафедр, соотношение в данной процедуре требований к учебной, учебно-методической, научной, публикационной активности. Новые требования к аттестации сотрудников должны разрабатываться одновременно с развитием системы повышения квалификации.
72-76 71
Аннотация
В работе на основе актуальных статистических данных анализируется уровень развития e-learninga в вузах России, США и европейских стран. Характеризуются причины отставания в данной области российской системы образования, обосновывается необходимость ускоренного внедрения e-learninga как средства выживания и сохранения конкурентоспособности национальной системы образования страны. Автор статьи считает, что в условиях открытого общества знаний, когда образование в самых различных вузах можно получать, не выходя из дому, внедрение e-learninga становится единственным средством борьбы за выживание национальных систем образования. Именно поэтому университеты в различных странах объединяют свои финансовые и интеллектуальные ресурсы в целях завоевания собственной ниши на рынке трансграничного образования. Что касается российского образования, то автор приходит к выводу: при такой остроте постановки проблемы, когда России наряду с реальным оттоком студентов угрожает перспектива их виртуального оттока, нам следует признать, что единственным средством борьбы за сохранение национального интеллектуального капитала является ускоренное продвижение дистантного обучения. Внедрение ДО в образовательный процесс должно стать альтернативным каналом обучения, представляющим собой важную составную часть общей стратегии отечественных вузов.
77-82 71
Аннотация
В статье рассматривается применение инновационных подходов в иноязычном образовании в высшей школе на примере УМК Le français.ru B2-C1, в частности в преподавании грамматического аспекта. Применение компетентностного подхода, а именно принципа «студентоцентричности» и понятия «задачи» позволяет оптимизировать учебный процесс. Использование принципа «студентоцентричности» при введении нового грамматического материала обеспечивает повышение познавательной мотивации учащихся. Необходимо подвести учащегося к тому, чтобы он сам понял изучаемое явление и сформулировал грамматическое правило, анализируя хорошо подобранный корпус примеров и отвечая на правильно поставленные вопросы. Еще один важный момент в подаче нового грамматического материала – сопоставление его с родным языком и самостоятельный поиск закономерностей такого сопоставления. Это позволяет лучше понять изучаемое явление, а также предупредить возможные интерференционные ошибки. Использование понятия «задачи» и заданий активного типа, хотя и не является основополагающим в преподавании грамматики, тем не менее способствует лучшему усвоению материала и выводу его в речь. Поэтому необходимо дополнить традиционные грамматические упражнения упражнениями активного типа, ориентированными на реализацию той или иной задачи. Такие инновации, как компетентностный подход, модульный принцип, использование информационно-коммуникационных технологий, безусловно, являются важной и необходимой составляющей современного учебного процесса и современного учебника иностранного языка. Но, как и всякая новая методика, эти инновации не заменяют и не отменяют предыдущие методики, но могут успешно их обогатить и дополнить.
83-89 72
Аннотация
Каждый преподаватель английского языка, обучающий русскоговорящих студентов, знает, что основные грамматические трудности, с которыми приходится сталкиваться на занятии, связаны с усвоением артиклей, предлогов и грамматических форм глагола. Что касается артиклей, здесь все понятно: в русском языке артиклей нет, поэтому студенту надо объяснить, зачем они нужны в английском и какова их функция. С предлогами ситуация несколько иная: предлоги есть и в русском языке, но студента обычно смущает их большое количество и особенности употребления в английском. Наконец, что касается так называемых времен (tenses) – точнее, видовременных форм глагола, – то многие студенты испытывают существенные трудности в овладении навыками их правильного употребления по простой причине. Привыкнув к тому, что в русском языке три времени (настоящее, прошедшее и будущее), они оказываются не в состоянии постигнуть логику организации и особенности функционирования системы, включающей двенадцать форм в активном залоге. В этой связи в статье показывается природа трудности в усвоении так называемых английских времен, связанная с неадекватными металингвистическими знаниями о значении и функционировании категорий времени и вида в русском языке. Поскольку когнитивные структуры, лежащие в основании этих грамматических категорий, укоренены в чувственном опыте и одинаковы в обоих языках, опора на родной язык с применением когнитивного подхода позволяет предложить простой алгоритм выбора правильной глагольной формы в дискурсе. Это позволяет радикальным образом улучшить процесс освоения грамматики, снимая многие мнимые трудности. Использование данной методики автором и его учениками и коллегами на протяжении 20 лет в образовательных учреждениях различных уровней показало ее высокую эффективность, намного превосходящую существующие традиционные методики.
90-94 107
Аннотация

Цель настоящей статьи – аргументировать профессиональный тип межкультурной коммуникации, обосновать его важнейшую отличительную черту – равностатусность, представить некоторые стратегии равностатусной межкультурной коммуникации. В этой связи в настоящей статье:
– обоснованы профессиональная межкультурная коммуникация и равностатусность как ее неотъемлемая характерная черта;
– представлены авторские стратегии равностатусной межкультурной коммуникации: а) рабулистические стратегии коммуникативной атаки; б) эристические стратегии коммуникативной самозащиты;
– приведены гипотетические образцы взаимодействия отдельных стратегий атаки и самозащиты: комплимент – остроумный ход; блеф – экспромт; негативный императив – трансформация негативного императива в позитивный интерактив;
– доказано, что для успешной межкультурной коммуникации партнеры в одинаковой мере должны владеть стратегиями коммуникативных атак и коммуникативной самозащиты.
Овладение специалистами в сфере международных отношений стратегиями атак и самозащиты обеспечивает профессиональную межкультурную коммуникацию – равностатусную по форме и высокорезультативную по содержанию.

95-100 65
Аннотация
В данной статье рассматриваются некоторые лексические особенности немецкого общественно-политического текста, которые могут вызывать определенные трудности при переводе на русский язык. Лексическая система является наиболее динамичным уровнем языка и отражает все изменения окружающего мира. Особое внимание наряду с именами нарицательными и именами собственными уделяется лексическим единицам, образованным в результате процесса деонимизации. Отличительной чертой современного немецкого языка является популярность таких лексем, как выразительные языковые средства, их явно выраженная негативная коннотация, а также потеря соотнесенности с конкретными персоналиями. Изучение онимов и образованных от них апеллятивов может представлять интерес как в прикладных целях, так и с точки зрения лингвокультурологии, так как подобные лексические единицы обычно отражают специфику культурного фона носителей немецкого языка. Процесс деонимизации имен собственных носит универсальный характер и встречается во многих европейских языках. Его изучение в сравнительном отношении становится чрезвычайно актуальным, особенно в условиях глобализации, когда межкультурные контакты приобретают все более важное значение. Имена собственные легко пересекают межъязыковые барьеры, однако если они содержат в себе переосмысленное значение, то могут вызывать непонимание и, как следствие, искаженное восприятие информации. Главной целью занятий по общественно-политическому переводу в вузе является развитие как языковой, так и профессиональной компетенции. Учет в этом процессе лингвистических особенностей, их соблюдение представляется более важным, потому что в конечном итоге позволит выпускникам успешно решать в своей профессиональной деятельности коммуникативные задачи.
101-105 71
Аннотация

Понятие «парадигма научного знания» не сразу было принято лингвистами, да и сегодня вопрос о границах сосуществующих в настоящее время парадигм лингвистического знания остается дискуссионным. Хотя общеметодологические характеристики парадигмы научного знания в лингвистике в принципе разработаны, активное движение лингвистики в сторону междисциплинарности влечет за собой появление переходных зон «на границе» собственно парадигм лингвистического знания, а также в «пограничных зонах» лингвистики и других наук. Когнитивно-дискурсивная парадигма представляет исследования, связанные с ролью языка в мыслительных процессах. Методологически когнитивный подход вносит значительный вклад в развитие прикладных наук, в частности в методику обучения языкам, позволяя исследовать в методических целях структуры знания, процессы концептуализации и категоризации, дискурсивные компетенции. В статье утверждается, что когнитивно-дискурсивная парадигма:

– все в большей степени приобретает междисциплинарный характер, тем самым сближаясь с проблемами методики преподавания иностранного языка;
– изучает вербализованные структуры знания и опыта, привнося в формирование лексической компетенции обучающихся иностранному языку опыт окружающего мира;
– считает одной из основных своих задач исследование структуры и организации ментального (внутреннего) лексикона.
– по мере того как дискурсивные практики становятся все более доступными для обучающихся языку в ходе онлайн-общения, предлагает на основе разрабатываемой когнитивной теории дискурса методы обучения общению.

106-110 73
Аннотация

Статья посвящена проблеме проектирования нового содержания иноязычного образования в условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов. В данном исследовании:

– указывается на необходимость реформирования обучения иностранным
языкам в новом образовательном контексте;
– утверждается, что в связи с фрагментарностью и расплывчатостью формулировок требований, предъявляемых к иноязычной подготовке бакалавров-международников, которые содержатся в стандартах соответствующих направлений подготовки, при разработке учебных программ по иностранным языкам используются не все возможности для обновления содержания и структуры иноязычной подготовки студентов;
– обосновывается правомерность внедрения компетентностного подхода к иноязычной подготовке студентов и описывается процесс проектирования компетентностно-ориентированной программы;
– рассматривается вариант структуры и содержания иноязычной подготовки студентов международного профиля на примере учебной программы по английскому языку для студентов, обучающихся по направлению «Зарубежное регионоведение»;
– намечаются пути дальнейшего совершенствования иноязычной подготовки студентов.
Разработка представленного в статье варианта содержания иноязычной подготовки студентов-регионоведов, обусловленная необходимостью реализации компетентностного ФГОС, позволила ВГУ иметь такую образовательную программу, которая обеспечивает получение качественного высшего образования, является привлекательной для абитуриентов в наших условиях, ориентирована на потребности региона и повышает конкурентоспособность вуза на рынке аналогичных образовательных услуг.

ИСТОРИЯ

111-115 53
Аннотация
«Вестник МГИМО-Университета» публикует беседу с выпускником МГИМО, Чрезвычайным и Полномочным Послом, профессором кафедры дипломатии МГИМО(У) МИД РФ, заслуженным работником дипломатической службы РФ, членом Совета по внешней и оборонной политике, вице–президентом Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, почетным президентом Ассоциации друзей Франции, первым вице-президентом Академии духовного единства народов мира, членом Союза писателей России, членом Совета по международным делам Ю.В. Дубининым , в которой он поделился своими воспоминаниями о периоде пребывания на посту Посла СССР в Испании и в США. Беседу с Юрием Владимировичем (Ю.Д.) провела и записала д.и.н., профессор кафедры ИПСЕА МГИМО(У) МИД России Н.Е. Аникеева (Н.А.).

ЭКОНОМИКА

117-126 90
Аннотация
В статье рассмотрены два основных оригинальных подхода к инвестированию средств институциональных инвесторов (общий объем их активов в мире составляет около 100 трлн долл.) – суверенного инвестиционного фонда Норвегии Глобал и эндаумент-фонда Йеля. Фонд Глобал с активами в размере 716 млрд долл. является крупнейшим институциональным инвестором в мире, его стратегия исходит из предположения об эффективности рынков и их долгосрочном росте и заключается в балансе инвестиций в акции, облигации и с недавнего времени – в недвижимость. Финансисты Йеля в 1990-х гг. произвели революцию в подходе к инвестированию средств в пользу внебиржевых инвестиций и недвижимости, переориентировавшись с вложений на внутреннем рынке на зарубежные рынки. Не все институциональные инвесторы готовы следовать данным стратегиям из-за риска отрицательной доходности в кризисные периоды, но в среднесрочной и долгосрочной перспективе эти подходы позволяют обыгрывать инфляцию. Например, эндаумент Йеля вырос с 1985 по 2012 г. с 1,6 млрд до 19 млрд долл., а высокая доходность позволяет ежегодно передавать в бюджет вуза по 1 млрд долл. Эндаумент-фонды являются одним из ключевых источников доходов бюджетов ведущих американских вузов. Анализ инвестиционной политики эндаумент-фондов и инвестиционных фондов показывает, что кардинальные изменения в концепции инвестирования стали происходить с конца 1980 – начала 1990-х гг. Оба данных институциональных инвестора перестали ориентироваться на консервативные инструменты – облигации и депозиты и используют другие варианты: Глобал – акции, Йель – внебиржевые инвестиции, хедж-фонды, вложения в недвижимость и др. При расширении спектра инструментов, в которые вкладываются средства, увеличивается и волатильность доходов, в связи с чем инстутуциональные инвесторы обязаны быть и транспарентными, и объяснять обществу мотивы изменения инвестиционной стратегии.
127-133 76
Аннотация
Статья рассматривает характеристики и проблемы мирового рынка страхования рисков природных катастроф. Особое внимание уделено деятельности основных и косвенных участников рынка: страхователей, страховых посредников, страховщиков, перестраховщиков, компаний строительной отрасли и рынка недвижимости, банков, финансовых институтов, инвесторов, рейтинговых агентств, государства. В статье подчеркнута важная роль оценки рисков природных катастроф, в ней рассмотрены факторы, которые оказывают влияние на аспекты спроса и предложения на данном рынке. Предложение ограничено емкостью страховой и перестраховочной отрасли, а также желанием инвестиционного сообщества осуществлять финансовые вливания на рынке страхования рисков природных катастроф. Низкий интерес потенциальных страхователей в приобретении страхования рисков природных катастроф связан главным образом с практикой оказания щедрой помощи государством после природной катастрофы. По мере увеличения страховой составляющей в схемах финансирования последствий природных катастроф уменьшаются моральный риск, но увеличивается риск антиселекции. Низкий спрос со стороны страхователей к приобретению страхового покрытия рисков природных катастроф, высокая нагрузка на страховую отрасль и правительство как гаранта последней инстанции связаны, помимо прочего, с актуальностью «Дилеммы политика», «Дилеммы милосердного самаритянина», «Синдрома природных катастроф».
134-140 116
Аннотация
Долговой кризис в еврозоне продолжается, ставя на повестку дня вопрос о перспективах единой европейской валюты и европейской интеграции. По итогам 2012 г., ни одно из государств Южной Европы не смогло достичь среднеевропейского уровня ВВП на душу населения, а при прогнозируемом падении ВВП Греции на 4,5% в 2013 г. обещания действующих властей страны перейти в 2014 г. к росту вряд ли будут реализованы. Кроме того, Европа разделилась на два макрорегиона: неблагополучный «Юг» и благополучный «Север». Различия между ними можно назвать исторически обусловленными из-за особенностей политики ЕС во время создания экономического союза и при переходе к евро. Эти же различия являются одной из главных причин кризиса. Несмотря на всю серьезность положения, страны Северной Европы продолжают настаивать на политике жесткой экономии, не уделяя внимания необходимости проведения реиндустриализации в Греции, Испании и Португалии. «Тройке» кредиторов удалось за счет многомиллиардной финансовой помощи сохранить еврозону, однако это не устранило существующие политические и экономические противоречия: торговый дисбаланс между «Севером» и «Югом», зависимость от экспорта, невыгодная международная специализация Греции, Испании и ряда других стран. Прогнозируя дальнейшее развитие событий, можно выделить три сценария: оптимистичный, пессимистичный и нейтральный. Пессимистичный сценарий, о котором говорили долгое время многие эксперты, сегодня уже не так вероятен. Для реализации оптимистичного сценария необходима политическая воля ЕС, прежде всего ФРГ и Нидерландов. На сегодняшний день события развиваются по нейтральному сценарию, который предусматривает сохранение еврозоны, но ближайшие годы станут для ЕС «потерянным десятилетием».
141-148 82
Аннотация
Статья посвящена анализу трансформации финансового рынка, определяющей его отрыв от реального сектора экономики. Зарождение этой тенденции было выявлено исследователями еще в XIX в., впоследствии она прогрессировала и на современном этапе финансовый рынок приобрел черты самостоятельного сектора, в малой степени связанного с реальными экономическими показателями. В условиях неопределенности экономической конъюнктуры участники современного рынка вынуждены искать ориентиры для принятия решений. Поскольку деятельность финансовых спекулянтов не связана непосредственно с функционированием реального капитала, находящегося в их собственности, они не обладают достаточной информацией о его особенностях. Главным фактором, определяющим их действия, становятся ожидания. В результате рыночная оценка реального капитала теряет связь с результатами деятельности предприятий. Развитие сегмента производных финансовых инструментов, объем которого многократно превосходит мировой ВВП, вывело отделение финансового рынка от реальных показателей на новый уровень. Если рынок ценных бумаг позволил отделить собственность от процесса управления, то деривативы отделяют доход от собственности и риск от актива. При этом в оценке рисков рынок производных инструментов стал показателем ожиданий участников рынка, что вместе с его значительным объемом привело к ситуации, когда цена базисного актива определяется динамикой производного. В то же время влияние реального сектора экономики весьма мало. Во многом именно эти особенности и стали причиной современного финансового кризиса. Финансовый рынок в еще большей степени приобрел черты «игорного дома», чем во времена Д. Кейнса.
149-154 66
Аннотация
Статья представляет собой анализ влияния российско-китайского межрегионального и приграничного сотрудничества на развитие предпринимательства в условиях мирового экономического кризиса. Это сотрудничество России и Китая – важная составная часть двусторонних связей, а также значимый фактор стимулирования социально-экономического развития сопредельных регионов и предпринимательства двух стран. 2008 год был трудным для всего мира. На фоне медленного восстановления мировой экономики после финансового и экономического кризиса Россия и Китай совместно преодолевают посткризисные трудности, углубляют стратегические партнерские отношения и активно осваивают новые сферы сотрудничества. Эффект влияния приграничного сотрудничества на предпринимательскую активность в последние годы проявляется в приграничных районах, где накоплен значительный опыт использования потенциала предпринимательства для обеспечения высокой динамики экономического роста. В посткризисное время правительства РФ и КНР активно усиливают сотрудничество и предоставляют больше возможностей для дальнейшего углубления развития предпринимательства. В рамках регулярных встреч глав правительств двух государств был подписан ряд договоров и контрактов в нефтегазовой отрасли, угольной промышленности, а также в сфере атомной и электроэнергетики, в области создания высокоскоростных железнодорожных поездов, автомобилестроения и т.д. Большие возможности для привлечения инвестиций, а также хорошая деловая среда в приграничных районах способствуют стимулированию предпринимательской активности. Для обеспечения возможности реализации предпринимательского потенциала необходимо создать благоприятные правовые и экономические условия для интенсивного развития бизнеса, стимулирующие формирование рыночных структур и конкурентной среды. Предпринимательство играет важную роль для развития приграничных районов. Уровень активности предпринимательства не только сильно влияет на развитие приграничного и межрегионального сотрудничества, но и на развитие приграничных районов. Развитие предпринимательства, ориентированного на внешнеэкономические связи, способствует улучшению социально-экономического положения приграничных регионов.

ПОЛИТОЛОГИЯ

155-159 96
Аннотация

Центральными проблемами статьи являются генезис и эволюция государственной семейной политики в России в период с 1917 г. вплоть до принятия последних государственных мер в сфере семьи и демографии. В фокусе анализа – пять этапов и моделей государственной семейной политики:

– «постреволюционная» модель (1917–1926 гг.);
– «сталинская» модель (1926–1953 гг.);
– «советская социальная» модель (1954–1991 гг.);
– «постсоветская» модель (1992 – начало 2000-х гг.);
– новейшая модель (начиная с 2000-х гг.).

В рамках исследуемой проблемы рассмотрены следующие вопросы:

1) изменение семейной идеологии и направленности практических мер поддержки семей как реакции на различные социальные, политические, экономические, демографические контексты и условия жизни людей;
2) воздействие мер семейной политики на трансформацию семейного поведения россиян.

Автор раскрывает противоречивость государственной семейной политики, следствием которой стали неоднозначные по своей сути семейно-демографические трансформации в России в XX – начале XXI в.

160-169 100
Аннотация
В статье рассматриваются текущие и перспективные направления сотрудничества государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Подчеркивается необходимость комплексного, многостороннего подхода в деле развития и расширения контактов стран – участниц этой организации. Анализ ключевых сфер сотрудничества показал, что наибольшую перспективу имеют проекты в таких сферах взаимодействия, как инфра-структурное строительство, транспорт, энергетика, высокие технологии, сельское хозяйство, гуманитарное, культурное и военное сотрудничество. Вместе с тем из статьи следует, что экономическое сотрудничество в рамках ШОС является наиболее слабой сферой деятельности этой организации – успешно реализованные многосторонние эконо¬мические проекты, по сути, пока отсутствуют, поскольку двустороннее сотрудничество часто реализуется и без участия ШОС (при том, что ШОС содействует его активизации). Автор полагает, что подключение к ШОС таких крупных национальных экономик, как индийская и пакистанская, может сильно стимулировать развитие экономического сотрудничества, придать импульс началу реализации ряда важных многосторонних проектов. Кроме того, одной из главных причин торможения экономического сотруд¬ничества в ШОС автор считает отсутствие механизма целевого финансирования много-сторонних проектов. В статье обозначаются среднесрочные перспективы международного сотрудничества в рамках ШОС, которые стали более отчетливыми в июне 2012 г., на очередном заседании Совета глав государств ШОС, состоявшемся в Пекине, дан краткий обзор утвержденных там важных документов, определяющих тенденции развития организации в последующем десятилетии.
170-176 77
Аннотация
В статье анализируется роль глобальных общественных благ в условиях перехода к новой модели развития. При этом современный этап развития общества квалифицируется как переходный, при котором происходит становление информационного общества. Последнее начинает опираться на новую основу: иные базовые ресурсы, измененную структуру общества, глобальный характер функционирования, обновленный коллективный разум. Одним из возможных путей становления данного общества может стать расширение круга глобальных общественных благ. В их составе выделяются предметы первой необходимости на глобальном уровне: экологические и креативные блага, равенство, первейшие материальные блага – жилье, транспорт, питание и одежда. Природа глобальных общественных благ в современных условиях характеризуется гораздо глубже, нежели принципы общественного пользования. В работе предпринята попытка исследовать глубинные черты благ данного уровня. К таковым автором отнесены: а) их приоритетность по сравнению с рыночными интересами стран; б) доминирующее значение в становлении новой модели развития мировой экономики; в) определение их сути на стадии формирования, а не распределения. По мнению автора, производство глобальных общественных благ может планироваться мировыми регулирующими центрами. При этом глобальные общественные блага рассматриваются как инструменты развития и роста новой постиндустриальной экономики, в связи с чем выявлено коренное отличие характера общественных благ в наличествующей производительной системе и глобальных общественных благ в транзитивном обществе. По существу, объектом исследования в данной статье является современная стадия мирового развития., в то время как предметом анализа выступают глобальные общественные блага. Новизна работы состоит в том, что в ней определена авторская позиция относительно роли глобальных общественных благ в становлении нового информационного общества.

ПРАВО

177-182 69
Аннотация
После длительного процесса присоединения Россия стала членом Всемирной торговой организации, что требует всесторонней оценки последствий этого шага для России и ее отношений с торговыми партнерами. Учитывая, что основным торговым партнером России является Европейский союз, а также принимая во внимание роль таможенного администрирования в обеспечении бесперебойной торговли, в данной статье приведена правовая оценка влияния вступления России в ВТО на формирование правовых основ сотрудничества России и Евросоюза в таможенной сфере. Автор приходит к выводу, что в силу своей торговой, а не таможенной специфики ВТО регламентирует таможенные формальности в части обеспечения гарантий того, чтобы таможенные формальности не стали ограничением торговли. Кроме того, за время присоединения ко Всемирной торговой организации Россия в основном обеспечила приведение своего законодательства в соответствие с нормами ВТО. Так, таможенное сотрудничество России и ЕС еще со вступления в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве базировалось на отдельных положениях норм Всемирной торговой организации, в частности закрепленных в Генеральном соглашении по тарифам и торговле, на которые Соглашения о партнерстве и сотрудничестве содержит ссылки. Данные обстоятельства минимизируют масштаб последствий членства России во Всемирной торговой организации для дальнейшего формирования правовой базы таможенного сотрудничества России и ЕС. Вместе с тем автор обосновывает возможность использования в работе по минимизации рисков правовых инструментов сотрудничества России и ЕС в таможенной сфере. Данные правовые инструменты позволят таможенным органам России и ЕС качественно и без излишнего вмешательства администрировать постоянно растущие объемы торговли в условиях членства во Всемирной торговой организации. В свою очередь, это станет важнейшим фактором не только экономической и национальной безопасности, но и роста инвестиционной привлекательности России.
183-189 75
Аннотация
Тема исследования, затронутая в данной работе, является наиболее актуальной в настоящее время, так как сейчас развернулась масштабная международная кампания противодействия отмыванию незаконно полученных денег и уклонению от налогообложения. От решения тех проблем, что будут подняты в статье, будет зависеть, насколько сильным может стать любое государство. В данный момент существует правовой пробел по этой проблематике, вызванный отсутствием фундаментальных научных исследований феномена офшоров. В первой части работы основное внимание уделяется раскрытию понятия «офшорный механизм», так как от этого зависит, насколько объективным окажется складывающееся суждение об этом явлении. В этой связи естественным представляется исследование «офшорного механизма» с двух сторон, как с положительной, так и с отрицательной. Также будут тщательно проанализированы причины, по которым многие компании и частные обладатели капитала прибегают к использованию такого рода финансового механизма, поддерживая таким образом существование офшорного бизнеса. Во второй части работы автором рассматриваются основные проблемы применения услуг офшорных финансовых центров. В частности, речь идет об основных областях применения данного механизма, о том, каким образом осуществляется налоговое планирование с применением такого инструмента. В статье также исследуется применение системы европейского НДС и то, каким образом она связана с использованием в Евросоюзе офшорного механизма, в частности то, каким образом этой связкой можно воспользоваться в преступных целях и какие меры были предприняты в мире для предотвращения подобной перспективы. На саммите G8, проходившего в июне 2013 г. под председательством Великобритании, активно обсуждалась разработка мер по противодействию созданию и использованию незаконных схем при налоговом планировании и исключения из этих планов офшорных механизмов. В адрес G8 поступил проект плана Оуэнса-Мура для G8 по борьбе с налоговыми уклонениями и офшорами.
190-196 74
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме ущемления конституционных прав граждан, которая непосредственно связана с борьбой с легализацией (отмыванием) незаконных доходов. Конституционный суд РФ (КС РФ) в 2013 г. сделал вывод о том, что федеральный законодатель при установлении правового механизма противодействия легализации полученных преступным путем доходов и воспрепятствования финансированию терроризма вправе предусматривать меры, направленные на предупреждение таких деяний и выявление совершающих их физических и юридических лиц. Он может обязать финансовые учреждения и другие организации, осуществляющие операции с денежными средствами, проводить идентификацию своих клиентов. В данной статье проводится анализ правовой позиции, которую автор не разделяет. Анализируя незаконную легализацию доходов, в особенности в контексте отказа от презумпции невиновности, автор указывает на намеренное корыстное преступление. Намеренность преступления установлена законодательно, то есть при сокрытии, непредставлении информации, приобретении или передаче имущества лицо должно понимать, что данное имущество имеет незаконное происхождение: имеется в виду направленность действия на сокрытие, прикрытие или помощь в отмывании незаконных доходов. При анализе российского и зарубежного законодательства в статье приводится характеристика следующих актов и принципов: специального законодательства по борьбе с незаконной легализацией, принципов приватности сделки, специального законодательства в рамках программы «Знай своего клиента». В статье рассматривается российский и зарубежный опыт решения проблемы борьбы с незаконным отмыванием доходов при одновременном соблюдении конституционных прав граждан.

НАУКОВЕДЕНИЕ

197-205 62
Аннотация
Данная статья посвящена анализу роли и места Немецкого научно-исследовательского сообщества как одной из ведущих организаций поддержки науки в научной политике Германии. В ней подробно рассматривается внутренняя структура сообщества, которая включает такие органы, как Генеральная ассамблея, Исполнительный комитет, Сенат, Совместный комитет и бюро, экспертные советы, а также порядок их формирования и компетенция. Природа ННИС как организации поддержки науки наиболее полно раскрывается через его цели и задачи, закрепленные в Уставе ННИС. К ним относится развитие всех отраслей науки посредством финансовой поддержки научно-исследовательских проектов и содействия сотрудничеству между учеными и исследователями, подготовка молодых ученых, международное научное сотрудничество и внедрение знаний из области фундаментальной науки в практику. ННИС также поддерживает равные возможности для мужчин и женщин в научном сообществе и консультирует органы государственной власти по вопросам научной политики. Особое внимание уделяется взаимодействию ННИС с государственными органами федерации и земель, в том числе в вопросах финансирования науки и образования и участия сообщества в Федеральной государственной программе «Exzellenzinitiative». Также автор затрагивает дискуссионный вопрос о соответствии организационно-правовой формы ННИС его деятельности, поскольку ННИС является частноправовой ассоциацией в форме зарегистрированного общества, членами которой являются преимущественно университеты, а также иные научно-исследовательские учреждения. Наконец, в статье проводится сравнение сообщества с аналогичными организациями в других европейских странах, в частности с Датским агентством по науке, технологиям и инновациям и французским Национальным агентством исследований. В статье автор приходит к ряду выводов относительно необходимости большей прозрачности процедуры ННИС и раскрытия информации о причинах отклонения заявок, а также введения эффективных механизмов правовой защиты заявителей в данном случае.
206-214 89
Аннотация
Статья посвящена анализу последствий интеллектуальной миграции в России и предложениям оптимизации профильной управленческой политики на этом направлении. Авторы с сожалением констатируют, что пока в российском контексте отмечается миграционный отток ученых и других специалистов, по количественным и качественным показателям существенно превышающий их приток. Это препятствует планам модернизации российской экономики, ее переходу на инновационные рельсы, отказу от сырьевой модели развития. Авторы предлагают расширить государственное регулирование интеллектуальной миграции в России на основе принятия специальных программ с учетом международного опыта. Они должны строиться на принципах дифференцированного и адресного подхода к интеллектуальным мигрантам, эффективного мониторинга, действенной системы «обратной связи» при реализации решений. Необходимы также увеличение финансирования отечественной науки как за счет целевых проектов, так и предоставления льгот наукоемкому бизнесу. Актуальность этих шагов особенно высока в свете наметившейся стабилизации оттока российских специалистов за рубеж. Если позитивные тенденции будут поддержаны активной государственной политикой и общим социально-экономическим подъемом в РФ, то в среднесрочной перспективе они могут привести к радикальному перелому пока еще негативной ситуации с «оттоком мозгов» из России. Чтобы шанс не был потерян, целесообразно уделить дополнительное внимание изучению образовательной и научной иммиграции в Россию как важного компенсирующего фактора.
215-219 68
Аннотация
В статье анализируется состояние и перспективы развития отечественной политической науки с точки зрения научной коммуникации. Политическая наука развивается через дискуссию по ключевым вопросам своей предметной проблематики, такими например, как политическая власть, легитимность, справедливость, государственное устройство и т.д. Качество такое дискуссии определяет и уровень развития политической науки. Основной площадкой научной дискуссии по-прежнему остается статья в научном журнале. Редакционная политика ведущих научных журналов, таким образом, является ключевым инструментом направления научной дискуссии и определения ее норм и стандартов. Проблемы научной дискуссии в отечественной политической науки на страницах журнальной периодики заключаются, во-первых, в том, что она по-прежнему имеет форму монолога, а не диалога. Существуют многочисленные попытки развития диалога с ведущими зарубежными авторами при дефиците дискуссии с российскими авторами. Во-вторых, редкой остается практика двойного «слепого» рецензирования статей, поступающих в редакции научных журналов. Такая практика служит единственной гарантией обеспечения высокого качества научных статей. В-третьих, качество научной дискуссии непосредственно зависит от степени развития научных школ. Отечественная политическая наука остается слабо дифференцированной с точки зрения выделения различных научных школ. Кроме того, немногочисленные научные школы, которые существуют в современной российской политической науке, страдают от недостатка конструктивного диалога между собой по конститутивным вопросам политической теории и практики. В качестве основного инструмента для решения обозначенных задач автор статьи предлагает рассмотреть координацию редакционной политики ведущих научных журналов по политическим наукам через различные формы взаимодействия, в том числе через профессиональные ассоциации, такие как РАПН и РАМИ. Целью такой координации должна заключаться в поощрении диалога внутри политической науки, особенно между научными школами.

СОЦИОЛОГИЯ

220-224 113
Аннотация
В докладе анализируются новые уязвимости, возникшие как результат ста- новления сложного социума, что стало актуальным предметом обсуждения в соци- ологической науке. Показывается, что эти уязвимости несут с собой новые риски для функционирования общества и его членов. Обосновывается, что самодоста- точность современного общества находится в реальной опасности: становления сложного социума перешло тот барьер, после чего жизнеспособность общества отнюдь не гарантируются. С одной стороны, общество едва справляется с уве- личивающимся хаосом ценностных и нормативных референтов, что подрывает его внутреннее адекватное функционирование; с другой стороны, уже очевидно, что взаимоотношения социальной и природной систем существенно нарушены. Возникли уязвимости в виде ненамеренных последствий открытости общества, в частности увеличивается производство новых маргинальных групп – людей не временно безработных, а тех, которые вообще не могут адаптироваться к культурным новациям открытого общества. Сложный социум содержит в себе потенциал новых катастроф, причиной которых являются «нормальные аварии». Решение возникших проблем видится на путях гуманистического поворота, пред- полагающего интеграцию социологии с естественными и гуманитарными науками, что станет интеллектуальным инструментом преодоления возникших вызовов. В статье рассматриваются пять уязвимостей, появление которых обусловлено становлением сложного общества.
225-229 89
Аннотация
В исследовании рассмотрена информационная система государственного управления, направленная на принятие решений и взаимодействие с обществом в условиях кризиса. Функциональность системы зависит от адекватности це- леполагания и соответствия выбранной стратегии типу кризисной ситуации, дифференцируемой по социальной реакции. Обосновано применение традиционной модели кризисных коммуникаций и информационного управления для разрешения кризисов конфликтного характера, партисипативной модели – при консенсус- ных кризисах, переговорно-диалоговой – в условиях кризисов, генерирующих обще- ственную полемику. Переговорно-диалоговая модель для разрешения полемоген- ных кризисов направлена на реализацию предложенной Ю. Хабермасом концепции коммуникативного действия. Поскольку современные сложные кризисы требуют участия множества акторов, имеющих особое видение кризисной ситуации и соб- ственные интересы, «кризисное принятие решений в таком контексте может рассматриваться как процесс переговоров» [16]. На уровне обработки информации первостепенная задача органов государственной власти – выявить основные кри- зисные тенденции в каждой из ключевых общественных систем, а также социальные группы, чьи мнения и интересы должны быть учтены. Затем определение причин потенциальных кризисов, их прогнозирование и разработка антикризисных мер осуществляется с учетом интересов и рекомендаций экспертных представителей различных групп. Можно выделить два основных подхода к координации: публич- ное обсуждение проблем и совместное решение задач. Первый подход предполага- ет организацию общественного диалога, который может приобретать форму дискуссии, «гражданского жюри» или переговоров. Координация через совместное решение задач означает дробление сложной тематики и постановку конкретных практических вопросов, требующих обсуждения и решения.
230-233 183
Аннотация

В статье анализируются проблемы социального неравенства и жиз- ненных шансов современной российской молодежи. Рассматриваются те- оретические подходы к изучению социального расслоения, традиционные и новые формы социального неравенства. Приводятся результаты эмпириче- ского онлайн-исследования, целью которого было выявление актуальных со- циальных неравенств, дифференцирующих столичную молодежь.

 Выделяются пять основных детерминант социального неравенства:
– как и предполагалось, материальные условия жизни молодежи оказались на первом месте;
– второе место занял временной фактор. Свободное время для общения с друзьями, самообразования, хобби и отдыха в целом стало дефицитным благом для многих молодых людей;
– третья детерминанта – место и условия проживания: комфорт и престиж района проживания, его безопасность и социально-транспортная инфраструктура, а также качество жилищных условий человека;
– на четвертом месте расположился социально-интеллектуальный багаж человека и его социальный капитал – совокупность знаний и умений, востребованных на рынке труда;
– пятая детерминанта – это власть и влияние, способность воздействовать на других людей, проводить свою волю (влиять на близких, друзей, коллег, государственную власть, ситуацию в стране).

В результате социологического исследования было выявлено, что наряду с традиционными видами неравенства для молодежи Москвы становится все более актуальным такой новый вид неравенства, как дефицит времени на досуг.

234-240 104
Аннотация
В статье анализируются социальные проблемы, вызванные специфическим воздействием средств массовых коммуникаций на индивидов и общество. На ос- нове рефлексии социологических теорий и дискурсов периодов позднего модерна и постмодерна показаны трансформации массмедиа и целевой аудитории в движении социума к постсовременности. Массмедиа эпохи постмодерна рассматривается как специфический социальный институт с выделением основных характеристик его институциализации. Выводится модель коммуникаций между производите- лями информации и реципиентами. Автор исходит из предпосылки, что человек современного мира включен в качественно иные коммуникационные отношения, нежели в предшествующий период позднего модерна. Структурную целостность взаимоотношениям массмедиа и общества придает массовая коммуникация в ее одновременной направленности одного коммуникатора массам, зачастую пре- вращающаяся в одностороннее воздействие на реципиентов. В статье просле- живается изменившийся характер информации, которая уже не воспринимается дискретными блоками. Потребители скорее имеют дело с гигантскими бездонными потоками сообщений, выхватывая на мгновения то, что кажется им интересным и необходимым. В коммуникационном пространстве массмедиа создают беско- нечное множество сообщений, знаков, символов, которые не просто формируют особую медийную реальность, но и предоставляют средства к ее познанию. При определенных условиях медиа могут подменять объективный мир, создавая свою симулятивную реальность, отличающуюся иллюзорностью и постоянным вос- производством образов, далеких от истинного и реалистичного преподнесения информации. Проводится идея, что именно институционализация позволяет массмедиа имитировать реальные взаимодействия сообществ людей и коммуни- каторов, а значит, имитировать сам процесс коммуникации. Тем самым массмедиа усиливает свой потенциал в регулировании социальной жизни. Автор приходит к выводу, что сегодня необходимы новые методы аналитического теоретизирования, способные обеспечить понимание радикально изменившейся действительности.
241-246 85
Аннотация
Автор анализирует соцсеть как социальный институт виртуального типа, в котором индивиды посредством определенных практик имеют воз- можность представить себя «другим». При этом отмечается, что с реальными социальными практиками их роднит то, что они относительно одинаковы в определенном пространстве и времени благодаря рефлексивности акторов. Выделяются три основных функциональных регулятора поведения в онлайн- соцсети: 1) количественные ограничения на самопредставления, задаваемые форматами информации; 2) качественное содержание самопредставления обу- словлено нормами международного и российского законодательства; 3) ритуалы виртуального взаимодействия. Изучено и показано, как анкета пользователя VK влияет на взаимодействие между людьми, характер их коммуникации. Кейс-ста- ди стандартной анкеты пользователя VK позволил раскрыть особенности коммуникационного инструментария соцсети, являющегося средством для приема и передачи информации представления себя «другим». В частности, про- анализированы инструментальные возможности раздела анкеты «Жизненная позиция», включающего закрытые вопросы об экзистенциальных и социальных ценностях людей. Через выбор шаблонных ответов из ограниченного списка подсказок к этим вопросам человеку предлагается частично представить себя «другим» в онлайн-соцсети VK. В исследовании также рассматривается вопрос о функциях авторизированных страниц знаменитостей, являющихся своего рода референтами, «значимыми другими» для своих многочисленных поклонников.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

248-253 89
Аннотация
В данной статье рассматривается концепция переводоведческого подхода к проблеме взаимодействия языка и культуры в плане детерминированности переводческого решения лингвоэтническими факторами. Основное внимание со- средоточено на анализе понятия «культура». Представленная концепция исходит из представлений и взглядов относительно культуры и ее роли в формировании личности человека, изложенных почетным доктором МГИМО-Университета Фе- дерико Майором в его книге «Новая страница». Разделяя точку зрения Ф. Майора, авторы статьи приходят к выводу, что культура представляет собой знания, на основе которых индивид воспринимает и оценивает результаты своей дея- тельности, поведения. Проецируя такую позицию на речевое поведение, авторы демонстрируют ведущую роль культуры в процессе создания речевого произведе- ния, заключающуюся в выборе индивидом модели поведения на основе имеющихся знаний о коммуникативной ситуации. Основываясь на мнении Ф.Майора о том, что культура в большей степени объединяет, чем разъединяет людей, авто- ры отмечают наличие в культурных знаниях представителей разных этносов лингвоэтнических универсалий и уникалий, определяющих степень сходства и различия способа представления знаний в высказываниях на разных языках. В ста- тье аргументированно используется термин «лингвоэтнический» для описания культурно-когнитивных особенностей, присущих индивидам как представителям разных этносов; проводится сопоставление терминов «лингвоэтнический» и «лингвокультурный».

ПСИХОЛОГИЯ

254-262 107
Аннотация
Статья посвящена оценке современного значения одной из главных работ З. Фрейда по психоанализу культуры – «Тотем и табу». Авторы дают обзор исто- рии создания работы, включая ее психоаналитические, антропологические и исто- рические истоки, анализируют ее основные концепции – связь древних запретов и ограничений, которые накладывают на себя невротики, схожесть невротиче- ского поведения и поведения первобытных людей, фрейдовскую версию развития отношений в первобытной орде в соответствии со схемой эдипова комплекса. Уделяется внимание связи «Тотем и табу» с другими произведениями Фрейда. В статье также разбирается критика книги с исторических и психологических позиций, выделяются ее конструктивные аспекты. Также оценивается то, как книга была воспринята литературными кругами, в частности Т. Манном, предла- гавшим рассматривать ее скорее как принципиально новое мифотворчество, а не как научную работу. Внимание также уделяется попытке применить идеи книги в анализе таких событий современной истории, как денацификация Германии и студенческие выступления конца 1960-х гг., предпринятые психоаналитиком М. Эрдхаймом и философом О. Марквардом. Авторы предлагают собственное видение возможностей применения концепций Фрейда в анализе социальных про- цессов, заключающееся в сочетании научного подхода, к которому, несмотря на сильный уклон в спекулятивную теорию, тяготел Фрейд, с методами отражения действительности, характерными для искусства, – свободной ассоциации явле- ний и ориентации на широкий круг читателей, а не на узкую группу специалистов.

ФИЛОЛОГИЯ

263-268 67
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению процессов лексической номинации в араб- ском литературном языке в интерпретации современных арабских ученых-лингви- стов и западных арабистов. В современной российской арабистике отсутствует системное исследование актов называния, а имеющиеся труды – монографии, диссертационные исследования, статьи – охватывают только отдельные аспек- ты данной проблемы. Они анализируют ее, с одной стороны, в контексте терми- нообразования, а с другой – в контексте изучения отдельных способов номинации в арабском языке. В этой связи представляет интерес проследить и функциони- рование наименования в связи с формированием арабских номинативных единиц нормативного языка. В данной статье проводится обзор основных достижений зарубежной арабистики по рассматриваемой теме и предлагается собственная структура процессов арабского наименования. Вместе с этим в статье дается и периодизация исторического развития арабского словаря, указываются некото- рые лингвистические особенности, связанные с современным этапом развития языка, приводятся сведения об инстанциях в арабском мире, которые призваны регулировать «наплыв» новой лексики. В свете неоднозначного отношения к раз- личным способам номинации рассмотрены также подходы различных арабских ученых-лингвистов к способам наименования в соответствии с критерием кор- реляции какого-либо способа наименования с языковой структурой АЛЯ. Способы номинации сопровождаются современными примерами из разных областей, неко- торые из которых являются неологизмами в АЛЯ.
269-274 69
Аннотация
Одним из ключевых моментов настоящей работы является экскурс в исто- рию развития категории отрицания в лингвистике, входящей в ряд фундамен- тальных категорий языка, а именно представлена смена парадигм понимания отрицания – от структурного подхода к когнитивному. Автором рассматри- ваются такие направления, как структурализм, прагматическая концепция в лингвистике и когнитивный подход, а также особенности функционирования и проявления данной категории в фокусе указанных направлений. Из них особое вни- мание уделяется когнитивному подходу как одному из наиболее приоритетных в современной лингвистике. Рассмотрение категории отрицания в когнитивном фокусе позволило провести анализ функций отрицания в дипломатическом тек- сте (некоторые из них представлены в статье) и ее обусловленную внешними факторами релятивность. В силу своей универсальности категория отрицания находит свое отражение в различных дискурсах. Но наибольший интерес она представляет в рамках дипломатического дискурса из-за его малой изученности и специфики. В статье приведены параметры и анализ дипломатического дискурса в когнитивном ракурсе: автор представляет анализ устного дипломатического текста, в котором выявляет взаимообусловленность семантической и формаль- ной сторон отрицания, а также обусловленность его содержательной стороны оппозицией «свой – чужой».
275-278 115
Аннотация
Статья посвящена соотношению понятий «менталитет» и «языковая кар- тина мира» в современной лингвистике. Вопрос рассмотрения менталитета в рамках лингвистики отражает современный принцип экспансионизма, который заключается в том, что ни одна наука не может оставаться в границах самой себя, необходим выход в смежные области знания для получения наиболее полных результатов исследования. Именно поэтому лингвистика должна использовать данные таких наук, как культурология, антропология, социология и т.д. В работе освещаются основные подходы к вопросу о языковой картине мира, в качестве актуальной научной гипотезы приводится слабая форма гипотезы лингвисти- ческой относительности, состоящая в том, что язык является лишь одним из факторов, оказывающих влияние на то, каким образом мы членим действитель- ность. Далее в статье приводятся определения языковой картины мира и дается собственная дефиниция этого понятия. В части статьи, посвященной ментали- тету, также даются определения понятия, указывается относительная новизна изучения менталитета народа при изучении языковых явлений и проводится сравнение интересующих нас понятий. Автор находит области их пересечения, различия и приходит к выводу, что, несмотря на кажущуюся синонимичность, рассмотренные понятия имеют важные различия: они работают с различными сторонами восприятия мира, расставляют различные акценты. Менталитет связан с культурным аспектом, а языковая картина мира – с лингвокультурным аспектом. При этом оба понятия являются актуальными для современной линг- вистики.

ПЕДАГОГИКА

280-284 71
Аннотация
Данная статья представляет собой краткое изложение результатов пси- холого-педагогического исследования в области технологий подготовки в вузе специалистов со знанием японского языка. В ней автор анализирует теорети- ческие подходы современного гуманитарного знания к определению сущности понятия "общение", его соотношение с содержанием термина "коммуникация", исследует феномен языковой среды и приходит к выводу о необходимости раз- работки современной методики, которая могла бы повысить эффективность процесса формирования компетенции межкультурного общения у будущих специалистов. Для этого, по мнению автора, применяемая методика должна включать в себя взаимосвязанные этапы подготовки студентов в условиях искусственной, синтетической и естественной языковой среды. Предлагае- мая парадигма поэтапной подготовки специалистов японского языка имеет значительный потенциал и может эффективно использоваться в открытом образовательном пространстве современной России. Таким образом, на ос- новании рассмотрения феномена общения через призму процессов интегра- ции мирового сообщества автор утверждает о том, что в системе высшего профессионального образования сегодня назрела необходимость применения более совершенных педагогических технологий, нацеленных на подготовку в вузе специалистов, способных к полноценному межкультурному общению с но- сителями различных языков и культур.

ЗОЛОТОЙ ФОНД МГИМО

РЕЦЕНЗИИ

310-316 62
Аннотация
Языки и культуры. Составители: Г.И. Гладков, М.К. Огородов, И.Н. Цыбова, Е.Ю. Стрельцова. Московский государственный институт международных от- ношений (университет) МИД Рос-сии М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2013. 274 с.
317-318 63
Аннотация
В.А. Турецкий язык: учеб. пособие по общему курсу военного перевода: для сту- дентов III курса: в 2 ч. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, воен.каф. М.: МГИМО-Университет, 2013.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)