Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 1(34) (2014)

РЕЦЕНЗИИ

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

9-13 66
Аннотация
В статье анализируются стратегические цели обозначившегося с 2011 г. «восточного разворота» во внешнеполитическом курсе Российской Федерации и связанные с их реализацией конкретные проекты. Автор исходит из констатации, что мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, во многом сводящиеся к двум взаимосвязанным процессам: 1) окончательному смещению центра мировой экономической активности в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), страны которого уже в ближайшей перспективе будут определять направления, характер и динамику развития мировой системы; 2) перетеканию в этот регион главных противоречий современного мира. Коренные изменения международной системы определяются во многом и трендами развития России и её ближайшего регионального окружения. Почти четверть века Российская Федерация выступает лидером создания пространства общих интересов постсоветских государств, открытого для равноправного сотрудничества со всеми другими членами мирового сообщества. Это направление получило в экспертной среде название «новой восточной политики» России или политики евразийской интеграции. Её главной целью является создание к 2015 г. Евразийского экономического союза (ЕЭС), что обеспечит свободу передвижения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в пределах рынка ёмкостью как минимум 170-180 млн. человек. Российская сторона и её партнеры не исключают перспективу интеграции ЕЭС в общее экономическое пространство с Европейским союзом (ЕС) - от Лиссабона до Владивостока. Концептуально стратегия евразийской интеграции исходит из представления об общности экономических, гуманитарных и цивилизационных интересов стран-участников Евразийского экономического союза (ЕЭС) с интересами развития многостороннего взаимодействия в Азии и странах АТР. Стремление России, Белоруссии и Казахстана, а также других стран Евразии объединить рынки товаров, услуг, рабочей силы и капитала позволит сформировать большой международный регион с общими цивилизованными правилами деловой активности, безопасными транспортными путями на стыке Европы и АТР. Реализация новой восточной политики России будет поддержана осуществлением масштабных программ развития российских восточных регионов, которые преобразят «восточный фасад» российской державы.
14-22 69
Аннотация
Третий саммит программы ЕС «Восточное партнёрство», состоявшийся в Вильнюсе в конце ноября 2013 г., без преувеличения стал поворотной точкой в развитии этой организации. И таким его сделало не подписание странами-участницами первого в своем роде соглашения об ассоциации с Евросоюзом, а напротив - неожиданный поворот крупнейшей и важнейшей из них - Украины - к конкурирующему российскому проекту региональной интеграции. Тем самым Украина, по крайней мере на время, присоединилась к двум другим участникам программы: сделавшей совсем недавно аналогичный выбор Армении и уже входящей в Таможенный союз Белоруссии. На другом полюсе «Восточного партнёрства» расположились Грузия и Молдавия, парафировавшие в Вильнюсе соглашения об ассоциации и свободной торговле с Евросоюзом. Углубляющийся раскол среди стран «Восточного партнёрства» привлёк всеобщее внимание к соперничеству между Россией и Евросоюзом на постсоветском пространстве, зачастую интерпретируемому в категориях цивилизационного противостояния. Мы же в данной статье хотели затронуть некоторые особенности самой программы «Восточное партнёрство» и её стран-участниц, которые во многом и предопределили такой промежуточный итог. Среди них, в частности, неоднозначное наследие Европейской политики соседства (ЕПС), отсутствие перспективы членства в ЕС, а также особенности обществ и элит в этих постсоветских государствах. В результате будущее «Восточного партнёрства» сейчас, после пяти лет существования программы, является туманным, как никогда прежде. И по-прежнему вызывает большие сомнения готовность ЕС выделить больше ресурсов на развитие отношений с восточными соседями, равно как и способность элит и обществ в большей части из них предъявить такой спрос на европейские ценности и реформы, который удовлетворил бы руководителей и общественное мнение Евросоюза.
23-30 66
Аннотация
Статья представляет попытку осмысления на основе анализа официальных государственных документов и выступлений российских официальных лиц, изменений в российском подходе к постсоветскому пространству. Исследование позволяет выявить основные этапы внешней политики Российской Федерации на данном направлении во взаимосвязи с событиями и изменениями на международной арене. Из него явствует, что в российской политике в отношении постсоветского пространства заметны изменения в тактике, риторике и в подборе сфер сотрудничества по реализации государственных интересов. Неизменными остались главные цели и приоритетное значение данного пространства для России. Постсоветское пространство, не будучи географическим регионом, тем не менее является региональным направлением внешней политики России. Содружество Независимых Государств (СНГ) из первоначально предполагаемой «новой конфедерации» стала восприниматься российским руководством как площадка поиска общих интересов и союзников, в связи с чем оно превратилось в дискуссионный форум по выработке заинтересованными странами взаимоприемлемых механизмов и решений. Содружество стало не только одним из направлений внешней политики РФ, но и элементом российской политики в отношениях с другими ведущими международными акторами. Со временем на внешнюю политику России стала в большей мере влиять внешняя международная среда, чем внутренняя обстановка, как это происходило в 1990-х гг. Постсоветское пространство переросло во внешней политике России из пространства проблем и источника угроз в ареал с потенциалом сотрудничества и интеграционных процессов. Для России реализация интересов на постсоветском пространстве прямо связаны с её позициями на международной арене. Неудачи политики в отношениях с постсоветскими странами воспринимаются Москвой как ослабление международных позиций России.
31-36 85
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы внешнеполитической ориентации Республики Армения, в первую очередь касающиеся «российского» и «европейского» интеграционных проектов. В частности, представлены основные этапы и особенности сотрудничества Армении с ЕС. Автор обращается к вопросу о сущности статуса и перспективах ассоциированного членства в ЕС. Выявив существующие трудности в Евросоюзе и пространстве СНГ, автор анализирует возможности Армении в совмещении, с одной стороны, экономической интеграции с Западом, а с другой - военно-политической с Востоком. В статье выявляются причины «похолодания» армяно-российских отношений в начале 2013 г. Исследовав перспективы Соглашения об ассоциации с ЕС и членства в Таможенном союзе, учитывая создавшуюся в регионе сложную геополитическую обстановку, проанализировав все стороны экономического и политического сотрудничества Армении с ЕС и РФ, автор приходит к выводу о целесообразности и оправданности выбора Еревана 3 сентября 2013 г. Углубление стратегического сотрудничества с Москвой обеспечивает в первую очередь военную и энергетическую безопасность Армении, хотя не следует недооценивать и экономический фактор. Автор обращает внимание на то обстоятельство, что вовлечение Армении в состав Таможенного союза позволит ей продолжать сотрудничество с Евросоюзом, но уже занимая более сильную позицию, о чём свидетельствует изменение тональности в высказываниях некоторых еврочиновников, свидетелями чего в последнее время мы являемся.
37-44 192
Аннотация
Электронные средства массовой коммуникации своим воздействием круглосуточно охватывают всё человечество. Для них обычно освещение событий как бы задом наперёд, начиная с последнего сообщения, которое тем самым формирует понимание всего остального. Потребитель сообщений и начинает их понимание с него как определяющего. Одновременность как норма восприятия и мышления стала повседневно значимой для множества людей в результате появления телеграфа как средства коммуникации, для которого благодаря электричеству не существует расстояний, и соответствующей ему прессы, сообщения на страницах которой выступают по отношению к друг другу самостоятельно. Сообщения, в сжатом виде так или иначе представляющие, что есть, было и будет в жизни человечества, стали в стремительно возрастающем количестве распространяться и другими средствами коммуникации. В результате их совокупного воздействия режим одновременности восприятия и мышления занимает ведущее место в сознании «электронного человека», для которого как потребителя таких сообщений, знающего, что на месте каждого из них вот-вот должно появиться другое, стала привычной незамедлительная реакция на происходящее. В США обнаружение того, что массовое сознание стало работать главным образом не линейно и последовательно, а по принципу конечной причины, или в режиме одновременности, сделало само собой разумеющимся начинать избирательные кампании так же как бы с конца, имитируя победу в каждом эпизоде публичной предвыборной борьбы. Возник вопрос о роли принципа одновременности в политике вообще, да и в жизни современного общества в целом. В условиях информационных перегрузок человек прибегает к «распознаванию образа», выявляя конфигурации, характеризующие получаемые им сообщения, то есть опять же действуя не линейно и последовательно, а по принципу конечной причины. Распознавание образа исследуется в этой связи как вещь, имеющая огромное управленческое значение.
45-53 66
Аннотация
В статье анализируются различные аспекты «мягкой силы», которой в российской политике традиционно уделялось мало внимания. В этой сфере не проводилось осмысленной государственной политики, хотя Россия обладает значительным потенциалом для продвижения своего позитивного образа. На всех этапах своей истории наша страна всегда ассоциировалась с русской классической литературой, музыкальным и изобразительным искусством, фундаментальной наукой. Однако это не являлось результатом целенаправленной государственной политики, а отражением заметного места русской культуры в мировом «разделении труда». В царской России по существу, не проводилось информационного обеспечения ни внутренней, ни внешней политики. Первые попытки целенаправленно выстроить внешнеполитическую пропаганду были предприняты в СССР, но идеологическая заданность снижала её эффективность. После 1991 г. слом советских структур сопровождался и резким снижением внимания к внешнеполитической пропаганде. Российское руководство приступило к реальной работе по продвижению образа страны лишь в начале XXI в, когда были созданы соответствующие государственные структуры, в том числе телевизионные и информационные агентства. Автор считает, что для выстраивания всех направлений «мягкой силы» России желательно использовать иностранный опыт. Требует изучения политическая сторона западной «мягкой силы», а также практика координации культурного и гуманитарного направления специальными государственными организациями .В условиях информационного прессинга особое значение для России приобретают такие сферы, как пропаганда и контрпропаганда, распространение информации о российской точке зрения на положение дел в мире. Отдельно рассматривается тема координации возможных направлений «мягкой силы» России. Предлагается обдумать варианты формирования специальных подразделений для координации и практической реализации политики «мягкой силы».

ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКАЯ ОБОРОНА

54-63 122
Аннотация
В статье анализируются политические и военные аспекты развития диалога между Россией и США/НАТО о сотрудничестве по противоракетной обороне; изучается предшествующий опыт и текущее состояние взаимодействия России с Североатлантическим альянсом в сфере ПРО; рассматриваются технические характеристики американских систем ПРО на современном этапе; исследуется вопрос о представлении каких-либо угроз, исходящих от программы ЕвроПРО для российского потенциала ядерного сдерживания и в целом для стратегической стабильности; выявляются как потенциальные выгоды, так и возможные потери для России, возникающие с развитием сотрудничества с США и НАТО в области противодействия ракетным угрозам или отказом от него. Очевидно, что создание системы ЕвроПРО исходит от США, поскольку они обладают огромными технологическими, финансово-экономическими, военными и организационными возможностями в области противоракетной обороны и существенно превосходят остальные страны-члены НАТО. Президент США Б. Обама в феврале 2010 г. принял проект «Европейского поэтапного адаптивного подхода» (ЕПАП) в качестве альтернативы глобальной стратегической ПРО Дж. Буша. Первые два этапа «ЕПАП» нацелены на создание системы, способной перехватывать баллистические ракеты малой, средней и промежуточной дальности. Возможность перехвата стратегических ракет отложена на третий (2018) и четвёртый (2020) этапы. Серьёзную озабоченность у Москвы вызывает третий и четвёртый этапы проекта Вашингтона создания европейского сегмента глобальной ПРО: учитываются перспективные возможности ракет-перехватчиков США и предполагаемые районы их развёртывания. Контраргументы Соединённых Штатов в основном вращаются вокруг утверждения, что перехватчиков четвертого этапа пока не существует. Россия настаивает на получении политических и правовых гарантий, что ПРО США и НАТО не ослабят эффективность российских сил ядерного сдерживания (СЯС), подорвав тем самым стратегическую стабильность.

ИСТОРИЯ

64-71 33
Аннотация
В статье рассматривается история зарождения и развития специального образования дипломатов в дореволюционной России, которое совершенствовалось по мере численного роста и профессионализации дипломатической службы, расширения внешних связей страны и усложнения международных отношений. Отмечается, что образование специализированных внешнеполитических ведомств и постоянных дипломатических представительств вызвали потребность в специалистах с дипломатическими способностями и качествами. Главными направлениями совершенствования подготовки дипломатов в России были постепенное повышение роли высшего образования в приеме на дипломатическую службу и постепенное усложнение вступительных экзаменов в МИД, для сдачи которых требовались специальные знания в таких областях, как история, экономика, право, страноведение и др. В статье анализируется роль университетов, лицеев и Учебного отделения восточных языков при Азиатском департаменте Министерства иностранных дел в профессиональной подготовке дипломатов. Автор предлагает подробный анализ эволюции подходов МИД Российской империи к повышению требований к подготовке дипломатов, роли образовательного ценза и вступительных экзаменов при приеме на дипломатическую службу, что к концу его существования вплотную подвело внешнеполитическое ведомство к идее о необходимости создания специального образовательного центра. В новых условиях, как писал известный советский дипломат А.Г. Ковалёв, «правильнее и реалистичнее ставить вопрос о качествах и достоинствах, которыми должна обладать дипломатическая служба данной страны в целом, а не отдельные её представители». Именно эта перемена сделала такие учебные центры, как МГИМО(V), Дипломатическая академия и профильные факультеты других российских вузов ключевыми звеньями в формировании специалистов-международников современного типа. Российская дипломатия XXI в., восстанавливая историческую преемственность, продолжает следовать лучшим традициям своих предшественников.

ЭКОНОМИКА

72-79 51
Аннотация
В статье рассматриваются налоговые системы стран-участниц Таможенного союза (далее - ТС) России, Белоруссии и Казахстана, выявляются их различия и определяется необходимостьунификации и сближения структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ и согласования налоговой политики стран-участниц. При сравнении существующих систем налогообложения в этих странах выявлены различия, влияющие на осуществление и развитие внешнеэкономической деятельности предприятий в процессе формирования общего рынка. В частности, основными препятствиями для ведения предпринимательской деятельности являются высокие налоговые ставки, а также различные значения ставок налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Это касается косвенного налогообложения, поскольку данный налог является основным бюджетообразующим налогом, участвующим в ценообразовании товара, в связи с чем его увеличение ведёт к снижению экспортного потенциала вышеназванных стран. В работе раскрыто, что одним из существенных препятствий, с которыми сталкиваются экспортёры стран ТС, является возврат НДС при экспортных операциях, препятствующий развитию экспортной деятельности, снижающий конкурентоспособность продукции стран ТС на внешних рынках. В работе определена необходимость успешного согласования налоговой политики внутри стран ТС, которое на современном этапе носит межгосударственный характер, в то время как наднациональное регулирование со стороны Евразийской экономической комиссии отсутствует, поскольку она не обладает такими полномочиями. В статье сформулированы основные направления согласования налоговой политики стран ТС, направленные на устранение барьеров и облегчение осуществления внешнеторговых операций предприятиями, развитие инвестиционной привлекательности стран-участниц, повышение конкурентоспособности товаров, развитие экспортной деятельности стран - повышение эффективности создания общей таможенной территории. Гармонизацию налогообложения трёх стран необходимо рассматривать как одно из ключевых направлений развития интеграции в рамках Единого экономического пространства (далее - ЕЭП).
80-87 384
Аннотация
Данная статья посвящена процессам реформирования глобальной финансовой системы и международных экономических организаций с момента учреждения Международного валютного фонда на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. и до настоящего времени. Особое внимание уделено результатам взаимодействия МВФ и «Группы двадцати» в контексте мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Отмечены основные вехи в историческом развитии мировой экономики: становление Бреттон-Вудской мировой финансовой системы;решение на Ямайской конференции об отказе от золотого стандарта; переход на плавающие обменные курсы валют; волна кризисов 1990-хгг.; мировой финансовый кризис 2008-2009гг. В статье рассмотрен процесс эволюционного развития МВФ в связи с этими глобальными событиями. Рассмотрено взаимодействие ЕС, МВФ и «Группы двадцати»; проанализированы реформы МВФ и их результаты; дана оценка политике фонда на разных исторических этапах его развития, а также позитивным и негативным результатам, к которым она привела; исследован процесс становления «Группы двадцати» и возрастания роли этой организации в управлении мировой экономикой, её участие в глобальном финансовом регулировании и реформировании МВФ; выявлена и обоснована необходимость проведения дальнейшей реформы МВФ и усиления роли «Группы двадцати» в мировой политической и экономической системе.
88-96 124
Аннотация
В настоящей статье рассматривается специфика подхода Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) к проблеме противодействия финансированию терроризма. В рамках статьи раскрывается сущность и содержание деятельности ФАТФ, проанализированы рычаги влияния ФАТФ. Показывается, что ФАТФ наиболее комплексно подошла к проблеме противодействия финансирования терроризма, применяя в своей деятельности одновременно и последовательно механизмы противодействия отмыванию денег наряду со специальными антитеррористическими инструментами. Группа внесла значимый вклад в выстраивание общемировой системы противодействия финансированию терроризма через формирование правовой и институциональной базы, а также взаимодействие со всеми возможными участниками и акторами мировой политики в этой сфере. Более того, ФАТФ сумела расширить географическое пространство действия ФАТФ от первоначальных 16 стран до 187 путём способствования созданию региональных структур, созданных по типу ФАТФ. Особое внимание уделяется уникальности разработанных ФАТФ Рекомендаций по сравнению с существующими ранее источниками международного права, которые определяют международный режим противодействия финансированию терроризма. Автор полагает, что одним из преимуществ ФАТФ как института в рамках системы противодействия финансированию терроризма по сравнению с другими является неформальный статус Группы, который обеспечивает её гибкость, высокую способность быстро и своевременно реагировать на изменяющуюся природу отмывания денег и финансирования терроризма, а также риски, связанные с ними. Анализ деятельности ФАТФ позволяет представить систему противодействия финансированию терроризма в её целостности, выявить слабые и сильные стороны, разработать эффективные технологии противодействия финансированию терроризма на основе коллективных усилий традиционных и нетрадиционных факторов мировой политики.
97-105 86
Аннотация
Целое поколение американских политиков было обеспокоено растущей зависимостью США от импорта нефти и природного газа. Однако в последние несколько лет ситуация резко изменилась: удалось начать промышленную разработку не только ресурсов сланцевого газа, но и сланцевой нефти. В результате в политических и экономических кругах об этом стали говорить как о наиболее значительном прорыве в развитии мировых энергетических ресурсов со времен нефтяного бума в Техасе в конце 1920-х г. Насколько велики эти ресурсы? Какие проблемы должны быть преодолены в случае, если имеющийся потенциал будет реализован? Как они повлияют на энергетическую политику США? Озабоченность по поводу адекватного регулирования, в частности, экологических вопросов, связанных с добычей нетрадиционных видов углеводородов, привели к внутренней общественной дискуссии о последствиях бума добычи нетрадиционных ресурсов нефти и газа. Ясно только одно: значительные объёмы дополнительных поставок нефти и газа в США будут иметь далеко идущие политические последствия для всего мира. В статье представлены различные точки зрения на перспективы добычи нефти и газа в Северной Америке, а также на политические проблемы, связанные с этой тематикой. Хотя некоторые прогнозы роста добычи выглядят излишне смелыми, а текущая цена на природный газ может быть слишком низкой какое-то время и тем самым влиять на перспективы прибыльности добывающих компаний, в среднесрочной перспективе энергетический ландшафт Северной Америки выглядит вполне убедительным. В нефтегазовой промышленности наметились значимые технологические прорывы, растёт внедрение инноваций.
106-112 41
Аннотация
Настоящая статья продолжает серию публикаций нашего журнала по вопросам добычи сланцевого газа в отдельных странах мира. Речь пойдёт о Германии, крупнейшем импортёре российского природного газа, в связи с чем перспектива разработки местных ресурсов сланцевого газа представляет для российской стороны несомненный практический интерес. В статье анализируются внешние и внутренние факторы, определяющие позицию правительства ФРГ по вопросу о добыче сланцевого газа: политика США и Европейского союза, позиции германских политических партий, влияние лоббистских структур и общественных организаций. Статья содержит богатую информацию о многообразии групп интересов, участвующих во внутриполитической дискуссии. Принимая во внимание воздействие гражданского общества на принятие политических решений, автор подробно останавливается на методах и результатах работы с общественностью крупных добывающих компаний. В статье обобщаются данные по оценке запасов и текущих геологических проектах, а также все официально представленные доклады об экологических угрозах в связи с применением технологии фрекинга. В заключение автор высказывает предположение о возможной эволюции политики федерального правительства в вопросе о добыче сланцевого газа. Распространённое среди российских экспертов скептическое мнение относительно перспектив добычи сланцевого газа в Европе в целом соответствует ситуации в Германии только на ближайшую перспективу. Для принятия окончательного решения по добыче сланцевого газа в Германии определяющим окажется ценовой фактор; сланцевому газу придётся конкурировать с импортным природным газом и отечественными энергоносителями - углём, а также биогазом.
114-126 79
Аннотация
В работе проведён анализ современного состояния и перспектив развития денежно-кредитной сферы экономики России. Определены количественные параметры состояния совокупного денежного оборота, включая соотношение наличной и безналичной его сфер. Исследованы вопросы ограничения налично-денежной сферы в России и других странах; выявлены проблемы, с которыми столкнулись зарубежные государства при введении административных ограничений на платежи наличными; даны конкретные рекомендации и определены риски введения подобных ограничений в России. В статье рассмотрены актуальные вопросы оптимизации структуры совокупного денежного оборота России. Анализируя вопросы развития денежного оборота, места и роли наличных денег в экономике, автор исследовала основные подходы к детерминации и регулированию денежного оборота, предложила новые подходы к обеспечению транспарентности денежных потоков. В частности, перспективными направлениями оптимизации денежного оборота определены: а) меры, направленные на совершенствование наличного денежного оборота (включая поддержание стабильности национальной денежной единицы, совершенствование процедур выпуска и изъятия денег из обращения, определения оптимальной структуры монетарных агрегатов и т.д.) и б) развитие безналичного денежного оборота. Представлена позиция автора относительно перспектив научного обоснования и реализации на практике оптимального соотношения наличного и безналичного денежного оборота в России и других странах. В частности, сделан вывод о необходимости повысить информационную транспарентность, открытость международного информационного обмена в целях совершенствования денежно-кредитной политики, проводимой странами на национальном и международном уровне. Предлагается разработать единые подходы (модели) анализа и прогнозирования состояния финансовых рынков, а также создать международный координационный центр, ответственный за сбор, верификацию и предоставление доступа к открытым информационным базам данных, позволяющим проводить межстрановые исследования финансово-банковской и денежно-кредитной сферы.
127-135 46
Аннотация
В статье рассматривается современная система регулирования национального банковского сектора, которая, по мнению автора, нуждается в теоретическом осмыслении, структурировании, раскрытии содержания эффективности функционирования. Система регулирования раскрывается на системной основе, предложено ее рассматривать как совокупность элементов и механизма их взаимодействия, которые формируются с учётом целевых ориентиров регулирования. При этом подчёркивается, что в целях регулирования заключено противоречие: достижение финансовой стабильности функционирования банковского сектора, как правило, сдерживает экономический рост. Потребность в разработке теоретических представлений об эффективности регулирования банковского сектора приобретает особую актуальность с учётом последних событий, связанных с отзывом лицензий у коммерческих банков на осуществление банковской деятельности, высокой стоимостью кредитных ресурсов для хозяйствующих субъектов, незначительным вкладом банковского сектора в обеспечение темпов экономического роста. Автором предложены критерии эффективности регулирования банковского сектора, к которым отнесены: функциональная, операционная и социально-экономическая эффективность. Функциональная эффективность раскрывает способность каждой подсистемы регулирования осуществлять предписанные законом функции. Операционная эффективность описывает оправданность понесённых регулятором и коммерческими банками затрат, связанных с регулирующим воздействием. Наконец, социально-экономическая эффективность связана со степенью соответствия сферы деятельности банковского сектора потребностям национальной экономики, а также ответственностью банковского бизнеса перед обществом. Для каждого критерия эффективности регулирования банковского сектора предложен набор количественных и качественных показателей, позволяющих дать соответствующую оценку действующей модели кредитования. В статье приводится агрегированная экспертная оценка российской системы регулирования банковского сектора, которая охарактеризована как компенсационная и удовлетворительная.
136-140 53
Аннотация
Падение темпов прироста инвестиций в России, недостаток капитальных вложений являются следствием «недостаточной инвестиционной привлекательности» отечественной экономики. В результате финансовая неустойчивость компаний в совокупности с высокими рисками вложений приводит к бегству капитала из страны посредством офшоров. Вместе с негативными аспектами, связанными с «финансовыми оазисами», бизнесу предоставляется ряд преимуществ: снижение налоговых платежей, финансовая секретность и конфиденциальность операций. Учитывая вышесказанное, а также наличие специальных международных соглашений, касающихся избегания двойного налогообложения и офшорных зон, запрет последних представляется весьма затруднительным и лишит мировую экономику важного сегмента глобального экономического развития. Автором проведён SWOT анализ роли и значения офшоров в мировой экономике. Симбиоз локальных и глобальных экономических интересов можно достичь, только внедряя в жизнь чётко продуманный и комплексный план мер по повышению инвестиционной привлекательности страны, для разработки которого создания «Сколково» и новых институтов развития рынка будет недостаточно. Прозрачная и ориентированная на обеспечение безопасности и стабильности бизнеса система контроля и регулирования, обмен информацией, совершенствование работы мегарегулятора - часть мер, которые необходимо осуществить в целях решения и исключения проблем, связанных с офшорами. Но автор также призывает не забывать, что помимо офшоров существует ряд других задач, напрямую связанных с оттоком капитала: снижение темпов инфляции, увеличение притока прямых инвестиций, поддержание социальной стабильности, которые необходимо решить в целях улучшения внутреннего инвестиционного климата стран с развивающейся экономикой.
141-145 47
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные вопросы развития международных отношений Российской Федерации на основе расширения использования рубля как валюты контрактов и расчётов. В работе показана согласованная поддержка экономических субъектов государственными институтами стран-партнёров. Совместная работа международных команд способствует, по мнению автора статьи, реализации экономических программ, представляющих взаимный интерес и укрепляет тенденцию формирования многополярного мира. В работе проведён анализ проблем развития сотрудничества стран-партнёров в валютной сфере и показано, что основными причинами, сдерживающими расширение использования национальных валют, являются: жёсткое валютное регулирование; редкое использование аккредитивов и гарантий, что повышает финансовые риски операций; значительные транзакционные издержки; асимметричные меры валютного регулирования, отягощающие реализацию взаимных интересов сторон. Для расширения использования рубля в международных отношениях автор предлагает учитывать ряд факторов, включая необходимость для приоритетной валюты международных контрактов выполнять основные функции денег за границей - являться мерой стоимости, средством платежа, обращения и средством накопления. Представлена позиция автора относительно перспектив реализации государством институциональной политики. В частности, сделан вывод: опыт Болгарии, Румынии, Албании показал, что основной задачей ведомств, ответственных за реализацию денежной политики, должно быть сдерживание инфляционного давления, связанного в том числе с просроченными отчислениями в бюджет. Ключевым приоритетом в таких условиях является поддержка платёжеспособных и прозрачных банковских систем, являющихся основой международного сотрудничества.
146-152 64
Аннотация
В статье рассмотрены актуальные проблемы современного состояния и перспектив развития наличного денежного обращения в России и за рубежом. Проведён сравнительный анализ монетизации экономики России и зарубежных стран. Определены количественные параметры состояния совокупного денежного оборота, включая соотношение наличной и безналичной его сфер. Рассмотрены корреляционные взаимосвязи состояния экономики России и наличного денежного обращения в стране. Особое внимание авторами уделено вопросам ограничения налично-денежных платежей и расчётов в борьбе с теневой экономикой. В частности, исследован уровень теневой экономики; определены взаимосвязи между наличным денежным оборотом и теневой экономикой; выявлены проблемы, с которыми столкнулись зарубежные государства при введении административных ограничений на платежи наличными; даны конкретные рекомендации и определены основные подходы к введению подобных ограничений в России. В статье сделан вывод, что ограничение максимальных размеров платежей в наличной форме не способно привести к одномоментному снижению уровня теневой экономики, поскольку доходы, получаемые от скрытых и неформальных видов экономической деятельности, можно перевести в безналичную форму. В долгосрочной перспективе при принятии законодательных ограничений на внесение денежных средств физическими лицами на свои банковские счета и/или при необходимости доказательства законности происхождения денег меры по ограничению платежей в наличной форме будут являться первым шагом к решению задачи снижения уровня теневой экономики в России. В целом ограничение наличного денежного обращения - многофакторная задача, требующая решения экономических, политических, социальных, административных, психологических проблем. Общее снижение объёмов наличной денежной массы (до оптимального, экономически оправданного уровня), очевидно, приведёт к снижению темпов инфляции, уровня коррупции, будет способствовать повышению инвестиционного климата и либерализации кредитного рынка в нашей стране.
153-157 52
Аннотация
Для экономики весьма важно наличие в обращении количества денег, достаточного для обслуживания движения товаров и услуг без формирования инфляции, свидетельствующей об избытке денег. После экономического кризиса 1929 - 1933 гг. проблемы регулирования финансово-кредитной сферы стали восприниматься как функция стабильного уровня производства и занятости. В статье рассмотрены денежные факторы формирования инфляции в экономике и описаны причины, наличие которых приводит к программированию роста денежной массы в Российской Федерации. В качестве первой группы факторов влияния на объём денег в обращении в национальной экономике автором определена низкая добавленная стоимость производимого в стране продукта, ориентированного на внешний рынок, и отсутствие возможности манёвра финансовыми ресурсами в целях стабилизации доходов бюджета при ухудшении конъюнктуры мирового рынка. Ослабление национальной валюты позволяет получить большую рублевую выручку от экспортных операций, что уменьшает рост дефицита бюджета. Но снижение импортной выручки, которое можно компенсировать девальвацией национальной валюты, приводит к росту цен на внутреннем рынке в силу преобладания на нём предложения импортного товара. Вторая группа факторов связана с кредитной активностью банков, заключающаяся как в росте первичной эмиссии при кредитовании импортёров, так и вторичной, имеющей место в ходе формирования валютных резервов Банком России. Результатом кредитной активности банков является увеличение темпов роста денежной массы и несоответствие между более высокими темпами роста денег в обращении и более низкими темпами роста реально созданной в сфере производства добавленной стоимости, что приводит к ослаблению покупательной силы денег и росту цен. Каждая из причин оказывает непосредственное влияние на рост денежной массы и инициирует инфляцию.
158-163 45
Аннотация
В статье рассматривается актуальные вопросы, связанные с изменениями, происходящими в банковском секторе России, вызванные существенным сокращением количества действующих кредитных организаций, интенсивным отзывом лицензий на банковскую деятельность у кредитных организаций Банком России. По мнению автора, в этой связи возникает ряд проблем, связанных с достаточностью сети действующих кредитных организаций, с потребностями обеспечения экономического роста, формированием здоровой конкурентной среды, достаточностью средств Фонда страхования вкладов для обеспечения гарантий вкладчикам в случае банкротства банков. В статье рассматриваются последние тенденции страхования депозитов в странах ЕЭС и США. С учётом выявленных тенденций анализируются проблемы функционирования системы страхования вкладов граждан в российских коммерческих банках. К числу таких проблем отнесены: недостаточный объём страхового покрытия; концентрация вкладов преимущественно в крупных банках, являющихся с одной стороны, носителями системного риска, с другой-в капиталах этих банков участвует государство; ограниченный набор функций Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и ряд других. С учётом проведённого анализа и оценки действующей системы страхования вкладов предложено: разработать механизм преодоления «морального» риска; повысить финансовую грамотность населения, принимая во внимание активность некоторых банков по продвижению в сегмент частных вкладчиков продуктов, не покрываемых системой гарантирования; определить внедрение механизма дифференциации отчислений в страховой Фонд АСВ в зависимости от степени рискованности деятельности банка-участника системы; модернизировать систему риск-ориентированного надзора как основы стабильного функционирования банковского сектора и его отдельных институтов.

ПОЛИТОЛОГИЯ

164-171 57
Аннотация
В статье проведён анализ особенностей функционирования и эффективности программы «Содействие инновационным исследованиям малого бизнеса» (SBIR) в США. Данная программа направлена на поддержку и последующую коммерциализацию наукоёмких разработок малых фирм. В её реализации принимают участие государственные ведомства, каждое из которых самостоятельно определяет научные направления, которые нуждаются в поддержке, а также имеет возможность управлять выделяемыми средствами. Программа существует уже более 30 лет и за это время доказала свою эффективность. Как показали результаты исследования, она предоставляет бизнесу финансирование на начальном, наиболее рискованном этапе производства инновационных товаров и услуг, а также подаёт рынку сигналы о востребованных направлениях инновационного развития. Участие в программе является гарантом высокого уровня инновационного продукта или услуги и позволяет компаниям привлекать дополнительные средства для развития. Некоторые выводы, сделанные в результате анализа SBIR, могут быть полезны при реализации государственной политики поддержки науки и инноваций в России. Реализация программ, аналогичных SBIR, в России позволит решить актуальную задачу инновационного развития - снизить информационную асимметрию на рынке инновационных товаров и услуг и способствовать привлечению венчурного капитала в наукоёмкие высокотехнологичные проекты.
172-176 148
Аннотация
Современная система международных отношений всё чаще сталкивается с конфликтами разной степени напряжённости, возникающими в тех или иных регионах мира. Конфликты начала XXI в. обусловлены различными причинами политического, экономического, национального и конфессионального характера. Существовавшая многие столетия система международных отношений, утверждённая в результате Вестфальского мира, вступила в состояние кризиса. Окончание холодной войны поставило мир перед новыми реалиями, отличительной чертой которых стал возрастающий количественный показатель столкновений. Цепь политических событий в странах Ближнего Востока и Северной Африки, произошедших в начале второго десятилетия XXI в., привела к смене политических режимов в этих странах. В целом для событий так называемой «арабской весны» был характерен относительно мирный процесс политической трансформации. Однако в Ливии эта смена приобрела иной характер и привела к вооружённым столкновениям и вмешательству НАТО в данный процесс. Если в Тунисе и Египте процесс социального выступления приобрел форму протестных уличных выступлений, то в Ливии имело место вооружённое свержение власти оппозиционными силами при поддержке иностранных государств. Автор обратился к событиям «арабской весны», которые привели к свержению режима М. Каддафи. Анализу подверглась политика НАТО в Ливии. Рассматриваются позиции Североатлантического блока, и в частности, США, Франции и Великобритании, в отношении ливийского кризиса и путей его разрешения. Изучение механизмов конфликта, его природы и сущности позволит оценить предпринимаемые мировым сообществом действия, влияющие на современную систему международных отношений.
177-183 38
Аннотация
Смена политической парадигмы после развала Советского Союза, тяжёлый экономический кризис и предоставление религиозной свободы способствовали стремлению широких слоёв российского населения, с одной стороны, определить для себя новые ценностные ориентиры, а с другой - компенсировать с помощью религии вызванные реформами и кризисом стрессы, страхи и неуверенность в завтрашнем дне. Это проявилось в беспрецедентном росте уровня религиозности в стране и непосредственно повлияло на динамику разнообразия религиозных организаций. За последние 20 лет сложилась вполне естественная для мозаичной культурной традиции и национального состава России конфессиональное распределение верующих, подавляющее число которых являются православными, далее по убыванию следуют мусульмане, протестанты, католики, буддисты, иудеи и последователи других религий. В то же время картина российской религиозности довольно противоречива, о которой принято судить как о высокой и в значительной степени православно ориентированной. Однако исследования часто говорят об обратном. Например, уровень религиозной практики православных россиян очень незначителен. На этом фоне протестантские конфессии в России отличаются высокой степенью вовлечённости прихожан во все виды религиозной практики в рамках своих религиозных сообществ, глубоким проникновением в догматы религии и стремлением к консолидации и повседневному взаимодействию. Протестанты - это наиболее плюралистичный и динамично развивающийся сегмент религиозного поля России. Исследования показывают, что за последние 20 лет в условиях доминирующего влияния православной церкви в российском обществе сформировалось протестантское сообщество, которое является экономически самостоятельным, социально организованным и одним из самых динамичных религиозных движений. По оценкам экспертов, несмотря на небольшую численность протестантских верующих, протестантские конфессии, если им удастся выработать эффективную модель внутренней консолидации, могут выступить в качестве социально и экономически активного религиозного меньшинства, способного оказать позитивное влияние на развитие страны и преодоление кризисных явлений.
184-191 135
Аннотация
Вопросы влияния групп интересов на внешнюю политику государства до сих пор получали недостаточное освещение в теории международных отношений. Редко в фокус внимания исследователей попадает деятельность объединений, сформированных на основе общей конфессиональной идентичности. Между тем их мобилизация в последние десятилетия превратилась в серьёзный компонент политической жизни не только развивающихся, но и развитых стран. В Соединённых Штатах рост активности конфессиональных групп привёл к глубокому переформатированию политического пространства. Одним из ключевых приоритетов для различных американских политических групп на протяжении длительного времени остается ситуация на Ближнем и Среднем Востоке. Их инициативная позиция значительно способствовала укреплению партнёрства между Соединёнными Штатами и Израилем, в том числе наращиванию дипломатической и военной помощи Вашингтона Тель-Авиву. При этом сторонниками развития такого сотрудничества выступает не только немногочисленное и хорошо организованное иудейское сообщество, но и представители консервативных кругов евангельского протестантизма, который формируют самую крупную конфессиональную группу в США. Несмотря на то что в обосновании позиции этих групп часто используются теологические и даже эсхатологические причины, реальные мотивы большинства их рядовых участников зачастую носят гуманистический и прагматический характер. Многообразие групп, выступающих в поддержку американо-израильского сотрудничества способствовало формированию соответствующего лобби как в Республиканской, так и в Демократической партии. Вместе с тем в настоящее время наблюдается рост критики политики нынешнего израильского правительства со стороны части сторонников укрепления партнёрства между Вашингтоном и Тель-Авивом, что приводит к размыванию влияния этих групп.

ПРАВО

192-197 58
Аннотация
Действующая правовая база таможенного сотрудничества России и ЕС устарела и не соответствует потребностям современного торгово-экономического взаимодействия между Россией и ЕС. В частности, устарела структура и содержательное наполнение правового регулирования таможенного сотрудничества России и ЕС, что не позволяет оперативно реагировать на вызовы, возникающие в двусторонней торговле. Это обусловлено изменениями международно-правового характера (ратификация Россией Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. [1], членство в Таможенном союзе, вступление в ВТО) и связанным с этим реформированием таможенного администрирования в России. Кроме того, действующая правовая база таможенного сотрудничества не учитывает меры по модернизации таможенного администрирования в ЕС: активизацию использования предварительного информационного обмена, электронных технологий при совершении таможенных операций, а также внедрение современных таможенных процедур при одновременном обеспечении должного уровня безопасности торговли. В связи с этим, а также учитывая роль взаимной торговли в обеспечении социально-экономического благополучия России и ЕС, совершенствование правовой базы таможенного сотрудничества становится первоочередной задачей. Автор статьи указывает на то, что одним из важнейших инструментов совершенствования правовых основ таможенного сотрудничества может быть совместная инициатива России и ЕС «Партнёрство для модернизации». Данная инициатива призвана внести существенный вклад в развитие экономик России и ЕС посредством реализации модернизационной по своему содержанию повестки сотрудничества России и ЕС, в том числе в таможенной сфере. В связи с этим автор анализирует предусмотренные инициативой меры в области таможенного сотрудничества, выявляет их слабые стороны и предлагает подходы, направленные на совершенствование торгово-экономического сотрудничества России и ЕС посредством модернизации таможенного администрирования взаимных товаропотоков.

НАУКОВЕДЕНИЕ

198-207 59
Аннотация
В статье рассматривается механизм рецензирования как основная процедура, используемая для отделения научного знания от знания иного рода, не соответствующего требованиям, которые предъявляются к исследовательским результатам. В ней прослеживается история рецензирования, изначально применявшегося в первых научных журналах, а в дальнейшем ставшего одним из ключевых подходов к распределению финансовых средств, направляемых на исследовательскую работу. Здесь же исследуется роль рецензирования в юридической практике, где факт соблюдения данной процедуры может рассматриваться в качестве основного критерия, разделяющего показания, которые имеют характер научных данных, от простых свидетельств. Характеристика основных элементов рецензирования, предложенная в статье, отталкивается от «Заявления о принципах научного рецензирования», подготовленного по итогам Глобального саммита по рецензированию 2012 г., в котором приняли участие руководители организаций, финансирующих научные исследования, из более чем 50 стран. В качестве основополагающих в Заявлении были зафиксированы следующие принципы: экспертная оценка, прозрачность, объективность, пропорциональность, конфиденциальность, добросовестность и соответствие этическим нормам. Данный комплекс норм принято рассматривать в качестве гарантии обеспечения эффективности рецензирования,но опыт показывает, что при использовании этого механизма необходимо учитывать области научного знания, прежде всего, различия между гуманитарной и естественнонаучной сферами. Следуя этой логике, в статье дается обзор особенностей рецензирования в социогуманитарных науках, а также рассматриваются ключевые процедурные моменты -подготовка индивидуальных заключений, коллективное рассмотрение, обеспечение анонимности. В завершение освещаются проблемные моменты, связанные с рецензированием: закрытость процедуры, элитаризм в отборе рецензентов, консервативность принимаемых решений.
208-215 59
Аннотация
События, которые произошли в 2013 г. в результате присвоения учёных степеней вопреки существующим правовым нормам, приобрели характер скандала. По мнению автора статьи, диссертационный скандал позволил глубже понять сущность процессов, характерных не только для научно-образовательного сообщества, но и для всей социогуманитарной сферы российского общества. Скандал, затронувший интересы многих депутатов Государственной Думы, руководителей нескольких субъектов Российской Федерации и высокопоставленных государственных чиновников, привлек внимание как высших руководителей страны, так и самой широкой общественности. Он обнажил многие недостатки существующих сегодня подходов к определению уровня квалификации членов научно-образовательного сообщества, жизнеспособности и успешности вузов, вскрыл реальные проблемы, препятствующие успешному развитию отечественной науки и высшей школы. Диссертационный скандал продемонстрировал ценности, реально определяющие состояние социально-гуманитарной сферы российского общества, отношения внутри научно-образовательного сообщества и результаты происходящего реформирования его деятельности. Анализируя ситуацию в отечественной науке, проблемы, характерные для российского научно-образовательного сообщества, масштаб и суть которых стали явными благодаря диссертационному скандалу, автор не ограничивается выводом о том, что этот скандал имеет глубокие социокультурные основания. Его причины не сводятся ни к последствиям «тяжёлого наследия советского прошлого», ни к неэффективности унаследованных от него форм организации науки и образования. Не отрицая влияния всего этого, следует признать: насаждение, принудительное заимствование отечественной наукой всё ещё чуждых ей норм и принципов, обещая её выдвижение в число передовых в будущем, сегодня оборачивается традиционным для нас стремлением выйти вперёд по «спущенным сверху» показателям.

СОЦИОЛОГИЯ

216-224 109
Аннотация
В данной статье анализируются социальные практики крупных российских корпораций, условия построения ими социальных стратегий. Неоднозначная трактовка корпоративной социальной ответственности (КСО) субъектами взаимодействия в системе «бизнес-общество-государство», большой спектр экономических, социальных, культурных проблем, которые необходимо учитывать корпорациям при принятии бизнес-решений, является почвой для конфликта интересов и ограничивает возможности развития бизнеса. Новые тренды в практике КСО российских корпораций касаются изменения характера и сущности их социальной деятельности, что отражает более адекватный уровень рефлексивности бизнес-сообществом требований изменившегося социума. Выявлена динамика в подходе российских корпораций к выбору сфер приложения социальных инвестиций, изменение мотивации социально-ответственного поведения и форм взаимодействия с органами власти, общественными группами и движениями. Наиболее эффективной с точки зрения бизнеса моделью взаимодействия бизнеса и государства является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Крупные корпорации начинают выступать инициаторами диалога и партнёрского взаимодействия с представителями органов власти и местных сообществ, появляются социальные инновации, инициированные бизнес-сообществом и направленные на повышение эффективности социальных инвестиций, развитие социального партнёрства и социального предпринимательства.
225-234 34
Аннотация
В условиях ускорения темпов развития российской экономики, коммерческого сектора, функционирования в России множества международных частных компаний обостряется проблема толерантности будущих дипломатов, специалистов -международников по отношению к системе, ее главных составляющих: политической, экономической, военной. Предполагается, что в современной студенческой среде будущих дипломатов происходит возвышение ценностей индивидуального прагматизма и усиливается дефицит социальности при решении (рассмотрении) большинства вопросов, касающихся их настоящей учебной и будущей профессиональной деятельности. На материалах социологических исследований, проведённых среди студентов факультета международных отношений МГИМО в 2002, 2007 и 2012 г.г, рассматриваются: различные проявления профессиональной толерантности; выделяются и диагностируются прагматические и творческие ценности выбранной профессии; дается интерпретация ценностных ориентаций на виды занятости после окончания вуза. По оценкам студентов определяются личные качества государственного служащего, необходимые для успешной карьеры в системе МИД, даётся интерпретация и раскрывается реальное содержание уровней коммуникативной толерантности. Отдельно рассматривается этнический компонент коммуникативной толерантности. В заключение определяется роль материальной дифференциации студентов в контексте коммуникативной толерантности. По результатам анализа опровергается исходное предположение о возвышении в студенческой среде будущих дипломатов ценностей индивидуального прагматизма и дефиците социальной ответственности. Выявлено, что в коммуникативной толерантности уровень эмпатии в межличностном общении остаётся преобладающим и устойчивым по отношению к различным годам опроса. Вместе с тем установлено, что произошедший за 10 лет рост материального благополучия студентов не привёл к росту коммуникативной толерантности. В целом в студенческой среде сохраняется баланс толерантных и интолерантных проявлений в отношении выбранной профессии и коммуникативных практик.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

235-241 55
Аннотация
Данная тема рассматривается в статье через призму корректив, вносившихся во внешнюю культурную политику сменявшимися во Франции начиная с 1980-х гг. правительствами социалистов и правых партий. Современная концепция культурной дипломатии Франции сложилась в результате длительной исторической эволюции в рамках традиционной политики её властей, направленной на защиту культурной самобытности и национальных интересов своей страны. С момента зарождения в Средние века в виде волевых актов просвещённых монархов, а затем президентов Французской Республики и даже после учреждения в 1959 г. первого министерства по делам культуры во главе с видным литератором и публицистом Андре Мальро эта концепция никогда не получала оформления в виде официального программного документа. Это произошло только в 1983 г. при определённых исторических условиях в виде документа под названием «Внешний культурный проект Франции», принятый правительством социалистов. С этого времени, условно говоря, доктринально можно выделить три стержневых идеи французской культурной деятельности за рубежом: культурное «сияние», культурная исключительность и культурное многообразие. В послевоенный период, прежде всего благодаря подъёму «здорового» национализма, олицетворяемого генералом и президентом де Голлем, во французском обществе постепенно крепла и приобретала новые параметры прежняя вера в «особое историческое призвание» французской нации. Этот «новый мессианизм» взял на вооружение такие идеи, как право народов на самоопределение, равенство, свободу от угнетения, социальную справедливость, международную солидарность, сотрудничество в деле защиты прав человека и демократии. Идеи французского мессианизма и культурного «сияния» легли в основу политики франкофонии, которая зародилась в 1960-х гг. не только в качестве бастиона защиты французских политических интересов, но и в качестве гуманистического противовеса политике стандартизации и вульгаризации национальной культуры на англо-саксонский манер.

ПСИХОЛОГИЯ

244-253 82
Аннотация
В статье рассматриваются психологические аспекты андрогинной, двойственной природы человека, побуждающей к гармонизации отношений в социуме, к взаимодействию феминного и маскулинного. Дифференцируются понятия андрогина, андрогинности и андрогинизации, соответствующие культурным и социально-политическим условиям традиционного общества, общества модерна и постмодерна. Исследуются истоки и развитие феномена андрогина, в античной мифологии, религиозной философии средневековья, в философско-литературном творчестве Нового времени, в современной психологической науке и практике. Автор приходит к выводу о существовании двух видов психологической андрогинности: символической и реальной. Реальная андрогинность, став предметом специального психологического исследования (и положив начало процессу исчезновения символической), стала рассматриваться как важная личностная особенность и преимущество человека. Анализируется трансформация самого понятия андрогина: от андрогина как первочеловека, к божественному, ритуальному, психологическому и, наконец, андрогину как «постгендеру». В статье приводятся данные проектного исследования «Психологический пол в социокультурном измерении», выполненного в рамках учебной социологической лаборатории факультета международной журналистики МГИМО(V).

ФИЛОЛОГИЯ

254-261 40
Аннотация
В статье рассматриваются модальные и грамматические функции полифункционального глагола should на примере созданного в 1993 г. корпуса ICE-GB. За основу взяты идеи о полифункциональности, изложенные в работах А.С. Смирницкого, Т.А. Комовой и других учёных: они обратили внимание на необходимость разграничивать функции для более глубокого понимания функционирования таких слов. Автор ставит целью изучить на материале корпуса распределение функций глагола should. Материал также рассматривается с позиций экстралингвистических параметров пола и возраста говорящих. Анализ показывает, что модальная функция по-прежнему превалирует над грамматической. Это оправдывает логику подачи материала в грамматических пособиях, в которых знакомство с данным глаголом традиционно начинается со значения долженствования. Грамматическая функция реализована в предположительном и условном косвенных наклонениях (согласно классификации А.И. Смирницкого). С точки зрения гендерных различий материал свидетельствует, что в речи мужчин, с одной стороны, чаще используются определённые формулы вежливости, внимания к собеседнику; с другой стороны, встречается подтверждение наблюдений, что фразы, которые строят мужчины, воспринимаются как более агрессивные. Привлечение параметра возраста позволяет сделать вывод о том, что наличие в речи говорящего косвенных наклонений может служить своеобразным показателем свободного использования языка, так как своего максимума они достигают только в речи лиц среднего и зрелого возраста. Выявлены и сгруппированы полнозначные лексические глаголы, регулярно заполняющие комплекс should+лексический глагол и формирующие с ним вполне устойчивые сочетания (коллокации), которые должны усваиваться как готовые речевые формулы, способствующие более идиоматичной речи изучающих язык.
262-269 37
Аннотация
Языковая картина мира является сложнейшим феноменом на стыке человеческого языка, мышления и сознания, который по сей день не является и, вероятно, ещё долго не будет детально и комплексно исследован в той мере, которую можно было бы считать исчерпывающей. Тем не менее его основополагающая значимость для восприятия и вербализации действительности всеми без исключения языковыми коллективами требует разработки научно и практически обоснованной методологии описания состава и структуры её основных элементов. В рамках данной статьи предлагается двухуровневый подход к системному описанию ключевых когнитивно-языковых концептов сегментов языковых картин мира на основании отражающих их текстов. При этом первая ступень реализуется в формате идеографического словаря, а вторая - в виде составленного на его основе атласа. Теоретическая обоснованность и практическая применимость данной концепции была продемонстрирована автором данной статьи в ходе лексикографического эксперимента на материалах англоязычного общественно-политического дискурса. Итоговым результатом эксперимента стала разработка формата репрезентации лексических данных в виде так называемого делимитационного атласа, позволяющего системно отображать внутреннее лексико-семантическое разграничение сегментов языковых картин мира, представленных когнитивно-языковыми концептами. Данный формат предполагает выделение двух различных типов границ между лексическими полями концептов, что облегчает системное описание и осмысление их взаимной соотнесённости. Перспективы дальнейшей теоретической разработки и практического применения предлагаемого направления лексикографии и «картографирования» языковых картин мира связаны прежде всего с развитием новой междисциплинарной научной области, лежащей на стыке сопоставительного языкознания и когнитивной лингвистики, задачей которой мыслится дехаотизация существующих представлений о языковых картинах мира и изучение более глубинных различий и сходств между естественными языками, чем это является возможным на сегодняшний день.
270-276 91
Аннотация
Благодаря различным информационным источникам члены любого общества могут быть хорошо осведомлены о мировых политических процессах и событиях, о представителях политической власти. Политические силы, в свою очередь, рассматривают человека (потенциального избирателя) как объект для внешнего информационного воздействия, что позволяет им использовать политическую коммуникацию в борьбе за власть. В современном демократическом обществе эта борьба осуществляется путём парламентских дебатов, речей политических деятелей, изучения программ политических партий, политической агитации, голосования. Политический дискурс, ориентированный на массового адресата, реализует функцию политического информационного воздействия. Поскольку цель любой программы политической партии (как самостоятельного типа текста в системе политического дискурса) - победить на выборах и прийти к власти, то функция воздействия на адресата в тексте программы политической партии является одной из основных и текстообразующих. Сам же текст программы характеризуется своей персуазивной направленностью на адресата, которая раскрывается в приёмах убеждения, аргументации, манипуляции и оценочности. Все политические программы делятся на программы правящих и участвующих во власти партий и партий, находящихся в оппозиции. И те, и другие направлены на электорат. В основе программ оппозиционных партий - критика власти, своих политических соперников и обещания в адрес избирателей. Программы правящих партий сконцентрированы на утверждении правильности выбранной ими политики и предпринятых действий. Текст программы обычно является результатом коллективной деятельности. Он становится официальным документом после прохождения регламентированной процедуры. Письменная форма предъявления допускает многократное обращение и тщательный анализ текста. В данной статье анализируются тексты предвыборных программ двух ведущих политических партий Испании (Испанской социалистической рабочей партии и народной партии Испании).
277-284 98
Аннотация
Статья посвящена процессу художественного общения. В ней рассматривается общение задействованных в нём субъектов: автора и читателя. Материализованной формой данного вида общения выступает художественный текст. В статье отмечается, что общение между автором и читателем носит свободный и индивидуально-личностный характер. В статье утверждается, что процесс общения автора и читателя имеет уровневый характер, а художественное общение между ними определяется степенью их вовлечённости во взаимодействие друг с другом. На этой основе в статье выделены пять уровней художественного общения: поверхностно-субъектный, контрсубъектный, личностно-субъектный, трансцендентный и сверхчувственный. Критериями выделения и отделения этих пяти уровней друг от друга выступают степень открытости субъектов друг другу и степень готовности выражения субъектами своей субъективности. В данной статье степень открытости субъектов друг другу определяется как степень открытости одного участника общения (читателя) воздействию другого (автора художественного произведения), а степень готовности выражения своей субъективности как степень готовности одного участника общения позволить другому понять себя и раскрыться. В статье автор показывает, что на каждом уровне художественного общения его субъекты в разной мере проявляют свою вовлечённость в этот процесс. Они демонстрируют различную степень как открытости друг другу, так и различную степень готовности выразить свою субъективность. В процессе общения осуществляется возможный переход от одного уровня общения к другому. Данный переход может иметь как пролонгированный, так и моментальный характер вовлечения читателя на предлагаемый автором художественного произведения уровень общения. Это определяется индивидуально-личностным уровнем развития читательского восприятия и уровнем писательского мастерства. Нахождение читателя и автора на разных уровнях художественного общения приводит к несовпадению читаемого и написанного, в то время как нахождение субъектов на одном и том же уровне общения приводит к приобретению писателем
285-289 53
Аннотация
Статья посвящена проблемам актуализации фразеологических единиц в контексте французской молодёжной прессы. В силу развитости коннотативного компонента значения фразеологические единицы являются экспрессивными языковыми средствами и нередко используются в процессе коммуникации для воздействия на адресата. Фразеологические единицы, обладающие положительной или отрицательной оценочностью, выражающие эмоционально-оценочное отношение говорящего к предмету, воздействуют на создание прагматической направленности высказывания. Под влиянием контекста в структуре фразеологического значения нередко происходят изменения, имеющие следствием повышение прагматической направленности текста. При включении фразеологизма в контекст происходит замена виртуального (парадигматического, системно-языкового) значения актуальным (синтагматическим). Здесь возможны два случая взаимодействия этих значений. Во-первых, парадигматическое и синтагматическое значения могут совпадать: в данном случае фразеологическая единица выступает в своём узуальном значении. Во-вторых, значение фразеологизма может меняться под влиянием контекстного окружения. Подобное влияние нередко приводит к расхождению между парадигматическим и синтагматическим значениями. Таким образом, контекст способен затрагивать коннотативно-прагматические признаки фразеологической единицы. Это может привести: а) к утрате фразеологизмом признака ситуативной оценки (в контексте у фразеологизма снимается ситуативность оценки, и он приобретает положительную или отрицательную оценку), б) к переходу фразеологизма в противоположно заряженное поле (пейоративные фразеологические единицы переходят в разряд мелиоративных и наоборот), в) к интенсификации фразеологического значения. Примеры для анализа влияния контекстного окружения на фразеологическое значение были взяты из различных французских молодёжных изданий (Okapi, le Monde des ados, GEO ado, Phosphore, Etudiant, Science & Vie Junior, Planète Jeunes).
290-295 43
Аннотация
В связи с регулярными изменениями в мире моды, обусловленными появлением новых дизайнеров, тенденций, материалов, лексика, описывающая наименования одежды, постоянно пополняется за счёт внутренних ресурсов языка и посредством заимствований. В статье рассматриваются особенности использования терминов-эпонимов для именования предметов и деталей одежды в испанском языке. Эпонимы представляют наибольшую трудность для изучения и перевода, являясь результатом выражения в языке картины мира определённой общности людей в определённую эпоху. Поскольку целью исследования является выявление и объяснение коннотативных значений вестиментарных эпонимов и принципов их отбора в ряду синонимов в речи, топонимы исключаются из материала исследования, а рассматриваются антропонимы, имена собственные, идентифицирующие человека, в силу их способности определять коннотативные значения терминов в рамках определённого лингво-культурологического контекста. Приводятся яркие примеры этимологии исконно испанских и заимствованных терминов, сравнение которых позволяет выделить критерии для их классификации: аутентичность и интернациональность. Данная классификация позволяет разделить совокупность вестиментарных терминов-эпонимов на группу нейтральных и коннотативно-окрашенных, а также произвести систематизацию и объяснить данные коннотативные значения. Исследование показывает, что интернациональные заимствованные термины-эпонимы в большинстве своём стремятся к нейтральности, но в ряду синонимов приобретают значение элитарности. Неинтернациональные вестиментарные термины-эпонимы обладают особым коннотативным значением, понятным лишь носителям языка, они должны являться предметом особого внимания при преподавании языка и осуществлении переводов.

ПЕДАГОГИКА

296-301 35
Аннотация
В статье рассматриваются новые задачи университетов и факультетов, осуществляющих подготовку студентов международного профиля. Автор анализирует сущность понятия «парадигма» в образовании, поскольку парадигма является основой учебно-воспитательного процесса в университете. Содержание профессионального образования зависит от целей профессиональной подготовки специалистов-международников. Современные исследования в области международных отношений имеют междисциплинарный характер. Процессы глобализации, глобальные изменения, вызовы и угрозы влекут за собой необходимость изучения особенностей международного экологического сотрудничества, конфликтологии, психологии лидерства и т.п. На фоне глобализации национальные экономики переживают процесс конвергенции, в то время как национальные культуры подвержены дивергенции. Происходит осознание важности сохранения национальной идентичности представителями различных народов. Чрезвычайно важна подготовка будущих международников к толерантности и межкультурной коммуникации, к осознанию не только собственной свободы и национально-культурной идентичности, но и собственной ответственности Чрезвычайно важна подготовка будущих международников к межкультурной коммуникации. В современныхусловиях происходит усиление аксиологической и воспитательной функций образования. При этом необходимо формировать у студентов набор профессионально значимых компетенций, которые позволят им эффективно осуществлять свои профессиональные функции. Именно компетентностный подход положен в основу Федеральных образовательных стандартов, в том числе по направлению «международные отношения». Ещё одно направление, требующее развития, - подготовка преподавателей для вузов международного профиля. Языковая подготовка преподавателей спецдисциплин позволит им читать курсы на иностранных языках, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению конкурентоспособности российских университетов.
302-308 46
Аннотация
Данное исследование посвящено многоуровнему изучению сущности и роли текстовой деятельности в процессе обучения иностранным языкам. Знаковое оформление мотивационно-ценностных и абстрактно-логических мыслительных структур, а также распознание в текстуальном полотне коммуникативно-познавательного аспекта личностного воплощения являют себя ключевыми лингвопсихологическими звеньями изучения текстовой деятельности. Научная направлённость исследования сконцентрирована на конкретизации операционального подхода к описанию определённого уровня личностного сознания, на котором интеллектуально-мыслительные структуры в процессе языкового общения обретают речеязыковое оформление. Существование сознания личности рассматривается в проекции трёх уровней абстракции в рамках «сознательного»: сенсорное поле, идеаторное поле, мотивационное поле. Содержание личностного языкового сознания может быть описано через его тезаурус и представлено в виде фильтра, через который пропускается поступающая к нему смысловая информация, выраженная в знаковой форме. Процесс усвоения родного языка ребёнком тесно связан с возникновением корреляции динамической и статической систем порождения звуковой стороны речи (слогообразование и артикуляция). Переход к усвоению иностранного языка уже будет связан только с изменением характера данной корреляции в каждом отдельном случае. Обучение иностранному языку связано с использованием учащимися уже имеющихся языковых умений и навыков. Своеобразие языкового сознания кристаллизуется как при сопоставлении лексических и грамматических категорий в нескольких языках, где формы одной и той же категории имеют разное значение, так и при сопоставлении лимитированного набора этих лингвистических значений с неограниченным множеством лингвистических свойств и отношений самих объектов.

ЗОЛОТОЙ ФОНД МГИМО

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)