Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 1(46) (2016)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ

7-17 140
Аннотация
Статья посвящена анализу трактовок «европейского концерта» в британской и американской историографии ХХ в. Актуальность изучению этого феномена придает его связь с проблемой поддержания международного порядка и стабильности. Внимание к теме «европейского концерта» британских и американских историков определяется не только академическим интересом, но и тем фактором, что на протяжении XX столетия сначала Великобритания, а затем США находились на вершине международно-политической иерархии и, соответственно, играли одну из ведущих ролей в выстраивании и поддержании международного порядка. Текущая международная конъюнктура, опыт мировых войн ХХ в. задавали ракурс для анализа феномена «европейского концерта». Если во второй половине 1910-х - начале 1920-х гг. историки обращали внимание на несовершенства международной системы предшествовавшего столетия (и в частности - института «европейского концерта»), то для исследователей, создававших свои труды после Второй мировой войны, период 1815-1914 гг. в сфере международных отношений представлялся относительно стабильным в сравнении с краткой межвоенной интерлюдией. В качестве одного из факторов стабильности и мира рассматривался «европейский концерт». В развитии историографии вопроса заметна определенная логика, в какой-то мере отражающая эволюцию взглядов на проблемы организации и управления международными отношениями. В то же время различия в трактовке «европейского концерта» являются производной от того факта, что само это понятие в XIX в. не было единым и статичным. Готовность великих держав к сотрудничеству не устраняла различий в интересах, борьбы за лидерство в рамках «концерта» и, соответственно, за то, чтобы придать ему собственное понимание.
18-28 88
Аннотация
Данная статья посвящена вопросам заимствования Россией военно-технического и культурного опыта Запада в начале Смутного времени в правление Фёдора I Ивановича (1584-1598), Бориса Годунова (1598-1605) и Дмитрия Самозванца (1605-1606). Одним из каналов знакомства России с достижениями западноевропейской «пороховой революции» и культуры были служилые московские иноземцы. Среди них наибольшее число составляли военные, огромным влиянием отличались царские врачи, а некоторые купцы, к примеру, Джером Горсей, выполняли ответственные поручения русского правительства. В статье дана характеристика положения служилых западных европейцев как в начале Смутного времени, когда московское правительство проявляло большой интерес к европейским инновациям, так и после 1606 г., когда ситуация изменилась. Автор выясняет, в каких областях и какие иностранные специалисты работали в России, в чём состояли причины обращения к западноевропейским специалистам, каковы были итоги и значение данного явления. Анализируя «Записки» иностранцев, живших в России в начале Смутного времени, автор рассматривает достижения «бытовой революции» начала XVII.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

29-41 59
Аннотация
Проблематика мирового порядка в современной литературе зачастую рассматривается через взаимодействие ведущих центров силы. Возможен и другой подход. Мировой порядок образуют государства. От имени государства отправляются международные дела, оно имеет право на легитимное насилие, оно же обладает возможностью концентрировать экономические и человеческие ресурсы. Очевидно, что природа государства как элемента международной системы оказывает влияние и на саму эту систему, задает её ключевые параметры. Возникает вопрос: что происходит с современным государством? Как влияют его трансформации на облик современного мирового порядка? Почему меняется государство? Какая иерархия государств просматривается в современном мировом порядке? Мы исходим из следующих тезисов. Во-первых, национальное государство перестаёт быть универсальной формулой государственного строительства. В этой формуле так и не был достигнут баланс справедливости и эффективности - двух ключевых основ легитимного порядка. Причём происходит это и в развитом, и в развивающемся мире. Во-вторых, современный мировой порядок представляет собой мозаику принципиально разных по своей природе государств. Каждое пытается найти свою формулу сочетания справедливого и эффективного государства. Эти формулы далеко не всегда совпадают друг с другом, что закладывает нестабильность в международные отношения. В-третьих, ключевая роль в мировом порядке всё ещё принадлежит узкой группе крупных держав. Вопрос о суверенитете и реальной субъектности многих государств остается открытым. Мировому порядку, как и современному государству, свойственна разбалансировка между справедливостью и эффективностью. Желаемое многими гармоничное сочетание двух этих принципов на основе международных институтов снова может быть подменено торжеством эффективности над справедливостью - обеспечением порядка через баланс сил и жёсткую иерархию.
42-50 130
Аннотация
Однополярная модель не справляется с глобальным управлением. Исчерпали себя и его финансовые структуры, которые фактически обслуживают только интересы развитых стран. Это не устраивает восходящие развивающиеся страны, которые выдвигают новые подходы к реформированию системы мирового регулирования. Страны БРИКС будут способствовать рождению новой экономической системы, основанной на равном доступе стран к источникам финансирования и рынкам сбыта. Внутри и вне БРИКС имеется запрос на превращение этого объединения не только в другой полюс политического влияния, но и в принципиально новую конструкцию будущего мироустройства, свободного от геополитических расчетов и навязывания своих общественных моделей и стандартов. В стратегическом плане основной упор делается на реформирование глобальных центров управления. В долгосрочном плане, возможно, будет взята линия на создание альтернативных мировых финансово-экономических институтов. БРИКС может стать локомотивом усилий развивающихся стран с целью установления новых, более справедливых правил в международных политических и экономических отношениях. Россия видит в БРИКС важную площадку для обсуждения международной политики и мировой экономики. БРИКС представляет интерес с точки зрения потенциально важного экономического сотрудничества с членами этого объединения. Вместе с тем для России целесообразно развивать сотрудничество одновременно как с Востоком, так и с Западом. Такой линии отвечает географическое положение России и ее культурно-цивилизационная специфика. С учетом сложной международной конъюнктуры желательно содействовать укреплению позиций БРИКС. Однако действовать в этом объединении следует осмотрительно, не допуская отхода от многовекторной политики.
51-62 516
Аннотация
В статье проведён анализ процессов развития государственной службы в России, Белоруссии и Казахстане с целью определить, в какой из стран эти процессы идут успешнее и что этому способствует. Актуальность статьи обусловлена тем, что при планировании управленческих реформ уделяется недостаточно внимания практике государственного управления в постсоветских странах. Это представляется неверным ввиду их территориальной, исторической и ментальной близости к России, сходному кругу проблем и сопоставимости уровней экономического развития. В ходе исследования изучены правовые основы государственной службы анализируемых стран и выявлены пределы их сопоставимости. Проверена гипотеза о наличии связей между динамикой развития национальных систем государственной службы и трендами социально-экономического развития каждой из анализируемых стран. Указанные тенденции определены с использованием факторного анализа и метода главных компонент на временном горизонте с 2000 по 2014 гг. Сравнительный уровень эффективности реформирования государственной службы предложено оценивать через сочетание двух параметров: 1) возрастание значений индексов внутреннего развития государственной службы и индексов социально-экономического развития государства, 2) наличие тесной статистической связи между обоими индексами. Сделан вывод о том, что оптимальное сочетание обоих оцениваемых параметров наблюдается в Казахстане. Выявлены «точки роста» казахстанской модели государственной службы, в качестве которых видятся: наличие органа, осуществляющего централизованное управление государственной службой; применение программно-целевых методов; институционализация этического регулирования государственной службы и проведение кадровой политики в рамках всей системы управления. Доказано, что в реформировании государственной службы на евразийском пространстве имеются общие тенденции, и это способствует углублению интеграционных процессов. Полученные результаты указывают на целесообразность более внимательного изучения опыта реформирования государственной службы в странах евразийского пространства в целях использования передового опыта этих государств, приемлемого для нашей страны.
63-69 71
Аннотация
В статье рассматриваются межкультурные аспекты метафорического моделирования в политическом дискурсе как актуального направления политической метафорологии. Отмечается, что в рамках изучения метафорики этого дискурса большое внимание уделяется функции концептуальной метафоры моделировать понятийную сферу политики, дискурс в целом, его восприятие, а также саму политическую реальность. Автор разделяет мнение о том, что структура основных концептов какой-либо культуры всегда согласуется с наиболее фундаментальными культурными ценностями. Однако при изучении политического дискурса в межкультурной перспективе выявляются случаи использования метафоры, не отвечающие требованиям культурной когерентности и поэтому способные привести к негативным когнитивным и коммуникативным последствиям. На фоне часто прямого несовпадения ряда метафорических моделей в политической коммуникации стран Запада и Востока, автор приводит примеры метафорической когерентности, а также её нарушения в части базовых метафор в российском, европейском и американском политическом дискурсе. Влияние межкультурных факторов на специфику метафорического моделирования прослеживается в статье на примере эволюционирующей метафорической модели, которая может реализоваться в национальных дискурсах по разным сценариям. Делается вывод о зависимости сценария развертывания такой модели в национальных политических дискурсах от культурно-исторических и социально-политических компонентов национальной картины мира. В статье подчёркивается, что языковая картина мира неоднородна, так как она конструируется индивидуальной, групповой и национальной вербальной и невербальной практикой данного языкового коллектива. Исследование показывает, что в разных по идеологии партийных дискурсах, а также в речах политиков разных поколений одного и того же национального сообщества могут также наблюдаться как случаи совпадения, так и вариативности метафорических моделей. Сделанные выводы иллюстрируются в статье языковым материалом, подтверждающим динамичность метафорической модели, её способность видоизменяться и передавать нюансы значения, отражая в дискурсе культурно-обусловленные особенности политической ситуации.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА.ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

70-83 53
Аннотация
В статье рассматриваются основные аспекты процесса подготовки специалиста-международника с точки зрения повышения эффективности кадрового состава внешнеполитических ведомств. Предложен новый взгляд на проблему актуализации и совершенствования существующих образовательных программ (прежде всего подготовки магистров) с целью повышения конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг. Первостепенное значение уделяется не маркетинговой, а качественной, «контентной», составляющей профессиональной подготовки по профилю «международные отношения». Автор статьи использует эмпирический материал, полученный в результате анализа, обработки и обобщения экспертных оценок российских и зарубежных участников международных факультетских и институтских форумов в области международных исследований, прошедших в 2015 году. В результате в статье предложена идеальная, по мнению опрошенных респондентов, модель магистерской программы, разработанная автором исходя из «эталонных» программ по международным отношениям и мировой политике. Рассмотрены наиболее актуальные вопросы, касающиеся формата обучения студентов (в том числе подготовки магистерских диссертаций), дальнейшего трудоустройства выпускников программ и, наконец, развития профессорско-преподавательского состава. В заключение даны рекомендации по возможным направлениям реформирования вузовского образования по профилю «международные отношения». Речь идет о необходимости гармоничной конвергенции лучших качеств отечественной и зарубежной высшей профессиональной подготовки. Статья может представлять интерес для педагогов и методистов работающих в сфере высшего образования, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами образования и профессиональной подготовки сотрудников внешнеполитических ведомств.
84-92 167
Аннотация
Предметом рассмотрения статьи является формирование выраженного акцента на роль истории и историко-цивилизационного наследия в формулировании внешнеполитической стратегии России в программных концептуальных выступлениях президента России В.В. Путина в период 2013-2015 гг. Выдвинутый президентом летом-осенью 2013 г. тезис о России как стране-цивилизации стал основой для серьёзных практических действий по активизации внешней политики России, начиная с 2014 г. Это ярким образом проявилось в ходе украинского кризиса, но также и в позиции по другим ключевым международным событиям последних двух лет. Другой очень важный постулат данной внешнеполитической стратегии - тезис о сакральности истории для России, намного превосходящий то внимание к национальной исторической памяти, которое свойственно риторике руководителей других государств. Из этого тезиса вытекает осознание предельной исторической ответственности государственных деятелей перед Россией, сформулированное нашим президентом, что привносит новое измерение в моральные основы политики и государственного управления. В статье также анализируется роль и значимость новых политических инструментов и площадок для формулирования исторически обусловленной политики, таких, как Валдайский клуб и др.
93-105 90
Аннотация
В условиях политического похолодания именно торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Японией объективно выступает тем базисом, на котором двусторонние отношения могут на обозримую перспективу развиваться в позитивном плане. Структура взаимной торговли на протяжении многих лет не претерпевала существенных изменений. Россия выступает преимущественно как поставщик на японский рынок определённых видов сырья и топлива. Из Японии Россия импортирует главным образом легковые автомобили, а также некоторое количество промышленного оборудования. Что касается инвестиционных отношений России и Японии, серьёзная структурная проблема заключается в том, что экономики двух стран не взаимозависимы с точки зрения технологического разделения труда. Россия, и прежде всего её восточные регионы, не обладая необходимой инфраструктурой и иными логистическими возможностями, а также дешёвой рабочей силой, не имеет конкурентных преимуществ в качестве инвестиционного партнёра Японии по сравнению с другими странами, например, Китаем. Россия видится Японии в основном как энергетический донор. Наибольшие перспективы для инвестиционного сотрудничества кроются в сфере энергетики. Речь может идти об увеличении Россией своей доли на японском рынке нефти и СПГ до 15-20%. Этому способствует политическая нестабильность на Ближнем и Среднем Востоке, откуда Япония получает подавляющую часть нефти и значительную долю СПГ. Помимо наращивания поставок нефти и СПГ, сохраняют свою актуальность крупные инвестиционные проекты в энергетической области. Однако с учётом политических, юридических, организационно-технических и иных сложностей на данном этапе эти проекты представляются трудноосуществимыми. Более перспективным выглядит допуск японского капитала к освоению и разработке стратегических месторождений Сибири и Дальнего Востока, которые не являются объектом западных санкций против России. Для России важно выстроить с Японией отношения на долговременной и прочной базе. Один из возможных путей - поставить вопрос о заключении с этой страной соглашения об экономическом партнёрстве.
106-117 108
Аннотация
В первой половине 1990-х гг. под воздействием ряда факторов в Токио возобладало понимание, что первым шагом на пути к большей роли Японии в мировой политике должно стать восстановление доверия и примирение со странами Восточной Азии, для чего были предприняты самые далеко идущие попытки извинений за политику Японии в первой половине XX века, включая заявление премьер-министра Т.Мураямы 1995 года, а также меры по урегулированию так называемых «проблем исторического прошлого». Нынешний премьер-министр С. Абэ, также проводящий линию на увеличение вклада Японии в международные дела, напротив, демонстрирует постепенный отход от этой стратегии, исходя из того, что «самоуничтожительный» взгляд на японскую историю не соответствует национальным интересам. В заявление С. Абэ по случаю семидесятилетней годовщины окончания Второй мировой войны был включен тезис о необходимости прекратить нести «бремя извинений», и, несмотря на это, оно получило положительную оценку главного союзника Токио - Вашингтона, а также не стало препятствием к продолжению политического диалога с Сеулом и Пекином. Вышеотмеченное позволяет предположить, что нынешний глава кабинета министров Японии продолжит пошаговые усилия по выведению «проблем исторического прошлого» за рамки развития отношений с Китаем и Южной Кореей как в практической, так и политической областях, а также по размыванию характерной для японской дипломатии 1990-хх годов увязки между принесением Токио извинений пострадавшим странам и стратегической линией на увеличение международной роли Японии в области политики и безопасности.
118-128 163
Аннотация
Поражение во Второй мировой войне заставило Германию с большой осторожностью выбирать новые внешнеполитические установки. Сегодня любая политическая идея, даже косвенно указывающая на стремление к немецкой гегемонии, представляет опасность для страны, ведет к ухудшению отношений с партнёрами по ЕС и другими соседними странами. Поэтому Германия выбрала для себя в качестве наиболее подходящей внешнеполитической стратегии политику по применению так называемой «мягкой силы» - способности побуждать других делать то, что ты хочешь с помощью привлекательности, а не манипуляцией материальными потребностями. ФРГ располагает большими возможностями для реализации политики «мягкой силы». Неправительственные организации, политические фонды вносят большой вклад в формирование привлекательной внешней политики и распространение немецких политических ценностей. Организации, занимающиеся научным сотрудничеством, программами обмена, способствуют расширению аудитории, изучающей немецкий язык и культуру. Отличительная черта организаций «мягкой силы» состоит в том, что, несмотря на государственное финансирование, они сохраняют неправительственный характер, что является необходимым условием для успешного применения концепции. Ещё одной отличительной чертой политики «мягкой силы» в ФРГ стало то, что она реализуется не только в зарубежной аудитории, но и среди немецких граждан. Ключевые задачи по применению концепции состоят в формировании позитивного имиджа станы, изменения её международно-правового статуса и выход на лидирующие позиции в ЕС.

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

129-142 130
Аннотация
В статье анализируется то, как междисциплинарные исследования в современной экономической мысли приводят к более реалистичному пониманию человеческого поведения и принятия решений в экономической сфере. С одной стороны, результатом экономического империализма стало активное применение экономических методов в других общественных науках и появление таких междисциплинарных направлений, как экономика права, экономическая социология, теория общественного выбора и др. С другой стороны, появление таких стоящих на стыке психологии, нейробиологии и экономики направлений, как поведенческая экономика, экспериментальная экономика и нейроэкономика, оказывает влияние на изменение методологии самой экономической науки и приводит к трансформации одной из основных предпосылок неоклассической школы - модели рационального экономического поведения «homo economicus». Теория «иррационального начала» Джорджа Акерлофа и Роберта Шиллера, теория перспектив Даниеля Канемана и Амоса Тверски, исследования Амартии Сена, Дэниела МакФаддена, Вернона Смита и других анализирующих процесс принятия решений экономистов или существенно ограничивают, или дополняют модель «человека экономического», позволяя глубже понять природу человеческой рациональности. Поведенческая экономика уже настолько окрепла в качестве отдельной дисциплины, что можно выделить «классический» и «современный» этапы ее развития, а ее основополагающие принципы должны быть интегрированы в базовый курс традиционной экономической теории. Достижения поведенческой экономики позволяют улучшить качество экономических исследований и прогнозов. Междисциплинарный подход к анализу человеческого поведения и трансформация модели «homo economicus» предоставляют новые инструменты для разработки политики развития.
143-153 167
Аннотация
Наряду с экономической глобализацией и демографическими переменами важнейшими факторами изменения внешней среды являются технологические перемены. Бурное развитие информационных технологий радикально меняет саму суть создания новых ценностей. Темп технологических изменений и массового внедрения инноваций нарастает. В наиболее передовых отраслях знание становится ключевым ресурсом. Мировая экономика окончательно не оправилась после кризиса 2008-2009 гг. и её устойчивость сейчас намного меньше, чем 15-20 лет назад. Сложился многополюсный мир, в котором вектор экономического развития перемещается в Азию, где основными силами выступают Китай и Индия. Важнейшими участниками процессов в глобальной экономике выступают ведущие международные компании - ТНК. Несколько тысяч (или сотен) крупнейших ТНК организуют и контролируют цепочки добавленной стоимости, составляющие основу современной глобальной экономики. Глобализация изменила подходы ТНК к разделению функций между материнской компанией и дочерними компаниями и филиалами, соотношению общекорпоративной стратегии и стратегий развития бизнес-подразделений. Для деятельности ТНК сегодня характерно не создание новых зарубежных производств, а приобретение существующих перспективных фирм. Экономическая мощь позволяет крупнейшим ТНК существенно раздвинуть границы компании. Многие особенности современных ТНК определяются отраслевыми характеристиками. Вне зависимости от этого, ТНК в возрастающей мере переходят к стратегическому переформированию своей деятельности с учётом потребностей информационной экономики. Важнейшие аспекты деятельности ведущих ТНК связаны с инновациями, финансовыми операциями, передовыми приёмами менеджмента, ростом нематериальных активов. Центр инноваций ТНК смещается в Азию.
154-168 114
Аннотация
В статье дан анализ современного состояния и перспектив развития банков и банковского бизнеса в условиях международных санкций. Определены современные тенденции развития банков и банковского бизнеса в России и в мире. Выявлены проблемы и определены риски развития банков. Особое внимание уделяется анализу секторальных международных санкций по отношению к российским банкам и возможностям минимизации их (санкций) негативного влияния на банковский бизнес на национальном и международном уровнях. Большое значение в этих условиях имеет государственная денежно-кредитная политика. Антикризисная политика, проводимая Банком России, в условиях стагнации экономики ведет к сокращению российской доли в мировой экономике и увеличивает разрыв в уровне жизни с развитыми странами. В статье показано, что возможности роста экономики России в 2016 г. ограничены рестрикционным уровнем банковских процентов, высокой волатильностью курса национальной валюты, недостаточным развитием кредитных отношений, жестким бюджетом, высокой (на уровне развитой Европы) налоговой нагрузкой, растущими административными издержками, резко нарастающей концентрацией рисков субъективных решений на современном этапе электорального цикла. В ситуации неопределенности прогнозов относительно объема и длительности применения санкций Правительство РФ и ЦБ РФ вполне обоснованно стремятся использовать комбинацию антисанкционных действий от жестких мер по введению контрсанкций до создания более комфортных условий для ведения бизнеса в России её союзникам из стран-членов ЕАЭС, ШОС, БРИКС. В статье исследованы стратегические аспекты развития банков и банковского бизнеса в России. Даны практические рекомендации по совершенствованию стратегии развития банков в России в новых условиях. Обоснована необходимость повысить теоретическое, концептуальное, методологическое её обоснование и расширить диапазон ретроспективного и перспективного анализа государственной стратегии развития банковского сектора российской экономики.
169-179 80
Аннотация
Современная военно-политическая ситуация в мире ставит вопрос о необходимости использования всех имеющихся у России возможностей для противодействия направленных против нее действиям. Одну из возможностей предоставляет участие страны в международных режимах экспортного контроля, в том числе в Вассенаарских договоренностях (ВД). Членство в ВД позволяет России поддерживать свой международный статус, содействовать укреплению международной стабильности, гарантировать ненаправленность этого форума против нее, участвовать в выработке решений, затрагивающих ее экономические интересы. Участие в ВД важно также с точки зрения модернизации структуры экономики России в направлении перехода к новому технологическому укладу, который сопровождается появлением новых групп инновационных продуктов и модификацией существующих. Одним из условий для осуществления их экспорта является контроль за пересечением границ страны товарами и услугами двойного использования. Вассенаарские договоренности созданы на замену КОКОМ в 1995 г. в целях содействия региональной и международной безопасности и стабильности. В рамках форума проводится большая работа по совершенствованию контроля за поставками обычных вооружений и высокотехнологичных товаров двойного использования. Российская система экспортного контроля полностью отвечает требованиям международных режимов экспортного контроля, в том числе ВД, и эффективно работает. Вывоз из России контролируемых товаров или их передача иностранным лицам на российской территории возможны только на основании решений Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации. В современных условиях развития НТП обостряется дилемма между необходимостью поддержки экспортеров через снижение административных барьеров и обеспечением интересов безопасности страны.
180-187 68
Аннотация
Статья посвящена концептуальным вопросам определения масштабов, до которых целесообразно развивать национальные импортозамещающие производства с учётом включённости страны в международное разделение труда, а также той огромной роли, которую играет межгосударственная кооперация в современном глобализованном мире. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что неблагоприятная внешнеэкономическая и внешнеполитическая конъюнктура, сложившаяся в 2014- 2015-х гг., с особой остротой поставила перед российскими властями и обществом в целом вопросы обеспечения устойчивости экономики к неблагоприятным внешним условиям, повышения её независимости и самодостаточности. Секторальные экономические санкции, введённые развитыми странами Запада, потенциально могут привести к перебоям в поставках комплектующих и оборудования, обеспечивающего функционирование объектов электроэнергетики. В сегодняшней действительности большое влияние на деятельность электроэнергетических компаний оказывают внешнеэкономическая ситуация и девальвация национальной валюты. Отмечается существенное удорожание продукции зарубежного производства и сокращение возможностей по реализации электроэнергетическими компаниями инвестиционных и ремонтных программ. В связи с этим новую остроту приобретают вопросы развития на территории Российской Федерации импортозамещающих производств высокотехнологичного электротехнического оборудования, а также его узлов и комплектующих. Вопросы импортозамещения неразрывно связаны с реализацией государственной промышленной политики. Проекты развития отечественных производств, как правило, предполагают вложение значительных инвестиционных средств, в связи с чем возникает необходимость оценки экономической эффективности этих вложений. При этом важно обеспечить баланс между специализацией и диверсификацией экономики, а также между импортозамещением и экспортной ориентацией национальной промышленности. Искусственное ограничение импорта при помощи таких механизмов, как введение санкций против иностранных товаров, создание системы исключительного благоприятствования для национальных предприятий путём их выведения из конкурентной среды и поддержки постоянными государственными дотациями, могут в перспективе привести к стагнации национальной промышленности.
188-195 78
Аннотация
Поток беженцев в ФРГ можно рассматривать как политическую миграцию, при которой прибытие мигрантов увеличивает нагрузку на бюджет за счёт выплат социальных пособий. На первый взгляд кажется, что существующие льготы и стимулы создания малых и средних предприятий (МСП) достаточно велики и что проблем в трудоустройстве такого количества мигрантов не должно быть - они займут потенциальные рабочие места или откроют свой бизнес. Однако политическая миграция, в отличие от трудовой, не в состоянии привести к повышению самозанятости населения. В настоящий момент ограничить массовую миграцию той же Германии необходимо, если страна намерена сохранить свою экономику. Положительное влияние нынешнего миграционного потока на экономику будет кратковременным, связанным с увеличением спроса. В недалёком же будущем беженцы потребуют значительных расходов бюджета, так как они не платят налогов (или платят их в меньшем размере), но требуют дополнительных расходов по обеспечению безопасности в социальной сфере.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

196-201 40
Аннотация
В статье рассматривается очередной выпуск Пенсильванского рейтинга научных исследовательских центров мира за 2015 г. и позиции МГИМО в нем. Отдельно рассматриваются общемировые тенденции, связанные с изменениями среды и форм деятельности исследовательских центров, выявленные при составлении рейтинга. В частности, отмечено изменение в системе финансирования деятельности научных центров: от крупных грантов, немногочисленных грантов на продолжительный период к небольшим, но многочисленным грантам на короткий срок под конкретные проекты. Отмечено усиление давления на исследовательские центры со стороны государств по всему миру. Кроме того, указывается на обострение конкуренции на рынке идей и научной экспертизы. Исследовательские центры вынуждены адаптироваться к этим изменениям. Подробно рассмотрен опыт одного из исследовательских центров МГИМО, Центра военно-политических исследований. Инновации в деятельности данного центра в целом соответствуют общемировым тенденциям. Центр стремится к диверсификации источников финансирования своих исследований и повышает сфокусированность тематики исследований - долгосрочное прогнозирование международных и военно-политических отношений.

РЕЦЕНЗИИ

202-203 40
Аннотация
Книга на испанском языке министра иностранных дел Испании Хосе Манэуля Гарсия-Маргальо (2011-2016) под названием «Все пути небесные ведут в Испанию. Письма с самолета» написана в эпистолярном жанре. Она представляет собой текст, изданный в форме переписки Гарсия-Маргальо с известными политическими деятелями Испании и других стран.
204-206 40
Аннотация
Кравченко С.А. Социологическое знание через призму «стрелы времени»: востребованность гуманистического поворота: монография /С.А. Кравченко; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. социологии; Ин-т социологии РАН. - М.: МГИМО-Университет, 2015 - 342 с.
207-211 50
Аннотация
Мартынов Б.Ф. «Запад» и «не-Запад»:прошлое, настоящее... будущее? - М.: ИЛА РАН, 2015. 172 с.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)