Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск
№ 4(43) (2015)

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ: К 15-ЛЕТИЮ МИЭП

9-17 85
Аннотация
Международный институт энергетической политики и дипломатии (МИЭП) МГИМО впервые в России организовал подготовку специалистов международного уровня в области энергетической дипломатии и геополитики, экономики, права, менеджмента и связей с общественностью, ориентированных на работу в сфере международного энергетического сотрудничества. Такие специалисты чрезвычайно востребованы как органами государственной власти и международными организациями, так и крупнейшими нефтегазовыми и энергетическими компаниями. МИЭП МГИМО - единственный в России и мире учебный центр, осуществляющий подготовку специалистов, сочетающих фундаментальные университетские знания с глубоким изучением процессов, происходящих в области энергетической дипломатии и геополитики, международного энергетического сотрудничества - уникальных профессионалов высокого класса со знанием нескольких иностранных языков, востребованных на рынке труда. Сегодня МИЭП - это крупный учебный, методический и научный центр, обеспечивающий высокое качество фундаментальной и профессиональной подготовки, опирающийся на лучшие традиции российского образования и опыт ведущих университетов и бизнес-школ мира. В этом году Международный институт энергетической политики и дипломатии отмечает свой пятнадцатилетний юбилей. В рамках статьи представлена история создания и развития института, раскрыты особенности подготовки специалистов, описаны уникальные специальные кафедры, международные институты, созданные совместно с престижными европейскими высшими учебными заведениями. Отметим, что в ближайшие годы профессорско-преподавательский состав Института в тесном взаимодействии с ведущими университетскими и научными центрами мира, международными организациями, администрациями крупнейших нефтегазодобывающих регионов и являющимися стратегическими партнёрами крупнейшими корпорациями - ОАО «НК«Роснефть», ОАО «АК «Транснефть», ОАО «Россети», Газпромбанком - планирует реализацию большого числа крупных научно-исследовательских проектов.
18-26 153
Аннотация
В статье рассматривается ретроспектива отношений России, США и ЕС в поле энергетической безопасности, а также их взаимодействие в этом треугольнике применительно к актуальному политическому кризису в Украине. Отдельное внимание уделяется эволюции позиций ключевых акторов и развитию их отношений в рамках режимов регулирования, устанавливаемых наиболее значимыми соглашениями в энергетической сфере. В заключение авторы заявляют, что всё изложенное ими не только существенно дополняет аргументацию итальянского профессора Дж. Гуарино, констатирующего негативные последствия, связанные с диктатом брюссельской бюрократии в рамках ЕС [8 ], но и наносит ещё один удар по Маастрихскому и Лиссабонскому договорам во внешнеполитическом и внешнеэкономическом плане. Ведь оба договора были нацелены на превращение ЕС в реального конкурента Соединённых Штатов в формирующемся многополярном мире. Брюссельская бюрократия блокировала продвижение ЕС в этом направлении, превратившись в послушное звено в геополитической стратегии США, а навязываемый ею диктат в сфере энергетической безопасности усугубляет кризисное состояние Евросоюза, ставя его чуть ли не на грань развала. Последние годы мы наблюдаем неуклонное нарастание феномена, получившего название "евроскептицизм". Тревожный для ЕС симптом этой болезни с особой силой проявился в конце мая 2014 г. во время выборов в Европарламент. В четырёх из 22 стран ЕС партии, выступившие против ЕС, заняли первые места по результатам голосования (Франция, Великобритания, Дания и Греция). Несмотря на панические заголовки газет и высказывания некоторых политиков в духе "шока" или "землетрясения", эти результаты не могут решающим образом повлиять на характер Европарламента, но способны существенно осложнить его работу. Это пока первый "тревожный звон" по Евросоюзу.
27-35 128
Аннотация
Одной из важных задач российской экономики на сегодняшний день является развитие Арктического региона. С учётом ключевой роли топливно-энергетического комплекса в экономическом балансе страны, а также мировой проблемы исчерпания углеводородных ресурсов, Арктика представляет особый интерес с экономической и геополитической точки зрения, обеспечивая России новые возможности в определении её места и роли в мировой экономике и обеспечении безопасности страны. Активное освоение арктического региона обуславливает ускоренное развитие его транспортной инфраструктуры, что становится одним из приоритетных направлений энергетической политики Российской Федерации. Вопрос транспортировки играет одну из ключевых ролей в контексте освоения ресурсов Арктики и подразумевает решение ряда задач. В первую очередь, речь идёт об обеспечении безопасности судоходства в ледовой Арктике. С этим связана и необходимость существенной модернизации и развития существующей региональной инфраструктуры. Особого внимания заслуживает уникальный трансконтинентальный маршрут - Северный морской путь (СМП), более активное использование которого в интересах России и других заинтересованных государств обуславливает существенную модернизацию российского арктического флота, включая строительство современных ледокольных судов арктического класса, вывод на современный мировой уровень состояния всей портовой системы региона. Кроме того, вдоль маршрута СМП требуется прокладка новых железнодорожных веток, что позволит значительно улучшить транспортную инфраструктуру региона и, соответственно, привлекательность СМП. Существует также проблема неразвитости сети автомобильных дорог, в результате чего некоторые крупные северные и восточные регионы не связаны с автодорожной сетью РФ. Освоение углеводородных ресурсов арктического региона не только востребует кардинальную трансформацию транспортной системы, но и способно создать необходимую финансовую базу для преображения всей хозяйственной и социальной жизни региона, что станет значительным вкладом в современный прогресс всей страны в целом.
36-45 516
Аннотация
Китай является самой густонаселённой страной мира и отличается высокими темпами экономического роста, что приводит к увеличению спроса на энергоносители и стремлению обеспечить устойчивые поставки энергоресурсов. Ежегодный рост ВВП Китая в 2012 и 2013 годы снизился до 7,7% в сравнении со средним уровнем роста в 10% в 2000-2011 гг. В 2012 и 2013 гг. наблюдалось снижение темпов прироста производства и экспорта, сочетавшееся со стремлением правительства сократить инфляцию и излишнее инвестирование в определённые сегменты производства. В энергетическом секторе китайское правительство нацелено на продвижение рыночных систем ценообразования, мер по увеличению энергоэффективности и конкуренции между энергетическими компаниями, а также на увеличение инвестиций в области возобновляемых источников энергии. Рассматривая возобновляемые источники как один из вариантов диверсификации источников энергии, снижения зависимости страны от угля и улучшения экологической ситуации, правительство Китая активно поддерживает и развивает программы, направленные на поддержку индустрии возобновляемой энергетики в Китае. Развитие китайской экономики происходит на основе пятилетних планов. Представляется необходимым отметить тот факт, что основными «энергетическими» целями текущей 12-ой пятилетки является увеличение потребления из возобновляемых источников энергии до 15% и снижение выбросов углекислого газа на 40-45% к 2020 г. с целью сокращения зависимости страны от поставок угля и улучшения экологической ситуации. В результате реализации государственного курса на развитие возобновляемых источников энергии Китай достиг определённых результатов в развитии ветряной, солнечной, гидроэнергетики и энергетики по переработке отходов.
46-52 74
Аннотация
В данной работе приведён анализ практики применения принципа «качай или плати» в США, Канаде и странах Европы. Рассмотрена практика заключения договоров на транспортировку нефти и нефтепродуктов, порядок, сроки, а также условия, оговариваемые в договоре. Принцип «качай или плати» является широко распространённой практикой в таких развитых странах мира, как США, Канада и Великобритания. Специфика США заключается в том, что нефтепроводы строятся не под одного грузоотправителя, а скорее для рынка в целом, чем и обусловлена традиция «открытого сезона». В Канаде условие «качай или плати» используется для покрытия капитальных издержек перевозчика. Основными причинами применения принципа «качай или плати» является потребность в минимизации рисков перевозчика, строящего или расширяющего собственную трубопроводную сеть, посредством гарантирования финансовых поступлений со стороны грузоотправителей после введения трубопровода в эксплуатацию. Договоры на условии «качай или плати» предусматривают обязательство перевозчика предоставить согласованный минимальный объём нефти грузоотправителю в течение определённого срока. В свою очередь, грузоотправитель обязан принять указанный минимальный объём нефти и произвести оплату, независимо от факта принятия нефти. Условие «качай или плати» является своего рода механизмом распределения рисков, позволяющим переложить риски неисполнения договора на грузоотправителя. Кроме того, условие «качай или плати» может выступать в роли косвенной гарантии в контексте проектного финансирования, поскольку постоянный приток доходов, как правило, является необходимым условием технико-экономического обоснования проекта, и соответственно, финансирования. В статье рассмотрены основные преимущества применения данного условия и возможности для применения подобной практики в России.
53-63 159
Аннотация
В условиях нестабильности финансовых рынков и макроэкономической ситуации увеличивается необходимость совершенствования инструментов банковского риск-менеджмента. Новые экономические реалии обуславливают потребность в поиске более совершенных подходов оценки степени уязвимости банковского бизнеса к исключительным, но возможным событиям. К числу таких инструментов оценки относится стресс-тестирование. В данной статье рассмотрены и сопоставлены методики стресс-тестирования рыночного риска модельного портфеля различных финансовых инструментов. В статье рассматриваются понятие, цели, задачи стресс-тестирования, основные критерии для классификации стресс-тестов рыночного риска, освещены особенности сценарного анализа. Приведены результаты стресс-тестирования отдельных финансовых инструментов портфеля на основе современных моделей стресс-тестирования российской и зарубежной практики, а также результаты стресс-тестирования и переоценок стоимости портфеля по трём комплексным моделям: методике стресс-тестирования портфельного риска ЦБ РФ, модели на основе построения корреляционной матрицы риск-факторов и модели копул. Модели стресс-тестирования на индивидуальной основе (на соло-основе) различны для каждого финансового инструмента. Для акции и опциона используется параметрический StressVaR; для опциона применяется модель «Грек»; для еврооблигации используется региональная факторная модель. На основе полученных результатов сделаны выводы об эффективности моделей и даны теоретические рекомендации по управлению рисками данного торгового портфеля. Практическая новизна исследования состоит в разработке программы агрегированного, комплексного, многофакторного стресс-тестирования рыночного риска с помощью сценарного анализа.
64-73 140
Аннотация
Атомная энергетика в современном виде создавалась в период холодной войны и является её наследием. Основной задачей атомной энергетики в тот период времени, наряду с получением энергии, было создание и накопление ядерных материалов. С этой целью были созданы существующие атомные станции на базе уран-плутониевого цикла. Всё остальное - обработка РАО и ОЯТ, их хранение, утилизация самих АЭС после окончания сроков эксплуатации, риски распространения ядерных материалов и другие экологические вопросы - было делом второстепенным. Считалось также, что АЭС - самые надёжные и безопасные станции. В течение последних двадцати лет количество заказов на новые ядерные установки во всём мире снизилось. Это вызвано целым комплексом причин, включая сопротивление общественности строительству новых АЭС и наличию избыточных мощностей энергоблоков на многих энергетических рынках, что в значительной степени связано с развитием конкуренции на рынке электроэнергии и невысоким экономическим показателям многих существующих ядерных установок. Выигрывают энергопроизводящие технологии, для которых характерны низкие капитальные затраты, возможность быстрого строительства и гарантированные эксплуатационные качества, то есть то, чего нет у современных ядерных реакторов. В то же время, несмотря на указанные недостатки, как показывает опыт госкорпорации «Росатом», многие развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, регионов Африки проявляют повышенный интерес к развитию атомной энергетики в своих странах. Решение о том, начинать или продолжать развивать ядерную энергетику, в конечном итоге будет зависеть от выбора задач, которые стоят перед государством. В статье рассмотрены все указанные «второстепенные» вопросы, а также геополитические и экономические проблемы дальнейшего развития атомной энергетики.

ИСТОРИЯ: К 70-ЛЕТИЮ ОКОНЧАНИЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

74-83 111
Аннотация
Попытки фальсификации истории и итогов Второй мировой войны 1939-1945 гг. выступают важной составляющей идеологического противоборства в информационном пространстве неолиберальных сил российского общества с патриотическими и являются инструментом ненасильственного характера для достижения геополитических целей ряда государств. США, страны Европейского союза и Украина стремятся извратить итоги Второй мировой войны, убрать из истории Великую Отечественную войну, подвиг советского народа, спасшего мир от фашизма, а Советский Союз (Российскую Федерацию) вместе с гитлеровской Германией посадить на скамью подсудимых истории, обвинив во всех бедах XX столетия. При этом попытки реабилитации фашизма и подмены послевоенных реалий ведут к разрушению всей системы современных международных отношений и, как следствие, к обострению борьбы за передел мира, в том числе и военными мерами. Китай активно внедряет в историографию утверждение, что Вторая мировая война началась 7 июня 1937 г. и связана с открытой агрессией Японии против Китая. С учётом данных обстоятельств в Военной доктрине Российской Федерации [2] отмечено, что наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. К основным внутренним опасностям отнесена деятельность по информационному воздействию на население, в первую очередь, на молодых граждан страны, имеющая целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты Отечества.
84-93 132
Аннотация
После окончания Второй мировой войны минуло 70 лет. По существу, уже ушло поколение людей, для которых она была не историей, а всенародной бедой и личным переживанием. И пусть время всё больше нас отдаляет от победного 1945 года, значение и итоги войны огромны для судеб современного мира. Память о Великой Победе предъявляет ко всем нам, ныне живущим, особые требования, главные из которых состоят в том, чтобы на основе анализа извлечь необходимые уроки из прошлого, сделать правильные выводы для обеспечения безопасности современной России. За эти годы значительно изменился мир. На сцене мировой политики появилось множество новых независимых государств. Возникли новые центры экономического развития, а значит, и новые полюса силы. Между тем, события последних месяцев показывают, что основные результаты Победы не утратили своего значения и сегодня. Об этом лучше всего говорят непрекращающиеся попытки их оспорить, исказив основные моменты войны и её уроки. И, очевидно, неслучайно накануне и во время празднования 70-летнего юбилея Победы желающие её украсть у народов России были особенно активными, а их претензии - жёсткими и несуразными. Для отечественной историографии это не является чем-то неожиданным. О социально-политических, военных и экономических итогах Второй мировой войны написано немало трудов, и в свете развития военно-политических процессов в мире об отдельных поучительных уроках важно не забывать.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

94-101 156
Аннотация
Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является многофункциональным межгосударственным региональным объединением. Один из приоритетов её деятельности - сотрудничество по обеспечению региональной безопасности и стабильности, в сферах противодействия терроризму, сепаратизму, экстремизму, наркотрафику, другим видам трансграничной организованной преступности и использованию информационно-коммуникационных технологий в деструктивных целях. Есть все основания полагать, что в ближайшие годы, особенно с учётом расширения состава своих постоянных стран-членов, ШОС предпримет шаги в сторону практического раскрытия заложенного в ней потенциала предупреждения и урегулирования конфликтов. Развитие у ШОС собственного миротворческого инструментария полностью отвечало бы характеру и масштабам угроз безопасности и тенденциям их эволюции на современном этапе. Такой механизм в арсенале ШОС мог бы играть сдерживающую роль в отношении латентных локальных конфликтов в зоне её ответственности. Очевидным преимуществом участия ШОС в миротворческой деятельности служит то обстоятельство, что его членами являются Россия и Китай - постоянные члены Совета Безопасности ООН, крупные державы, обладающие солидными финансовыми возможностями, военными и военно-техническими ресурсами и богатым опытом участия в миротворческих операциях. Именно Россия и Китай могли бы взять на себя основное бремя организации и финансирования миротворческих операций ШОС. Акцент на содействии урегулированию конфликтов, миротворчестве и укреплении доверия в военной области может стать одним из магистральных векторов превращения ШОС в региональное сообщество безопасности и даже лечь в основу создания в будущем новой системы безопасности в Евразии.
102-110 177
Аннотация
Автор статьи утверждает, что появление во второй половине XIX в. первых постоянных международных межправительственных организаций (ММПО) и международных неправительственных организаций (МНПО) было вызвано общими причинами. Он обосновывает тезис о необходимости их исследования не в качестве отдельных самодостаточных объектов, а как явления, вызванного достигнутым в тот период высоким уровнем интернационализации хозяйственной жизни государств и социально-экономическими последствиями промышленной революции. Появление ММПО неизменно сопровождалось созданием большого числа МНПО, которые выполняли вспомогательные функции. Они регулировали сферы сотрудничества и удовлетворяли общественные потребности, не покрывавшиеся межгосударственными соглашениями. В статье приводятся основные факторы, которые на последующих стадиях интернационализации и развития современных международных отношений давали толчок появлению и развитию международных организаций. Среди них автор называет: военно-техническую революцию, породившую средства массового поражения; «холодную войну» между мировым коммунизмом и мировым капитализмом; крушение колониальной системы и формирование нового основного противоречия мировой политики между «клубом богатых стран» и государствами «мировой периферии»; развитие интеграционных процессов; возникновение глобальных проблем современности. Подчёркивается, что из вспомогательных инструментов осуществления многостороннего взаимодействия суверенных государств ММПО и МНПО превратились в неотъемлемую часть современных международных отношений, взяв на себя практическое исполнение многих жизненно важных функций человеческого общества. Учитывая вовлечённость в деятельность многих тысяч ММПО и МНПО подавляющего числа современных государств и десятков тысяч организаций гражданского общества, ни одному из существующих центров силы не под силу подчинить их деятельность. Развитие ММПО и МНПО делает невозможным создание однополярного мира в современной системе международных отношений.
111-118 165
Аннотация
Статья посвящена изучению процессов управления Интернетом на международном уровне в контексте позиции и интересов России в данной области. В качестве теоретико-методологической базы исследования была использована теория глобального управления. Изначально управление Интернетом осуществлялось на негосударственном уровне. При этом координация осуществлялась в интересах создавших Интернет США. Государствам и иным субъектам мировой политики приходится встраиваться в существующую систему управления Интернетом, вследствие чего широкое распространение получает многоуровневая или мультинаправленная дипломатия, формируются так называемые «гибридные» организации и складываются новые модели сотрудничества при участии государств и негосударственных акторов мировой политики. В 2006 г. под эгидой Генерального секретаря ООН был создан Форум по вопросам управления Интернетом, функционирующий как многоуровневая переговорная площадка, в рамках которой на равных принимают участие государства, бизнес, НПО и представители академического сообщества. Хотя многие исследователи склонны видеть в создании подобного рода переговорных площадок инструмент доминирования в международных процессах развитых стран, широкое распространение многоуровневых моделей глобального управления представляет собой одну из современных тенденций мировой политики. Позиция России по вопросам международного управления Интернетом основана на необходимости обеспечить равный учёт интересов всех государств, заинтересованных в стабильности и безопасности ресурса, зависимость от которого возрастает. Россия выступает за усиление роли государств в управлении Интернетом и интернационализацию данного процесса, передачу контрольных функций специализированной межправительственной организации.
119-129 112
Аннотация
Статья посвящена проблеме обеспечения безопасности, в том числе информационной, образовательной среды. На основании зарубежного и отечественного опыта даётся классификация основных угроз, определяется круг проблем, стоящих перед учебными учреждениями. Представлен комплексный обзор мер, призванных регулировать доступ к нежелательной информации, при этом особое внимание уделяется феномену социальных сетей. Также рассматриваются возможности применения мирового опыта по решению задач, связанных с нежелательной информацией в социальных сетях. Хотя юридически факт преступления в виртуальном пространстве в ряде случае сложно доказать, защита со стороны закона требуется, чтобы повысить уровень ответственности тех, кто безоглядно переносит все виды социальных взаимодействий в виртуальное пространство. Естественный способ противодействовать «троллингу» - это повышение роли живого общения в гармоничном и всестороннем развитии личности. Интернет не только предоставляет доступ к обмену информацией, но и несёт в себе новые вызовы, в том числе связанные с виртуальным общением. Образование сегодня требует учёта не только уже известных вызовов информационной среды, но и тех, которые появятся в будущем.
130-138 422
Аннотация
В настоящей статье проанализированы дискуссии о первопричинах распространения ядерного оружия между представителями трёх школ в теории международных отношений: реализма, либерализма и конструктивизма. Рассматриваются представленные в работах российских и зарубежных исследователей основные теоретические подходы к причинам разработки государствами ядерного оружия. Значительная часть публикации посвящена альтернативным подходам, в частности, использованию моделирования при оценке рисков ядерного распространения. Представленный в статье анализ позволяет констатировать не только наличие множества различных интерпретаций причин создания ядерного оружия, но также отсутствие общепризнанной теории распространения. На основании результатов исследования в статье выявлены как основные причины разработки ядерного оружия, так и факторы, препятствующие его распространению. Автор показывает, что ввиду отсутствия консенсуса между реалистами, либералами и конструктивистами по вопросу о природе распространения ядерного оружия, ряд учёных предприняли попытку объяснить причины «ядерного выбора» государств с использованием положений разных школ. Детальное изучение факторов, провоцирующих распространение ядерного оружия, полезно для получения объективных представлений о современных международных реалиях, определения наиболее эффективных механизмов предотвращения появления новых ядерных государств. Такие знания необходимы при составлении как краткосрочных, так и долгосрочных прогнозов о будущем среды безопасности. Анализ научной литературы по вопросам распространения ядерного оружия позволяет обозначить направления дальнейших исследований в по данной проблематике.
139-143 140
Аннотация
В статье анализируется опыт Китая по выработке энергетической стратегии и влияние государства на её реализацию, в том числе во внешней политике. В связи с нарастанием темпов урбанизации и индустриальной модернизации, высокими темпами развития экономики, ростом уровня жизни населения потребность КНР в потреблении энергоресурсов с каждым годом заметно растёт, что не может не подразумевать острого дефицита энергоресурсов в обозримом будущем. С учётом низкого уровня самообеспеченности топливными ресурсами, риски сбоя международных поставок, нестабильность в регионах-экспортёрах энергоносителей и другие аспекты глобальной энергетической политики вызывают беспокойство как государственных энергетических компаний Китая, так и руководства страны. В статье рассмотрены материалы Белых книг, в особенности Белой книги «Китайская энергетическая политика - 2012», очерчены контуры системы обеспечения энергетической безопасности КНР, роли основных игроков на рынках энергоносителей, действия соответствующих государственных органов, государственных энергетических корпораций и частного бизнеса. Особое внимание уделено анализу деятельности Комиссии по национальному развитию и реформам - единственной структуры, ответственной за работу всей энергетической отрасли, которая занимается разработкой пятилетних планов социально-экономического развития страны. Проанализированы вопросы, связанные с обеспечением энергетических интересов Китая за рубежом, включая добычу и транспортировку энергоресурсов, взаимодействие с правительствами богатых энергоносителями стран. Сделан вывод об усилении роли государственных структур в обеспечении энергобезопасности страны в контексте вовлечённости Китая в процесс глобализации.
144-151 143
Аннотация
В последние годы во внешнеполитических концепциях ряда государств отмечается важность использования для продвижения национальных интересов инструментов «мягкой силы» - способности через политические ценности, культуру, внешнюю политику влиять на других с помощью формирования своей привлекательности. По всеобщему признанию, ФРГ - лидер по ресурсам «мягкой силы». В статье рассматривается, какие ресурсы Германия задействовала для наращивания своей «мягкой силы» на мусульманском направлении внешней политики. Мусульманский мир имеет свою специфику, осложняющую применение инструментов «мягкой силы». Страны с многочисленным мусульманским населением тяжело поддаются воздействию, поскольку они отличны от Европы в цивилизационном отношении, имеют свои обычаи и традиции, которым неукоснительно следуют в силу особенностей религии. Автор отмечает, что для Германии проблема заключается ещё и в том, что политика формирования своей привлекательности привела к значительному иммиграционному притоку мусульман. Часть прибывших в Германию мусульман обособилась от европейского общества, исповедует радикальный ислам, вовлекается в военные конфликты за рубежом, активное участие в которых правительство Германии полностью исключает. Неспособность интегрировать мигрантов из мусульманских стран в немецкое общество и отсутствие успехов в формировании своего позитивного образа в мусульманском мире вылились, с одной стороны, в раскол немецкого общества, с другой - в угрозу его поглощения чужой цивилизацией. И то, и другое связано с тем, что в последнее время в Германии наблюдается наращивание «мягкой силы» уже со стороны мусульманских стран, использующих своих бывших и настоящих граждан для оказания влияния на политику ФРГ. Статья написана в рамках конструктивистской методологии исследования, рассматривающей «мягкую силу» как способ конструирования социальной реальности с использованием материальных и нематериальных ресурсов для формирования привлекательного образа Германии в мировой политике.

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА

152-158 68
Аннотация
Статья посвящена анализу взаимодействия локальных человеческих цивилизаций в мире в целом и в Евразии, в частности. Авторы уделили особое внимание теоретическому содержанию вопроса о локальных человеческих цивилизациях в теории международных отношений. В качестве теоретической рамки исследования был выбран неэссенциалистский подход к анализу цивилизаций. В рамках одной цивилизации могут сосуществовать сообщества с радикально иными взглядами на объединяющую их референтную рамку. Такое понимание цивилизации позволяет объяснить большее количество противоречий и конфликтов внутри цивилизаций, а не между ними, как это предполагал С. Хантингтон. Столкновения происходят, но скорее не между цивилизациями, а внутри цивилизации между социальными группами с различными или противоположными взглядами на содержание и направление развития их цивилизации. Далее авторы статьи подробно анализируют возможные сценарии взаимодействия локальных человеческих цивилизаций (ЛЧЦ) в Евразии. Ключевыми противниками в данном столкновении являются Россия и США. Авторы исходят из того, что наиболее вероятным сценарием развития отношений между российской и западной ЛЧЦ будет глобальное вооружённое столкновение ЛЧЦ. В статье строятся три варианта развития данного сценария: оптимистичный, реалистичный и пессимистичный. В 20-хгг. XXI в., по мнению авторов, западная локальная цивилизация утратит своё доминирование в мировой политике. Для Евразии ликвидация западной политической монополии будет означать актуализацию угрозы со стороны китайской ЛЧЦ. Для предупреждения возникновения новых угроз после ухода западной ЛЧЦ критически важно добиться явных успехов в развитии интеграционных процессов в Евразии вокруг России.
159-167 93
Аннотация
Цивилизации как реальность и как дискурс - отнюдь не новое явление. Однако сегодня данное понятие набирает всё большую популярность как в академической, так и в политической среде. Представители государств и негосударственных акторов в своих речах постоянно ссылаются на цивилизации так, как будто те являются реальными акторами мировой политики, а отношения между ними имеют для неё определённые значение. В статье рассматривается современная интеллектуальная карта исследований цивилизаций в теории международных отношений. Выявляются четыре существующих направления исследований цивилизаций: цивилизационная динамика, межцивилизационная этика, цивилизационная политика и политика цивилизаций. Далее автор обосновывает преимущества неэссенциалистского направления в исследованиях цивилизационной динамики, лидером которого является П. Каценштайн. Продолжая исследование в рамках выбранного подхода, автор обосновывает, что цивилизации в мировой политике существуют скорее как стратегические референтные рамки, а не как непосредственные герои международной политики. Данные референтные рамки создаются на ценностной основе религии и уточняются общим литературным каноном. Они далеки от гомогенности и полны внутренних противоречий и находятся в процессе постоянного становления. Будут ли социальные общности, использующие данные референтные рамки, сталкиваться или вступать в диалог, во многом зависит от того, является ли хотя бы одна из сторон фундаменталистским сообществом. Для такого сообщества референтная цивилизационная рамка задаётся практически исключительно ценностным кодом соответствующей религии, поэтому компромисс для него не возможен. Автор приходит к выводу, что диалог гарантирован только внутри христианской цивилизации (между её постсекулярными сообществами), внутри и между нехристианскими цивилизациями диалог возможен, но не гарантирован.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)