Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Дежавю: средневековые мотивы в современной арабской политической жизни

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-4-67-38-53

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу специфических элементов политической жизни арабских обществ, отличающих её от моделей выстраивания политических отношений в государствах-нациях Запада. Признавая наличие множества таких элементов, авторы сосредотачивают внимание на трёх, связанных с проблемой источника и распределения власти. Показывая их глубокую укоренённость в арабо-мусульманской политической традиции, заставлявшую их так или иначе проявляться на протяжении всей исламской истории региона, авторы обнаруживают, что у каждого из них есть собственный средневековый прототип. Так, в статье рассматривается дихотомия верховной власти халифа и султана, сформировавшаяся в IX-XI вв., и проявляющаяся сегодня как в деятельности запрещённых в России джихадистских организаций (ИГИЛ/ИГ, «Аль-Каида»), так и в политических стратегиях умеренных исламистских движений («ан-Нахда»). Вторым рассматриваемым элементом является деятельность городских милиций в странах, переживающих кризис государственности и находящихся в состоянии конфликтов. Милиции сопоставляются авторами с средневековыми сообществами фитйан – «молодчиков». Выделяется семь ключевых черт фитйан. Они не только проявляются в деятельности милиций, но и указывают на принципиальное отличие этих формирований от городских криминальных группировок. Особое внимание уделяется ливийским милициям, деятельность которых рассматривается на основе полевых исследований одного из авторов. Наконец, третьим анализируемым элементом является специфическая роль армий и других силовых структур в арабских политических системах. Авторы предлагают три возможных интерпретации всех выявленных совпадений. Согласно первой из них, речь идёт об аберрациях сознания наблюдателя, заставляющих искать аналогии современности в историческом опыте. Согласно второй, лежащей в русле «нового медиевализма», речь идёт о «возрождении» средневековых практик, связанном с завершением эпохи модерна. Наконец, согласно третьей, выявленные феномены должны рассматриваться как цивилизационные особенности арабского мира.

Об авторах

В. В. Наумкин
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН
Россия

Виталий Вячеславович Наумкин – д.и.н., академик РАН, главный научный сотрудник.

117997, Москва, ул. Профсоюзная д. 23.



В. А. Кузнецов
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН
Россия

Василий Александрович Кузнецов – к.и.н., ведущий научный сотрудник.

117997, Москва, ул. Профсоюзная д. 23.



Список литературы

1. Ал-Мас‘уди. 2002. Золотые копи и россыпи самоцветов. История Аббасидской династии: 749-947 гг. Москва: Наталис. 799 c.

2. Вайс М., Хасан Х. 2016. Исламское государство. Армия террора. Москва: Альпина нон-фикшн. 346 c,

3. Галеотти М. 2019. Воры. История организованной преступности в России. Москва: Individuum. 448 c.

4. Гасымов К. 2015. Разлад в стане джихадистов: идеологическая борьба Аль-Каиды с организацией «Исламское государство». Индекс безопасности. № 3. С. 61-82.

5. Звягельская И.Д. 2017. Суверенитет и государственность на Ближнем Востоке – невыносимая хрупкость бытия. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2(10). С. 97-109. DOI: 10.23932/2542-0240-2017-10-2-97-109

6. Звягельская И.Д. 2018. Ближний Восток и Центральная Азия: глобальные тренды в региональном исполнении. Москва: Аспект Пресс. 224 c.

7. Звягельская И.Д. 2019. Символы и ценности в международных отношениях на Ближнем Востоке. Полис. Политические исследования. № 1. С. 105-123. DOI: 10.17976/jpps/2019.01.08

8. Звягельская И.Д., Кузнецов В.А. 2017. Государственность на Ближнем Востоке. Будущее началось вчера. Международные процессы. № 4. С. 6-19. DOI: 10.17994/IT.2017.15.4.51.1

9. Игнатенко А.А. 1989. В поисках счастья. Общественно-политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. Москва: Мысль. 254 с.

10. Мирский Г.И. 1989. Роль армии в политической жизни стран «Третьего мира». Москва: Наука. 198 c.

11. Наумкин В.В. 2014. Цивилизации и кризис наций-государств. Россия в глобальной политике. № 1. С. 41-59.

12. Наумкин В.В., Барановский В.Г. и др. 2018. Ближний Восток в меняющемся глобальном контексте. Москва: ИВ РАН. 556 c.

13. Сапронова М.А. 2012. Постреволюционные конституции и институты власти арабских стран (на примере Египта, Марокко и Туниса). Политическая наука. № 3. C. 179-198.

14. Al-Balazuri. 1986. Ansabal-ashraf, msSüleymaniye (Reisülküttap). II(598), fol. 28b.

15. Amri L. 1997. Pour une sociologie des ruptures. La tribu au Maghreb medieval. ‒ Université de Tunis I. Faculté des sciences humaines et sociales, Série Sociologie, No. 2, 310 p.

16. Arab Human Development in the Twenty-First Century. The Primacy of Empowerment. 2014. Ed. by Korany B. Cairo: The American University in Cairo Press.

17. Arab Society. Class, Gender, Power, and Development. 2006. Ed. by Hopkins N.S., Ibrahim S.E. Third edition. Cairo: American University in Cairo Press. 416 p.

18. At-Tabari. 1995. Ta’rih at-Tabari. Bejrut. T. 4.

19. Cahen Cl. 1991. Futuwwa. The Encyclopaedia of Islam. Vol. II. Leiden: E.J. Brill.

20. Crone P. 1980. Slaves on Horses: The Evolution of the Islamic Polity. Cambridge. 302 p.

21. Crone P. 1986. God’s Caliph: Religious Authority in First Centuries of Islam. Cambridge. 157 p.

22. Lacher W., Alaa al-Idrissi. 2018. Capital of Militias. Tripoli’s Armed Groups Capture the Libyan State. SANA Briefing Paper, June 2018. 20 p.

23. Lassner J. 1980. The Shaping of ‘Abbasid Rule. New Jersey: Princeton University Press. 348 p.

24. Lewis Cl.B. 1968. The Regnal Titles of the First Abbasid Caliphs. Dr. Zakir Husain Presentation Volume. New Delhi.

25. Mavardi, Al-Hasan ‘Ali bin Muhammad bin Habib al-Basri al-Bagdadi. 1996. Al-Ahkam as-sultanija. Kair – Damask – Amman: Al-maktab al-islamij. Ouannes M. 2009. Militaires, élites et modernization dans la Libye contemporaine. Paris: L’Harmattan.

26. Nassar N. 2003. Mafhum al-umma bajna-d-din va-t-ta’rih. Bejrut.

27. Robinson Ch.F. 2005. ‘Abd al-Malik. Oxford: Oneworld.

28. Taeschner Fr. 1986. ‘Ayyar. – The Encyclopaedia of Islam. Vol. I, Leiden: E.J. Brill.

29. Tor D.G. 2007. Violent Order. Religious Warfare, Chivalry and the ‘Ayyar Phenomenon in the Medieval Islamiс World. Wurzburg: Ergon Verlag Wurzburg in Kommission.

30. Triki F. 1991. L’esprit historien dans la civilisation arabe et islamique. Tunis: Maison Tunisienne de l’Edition – Faculté des Sciences Humaines et Sociales de Tunis. 400 p.


Для цитирования:


Наумкин В.В., Кузнецов В.А. Дежавю: средневековые мотивы в современной арабской политической жизни. Вестник МГИМО-Университета. 2019;12(4):38-53. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-4-67-38-53

For citation:


Naumkin V.V., Kuznetsov V.A. Deja vu: Medieval Motifs in Modern Arab Political Life. MGIMO Review of International Relations. 2019;12(4):38-53. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-4-67-38-53

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)