Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Евразийское сотрудничество в области науки и высшего образования: перспективы неофункционального «перетекания»

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-2-65-159-175

Полный текст:

Аннотация

Становление глобальной экономики знаний требует интенсификации научно-технического и образовательного сотрудничества в целях обеспечения конкурентоспособности, трансфера технологий и повышения качества жизни населения. Особую актуальность эта задача приобретает в интеграционных объединениях, Европейский союз за последние 20 лет доказал эффективность научно-производственной и образовательной кооперации в интересах экономической интеграции. Евразийский экономический союз находится только в начале этого перспективного пути и сталкивается с рядом трудностей.

Цель статьи – проанализировать состояние и перспективы сотрудничества государств-участников ЕАЭС в области науки и высшего образования. Основной тезис автора заключается в том, что запуск процесса единого евразийского образовательного пространства повысит результативность достижения целей Договора о Союзе, улучшая качественные и повышая количественные показатели экономического роста. Пилотные проекты Евразийских технологических платформ, особенно в космической области, не только служат примерами успешного взаимодействия смешанных научных коллективов, но и дают политический сигнал о готовности стран к согласованию своих национальных интересов с долгосрочными интеграционными планами. Сотрудничество в области высшего образования закладывает фундамент единого рынка квалифицированных трудовых ресурсов, способствует формированию кадрового потенциала объединения, развитию связей между молодёжью государств «евразийской пятёрки», взаимопроникновению общих ценностей и идей.

Важный импульс развитию научно-образовательного сотрудничества на пространстве ЕАЭС придаёт политическая и финансовая поддержка России. Однако многие проекты пробуксовывают, что связано с недостаточной популяризацией идеологии евразийства и укоренившейся в странах-партнёрах России националистической риторикой. Решение этих проблем видится в принятии совместных мер по укреплению связей в треугольнике «комплексная информационная под держка евразийской идеи – научно-образовательное сотрудничество – лояльность населения интеграционному проекту». Если экстраполировать неофункционалистский принцип «перетекания» на научно-образовательную составляющую интеграционных процессов, то при эффективной реализации таких мер в случае успеха эта стратегия приведёт к формированию общественного запроса на углубление интеграционного взаимодействия, включая область науки и образования, что, в свою очередь, принесёт выгоды экономической интеграции и укрепит международную конкурентоспособность ЕАЭС.

Об авторе

В. М. Фатыхова
Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Россия

Вероника Михайловна Фатыхова – третий секретарь.

119200 Москва, Смоленская-Сенная пл., 32/34, МИД РФ.  



Список литературы

1. Андронова И., Белова Н., Ганеева М., Мосейкин Ю. Научно-техническое сотрудничество в рамках ЕАЭС как важнейший фактор лояльности населения стран-участниц к интеграционному объединению и его притягательности для новых членов // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2018. Т. 18. № 1. С. 117-130.

2. Караганов С. ЕАЭС: от замедления к углублению [Электронный ресурс] Российская газета. URL: https://rg.ru/2018/12/04/ karaganov-integraciia-v-ramkah-eaes-prinosit-politicheskie-vygody.html (дата обращение: 12.04.2019)

3. Обухов А., Головко Н. Реконструкция миросистемного подхода в контексте интеграционных процессов в современной Евразии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. Т. 8. №2. С. 173-187.

4. Осадчая Г.И. Россия в контексте евразийской интеграции: социальное измерение // Вестник РУДН. 2015. Серия: Социология. №4. С. 57-70.

5. Титаренко Л.Г. Место и роль интеграции систем высшего образования в международном сотрудничестве стран ЕАЭС // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-2. С. 319-321.

6. Ткачук С., Митяев Д. «Мягкая сила» науки и образования в развитии евразийской экономической интеграции // Экономические стратегии. 2018. №2. C. 182-188.

7. Чавыкина М.А. Академическая мобильность в странах ЕАЭС: современное состояние и перспективы развития // Креативная экономика. 2017. №9. С. 931-942.

8. Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного университета. История. 2017. №50. С. 89-92.

9. Haas E. International Integration: The European and the Universal Process // International Organization. 1961. Vol. 15. No. 3. Pp. 366-392.

10. Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Forces, 1950-1957. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1968. 552 p.

11. Kovaleva V, Sukhova L., Kochkarova Z., Rusetskiy M., Bykova V. Eurasian economic integration: Problems and prospects // Academy of Strategic Management Journal. 2018. Vol. 17. Issue 4.

12. Lebedeva M.M. International political processes of integration of education // Integration of Education. 2017. Vol. 21. No. 3. Pp. 385-394. www.doi.org/10.15507/1991-9468.088.021.201703.385-394


Для цитирования:


Фатыхова В.М. Евразийское сотрудничество в области науки и высшего образования: перспективы неофункционального «перетекания». Вестник МГИМО-Университета. 2019;(2(65)):159-175. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-2-65-159-175

For citation:


Fatykhova V.M. Eurasian Cooperation in Science and Higher Education: Prospects of Neofunctional «Spillovers». MGIMO Review of International Relations. 2019;(2(65)):159-175. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2019-2-65-159-175

Просмотров: 191


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)