Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ОТ ОПТИМИЗМА К РАЗОЧАРОВАНИЮ: ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ИНДИЙСКОГО ФИЛОСОФА СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ К ЗАПАДУ

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-3-60-161-178

Полный текст:

Аннотация

Статья относится к сфере имагологических исследований, изучающих взаимовосприятие народов, социумов, культур, в том числе формирование образа «другого». Рассматривается эволюция отношения к Западу Свами Вивекананды – общественного и религиозного деятеля рубежа XIX-XX вв., идеолога индийского национализма. Вивекананда провёл несколько лет в поездках по Америке и Европе, где устанавливал контакты и популяризировал индийскую культуру, рассчитывая использовать её как «мягкую силу», которая поможет Индии привлечь внимание Запада к разворачивающейся в этой стране национально-освободительной борьбе. Истоки актуальной общественно-политической мысли Индии возникли в период колониализма. Так, Вивекананда почитается в современной Индии как один из наиболее авторитетных мыслителей. Высокую значимость приобретает внимание к личности и наследию Вивекананды, демонстрируемое правящей Бхаратия Джаната парти и премьер-министром Нарендрой Моди. Представляется целесообразным выявить, как трансформировался образ Запада в характеристиках Свами Вивекананды и насколько картина, рисуемая по итогам знакомства со странами Европы, отличается от исходных представлений. В этой связи особый упор делается на анализ текстов – травелогов, созданных как во время пребывания на Западе, так и по возвращении в Индию. Помимо традиционных методов исследования, историко-генетивного и историко-сравнительного, задействуются также контент-анализ и анализ дискурса. Результаты изучения вопроса свидетельствуют о некотором, весьма значительном, обесценивании Запада в глазах индийского путешественника. Прослеживается переход от восторженного, оптимистичного ожидания помощи от западных стран и западной общественности в борьбе против британского колониализма к осознанию индийским мыслителем того, что упадочный Запад, раздираемый межгосударственными противоречиями и стоящий на пороге большой войны, не готов оказывать народу Индии активную помощь, несмотря на живой интерес к индийской цивилизации. Как результат, риторика в адрес Запада в поздних работах становилась всё более резкой и критической. Индия же, в противовес Западу, представлялась носительницей культурной и духовной целостности, без которой дальнейшее развитие человечества невозможно.

Об авторе

Е. В. Волгина
Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Россия

Елена Васильевна Волгина – третий секретарь МИД России.

119200, Москва, Смоленская-Сенная площадь, 32/34. 



Список литературы

1. Ванина Е. Из истории индийской навигации: география мореплавания и мифография запретов // Под небом Южной Азии. Движение и пространство: парадигма мобильности и поиски смыслов за пределами статичности/ рук.проекта И.П. Глушкова, отв.ред. С.Е. Сидорова. М.: Наука, 2015. С.792 – 822.

2. Костюченко В.С. Вивекананда. М.: Мысль, 1977. 190 с.

3. Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М.: Искусство, 1995. 516 с.

4. Образ России в общественном сознании Индии: прошлое и настоящее/ Т.Н.Загородникова, В.П.Кашин, Т.Л.Шаумян. М.: Наука, 2011. 350 с.

5. Рыбаков Р.Б. Религиозный фактор в социально-политическом развитии Индии (новое и новейшее время) и роль индусского коммунализма. М.: Наука, 1991. 34 с.

6. Сенявский А.С., Сенявская Е.С. Историческая имагология и проблема формирования «образа врага» (на материалах российской истории XX в.)// Вестник РУДН. Серия: История России. 2006. №2 (6). С.54 – 72.

7. Тарле Е.В. Крымская война. URL: http:// militera.lib.ru/h/tarle3/01.html (дата обращения 08.01.2017).

8. Фуко М. Археология знания. К.: Ника-Центр, 1996. 208 с.

9. Aghamkar A.Y. Traditional Hindu Views and Attitudes Toward Christianity // Global Missiology. 2008. Vol. 2. No. 5. URL: http://ojs.globalmissiology.org/index.php/english/article/view/244/684 (дата обращения 08.01.2017).

10. Bhattacharya S. Swami Vivekananda and the Indian Freedom Struggle // Bulletin of the Ramakrishna Mission Institute of Culture. 2002. Pp.378 – 382.

11. Bindra S.C. Notes on Religious Ban on Sea Travel in Ancient India // Indian Historical Review. 2002. Vol.29. No. 1–2. Pp. 29–47.

12. Bose S.C. The Indian Struggle 1920 – 1934 // Netaji’s Life and Writings, Part II. Calcutta: Netaji Publishing Society, 1948.

13. Dhar S.N. A Comprehensive Biography of Swami Vivekananda. Madras: Vivekananda Prakashan Kendra, 1976. 1508 p.

14. Dwivedi B.N. Swami Vivekananda’s Interaction With Scientists and His Appreciation of Them: Celebrating His 150th Birth Anniversary // Current Science. 2014. Vol.106. No.2. Pp. 315– 317.

15. Farquhar J.N. Modern Religious Movements in India. London: Macmillan, 1915. 532 p.

16. Gokhale, B. G. Swami Vivekananda and Indian Nationalism// Journal of Bible and Religion.1964. Vol. 32. No. 1. Pp. 35–42. URL: www.jstor.org/stable/1460427 (дата обращения 08.01.2017).

17. Gopalakrishnan V.S. Crossing the Ocean// Hinduism Today. 2008: URL: https://www.hinduismtoday.com/modules/smartsection/item.php?itemid=3065, (дата обращения 23.09.2016).

18. Maharaj A. Swami Vivekananda’s Vedantic Critique of Schopenhauer’s Doctrine of the Will// Philosophy East & West. 2017. Vol.67. No.4. Pp.1191–1221.

19. Nehru J. The Discovery of India. Delhi: Oxford University Press, 1985. 580 p.

20. Prasad B.S.C. The Socio-Political Philosophy of Swami Vivekananda. Ranchi University, 1979. 280 p.

21. Rajadhyaksha N. The Rise of India: Its Transformation from Poverty to Prosperity. Singapore: John Wiley & Sons (Asia) Pte Ltd, 2007. 250 p.

22. Sengupta S.C. Swami Vivekananda and Indian Nationalism. Calcutta, Ramakrishna Mission, Golpark, 2001. 170 p.

23. Sil N.P. Swami Vivekananda: A Reassessment. Susquehanna University Press, 1997. 250 p.

24. Sil N.P. Swami Vivekananda in the West: the Legend Reinterpreted // South Asia: Journal of South Asia Studies. 1995. No.40 (1). Pp.1–53.

25. Swami Vivekananda. Education on National Lines // Speeches and Writings of Swami Vivekananda. Madras: G.A.Natesan & Co., 1899. Pp. 556-560.

26. Swami Vivekananda. Letters. Calcutta: Modern Art Press, 1944. 522 p.

27. Swami Nikhilananda. Swami Vivekananda – A Biography. URL: http://www.ramakrishnavivekananda.info/vivekananda_ biography/vivekananda_biography.htm (дата обращения 08.01.2017).

28. Amsler F., Scholl S. (dir.) L’apprentissage du pluralisme religieux: le cas genevois au XIXe siècle. Genève: Labor et Fides, 2013. 288 p.

29. Rolland R. La Vie de Vivekananda et l’évangile universel. Stock, 1977. 346 p.

30. চক্রবর্তী,শ্রেয়সী| দূর এেসিছল কােছ… (Чакроборти Ш. Далёкое стало близким). URL: http:// www.parabaas.com/PB56/LEKHA/pShreyosi56. shtml (дата обращения 08.01.2017).

31. স্বামী বিবেকানন্দ| পিরব্রাজক (Свами Вивекананда. Бродяга). URL: http://www. ramakrishnavivekananda.info/vivekananda/ volume_7/translation_of_writings/translation_ of_writings_contents.htm (дата обращения 08.01.2017).

32. স্বামী বিবেকানন্দ| প্রাচ্য ও পাশ্চাত্য (Свами Вивекананда. Восток и Запад). Udbodhan, 1909. 96 p.


Для цитирования:


Волгина Е.В. ОТ ОПТИМИЗМА К РАЗОЧАРОВАНИЮ: ЭВОЛЮЦИЯ ОТНОШЕНИЯ ИНДИЙСКОГО ФИЛОСОФА СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ К ЗАПАДУ. Вестник МГИМО-Университета. 2018;(3(60)):161-178. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-3-60-161-178

For citation:


Volgina E.V. FROM OPTIMISM TO DISAPPOINTMENT: THE EVOLUTION OF SWAMI VIVEKANANDA’S ATTITUDE TOWARDS THE WEST. MGIMO Review of International Relations. 2018;(3(60)):161-178. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2018-3-60-161-178

Просмотров: 211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)