Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ, ТЕРРОРИЗМ И БЕЗОПАСНОСТЬ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-5-56-183-198

Полный текст:

Аннотация

В рамках теорий международных отношений мирополитической роли религии не уделяется должного внимания. Однако, с учётом последних преобразований политического ислама и его воздействия на глобальную безопасность на национальном и международном уровнях религия стала играть более важную роль. Поэтому встаёт вопрос о необходимости теоретического изучения проблем безопасности и насилия с учётом религиозного-идеологического компонента. Удобную теоретическую платформу в этом контексте представляет конструктивистская теория.

В исламских обществах до XIX в. традиционный ислам присутствовал в качестве веры и социальной модели, но не имел формы отдельной политической культуры. Однако с ростом противоречий с Западом, проблем, вызванных отсталостью общества и колонизацией, существованием в исламских странах диктаторских режимов, ислам стал трансформироваться, приобретать политическое измерение.

В результате прогресса средств коммуникации и долгого процесса самоидентификации народов в некоторых странах сформировалась исламская политическая культура. На её основе возникла новая радикальная идентичность, которая критикует, а в некоторых случаях даже отрицает существующие нормы и принципы традиционного ислама. Иными словами, избирательно обращаясь к Корану и Сунне, радикальные исламисты стремятся к созданию своего «идеального» международного общества. В этой связи возникает связь между политическим исламом, терроризмом и глобализацией проблем безопасности Ближневосточного региона.

Неосалафиты превратили традиционную идею локального джихада в идею всемирного джихада, то есть стремятся обеспечить безопасность своего международного сообщества путём конфликта с другими политическими культурами и системами. Это стало настоящим вызовом для порядка и безопасности на Ближнем Востоке и на международной арене в целом.

Об авторе

Х. Джаббари Насир
Национальный институт социальных и культурных исследований
Иран

Хасан Джаббари Насирнаучный сотрудник 

1666914711, Иран, г. Тегеран, ул. Пасдаран, ул. Момен нежад, Д. 124



Список литературы

1. Добаев И. Истоки терроризма на Ближнем и Среднем Востоке и факторы, определяющие его современную активизацию // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. №2. С. 156-164.

2. Долгов Б . Политический ислам в современном мусульманском мире // Портал "Перспективы", 04.10.2007. URL: http://www.perspektivy.info/book/politicheskij_islam_v_sovremennom_musulmanskom_mire_2007-10-04.htm(дата обращения: 22.09.2017).

3. Лебедева М.М.Система политической организации мира: Идеальный шторм» // Вестник МГИМО-Университета. 2016. № 2 (47). С.125-133.

4. Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламский проект. Московский Центр Карнеги, 2006. 221 с.

5. Чепелева А.В. Этические аспекты джихада // Альманах «Дискурсы этики». 2014. 1(6). С. 20-32.

6. Аль-Ашмави М.С. Политический ислам и трансформация государства. Абу-Даби, Альмаджм Аль-Сигафи, 1991. 350 с. (на арабском). العشماوی، محمد سعید، الاسلام السیاسی و تحول الدوله، ابوظبی: المجمع الثقافی، 1991.

7. Асайиш Талаб Туси М.К. 11 сентября и радикальный джихад // Внешняя политика. 2005. № 4. С. 1091-1095. (на фарси) آسایش طلب طوسی، محمد کاظم. 11 سپتامبر و رادیکالیسم الجهاد، سیاست خارجی، شماره 4، 1384، صص 1095-1091.

8. Бади Б. Два государства: власть и общество на Западе и в мусульманских странах. Тегеран: Баз, 2004. 282 c. بدیع، برتران. دو دولت، ترجمه احمد نقیب زاده، تهران: باز، 1383.

9. Бабби С. Европоцентристский страх перед фундаментализмом и формирование политического ислама / пер. с фарси Джамшидиха Г. Анбари. М.: Тегеранский университет, 2000. 222 с. بابی، سعید. هراس بنیادین؛ اروپا مداری و ظهور اسلام گرایی، تهران: انتشارات دانشگاه تهران، 1379.

10. Джамали Дж. Теоретическая модель экстремизма // Афак. 2011. № 12. С. 145- 170. جمالی، جواد. مدل تئوریک تحلیل افراط گرایی، تهران: فصلنامه آفاق، شماره 12، 1390، صص 145-170

11. Джмшидирадрад М.С., Махмудпанахи С.М. Понятие политического ислама в Исламской революции Ирана // Журнал исламской революции. 2012. № 5. С. 127-149. جمشیدی راد، محمد صادق ؛ محمود پناهی، سید محمد رضا، مفهوم اسلام سیاسی در انقلاب اسلامی ایران، فصلنامه انقلاب اسلامی، شماره 5، 1391، صص 127-149.

12. Кутб С. Вехи на пути. Каир: Дар-Альшуруг, 1979 .187 c. قطب، سید محمد. معالم الطریق، القاهره: دارالشروق، 1979.

13. Кутб С. Будущее мусульман. Тегеран: Фонд «Исламская культура», 2007. 126 c. قطب، سید محمد. آینده در قلمرو اسلام، ترجمه سید علی خامنه ایی، تهران: دفتر نشر فرهنگ اسلامی، 1386.

14. Маудуди А. Аль-халифа и исламское правительство. Кувейт: Дар Аль-галам, 1978. 244 c. مودودی، ابوالعلی. الخلافة و الملک، تعريب احد ادريس، کويت، دارالقلم، 1978.

15. Реншон С.И. Политическая психология войны в Персидском заливе. Издательство МИД Ирана. 1999. 400 c. رنشون، استانلی ای، روان شناسی سیاسی .جنگ خلیج فارس، ترجمه جلیل روشندل، تهران: وزارت خارجه، 1376.

16. Ас-Сеийд Р. Современный политический ислам и конкурирующие идентичности. Тегеран: Издательство «Баз», 2007. 152 с. السید، رضوان. اسلام سياسي معاصر در کشاکش هويت و تجدد، ترجمه مجید مرادی، انتشارات باز، 1386.

17. Хоссейнизаде М.А. Политический ислам в Иране. Кум: издательство Мофид университета, 2007. 576 с. حسین زاده، محمد علی، اسلام سیاسی در ایران، قم: انتشارات دانشگاه مفید، 1386.

18. Adler E., Barnett M. Security Communities. Cambridge: Cup, 1998. 228 p.

19. Borum R. Psychology of Terrorism, University of South Florida. URL:http://scholarcommons.usf.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1570&context=mhlp_facpub (дата обращения: 22.12.2016).

20. The Iranian revolution: its global impact / Ed. by Esposito J.L. Miami: Florida International University Press, 1990. 346 p.

21. Hasenclever A., Rittber W. War, Security, and Religion. Does Religion Make a Difference? Religion in International Relations: The Return from Exile / Ed. by P.H. Poulos and F. Pettito. New York: Palgrave Mac Millian. 2003. Pp. 107-145.

22. Hadra A. What are the legal foundations of the Islamic State? 26.07.2016. URL:https://www.brookings.edu/blog/markaz/2016/07/26/what-are-the-legal-foundations-of-the-islamic-state/ (дата обращения: 22.12.2016).

23. Hatzopoulos P, Petito F. The Return From Exile // Religion in International Relations. New York: Palgrave Mac Millian, 2003. Pp. 4-8.

24. Knudsen A. Political Islam in the Middle East // Chr. Michelsen Institute. 2003. No. 3. Pp. 1-31.

25. Knowlth T. Zawaheri-not Binladan is the Top target. URL: http://www.sulivan.country.com/z/sfit.htm (дата обращения: 22.12.2016).

26. Kubálková V. Toward the International Politics Theology // Religion in International Relations: The Return from Exile / Ed. by P.H. Poulos and F. Pettito. New York: Palgrave Mac Millian. 2003. Pp. 79-105.

27. Lebedeva M.M. The Terrorist threat to the world political system // Connections: The Quarterly Journal. 2006. Vol. 5. Iss. 3. Pр. 115-124.

28. Mabee B. The Globalization of Security - State Power, Security Provision and Legitimacy. New York: Palgrave Macmillan, 2009. 205 p.

29. Maha A. Political Islam: Violence and the Wahhabi Connection, in the making of Terrorist // Risti Reuitment, Training and Rout Causes. Vol. 1. / Ed. by James J.F. London: Praeger Security International, 2006. Pp. 231-236.

30. Mitchel R. The Society of Muslim Brother. Oxford: Oxford University Press, 1969. 392 p.

31. Mitzen J, Ontological Security in World Politics: State Identity and the Security Dilemma // European Journal of International Relations. 2006. Vol. 12. No. 3. Pp. 341-353.

32. Rhodes D. Salafist-Takfiri Jihadism: The Ideology of the Caucasus Emirate // International Institute for Counter-Terrorism (ICT), March 2014. URL: https://www.ict.org.il/UserFiles/ICTWPS%2027%20-%20Salafist-Takfiri%20Jihadism.pdf (дата обращения: 14.01.2017).

33. Scott A. The Moral Logic and Growth of Suicide Terrorism // The Washington Quarterly. 2006. № 29(2). Pp. 127–147.

34. Shepard, W. Islam and ideology: Towards a typology // International Journal of Middle East Studies. 1987. № 19. Pp. 307-335.

35. Tibi B. Political Islam, World Politics and Europe. Routledge: London and New York, 2008. 328 p.

36. Vandervalle D. Islam in Algeria: Religion, culture, and opposition in a rentier state // Political Islam: Revolution, Radicalism, or Reform? Ed. by J. L.Esposito. Boulder, Colombia: Lynne Rienner, 1997. 281 p.

37. Wendt A. Social Theory of International Politics. Cambridge University Press, 1999. 429 p.

38. Zeidan Z. The Islamic Fundamentalism View of Life as a Perenial Battle. Middle East Review of International Affairs. 2001. № 4. Pp. 28-29.


Для цитирования:


Джаббари Насир Х. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИСЛАМ, ТЕРРОРИЗМ И БЕЗОПАСНОСТЬ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ. Вестник МГИМО-Университета. 2017;(5(56)):183-198. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-5-56-183-198

For citation:


Jabbari Nasir H. POLITICAL ISLAM, TERRORISM AND SECURITY IN THE MIDDLE EAST. MGIMO Review of International Relations. 2017;(5(56)):183-198. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-5-56-183-198

Просмотров: 208


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)