Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Государственная политика в области высшего образования и науки как инструмент «мягкой силы» (опыт Германии)

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-2-35-71-80

Аннотация

Статья посвящена анализу государственной политики ФРГ в области высшего образования и науки как важнейших политических инструментов в обеспечении конкурентоспособности и влияния государства на международной арене. В современной глобальной борьбе за лидерство Германия делает ставку на «мягкую» и «умную» силу («soft and smart power»). Важнейшим политическим инструментом в обеспечении конкурентоспособности и влияния государства на международной арене является триада - высшее образование, научные исследования и человеческий капитал. В статье исследуются наиболее значимые за последнее пять лет инициативы федерального правительства и германских земель, направленные на укрепление позиций Германии в качестве мирового центра высшего образования и проведения передовых научных исследований. Под влиянием Болонского процесса в ЕС ФРГ существенно активизировала политику в области высшего образования и научных исследований с целью укрепления позиций Германии как «центра притяжения» и подготовки высококвалифицированных специалистов, учёных и студентов. В последние годы Германия проводит активную политику поощрения иммиграции «с целью обучения» из третьих стран. Германия входит в топ-10 стран, наиболее привлекательных для иностранных студентов, наряду с такими признанными странами-лидерами по количеству принимаемых иностранных студентов, как США, Австралия, Великобритания, Франция и Япония. В 2012 г. международные студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях Германии, стали третьей по численности группой мигрантов после семейных и трудовых мигрантов. Основной страной-поставщиком иностранных студентов в Германию является Китай. В топ-10 стран-поставщиков иностранных студентов также входят четыре государства ЕС -Польша, Болгария, Австрия и Франция.

Об авторе

Н. Н. Большова
МГИМО(У) МИД России
Россия


Список литературы

1. Бережная Г.С. Организация научных исследований в Германии / Балтийский регион. 2012. №3. С. 150 - 151. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nauchnyh-issledovaniy-v-germanii (дата обращения: 08.01.2014).

2. Радтке У., Бруне-Вавер С. Дифференциация вузовского ландшафта в Германии после введения «инициативы по выделению элитных вузов»: итоги и перспективы. URL: http://www.conruhr.ru/pdf/1/ vortrag_radtke_rus_web.pdf (дата обращения: 08.01.2014).

3. Романова Е.А. Образование в Германии - «Эффект домино» / под ред. В.Б. Белова. Германия. 2012. Ч.1. Доклады Института Европы № 294. М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир, 2013. С. 128, 130.

4. Фёдоров В.П. Германия в Европе: преобладание без гегемонии / под ред. В.Б. Белова. Германия. 2012. Ч.1. Доклады Института Европы № 294. М.: Ин-т Европы РАН: Рус. сувенир, 2013. С. 13.

5. Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM 2008. Global Report for Media Reference. (2008). New York: GfK Roper Public Affairs & Media.

6. Anholt-GfK Roper Nation Brands IndexSM Report Highlights 2008. (2010). Germany Trade & Invest. URL: http://www.gtai.de/GTAI/Content/CN/Invest/_SharedDocs/Downloads/Studies/diw-wochenbericht-9-2010. pdf (дата обращения: 08.01.2014).

7. Back to Business: Optimism Amid Uncertainty. The 2013 A.T. Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index. (2013). A.T. Kearney. URL: http://www.atkearney.com/research-studies/foreign-direct-investment-confidence-index/full-report/-/asset_publisher/PHesJ9DLURrR/content/back-to-business-optimism-amid-un certainty/10192#sthash.9vz54uSO.dpuf (дата обращения: 08.01.2014).

8. Bericht der Bundesregierung. Auswärtige Kultur- und Bildungspolitik 2010/2011. URL: http://www. auswaertiges-amt.de/cae/servlet/contentblob/560176/publicationFile/163493/12011 1-AKBP-Bericht-2010-2011.pdf (дата обращения: 08.01.2014).

9. Decisions on the Second Programme Phase of the Excellence Initiative. (2012). DFG.URL: http://www.dfg. de/en/service/press/press_releases/2012/press_release_no_26/index.html (дата обращения: 08.01.2014).

10. Deutschland investiert mehr in die Zukunft als je zuvor. (2013). Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: http://www.bmbf.de/archiv/newsletter/de/6075.php (дата обращения: 08.01.2014).

11. Deutschlands Rolle in der globalen Wissensgesellschaft stärken Strategie der Bundesregierung zur Internationalisierung von Wissenschaft und Forschung. (2008). URL: Bundesministerium für Bildung und Forshung: http://www.bmbf.de/pub/Internationalisierungsstrategie.pdf (дата обращения: 08.01.2014).

12. Education at a Glance 2012 OECD Indicators. (2012). OECD. URL: http://www.oecd.org/edu/EAG%20 2012_e-book_EN_200912.pdf (дата обращения: 08.01.2014).

13. Education at a Glance 2013 OECD Indicators. (2013). OECD. URL: http://www.oecd.org/edu/eag2013%20 (eng)--post-B%C3%A0T%2013%2009%202013%20(eBook)-XIX.pdf (дата обращения: 08.01.2014).

14. Innovation Union Scoreboard 2013. (2013). European Commission. URL: http://ec.europa.eu/enterprise/ policies/innovation/files/ius-2013_en.pdf (дата обращения: 08.01.2014).

15. Nation Brand Index 2013: Latest Findings. (2013). GfK. URL: http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013-latest-findings.aspx (дата обращения: 08.01.2014).

16. Schwab K. (2013). The Global Competitiveness Report 2013-2014. World Economic Forum. URL: http:// www3.weforum.org/docs/WEF_GlobalCompetitivenessReport_2013-14.pdf (дата обращения: 08.01.2014).

17. The 2013 Country Ratings Poll. BBC World Service. (2013). WorldPublicOpinion.org. URL: http://www. worldpublicopinion.org/pipa/2013%20Country%20Rating%20Poll.pdf (дата обращения: 08.01.2014).

18. The High-Tech Strategy for Germany. Research in Germany. URL: http://www.research-in-germany.de/ dachportal/en/Research-Landscape/R-and-D-Policy-Framework/High-Tech-Strategy.html (дата обращения: 08.01.2014).

19. The Second Round of the Excellence Initiative. (2007, 1 12). DFG. URL: http://www.dfg.de/en/service/press/ press_releases/2007/pressemitteilung_nr_01/index.html (дата обращения: 08.01.2014).

20. Total R&D personel by sectors of performance, occupation and sex. (n.d.). Eurostat. URL: http://appsso. eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=rd_p_persocc&lang=en (дата обращения: 08.01.2014).

21. Verwaltungsvereinbarung zwischen Bund und Ländern gemäß Artikel 91 b Abs. 1 Nr. 2 des Grundgesetzes über den Hochschulpakt 2020 (zweite Programmphase). (2009, 6 4). Bundesministerium für Bildung und Forschung. URL: http://www.bmbf.de/pubRD/verwaltungsvereinbarung_hochschulpakt_zweite_ programmphase.pd (дата обращения: 08.01.2014).

22. Voigt P. (2012). Erawatch Country Reports 2012: Germany. European Commission URL: http://erawatch. jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/information/reports/countries/de/report_0010?country=de (дата обращения: 08.01.2014)


Рецензия

Для цитирования:


Большова Н.Н. Государственная политика в области высшего образования и науки как инструмент «мягкой силы» (опыт Германии). Вестник МГИМО-Университета. 2014;(2(35)):71-80. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-2-35-71-80

For citation:


Bolshova N. Education and Research Policy as an Instrument of Soft Power in Germany. MGIMO Review of International Relations. 2014;(2(35)):71-80. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-2-35-71-80

Просмотров: 1482


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)