Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ЭВОЛЮЦИЯ «БРЕМЕНИ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА» В БРИТАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ XX ВЕКА

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-4-49-26-36

Аннотация

В статье рассматриваются особенности эволюции на киноэкране так называемого «бремени белого человека», или «цивилизаторской миссии» англичан в колониях Британской империи. Предметом исследования явились художественные ленты Великобритании 1930-1980-х гг. С помощью авторской методики анализа идейного содержания лент и контекста их сюжетов выяснилось, что представления о «бремени белых» менялись не только под воздействием текущей общественно-политической обстановки в метрополии и в мире, но и в значительной степени трансформировались под влиянием высокохудожественных произведений английских режиссёров, каждый из которых стремился привнести в сюжет о «цивилизаторской миссии» собственный взгляд и видение подобной особенности существования Британской империи. Первые художественные киноленты, посвящённые колониальной тематике, неслучайно пришлись на период идейного кризиса империи в 1930-е гг., они несли в себе мощный посыл мировой киноаудитории, суть которого заключалась в том, что Британия несёт колониям только «добро и справедливость», что без неё имперские провинции навечно останутся прозябать в «темноте и невежестве». Эти фильмы несколько примирили английскую общественность с мыслью о необходимости сохранения империи. После распада колониальной системы появляются киноленты, критикующие культурную экспансию европейцев в государствах Азии и Африки. Акцент в этих фильмах делался на высокомерии и жестокости британцев по отношению к автохтонным народам. Своего апогея киноэволюция «бремени белых» достигла в 1980-хгг., когда в самой Великобритании стало формироваться мультикультурное общество. Киноленты этого десятилетия были посвящены полному развенчанию «цивилизаторской миссии» и признанию империей ошибок во взаимоотношениях с населением колоний.

Об авторе

Е. Е. Ибраев
Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
Казахстан

магистр истории, соискатель учёной степени кандидата исторических наук при Челябинском государственном университете;

старший преподаватель Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова,

110000, Костанай, ул. Байтурсынова 47



Список литературы

1. Британская империя: становление, эволюция, распад. Под ред. В.В. Высоковой. Екатеринбург: Волот, 2010. 188 с.

2. Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии. 1988. №1. С. 56-70.

3. Демин В.И. Исторический миф и миф об истории в современном постмодернистском романе. Автореферат кандидата филологических наук. М., 2012. 32 с.

4. Казалиан Л. Современная Англия. СПб., 1912. 189 с.

5. Колодяжная В., Трутко И. История зарубежного кино. Т.2. 1929-1945 гг. М., 1970. 432 с.

6. Конрад Дж. Сердце тьмы. Перевод А. Кравцовой. СПб.: Азбука, 1999. 136 с.

7. Корда М. Ослепительная жизнь. // Искусство кино. 1998. № 2. С. 159-174.

8. Кудрявцев С. 3500. Книга кинорецензий. Т.2. М., 1987. 736 с.

9. Лотман Ю.М. Возможна ли историческая наука и в чем её функция в системе культуры // Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки. (1968-1992). СПб., 2000. С. 385-389.

10. Морган К. О. История Великобритании. М.: Весь Мир, 2008. 680 с.

11. Раппопорт С. И. Народ-богатырь: Очерки общественной и политической жизни Англии. СПб., 1900. 376 с.

12. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003. 43 с.

13. Теплиц Е. История киноискусства. 1934-1939. Т.З. М., 1973. 272 с.

14. British Culture and the End of Empire (Studies in Imperialism). Ed. by Stuart Ward, John M. MacKenzie. L., 2001. 256 p.

15. Empire and film. Ed. by Lee Grieveson, Colin MacCabe. Palgrave Macmillan, 2011. 304 p.

16. Film and the end of Empire. Ed. by Lee Grieveson, Colin MacCabe. Palgrave Macmillan, 2011. 320 p.

17. Georges Sadoul. Histoire générale du cinéma. Tome 1. L'invention du cinéma (1832-1897). Denoël, 1946. 623 p.

18. Hutchins F. The Illusion of Permanency British Imperialism in India. L., 1967. 217 p.

19. Morris Ch. The Pragmatic Movement in American Philosophy. N-Y, 1970. 210 p.

20. The British Cinema Book. Ed. by R. Murphy. L., 2009. 464 p.

21. The Imperial Idea and Its Enemies. L., N-Y. 1959. 372 p.


Рецензия

Для цитирования:


Ибраев Е.Е. ЭВОЛЮЦИЯ «БРЕМЕНИ БЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА» В БРИТАНСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ XX ВЕКА. Вестник МГИМО-Университета. 2016;(4(49)):26-36. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-4-49-26-36

For citation:


Ibrayev E.E. EVOLUTION OF THE CONCEPT OF «WHITE MAN'S BURDEN» IN THE BRITISH CINEMA OF 20TH CENTURY. MGIMO Review of International Relations. 2016;(4(49)):26-36. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2016-4-49-26-36

Просмотров: 1610


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)