Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

РЕЛИГИОЗНАЯ ЭКСПАНСИЯ ТУРЦИИ В ТАТАРСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Полный текст:

Аннотация

Турция рассматривает Татарстан как зону своих геополитических интересов в рамках концепции пантюркизма. С распадом СССР Анкара, укрепляя своё влияние в регионе, начала проводить активную политику в Поволжье. Одним из направлений этой политики в отношении Татарстана стала религиозная экспансия. Джамааты (исламские религиозные братства) из Турции направляли в Татарстан своих миссионеров. Это привело к тому, что часть мусульман Татарстана стала ориентироваться на Турцию и духовно подчиняться турецким шейхам. Власти в Татарстане относились благосклонно к религиозной интервенции Турции в исламскую умму республики. Идеологическое сближение с Турцией было частью внешнеполитической стратегии элиты Татарстана, которая после обретения суверенитета в начале 1990-х гг. видела в Анкаре естественного союзника. Турция выступала в роли «старшего брата» Татарстана, а религиозная сфера сотрудничества рассматривалась как один из факторов сближения двух тюркских республик. Огромное разнообразие джамаатов турецкого происхождения в Татарстане объясняется тем, что Анкара активно поддерживала религиозную экспансию в те регионы, которые она считает зоной своих интересов. Причём нередко те религиозные группы, которые находились в оппозиции к властям Турции внутри страны, охотно поддерживались Анкарой в их миссионерской деятельности за её пределами. Джамааты открывали в Татарстане школы, куда татарское население отдавало своих детей. В этих школах скрыто велась религиозная пропаганда, а власти Татарстана всячески опекали эти школы. Джамааты сумели создать свои ячейки по всей республике, а в 2013 г. муфтием Татарстана стал член джамаата «Исмаил ага» Камиль Самигуллин. В Татарстане активно и свободно распространяется религиозная литература из Турции. Религиозная экспансия Анкары укрепляет влияние Турции в Татарстане.

Об авторе

Р. Р. Сулейманов
Институт национальной стратегии
Россия

эксперт,

Москва, ул. Садово-Кудринская, д. 25, офис 5-2



Список литературы

1. Аватков В., Бадранов А. «Мягкая сила» Турции во внутренней политике России // Право и управление. XXI век. 2013. №2 (27). С. 5-10.

2. Аватков В. Неоосманизм. Базовая идеологема и геостратегия Турции // Свободная мысль. 2014. №3 (1645). С. 71-78.

3. Бегимбетова И. Татаро-турецкая тяжба дошла до татарстанских депутатов // Коммерсант, 22.05.2008.

4. Волкова С.Л. Экономические отношения Турции с субъектами Российской Федерации (Северный Кавказ, Поволжье, Урал): Дис. … к-та эконом. наук: 08.00.14. Москва, 2005. 231 с.

5. Егоров В.К. Российско-турецкие отношения и фактор третьих сил // Турция в ХХ веке: сборник статей / Институт востоковедения РАН; отв. ред. Е.И. Уразова. М.: Академия гуманитарных исследований, 2004. С. 140-155.

6. Иванов В.В. Движение Фетхуллаха Гюлена в России и странах СНГ // Мусульманский мир. 2014. №3. С. 49-82.

7. Киреев Н.Г. Исламо-турецкий синтез в государственной идеологии Турции // Нации и национализм на мусульманском Востоке / Отв. ред. В.Я. Белокреницкий, Н.Ю. Ульченко; Институт востоковедения РАН. М.: ИВ РАН, 2015. С. 229-240.

8. Конференция «Саид Нурси и нурсизм в России и Татарстане: идеология, распространение, конфликтный потенциал» // Мусульманский мир. 2014. №2. С. 106-107.

9. Конференция «Турецкое влияние на постсоветском пространстве» // Мусульманский мир. 2014. №3. С. 106-121.

10. Кудашов В.И. Излученко Т.В. Идеологические предпосылки исламского молодежного радикализма // Современные системы безопасности - Антитеррор: материалы конгрессной части Х специализированного форума (28-29 мая 2014 г.) / отв. ред. А.В. Букарин. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. С. 252-262.

11. Мысин С.В. Использование иностранными государствами некоммерческих организаций в реализации своих внешнеполитических планов в отношении Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №1. С. 183-189.

12. Постнов Г. Турецкие скрепы татарских мусульман // Независимая газета, 04.12.2015.

13. Ренкова Т. Рустам Минниханов сказал свое слово по турецкому бизнесу в Татарстане // "РБК-Татарстан", 22.12.2015. Режим доступа: http://rt.rbc.ru/tatarstan/22/12/2015/56783a1f9a7947572d64679d (дата обращения: 29.03.2016).

14. Саетов И.Г. Джамаат «Исмаил ага» в общественной жизни Турции: религиозные, политические и институциональные характеристики // Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан, соседние мусульманские районы). М.: ИВ РАН, Крафт+, 2014. С. 178-184.

15. Турция: новая роль в современном мире. М.: ЦСА РАН, 2012. 80 с.

16. Цибенко (Иванова) В.В. Основные особенности деятельности последователей Саида Нурси (Нурджулар) // Сектоведение. 2014. Т. IV. С. 102-111.

17. Шагавиев Д.А. Религиозные течения и группы в исламе. Набережные Челны: Духовно-деловой центр «Ислам нуры», 2014. 294 с.

18. Якупов В.М. Неофициальный ислам в Татарстане. Казань: «Иман», 2003. 32 с.


Для цитирования:


Сулейманов Р.Р. РЕЛИГИОЗНАЯ ЭКСПАНСИЯ ТУРЦИИ В ТАТАРСТАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. Вестник МГИМО-Университета. 2016;(2(47)):40-48.

For citation:


Suleymanov R.R. RELIGIOUS EXPANSION OF TURKEY IN TATARSTAN IN THE POST-SOVIET PERIOD. MGIMO Review of International Relations. 2016;(2(47)):40-48. (In Russ.)

Просмотров: 94


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)