Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

«ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ» ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНИКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты процесса подготовки специалиста-международника с точки зрения повышения эффективности кадрового состава внешнеполитических ведомств. Предложен новый взгляд на проблему актуализации и совершенствования существующих образовательных программ (прежде всего подготовки магистров) с целью повышения конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг. Первостепенное значение уделяется не маркетинговой, а качественной, «контентной», составляющей профессиональной подготовки по профилю «международные отношения». Автор статьи использует эмпирический материал, полученный в результате анализа, обработки и обобщения экспертных оценок российских и зарубежных участников международных факультетских и институтских форумов в области международных исследований, прошедших в 2015 году. В результате в статье предложена идеальная, по мнению опрошенных респондентов, модель магистерской программы, разработанная автором исходя из «эталонных» программ по международным отношениям и мировой политике. Рассмотрены наиболее актуальные вопросы, касающиеся формата обучения студентов (в том числе подготовки магистерских диссертаций), дальнейшего трудоустройства выпускников программ и, наконец, развития профессорско-преподавательского состава. В заключение даны рекомендации по возможным направлениям реформирования вузовского образования по профилю «международные отношения». Речь идет о необходимости гармоничной конвергенции лучших качеств отечественной и зарубежной высшей профессиональной подготовки. Статья может представлять интерес для педагогов и методистов работающих в сфере высшего образования, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами образования и профессиональной подготовки сотрудников внешнеполитических ведомств.

Об авторе

А. А. Байков
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия

проректор по магистерским и международным программам, к.полит.н., доцент,

119454, Москва, проспект Вернадского, 76



Список литературы

1. Antyukhina-Moskovchenko V., Zlobin A., Khrustalev M. Osnovy teorii mezhdunarodnykh otnoshenii [The Foundations of International Relations Theory]. Moscow: MGIMO University Press Publ., 1980. 94 p. (In Russian)

2. Baykov A. Miagkaia moshch Evropeiskogo soiuza v globalnom silovom ravnovesii: evro-rossiiskii trek [The EU Soft Power in the Global Equilibrium]. Vestnik MGIMO Universiteta, 2014, no. 2 (35), pp. 36-46. (In Russian)

3. Bogaturov A. Liderstvo i detcentralizatciia v mezhdunarodnoi sisteme [Leadership and Decentralization in the International System]. Mezhdunarodnye protcessy, 2006, no. 4 (12), pp. 5-15. (In Russian)

4. Shakleina T. (ed.) Vvedenie v prikladnoi vneshnepoliticheskii analiz [Intoduction to Applied Foreign Policy Analysis]. Moscow, Aspekt Press Publ. 2014. 268 p. (In Russian)

5. Voevoda E. Professionalnaia iazykovaia podgotovka studentov-mezhdunarodnikov: voprosy didaktiki [Professional Linguistic Training of Students of International Relations Programs: Didactics’ Issues]. Vestnik MGIMO Universiteta, 2013, no.1, pp. 9-12. (In Russian)

6. Voevoda E. Regionalizatsiia professionalnoi iazykovoi podgotovki spetcialistov-mezhdunarodnikov [Regionalization of Professional Linguistic Training of Experts in International Relations]. Shadurskiy V. (ed.) Aktualnye voprosy filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniia inostrannykh iazykov [Relevant Issues of Philology, Pedagogics and Teaching Techniques of Foreign Languages]. Minsk, BGU Publ., 2013. 1st ed., pp. 22-28. (In Russian)

7. Dubinin Iu. Diplomaticheskaia sluzhba Frantcii [Diplomatic Service in France]. Zonova T. (ed.) Diplomatiia inostrannykh gosudarstv [Diplomacy of Foreign States]. Moscow, ROSSPEN Publ., 2004. Pp. 38-69. (In Russian)

8. Zimnyaya I. Kompetentsiya i kompetentnost’ v obrazovanii [Competence and Competency in Educaton]. Eidos, 2014, no. 4.

9. Zonova T. Novye problemy diplomatii [New Problems of Diplomacy]. Torkunov A. (ed.) Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniia i mirovaia politika [Contemprorary International Relations and World Politics]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2004. Pp.467-494. (In Russian)

10. Istomin I. Vneshnepoliticheskaia ekspertiza i konstruirovanie mezhdunarodnoi sredy [Expert Evaluation of Foreign Policy and Construction of International Environment]. Mezhdunarodnye protcessy, 2012, no. 30, pp. 58-72. (In Russian)

11. Istomin I. Mekhanizm nauchno-analiticheskogo obespecheniia vneshnepoliticheskogo protcessa v SSHA [The Mechanism of Scientific and Analytical Support of the U.S. Foreign Policy]. Vestnik MGIMO Universiteta, 2009, no. 6, pp. 97-110. (In Russian)

12. Popov V. Sovremennaia diplomatiia: teoriia i praktika. Diplomatiia - nauka i iskusstvo: kurs lektcii [Contemprorary Diplomacy: Theory and Practice. Diplomacy is a Science and an Art: Lecture Course], 2nd ed., enlarged. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniia Publ. 2003. 576 p. (In Russian)

13. Primakov E., Khrustalev M. Situatcionnye analizy: metodika provedeniia [Situational Analysis: Procedure]. Moscow, NOFMO Publ. 2006. 28 p. (In Russian)

14. Romanenko N. Soderzhanie protcessa samoobrazovaniia studentov kak pedagogicheskaia problema [The Content of Students’ Self-Education as a Pedagogical Problem]. Vestnik MGIMO Universiteta, 2013, no. 3, pp. 270-272. (In Russian)

15. Ryazantsev S. Globalizaciya po-kitaiski: investitsii, migratsiya, diaspora [Globalisation in the Chinese Style: Investments, Migration, Expatriate Community]. Mezhdunarodnye protcessy, 2012, no. 3 (31). Available at: http://www.intertrends.ru/thirtieth/Ryazantsev.pdf (Accessed 03.02.2016). (In Russian)

16. Torkunov A. Pedagogika i podgotovka spetcialistov-mezhdunarodnikov [Pedagogics and Training of Experts in International Relations]. Vestnik MGIMO Universiteta, 2013, no. 1, pp. 7-8. (In Russian)

17. Fominyh A. «Myagkaya moshch» obmennyh programm [«Soft Power» of Exchange Programs]. Mezhdunarodnye protcessy, 2008, no. 1 (16). Available at: http://www.intertrends.ru/sixteenth/008.htm (Accessed 03.02.2016). (In Russian)

18. Khrustalev M. Analiz mezhdunarodnykh situatcii i politicheskaia ekspertiza [Analysis of International Situations and Political Expert Evaluation]. Moscow: Aspekt Press, 2015. 208 p. (In Russian)

19. Bertrand J. L., Lee Ji-Young. Teaching International Relations to a Multicultural Classroom. International Journal of Teaching and Learning in Higher Education, 2012, vol. 24, no. 1, pp.128-133.

20. Elder R.E. Teaching International Relations: The Model Security Council or General Assembly. American Political Science Association. The American Political Science Review, vol. 43, no. 1 (Feb. 1949), pp. 95-98.

21. Engert S., Spencer A. International Relations at the Movies: Teaching and Learning about International Politics through Film. Perspectives, 2009, vol. 17, no. 1.

22. Fox W.T.R., Baker Fox A. The Teaching of International Relations in the United States. World Politics (Cambridge University Press), vol. 13, no. 3 (Apr., 1961), pp. 339-359.

23. Fulmer I.S., Barry B. The Smart Negotiator: Cognitive Ability and Emotional Intelligence in Negotiation. International Journal of Conflict Management, 2004, no. 15 (3), pp. 34-38.

24. Global Go To Think Tank Index. Available at: http://gotothinktank.com/ (Accessed 03.02.2016).

25. Johnson M. Everything You Need to Know About the Basics of International Relations. Need to Know Series. [Newmarket, Ont.]: BrainMass Inc., 2012. 29 p.

26. Keohane R. (ed.) Neorealism and its Critics. New York, Columbia University Press, 1986. 378 p.

27. Korshuk A. On Intercultural Training of Diplomats. In H. Slavik (ed.) Intercultural Communication and Diplomacy. Malta, Geneva, DiploFoundation, 2004. Pp. 405-415.

28. Lane J.E. Higher Education and International Relations: A (very) Brief Overview of Governmental Strategies / Rockefeller Institute of Government. 06.03.2012. 4 p.

29. Lane J.E. Importing Private Higher Education: International Branch Campuses. Journal of Comparative Policy Analysis: Research and Practice, 2011, no. 13, vol. 4, pp. 367-381.

30. Mustafayeva Sh., Schnitzer-Skjonsberg A. Ambivalence in International Dialogue: Implications for Diplomatic Training. The Scandinavian Journal of Intercultural Theory and Practice (forthcoming). 2016.

31. QS World University Rankings by Subject 2015 - Politics & International Studies Available at: http://www.topuniversities.com/university-rankings/university-subject-rankings/2015/politics (Accessed 03.02.2016).

32. Rochester J.M. The Fundamental Principles of International Relations. New York, Westview Press, 2010.

33. Russell W.E. “Control Yourself, Sir”. A Call for Research into Emotion Cultures in Diplomacy. In H. Slavic (ed.) Intercultural Communication and Diplomacy. Malta, Geneva, Diplofoundation, 2004. Pp. 391-402.

34. Sharp P. Who Needs Diplomats? The Problems of Diplomatic Representation. International Journal, 1997, no. 52 (4), pp. 609-634.

35. The best International Relations Schools in the World Available at: http://foreignpolicy.com/2015/02/03/top-twenty-five-schools-international-relations/ (Accessed 03.02.2016).

36. Van Dyne L., Ang S. Livermore, D. Cultural Intelligence: A Pathway for Leading in a Rapidly Globalizing World. In K.M. Hannum, B. McFeeters, L. Booysen (eds.). Leeding across differences. San Francisco, Pfeiffer Publ., 2010. Pp. 131-138.


Для цитирования:


Байков А.А. «ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ» ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНИКА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ. Вестник МГИМО-Университета. 2016;(1(46)):70-83.

For citation:


Baykov A.A. APPLIED IR TRAINING AND AN EFFECTIVE FOREIGN POLICY. MGIMO Review of International Relations. 2016;(1(46)):70-83. (In Russ.)

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)