Истоки идеи «цивилизационной» многополярности в русской религиозной мысли XIX – первой половины XX веков
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-5-98-185-207
Аннотация
Статья посвящена формированию представлений о «цивилизационной» многополярности (понимаемой как множественность центров силы, представляющих отличные друг от друга цивилизации, в международной политике) у русских религиозных мыслителей. Анализируется постепенное вызревание идеи наличия в мире нескольких цивилизаций, помимо западной (романо-германской), складывание представлений о потенциале становления каждой из них полюсом силы и о месте России в условиях прогнозируемых изменений в системе международных отношений. Рассматриваются первые ростки критики европоцентризма у тех русских философов и публицистов, для которых православие и религиозное мышление являлись принципиальной исходной точкой в рассуждениях. Отмечается медленное преодоление пережитков «русского европеизма» и планов колониального передела мира у русских мыслителей второй половины XIX века. Прослежены конкретные этапы формирования представлений о цивилизационной многополярности, становившихся всё более выраженными при движении от Н.Я. Данилевского к В.И. Ламанскому и, далее, к К.Н. Леонтьеву. Рассматриваются преломления идеи о грядущей мировой войне и «пробуждении Востока» в концепциях религиозных мыслителей рубежа XIX–XX веков, включая В.А. Грингмута, Л.А. Тихомирова, Э.Э. Ухтомского, С.Н. Сыромятникова. Демонстрируется прогностическая ценность всех перечисленных концепций. Особое внимание уделено евразийцам 1920-30-х годов: постепенному формулированию их лидерами Н.С. Трубецким и П.Н. Савицким доктрины перехода системы международных отношений в состояние автаркичных «миров»-цивилизаций, а также религиозному обоснованию желательности такой трансформации.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. МедоваровРоссия
Медоваров Максим Викторович – кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры информационных технологий в гуманитарных исследованиях
603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Список литературы
1. Degterev D.A., Timashev G.V. 2020. Concept of Multipolarity in Western, Russian and Chinese Academic Discourse. Sententia: European Journal of Humanities and Social Sciences. No 2. P. 9–20. DOI: 10.25136/1339-3057.2020.2.31787.
2. Korybko A. 2021. The End of Pax Americana and the Rise of Multipolarity. Comparative Politics Russia. 12(1). P. 167–173. DOI: 10.24411/2221-3279-2021-10013.
3. Агаркова А. С. 2022. Концепция многополярности в зарубежном академическом дискурсе. Теории и проблемы политических исследований. Т. 11, № 2А. С. 125–131.
4. Вахитов Р.Р. 2023. Евразийство: Логос. Эйдос. Символ. Миф. СПб.: Владимир Даль. 239 с.
5. Герасимова Ю. И. 2023. Евроатлантический взгляд на концепцию многополярности в контексте деградации западных ценностей. Дипломатическая служба. № 1. С. 75–78. DOI: 10.33920/vne-01-2301-07.
6. Делюкин Д.В., Шуршина А.В. 2016. «Мы пойдем заодно с этой Азией»: жизнь и творчество С. Н. Сыромятникова в контексте «русской идеи» на рубеже XIX–XX веков. Петербургский Рериховский сборник. Вып. IX. СПб.: Издание СПбГМИСР. С. 161–174.
7. Медоваров М.В. 2021. В. П. Никитин и его место в евразийском движении. Руссковизантийский вестник. № 4 (7). С. 57–74. DOI: 10.47132/2588-0276_2021_4_57.
8. Медоваров М.В., Соколов Ю. В. 2023. Японо-китайская война 1894–1895 гг. и общественное мнение в России. В кн.: Casus belli в международных отношениях XIX–XX вв.: дипломатия, идеология, военные приготовления. Под ред. Л.С. Белоусова. СПб.: Алетейя. С. 193–202.
9. Милевский О.А. 1999. Из истории русско-китайских культурных связей: Л. Тихомиров и его роль в пропаганде православия в Китае в конце XIX – начале XX в. Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Философия, история. № 1. С. 55–57.
10. Мильдон В.И. 1989. Чаадаев и Гоголь (Опыт понимания образной логики). Вопросы философии. № 11. С. 77–89.
11. Осипов И. Д. 2016. Концепция международных отношений в русской философии XX века. В кн.: Философия международных отношений. От теории к практике. Под ред. С.Н. Погодина, И.Д. Осипова. СПб.: Издательство Политехнического университета. С. 43–52.
12. Осьминина Е.А. 2017. Культура Китая в осмыслении В. С. Соловьева. Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. № 11 (784). С. 220–228.
13. Осьминина Е.А. 2020. Соловьевский Китай и его влияние на современников. Соловьевские исследования. № 2 (66). С. 23–42. DOI: 10.17588/2076-9210.2020.2.023-042.
14. Полунов А.Ю. 2022. «Белый царь-богатырь»: восприятие Российской империи и ее правителя народами Африки и Азии в конце XIX – начале XX века. Тетради по консерватизму. № 2. С. 151–160. DOI: 10.24030/24092517-2022-0-2-151-160.
15. Репников А.В. 2007. Консервативные концепции переустройства России. М.: Academia. 520 с.
16. Репников А.В., Милевский О.А. 2011. Две жизни Льва Тихомирова. М.: Academia. 560 с.
17. Рязановский Н.В. 1996. Азия глазами русских. В кн.: В раздумьях о России (XIX век). Под. ред. Е.Л. Рудницкой. М.: Археографический центр. С. 387–416.
18. Фетисенко О.Л. 2012. «Гептастилисты»: Константин Леонтьев, его собеседники и ученики (Идеи русского консерватизма в литературно-художественных и публицистических практиках второй половины XIX – первой четверти XX века). СПб.: Пушкинский Дом. 784 с.
Рецензия
Для цитирования:
Медоваров М.В. Истоки идеи «цивилизационной» многополярности в русской религиозной мысли XIX – первой половины XX веков. Вестник МГИМО-Университета. 2024;17(5):185-207. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-5-98-185-207
For citation:
Medovarov M.M. The Origins of the Idea of “Civilizational” Multipolarity in Russian Religious Thought (from 19th to First Half of 20th Century). MGIMO Review of International Relations. 2024;17(5):185-207. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2024-5-98-185-207