Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Языковые средства создания имиджа Г. Шрёдера до выборов и в первый год правления

Полный текст:

Аннотация

Данная работа посвящена языковым средствам, повлиявшим на формирование имиджа канцлера Германии Герхарда Шрёдера до выборов и в первый год его правления. Исследование проводилось на материале печатных СМИ ФРГ и позволило выявить взаимосвязь между эволюцией оценок личности и деятельности Г. Шрёдера журналистами и уровнем его поддержки населением на выборах 1998 г. и в 1999 г. Анализ статей показал наличие значительного количества используемых при описании канцлера средств языкового воздействия, способствовавших формированию его политического портрета. Если накануне избрания на Г. Шрёдера возлагались большие надежды и при его упоминании в СМИ использовались языковые средства с преимущественно положительной коннотацией, то в течение первого года правления в журналистской среде возобладал скептицизм относительно фигуры канцлера, его стали описывать с использованием языковых компонентов с отрицательной коннотацией. Наиболее часто употреблявшимся средством до и после выборов является метафора. Помимо неё, для формирования положительного образа политика журналисты нередко использовали антономазию, эпитеты и сравнения. Использование антитезы было обусловлено желанием выгодно противопоставить Г. Шрёдера его предшественнику. С ростом разочарования канцлером антономазия уступает место иронии, ранее употреблявшиеся в положительной коннотации метафоры и эпитеты получают антонимическое значение. Результаты анализа представлены в таблице. Из неё следует, что накануне избрания Г. Шрёдера в печатных СМИ в пропорции 5:1 преобладали языковые средства, характеризовавшие его с положительной стороны. Отрицательные языковые средства терялись в потоке позитивной информации. В результате сложился субъективный имидж, идеализировавший политика. Увеличение в 3,5 раза количества языковых средств с отрицательной коннотацией, которые стали преобладать в печатных СМИ при описании Г. Шрёдера после его избрания на пост, в корне изменили его восприятие обществом.

Об авторе

Е. С. Гончарова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Андреев Н.И. Особенности метафоры в немецком политическом дискурсе / Вестник Московского университета. Сер. 22. 2011. № 3. С. 70-82. Электронный ресурс: http://www.mgimo.ru/files2/2012_05/up83/file_3828c6cb01e6f11a02392dd280796eeb.pdf (дата обращения 08.11.2014)

2. Лозовский Ю.Г. Языковые средства создания имиджа известной личности (на материале СМИ Приморского края) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Владивосток, 2009. С. 6-7. Электронный ресурс: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Fuml.wl.dvgu.ru%2Frscd.php%3Fid%3D295&ei=JbmJVOTGFMLgaIXXgtgM&usg=AFQjCNE5dR0NcoK1I4QM_y-MrIEl_sxtrA&sig-2=mpudt3OeBHZk24SvxriQrw&bvm=bv.81456516,d.bGQ (дата обращения 20.11.2014).

3. Brigitte Fehrle, Kanzler Leichtfuß, Berliner Zeitung, 23.02.1999, Электронный ресурс: http://www.berlinerzeitung.de/archiv/kanzler-leichtfuss,10810590,9598996.html (дата обращения 04.03.2014)

4. Didzoleit, Winfried; Hogrefe, Jürgen; Krusche, Lutz; Leinemann, Jürgen; Mohr,; Reinhard, Pörtner; Rainer, Ernstfall für Schröder, DER SPIEGEL 13/1999, Электронный ресурс: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-10630138.html (дата обращения 10.03.2014)

5. Gockel, DIE ZEIT Nº 13/1999, Электронный ресурс: http://www.zeit.de/1999/13/Gockel (дата обращения 12.03.2014)

6. Henning Krumrey, Nicola Brüning, Katrin Pohl,Stefan Schmitz, Wolfgang Stock, DIE WACHT AM RHEIN,FOCUS Magazin Nr. 19, 1998. Электронный ресурс: http://www.focus.de/politik/deutschland/wahlkampfdie-wacht-am-rhein_aid_170534.html (дата обращения 06.03.2014)

7. Henning Krumrey, Olaf Opitz,Michael Sauga,Stefan Schmitz, Ines Zöttl, „Lafontaine geht, der Frühling kommt“, FOCUS Magazin Nr. 11, 1999 Электронный ресурс:,http://www.focus.de/politik/deutschland/rot-gruen-lafontaine-geht-der-fruehling-kommt_aid_175496.html (дата обращения 07.03.2014)

8. Hogrefe, Jürgen; Knaup, Horand; Leinemann, Jürgen; Lersch, Paul; Mahlzan, Claus Christian; Munsberg, Hendrik; Niejahr, Elisabeth; Palmer, Hartmut; Reiermann, Christian; Schäfer, Ulrich; Spörl, Gerhard; Wirtgen, Klaus, Freie Hand für den Kanzler, DER SPIEGEL 11/1999, Электронный ресурс: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-10208952.html (дата обращения 10.03.2014)

9. Joachim Fritz-Vanname, Stunde der Wahrheit, DIE ZEIT Nº 11/1998, Электронный ресурс: http://www.zeit.de/1998/11/thema.txt.19980305.xml (дата обращения 12.03.2014)

10. JOCHEN BUCHSTEINER, Der Ruhigmacher, DIE ZEIT Nº 37/1999, Электронный ресурс: http://www.zeit.de/1999/37/Der_Ruhigmacher/seite-2 (дата обращения 12.03.2014)

11. Karl-Heinz Steinkühler, Nicola Brüning, Henning Krumrey,Stefan Reker, S. Schmitz, Blütenträume eines Kämpfers, FOCUS Magazin Nr. 5,1998. Электронный ресурс: http://www.focus.de/politik/deutschland/wahljahr-1998-bluetentraeume-eines-kaempfers_aid_171242.html (дата обращения 06.03.2014)

12. Klaus Hartung, Was tust du für dein Land?, DIE ZEIT Nº 37/1999 Электронный ресурс: http://www.zeit.de/1999/37/199937.spd-niederlagen_.xml (дата обращения 12.03.2014)

13. Knaup, Horand; Leinemann, Jürgen; Munsberg, Hendrik; Palmer, Hartmut; Schmidt-Klingenberg, Michael; Schumacher, Hajo; Spörl, Gerhard, Chaos mit Kanzler, DER SPIEGEL 5/1999, Электронный ресурс: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-8566424.html (дата обращения 10.03.2014)

14. Michael Sauga, Neuer Kanzler, altes Leid, FOCUS Magazin Nr. 6 ,1999 Электронный ресурс: http://www.focus.de/politik/deutschland/arbeitslose-neuer-kanzler-altes-leid_aid_176725.html (дата обращения 08.03.2014)

15. Nicola Bruning, Henning Krumrey,Stefan Reker, Karl-Heinz Steinkuhler, S. Schmitz, Stimmenfang auf Pump, FOCUS Magazin Nr. 4, 1998 Электронный ресурс: http://www.focus.de/politik/deutschland/spd-stimmenfang-auf-pump_aid_169588.html (дата обращения 07.03.2014)

16. Niejahr, Elisabeth; Munsberg, Hendrik; Reiermann, Christian; Schlamp, Hans-Jurgen; Steingart, Gabor, Nichts tun geht nicht, DER SPIEGEL 46/1998, Электронный ресурс: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-8030271.html (дата обращения 10.03.2014)

17. Noack, Hans-Joachim, Ab durch die Mitte, DER SPIEGEL 8/1998, Электронный ресурс: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-7828529.html (дата обращения 10.03.2014)

18. Schum.,; Großb.,; Poertn.,; Vehlew., Die Messias-Methode, DER SPIEGEL Nr. 4,1998 Электронный ресурс: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-7809809.html (дата обращения 10.03.2014)

19. Schumacher, Schröder im Angriff, DER SPIEGEL 4/1998, Электронный ресурс: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-7153543.html (дата обращения 10.03.2014)

20. Schumacher, Hajo, Schwindeln für die Urne, DER SPIEGEL 30/1998, Электронный ресурс: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-7937947.html (дата обращения 10.03.2014)

21. Sybille Klormann, Britta Udelhoven. Der Imagewandel von Helmut Kohl, Gerhard Schröder und Angela Merkel. Vom Kanzlerkandidaten zum Kanzler. Ein Schauspiel in zwei Akten. Inszenierung und Management von Machtwechseln in Deutschland. 02.2008. Электронный ресурс: http://www.cap.lmu.de/download/2008/CAP-WP-2008-02.pdf (дата обращения 08.11.2014)

22. THOMAS HANKE, Kanzler ohne Kompetenz, DIE ZEIT Nº 43/1998, Электронный ресурс: http://www.zeit.de/1998/43/199843.zwei-spd-lager_.xml (дата обращения 12.03.2014)

23. THOMAS HANKE, In der Tiefebene, DIE ZEIT Nº 11/1999, Электронный ресурс: http://www.zeit.de/1999/11/In_der_Tiefebene (дата обращения 12.03.2014)

24. Wahlkampf mit falschen Themen, DER SPIEGEL 25/1998, Электронный ресурс: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-7913977.html (дата обращения 10.03.2014)


Для цитирования:


Гончарова Е.С. Языковые средства создания имиджа Г. Шрёдера до выборов и в первый год правления. Вестник МГИМО-Университета. 2015;(3(42)):150-156.

For citation:


Goncharova E.S. Linguistic Means of Image Development of Gerhard Chroeder in the Run up to and After First Year in Office. MGIMO Review of International Relations. 2015;(3(42)):150-156. (In Russ.)

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)