Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Национальный менталитет как фактор межкультурной коммуникации

Полный текст:

Аннотация

В статье освещаются такие аспекты, как сущность и происхождение терминов «менталитет», «национальный менталитет», а также подчёркивается комплексный состав этих понятий. В статье уточняется, какие факторы влияют на формирование национального менталитета и на какие аспекты жизнедеятельности носителей менталитета влияет он сам. Сущность понятия «национальный менталитет» раскрывается через его словарные определения, при этом отдельно подчёркивается несимметричность русского термина «менталитет» и английского «mentality». Важное место в статье уделяется оценке роли и актуальности национального менталитета как фактора межкультурной коммуникации. Задачами данной работы являются очерчивание границ таких понятий, как «национальный менталитет» и «межкультурная коммуникация» и выделение факторов их взаимовлияния. Национальный менталитет - понятие сложное и многоплановое. Принципиально важно, что это понятие включает в себя не только когнитивную, но и эмоциональную, духовную сферу, что делает его сложным не только для понимания, но и для изучения. По этой причине зачастую фактор национального менталитета не учитывается ни в языкознании, ни в обучении иностранным языкам, ни в международном общении. Однако сегодня, в эпоху глобализации, когда общение с представителями других стран и, соответственно, менталитетов, стало гораздо более интенсивным, люди всё чаще сталкиваются с тем, что коммуникация оказывается неэффективной даже при отсутствии языкового барьера. Причина этого - в игнорировании фактора национальных особенностей, национального менталитета собеседника. В данный момент становится всё более очевидным тот факт, что учёт национальных особенностей и национального менталитета является одним из важнейших факторов успешной коммуникации на всех уровнях.

Об авторе

Е. А. Волкова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Воевода Е.В. Вторичная социокультурная личность - феномен эпохи глобализации / Е.В.Воевода // Язык и социум. Материалы VIII Международной научной конференции. Минск, 5-6 декабря 2008 г. Часть II. Минск: РИВШ, 2009. С. 167-170.

2. Воевода Е.В. Проявления социокультурных особенностей этноса в языковом дискурсе // Языковой дискурс в социальной практике: материалы международной научно-практической конференции, г. Тверь. 2007. С. 76-81.

3. Гуревич Т.М. Национально-культурная обусловленность непрямой коммуникации / Т.М. Гуревич // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2. С. 163-166.

4. История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. 81 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М: Азбуковник, 2000. 944 с.

6. Симония Н.А. Глобализация и проблема мирового лидерства / Н.А. Симония, А.В. Торкунов // Международная жизнь. 2013. №3. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1630.

7. Шестопал А.В., Силантьева М.В. Межкультурная коммуникация в свете современных модернизационных процессов: «мягкая сила» культурных модуляторов / А.В. Шестопал, М.В. Силантьева // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 5(26). С. 168-171.

8. Webster's New World: Student's Dictionary. / Jonathan L. Goldman, Andrew N. Sparks - Wiley Publishing, Inc., 2012. - 1056 p.


Для цитирования:


Волкова Е.А. Национальный менталитет как фактор межкультурной коммуникации. Вестник МГИМО-Университета. 2015;(1(40)):249-253.

For citation:


Volkova E.A. National Identity as a Factor of Inter-Cultural Communication. MGIMO Review of International Relations. 2015;(1(40)):249-253. (In Russ.)

Просмотров: 136


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)