Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкты личностной мотивации

Полный текст:

Аннотация

Стремительные перемены в обществе влияют на изменения в нём роли образования. Знания, полученные молодыми людьми ещё несколько лет назад, оказываются устаревшими и неактуальными. Императивом этого дня является постоянное обновление ранее полученных компетенций и освоение новых в процессе непрерывного образования. На саммите в Лиссабоне в 2000 г. странами-участницами Европейского союза непрерывное образование было определено как основное направление развития образовательной политики в рамках европейского образовательного пространства. Там же были сформулированы ключевые принципы непрерывного образования, реализация которых способствует эффективности и устойчивым положительным результатам применения концепции непрерывного образования. Следует отметить, что в настоящий момент в России ведётся активная работа по внедрению концепции непрерывного образования в практику, поскольку страна присоединилась к Болонской декларации в 2003 г. Однако, как показывает статистика, мотивация к продолжению образования среди российского населения крайне мала. Этот вопрос в центре внимания автора, так как мотивация является движущей силой любой деятельности, в том числе и образовательной. Анализируя европейский опыт реализации концепции непрерывного образования, автор утверждает, что важным является создание единой государственной образовательной политики, обеспечивающей формирование стойкой внутренней мотивации к обучению у всех возрастных групп. Механизмом, запускающим процесс формирования стойкой внутренней мотивации, может быть переживание человеком «ситуации успеха», что влияет на формирование положительного жизненного и профессионального сценария. Критерием включённости человека в непрерывное образование мы считаем наличие у него собственной стратегии. Перспективы дальнейшего нашего исследования связаны с выявлением веера возможных стратегий непрерывного образования для различных групп обучающихся и условий их реализации в научно-образовательной среде российских университетов с учётом оценки опыта европейских университетов.

Об авторе

О. П. Курденкова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Багдасарова Н.А. Подготовка конкурентоспособного профессионала: развитие креативности в магистратуре // Актуальные вопросы подготовки специалистов международного профиля: смена парадигм: материалы науч. конф. (Москва, 15 - 16 ноября 2013 г.). В 2 ч. Ч. 1 / [отв. ред. Е.В. Воевода]. М. : МГИМО-Университет, 2014. С. 188-191.

2. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. 176 с.

3. Вербицкий А.А., Рыбакина Н.А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы // Педагогика. 2014. № 2. С. 3-14.

4. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Образование и развитие личности в информационно-коммуникационной деятельности // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 2 (29). С. 178-182.

5. Гершунский, Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. № 2. С. 49-57.

6. Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., Смысл. 2002. С. 47-102.

7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013. 700 с.

8. Даринский А.В. Непрерывное образование // Советская педагогика. 1975. № 1. С. 16-25.

9. Иванова В.П., Юсупова А.Ж. Мотивация достижения как мотивация компетентности // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2014. Т. 14. № 10. С. 35-38.

10. Калинкина Н.Н. Контуры формирования информационного общества в России: информатизация общества и развитие информационной инфраструктуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3-2. С. 494-499.

11. Литвак Н.В. Информационное общество: перманентная эволюция. М.: Колос, 2008. 416 с.

12. Магомед-Эминов, М.Ш., Васильев И.А. Мотивация и контроль за действием М.: МГУ, 1991.144 с.

13. МакКлелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Издательство Питер, 2007. 672 с.

14. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Издательство Питер, 2008. 246 с.

15. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза, Лиссабон 2000 г. // Общество «Знание» России: [Электронный ресурс]. URL: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html. (Дата обращения: 03.12.2013).

16. Осипов В.Г. Социально-философский анализ современной концепции непрерывного образования. - Ереван: изд-во АН Армянской ССР, 1989. 415 с.

17. Радченко И.А. Мотивация успеха - условие саморазвития студента // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11. С. 322-326.

18. Степанова Т.В. Исследование мотивации успеха и мотивации боязни неудачи в структуре учебной мотивации студента вуза // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2004. № 6.2 (44). С. 144-145.

19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Издательство Питер, 2003. 608с.

20. Энциклопедии и словари: [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Nepreryvnoe-Obrazovanie-1153/. (Дата обращения: 12.12.2013).

21. Council Conclusions: [Электронный ресурс]. URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressData/en/ec/115346.pdf. (Дата обращения 15.11.14)

22. Murray H.A. Explorations in personality / H.A. Murray. New York; Oxford University Press, 1938. 790 p.


Для цитирования:


Курденкова О.П. Образование длиною в жизнь: внешние и внутренние конструкты личностной мотивации. Вестник МГИМО-Университета. 2015;(1(40)):237-242.

For citation:


Kurdenkova O.P. Lifelong Education: External and Internal Constructs of Human Motivation. MGIMO Review of International Relations. 2015;(1(40)):237-242. (In Russ.)

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)