Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Динамика терминальных и инструментальных ценностей учёбы у студентов МГИМО

Полный текст:

Аннотация

Терминальным может быть названо отношение к получаемому знанию как к процессу удовлетворения потребности в познании, как к возможности развития способностей и личностного самосовершенствования. Вместе с тем, рост прагматизма в обществе, в запросах работодателей по отношению к выпускникам университетов не способствует повышению интереса студентов к терминальным ценностям учёбы. Всё чаще отмечается, что студентов больше интересуют получаемые оценки, результат экзамена, а не содержание предмета изучения; больше привлекают возможности инструментальных ценностей - хорошее времяпрепровождение и налаживание полезных знакомств, а не профессиональное самоопределение. Насколько распространено инструментальное отношение студентов к обучению в вузе, не происходит ли под его влиянием вытеснение терминальных ценностей учёбы? Эти и другие вопросы рассматриваются на материалах четырёх повторных социологических исследований, проведённых среди студентов МГИМО в 2001-2013 гг. Основными предметами анализа являются ценности учебного процесса, отношения с товарищами по учёбе, востребованные качества личности преподавателя, использование свободного времени. Выявлено, что у студентов МГИМО преобладают терминальные ценности учёбы. Они много, напряжённо и увлечённо учатся, тратят значительную часть свободного времени на выполнение домашних заданий, активно работают над своим личностным самосовершенствованием. Показано, что хорошие знания и личностное самосовершенствование - две ведущие терминальные ценности в учёбе - задают разнонаправленные векторы в отношении различных сторон учебного процесса.

Об авторе

А. Л. Темницкий
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Андреев А.Л. Российское образование: социально-исторические контексты. М.: Наука, 2008. 359 с.

2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования, 2006. № 6. С. 26-36.

3. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Отношение молодёжи к образованию как фактор повышения эффективности подготовки высококвалифицированных кадров // Социологические исследования, 2012. № 8. С. 103-111.

4. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социокультурный механизм формирования отношения молодёжи к образованию // Социологические исследования, 2013. № 1. С. 78-90.

5. Кравченко С.А. Социологический толковый русско-английский словарь. М.: МГИМО - Университет, 2013. С. 112.

6. Покровский Н.Е. О совершенствовании преподавания теоретико-социологических дисциплин // Социологические исследования, 2005. № 10. С. 69-76.

7. Семёнов В.Е. Ценностные ориентации современной молодёжи // Социологические исследования, 2007. №4. С. 37-43.

8. Хагуров Т.А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) // Социологические исследования, 2010. №7. С. 96-103.

9. Rokeach M. The nature of human values. New-York: Free Press, 1973. 438 p.


Для цитирования:


Темницкий А.Л. Динамика терминальных и инструментальных ценностей учёбы у студентов МГИМО. Вестник МГИМО-Университета. 2015;(1(40)):226-236.

For citation:


Temnitskiy A.L. The Dynamics of Terminal and Instrumental Values of Education on the Example of MGIMO Students. MGIMO Review of International Relations. 2015;(1(40)):226-236. (In Russ.)

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)