Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Финансовые и нефинансовые инструменты поддержки экспорта

Полный текст:

Аннотация

Продвижение интересов отечественных компаний за рубежом – основная задача экономической дипломатии любой страны. Продвижение отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки способствует устойчивому положению страны в мировой экономике и экономической стабильности внутри государства. Ускорение экономического роста, интенсификация мировой торговли и тем более экспортной деятельности могут обеспечить не только рост экономики страны, но и рост благосостояния всех граждан, в т.ч. через механизмы перераспределения средств. В России развитие экспорта продукции с добавленной стоимостью стало одной из ключевых государственных задач. Для её реализации сформирована разветвленная система институтов продвижения экспорта, часть из которых имеет долгий исторический опыт, другая создана недавно на основе опыта успешных практик зарубежных стран. Учитывая особенности данного этапа, руководством Российской Федерации ставится задача обеспечить рост экспорта посредством эффективного взаимодействия существующих институтов. Эта задача закреплена в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт».

В данной работе рассматривается зарубежный и отечественный опыт применения финансовых и нефинансовых инструментов поддержки экспорта, включая информационно-консультационные и промоутерско-организационные меры поддержки, методы популяризации экспорта внутри страны, а также различные кредитнофинансовые и страховые инструменты, призванные обезопасить экспортёра от политических рисков в стране-импортёре. Автором анализируются нормативноправовые основы ключевых мер поддержки, а также возможные пути повышения эффективности через исключение дублирования функций различных институтов и создание синергетического эффекта в их деятельности.

Методология исследования основана на комплексном анализе современной системы институтов поддержки отечественного экспорта в России и за рубежом, нормативно-правовом анализе основополагающих документов и сравнительном анализе мер поддержки. Обширный предмет исследования обусловил применение междисциплинарного политико-экономического подхода.

Об авторе

А. А. Нарышкин
ООО «РГ Консалтинг», Холдинг «Росгеология»
Россия

Андрей Александрович Нарышкин – кандидат политических наук, управляющий директор



Список литературы

1. Байгереев М. 2006. Южная Корея: модернизация трудовых отношений и социаль- ное партнерство. Человек и труд. No8. С. 19–25.

2. Балюк И.А. 2016. Государственная поддержка экспортно-ориентированных компа- ний в условиях санкций и валютных взлетов. Экономика. Налоги. Право. С. 79–86.

3. Белов Н.И. 2013. Система мер государственной поддержки экспорта в Швейцарии на современном этапе. Российский внешнеэкономический вестник. No1. С. 55–64.

4. Белов Н.И. 2015. Поддержка экспорта в Германии. Российский внешнеэкономический вестник. No5. С. 97–109.

5. Гаврилов А.А. 2011. Страхование экспорта как неотъемлемая часть системы под- держки внешней торговли. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 10(52). С. 49–56.

6. Гиматдинов Р.Р., Носырев И.Р. 2018. К вопросу оценки и повышения эффективности деятельности зарубежных представительств субъектов Российской Федерации. Вестник МГИМО-Университета. 2(59). С. 125–144. DOI: 10.24833/2071-8160-2018-2-59-125-144

7. Денисов А.С. 2011. Государственная система поддержки экспорта Федеративной Ре- спублики Германии. Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-техни- ческий журнал). No9. С. 330–335.

8. Кудряшов В.С. 2018. Стимулирование и поддержка экспорта предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации и за рубежом. Juvenis scientia. No9. С. 25–-29.

9. Лещенко Н.Ф. 2008a Из самураев в купцы: история Торгового дома Мицуи. Исто- рия и современность. No1. С. 113–132.

10. Лещенко Н.Ф. 2008b. Из самураев в купцы: история Торгового дома Накаи. Исто- рия и современность. No2. С. 72–86.

11. Лихачев А.Е. 2006. Экономическая дипломатия России. Новые вызовы и возможно- сти в условиях глобализации. Москва: Экономика. 456 с.

12. Нарышкин А.А., Оганезов Д.С. 2020. Развитие мировой торговли: содействие продвижению экспорта. Мировой опыт. Инновации и инвестиции. No3. С. 78–81.

13. Ноздрева Р.Б. 2018. Трансформация внешнеэкономической деятельности торговых домов Японии. Российский внешнеэкономический вестник. No12. С. 65–75.

14. Пирадов Д.М. 2014. Страхование экспортных кредитов в условиях нарастающей глобализации экономик. Страховое дело. No8. С. 37–41.

15. Райнхардт Р.О. 2015. Сравнительный анализ систем экономической дипломатии в странах Европейского союза: дис. канд. экономических наук. Москва. 212 c.

16. Райнхардт Р.О. 2017. Ч. I. Экономическая дипломатия Франции на современном этапе. Современная Европа: 60 лет после Римских договоров. Отв. редакторы Е.А. Масло- ва, О.Ю. Потемкина. Москва: Институт Европы РАН. С. 76–84.

17. Райнхардт Р.О. 2018. Итальянская экономическая дипломатия: с 1920-х гг. до наших дней. Современная Италия: старые проблемы, новые вызовы. Отв. ред. Е.А. Маслова. Москва: Институт Европы РАН. С. 48–54.

18. Самойлова М.Н. 2010. Деятельность японских генеральных торговых домов в Евро- пе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Вып. 3. С. 129–133.

19. Сигида Ю.С. 2014. Социальный аспект влияния финансово-промышленных групп чеболь на развитие Южной Кореи во второй половине XX – начале XXI в. Вестник Том- ского государственного университета. No379. С. 140–144.

20. Сигида Ю.С. 2015a. Трансформация роли финансово-промышленных групп (че- боль) в экономической и политической жизни Южной Кореи в период с 1998 по 2013 г. Вестник Томского государственного университета. No397. С. 167–173.

21. Сигида Ю.С. 2015b. Роль финансово-промышленных групп чеболь во внешнеэконо- мической и внешнеполитической деятельности Южной Кореи в 1980‒2000-е гг. Вестник Томского государственного университета. No399. С. 140–145.

22. Сплетухов Ю.А. 2014. Страхование экспортных кредитов: зарубежный опыт. Фи- нансовый журнал. 3(21). С. 150–160.

23. Сычева К.Г. 2018. Система государственного управления в сфере российского экс- порта: пути совершенствования. Государственное управление. Электронный вестник. No69. С. 177–197.

24. Филатова Ю.М. 2013. Особенности международного факторинга как финансово- го инструмента. Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. No2. Ч. 1. С. 115–122.

25. Хасбулатов Р.И. 2019. Экономическая дипломатия. Ч. 1–2. Москва: Юрайт. 265 с.

26. Щепелева М.А. 2012. Особенности страхования экспортных кредитов в зарубеж- ных странах. Страховое право. No1–2. С. 72–85.


Для цитирования:


Нарышкин А.А. Финансовые и нефинансовые инструменты поддержки экспорта. Вестник МГИМО-Университета. 2021;14(2):72-91.

For citation:


Naryshkin A.A. Financial and Non-Financial Support of Export. MGIMO Review of International Relations. 2021;14(2):72-91. (In Russ.)

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)