Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в Германии

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются современные проблемы развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Германии, его место и роль в экономике страны. Проанализирован механизм взаимодействия госструктур, предпринимательских союзов и экспертного сообщества в формировании и проведении политики содействия МСП. Показано, что реальные условия ведения бизнеса в Германии существенно отличаются от той картины, которую обычно рисуют потенциальным инвесторам в рекламных проспектах и на официальных roadshow. По индексу предпринимательской активности TEA-Quote (Total early-stage Entrepreneurial Activity) Германия значительно уступает своим конкурентам; уже несколько лет подряд количество ликвидируемых малых и средних предприятий превышает число вновь созданных; молодёжь предпочитает искать работу в крупных компаниях или на госслужбе. В Германии утрачен грюндерский дух, утверждают эксперты. Сами предприниматели жалуются на обилие бюрократических барьеров, растущую нехватку квалифицированной рабочей силы, высокие цены на электроэнергию, трудности с доступом к банковскому кредитованию. Слабо развитый рынок венчурного капитала тормозит рост инновационных стартапов. Успешная кластерная политика, давшая импульс развитию ряда территорий, не может компенсировать серьёзных изъянов предпринимательского климата в стране. Автор считает малопродуктивной распространённую в некоторых отечественных публикациях манеру представлять рамочные условия ведения бизнеса в Германии как близкую к идеалу модель, которую достаточно прилежно скопировать, чтобы добиться успеха. В статье проанализированы основные тенденции идущих в Германии дискуссий по проблемам малого и среднего бизнеса, обобщены претензии предпринимателей к властям и показана реакция властей на эти претензии. Рассмотрены ключевые положения принятой в 2019 г. правительственной Стратегии развития малого и среднего бизнеса, а также антикризисные меры по поддержке экономики в связи с пандемией вируса COVID-19. Главный вывод исследования: к опыту Германии следует относиться избирательно, с учётом всей совокупности политических и социально-экономических условий, в которых формируется и проводится там политика содействия малому и средних предпринимательству. Сильная сторона этой политики – системность, стремление увязать её с промышленной, инновационной, социальной, научной, образовательной политикой.

Об авторе

Б. Е. Зарицкий
МГИМО МИД России
Россия

Борис Ефимович Зарицкий – доктор исторических наук, профессор кафедры мировой экономики МГИМО МИД России,почётный работник высшего профессионального образования России

119454, г. Москва, проспект Вернадского д. 76



Список литературы

1. Зарицкий Б.Е. 2018. Национальные инновационные системы в условиях глобаль-

2. ной конкуренции (на примере Германии). Экономические науки. №169. С. 123–130.

3. Зарицкий Б.Е. 2019. Экономика Германии. Москва: Издательство «МГИМО-Универ-

4. ситет». 487 с.

5. Казаченок О.П. 2018. Взаимное (P2P) кредитование как современный инструмент

6. альтернативного финансирования. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. №10.

7. С. 147–155.DOI: 10.17803/2311-5998.2018.50.10.147-155.

8. Комарова О.В. 2018. Институт поддержки малого и среднего бизнеса: опыт Герма-

9. нии и уроки для России. Азимут научных исследований: экономика и управление. 7(3(24)).

10. С. 125–129.

11. Ходов Л.Г. 2017. Как финансируются стартапы в Германии? Современная Европа.

12. №5. С. 86–91.


Для цитирования:


Зарицкий Б.Е. Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в Германии. Вестник МГИМО-Университета. 2020;13(6):133-152.

For citation:


Zaritskiy B.E. Problems of Small and Medium Business in Germany. MGIMO Review of International Relations. 2020;13(6):133-152. (In Russ.)

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)