Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

20 лет «временного применения» Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств

Полный текст:

Аннотация

В статье исследованы «плюсы» и «минусы» советско-американских соглашений 1977 и 1990 годов, в соответствии с которыми линия, обозначенная русско-американской конвенцией об уступке Аляски 1867 г., была принята для делимитации морских районов, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией двух стран, в т.ч. районов континентального шельфа.

Об авторе

А.Н Вылегжанин
вице-президент Российской ассоциации морского права
Россия


Список литературы

1. Официальное название русско-американской конвенции 1867 г. - «Договор, заключенный между Россией и Северо-Американскими Соединенными Штатами в Вашингтоне 18/30 марта 1867 года, об уступке российских северо-американских колоний» (далее - Конвенция 1867 г.). Текст конвенции цитируется по: Овчинников И.А. Сборник действующих трактатов, конвенций и других международных актов, имеющих отношение к военному мореплаванию. Петроград, 1914, с. 82.

2. I.C.J. Reports 1984, p.259.

3. Message from the President of the United States of America transmitting the Agreement between the United States of America and the Union of the Soviet Socialist Republics on the Maritime Boundary. US Government Printing Office. Washington: 1990, p. IX.

4. Message …, p. III.

5. Hearing before the Committee on Foreign Relations. United States Senate. One Hundred Second Congress. First Session. June 13, 1991.

6. США не участвует в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Россия - участвует, но это обстоятельство не препятствует исполнению Россией и США в их отношениях соответствующих постановлений Женевских морских конвенций 1958 г.

7. Hearing…, p. 5.

8. Ibid …, p. 3.

9. Ibid ..., p. 4.

10. В материалах Государственной Думы Федерального Собрания России Соглашение 1990 г. охарактеризовано как «несбалансированный международный договор, содержание которого ставит под сомнение его соответствие национальным интересам Российской Федерации». См.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 февраля 1997 года № 1072-П ГД. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 июня 2002 г. «О последствиях применения Соглашения между СССР и США линии разграничения морских пространств 1990 г. для национальных интересов Российской Федерации», подготовленное думским Комитетом по безопасности. «Парламентская газета», 26 июня 2002 г.

11. Подробнее об этом см., например: Вылегжанин А.Н. Решения Международного Суда ООН по спорам о разграничении морских пространств. Юридическая литература, 2004.

12. Талалаев А.Н. О термине «не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации». Московский журнал международного права, № 3, 1997, с.20-25.

13. Olson C.L., Seidenberg M.J., Selle R.W. US-Russian Maritime Boundary Giveaway. "Orbis", v. 42, Winter, 1998, p. 75-89.

14. S. H. 102-190, Treaty Doc. 101-22, Washington: 1991, Hearings …, p. 6.

15. В силу этой международно-правовой нормы, государство, «которое молчаливо согласилось с определенным положением дел, не может затем его оспорить» (M. Show. International Law. Cambridge, 2008, p. 102). В силу эстоппеля 20 лет временного применения Советским Союзом, Россией Соглашения 1990 г. означает утрату права не соблюдать линию, предусмотренную этим Соглашением.


Для цитирования:


Вылегжанин А. 20 лет «временного применения» Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств . Вестник МГИМО-Университета. 2010;(1(10)):104-113.

Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)