Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ежегодная научно-практическая межвузовская конференция по проблемам конкурентоспособности России в мировой экономике

Полный текст:

Аннотация

22 апреля 2010г. в МГИМО состоялась ежегодная научно-практическая межвузовская конференция по проблемам конкурентоспособности России в мировой экономике, которая в этом году была посвящена внешнеэкономическим аспектам модернизации и конкурентоспособности. Конференция проходила в рамках проектов сотрудничества МГИМО-БиПи. Участников конференции приветствовал в МГИМО Советник Ректора МГИМО А.В. Мальгин. На конференции выступили ученые МГИМО, ведущие специалисты Института экономики РАН, ИМЭМО РАН, профессора РАГС при Президенте России, ГУ ВШЭ, МГЛУ, Академии Бюджета и Казначейства Министерства финансов России, Ярославского государственного университета им. Демидова, Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина. Среди тем, которые стали предметом обсуждения были основные внешнеэкономические факторы модернизации экономики, влияние глобализации экономики на конкурентоспособность России, пути модернизации российской экономики в многополярной мировой системе, роль экологической составляющей в инновационном развитии экономики, использование высоких технологий в агропромышленном секторе в интересах повышения конкурентоспособности и другие немаловажные аспекты модернизации российской экономики. И.Н. Платонова, заведующая кафедрой Международных отношений и внешнеэкономических отношений МГИМО (У) МИД России. Мировой опыт развития экономики показывает, что постоянная модернизация национального хозяйства и формирование инновационных систем является важным фактором устойчивого развития и экономического роста национальной экономики и долгосрочного роста мирового хозяйства. В 2010 г., по экспертным оценкам, мировой рынок наукоемкой продукции составит 3,5 трлн. долл., из них 1,2 трлн. долл. будет приходиться на информационные технологии. России, чтобы встать на инновационный путь развития необходимо достичь 8-12% мирового объема наукоемкой продукции, для чего необходимо ежегодно расходовать 250-360 млрд. долл.1 Как показывает ход развития мировой экономики, из 150 стран, осуществляющих рыночные преобразования, всего лишь 7-8 высокоразвитых стран могут удерживать первенство по 50 макротехнологиям, на их долю приходится 92% мирового объема наукоемкой продукции (доля США - 39%, Японии - 30%, Германии - 16%, Китая - 6%). В условиях кризиса мировой финансовой системы и падения уровня российского промышленного производства в 2008г., при снижении курса национальной валюты к концу года на 25%, возможность перехода на инновационный путь развития во многом зависит не только от того как быстро Россия сможет преодолеть экономический кризис, но и от того как быстро страна сможет интегрироваться в мировое хозяйство. Значение инновационного развития российской экономики, подчеркнуто в выступлении Премьер-министра России В.В. Путина «О стратегии развития России до 2020 года» на расширенном заседании Государственного совета. В систему рыночных и государственных мер, включаются те, которые будут «мотивировать эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержку инициативы и инноваций, сменяемость кадров, и их компетенции и кругозор»2. Модернизация российской экономики предполагает изменение в структуре внешней торговли, увеличение в экспорте доли продукции высокотехнологичного производства вместо существующей сегодня энергетически зависимой структуры экспорта. Появление в российском экспорте высокотехнологичной, наукоемкой продукции, особенностью которой зачастую является короткий жизненный цикл (электронное оборудование, средства мобильной связи и телекоммуникации и др.), делает актуальным поиск источников финансирования инновационного проекта на всех стадиях его разработки и реализации. Среди внешнеэкономических факторов, влияющих на модернизацию экономики, особое место занимают не только пути и методы привлечения иностранных инвестиций, но и совершенствование традиционных форм инвестирования, поиск новых источников финансирования инновационного развития, создание условий для притока отечественных и иностранных инвестиций. Поэтому к числу первоочередных задач монетарных властей относится создание благоприятного инвестиционного климата, включающего стабильность курса национальной валюты, низкий уровень инфляции, поддержание выгодного уровня процентных ставок для субъектов инновационной деятельности. В мировой практике для финансирования модернизации экономики используются не только собственные средства предприятий путем реинвестирования прибыли и амортизационных отчислений, средства от реализации нематериальных активов, а также и страховые суммы, возмещающие убытки. Для привлечения рыночных ресурсов используется выпуск акций и различных ценных бумаг, коммерческие и банковские кредиты, а также государственное финансирование и гранты различных инвестиционных фондов. Существует международный опыт создания специальных венчурных фондов для финансирования рисковых инновационных проектов и расширения инновационной деятельности в отдельных отраслях промышленности. Привлечение средств для обновления основных фондов предприятий может осуществляться вместо банковского кредита с помощью факторинга и форфетирования, практика использования которых для финансирования инновационного бизнеса широко используется во многих странах. Заслуживает внимания опыт и оценка значимости инновационного развития экономики таких стран как США, Япония, Германия, Китай. Являясь лидерами в сфере высоких технологий, эти страны рассматривают реализацию результатов инновационной деятельности как важнейшее направление государственной политики в целях повышения международной конкурентоспособности их экономики. Для ускорения внедрения результатов НИОКР разработаны программы по науке и технологиям, которые успешно реализуются в Японии и странах Евросоюза. Конкурируя с Японией и США в сфере инновационных технологий, Евросоюз, реализуя очередную рамочную программу технологических исследований в сумме 17,5 млрд. евро, выделил в качестве приоритетных направлений генетику, биотехнологии, нанотехнологии, аэронавтику и космос, устойчивое развитие экологической системы. В отдельных странах как, например, в США, где используется политика «двойных технологий», которая является частью государственной программы технологической безопасности и стимулирует процесс сближения гражданской и военной промышленности. Эта программа не только стимулирует НИОКР военного назначения, но и предусматривает поощрение спроса на данную продукцию со стороны корпораций. По оценкам американских экономистов, более 70% экономического роста страны определяется предпринимательской, в т.ч. инновационной деятельностью3. Для привлечения частных капиталов в инновационную сферу, по данным национальной ассоциации губернаторов США, используются такие меры как упрощение процедур регистрации и лицензирования предприятий, формирование промышленных кластеров, создание благоприятной налоговой среды, информационное обеспечение предпринимателей и совершенствование системы их обучения, оказание технического содействия. К числу мер привлекательных не только для американских, но и иностранных венчурных компаний, занимающихся инновационным бизнесом, относится система регистрации инноваций. Лидирующая в мире по количеству подаваемых заявок на патенты Япония, существенную их часть регистрирует в США. Так, в 2000г. в США из 300тыс. обращений за патентами 50 тыс. составили заявки японских компаний и корпораций4. Наряду с субсидиями частному бизнесу, инвестирующему в исследования и разработки, широко используются налоговые скидки, увеличивающиеся пропорционально росту затрат. Из каждых 100долл., потраченных на НИОКР компания имеет возможность вычесть 25 долл. из суммы налогооблагаемого дохода. При увеличении затрат на исследования, по сравнению с базовым годом, при ставке 20% сумма налоговых платежей компании уменьшается на 20 долл. из каждых 100 долл. прироста расходов на исследования, тем самым стимулируя эффективное финансирование частным сектором, в т.ч. фундаментальных исследований5. Из федерального бюджета США осуществляется финансирование научных исследований в университетах, которые превращаются в национальные центры долгосрочных стратегических фундаментальных и технологических исследований. Этому способствует развитие системы непрерывной подготовки кадров, начиная со школьного образования. В тесном контакте с Университетами проводятся исследования в 700 Федеральных научных лабораториях и научно-исследовательских центрах, которые обладают уникальным оборудованием и передовыми технологиями. Особое место в системе финансирования научных исследований занимают гранты, расширяющие возможности участие в инновационной деятельности талантливой молодежи. Выделение грантов можно сравнить с точечным финансированием новой тематики, исследования по которой в случае низкой результативности могут быть легко прекращены. Такая форма финансирования позволяет постоянно искать новые направления для исследований. За последнее пятилетие в России начала формироваться система финансирования инновационных проектов. Так, с участием Российской венчурной компании с капиталом в 15 млрд. руб. было создано шесть венчурных фондов. Государственная компания «Роснано» в 2009г. уже выделила более 4 млн. руб. для финансирования ряда инновационных проектов. С помощью Минэкономразвития были запущены и развиваются программы создания региональных государственно-частных венчурных фондов и технопарков с общим объемом средств - порядка 6,7 млрд. руб.6. Приняты крайне важные для развития инновационного бизнеса законы «О передаче прав на единые технологии» и «О патентных поверенных». Сформировалась тенденция роста объемов и повышения удельного веса экспорта наукоемких видов услуг, таких как услуги космического транспорта, телекоммуникационные услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, услуги в области исследований и разработок. Совокупное приращение их экспорта за 2003-2006гг. составило 2,3 млрд. долл. (или свыше 13% всего повышения доходов по услугам за соответствующий период)7. Вместе с тем, как подчеркивают эксперты Национального содружества бизнес-ангелов, существует несбалансированность в стимулировании инновационной деятельности. В первую очередь ускоренно финансируется венчурная сфера, ориентированная в основном на сформировавшиеся малые инновационные предприятия с уже законченными НИОКР, налаженными производствами готовой продукции и рынками сбыта. Предполагается, чтобы получить старт-ап, представляющий коммерческий интерес для венчурных фондов, необходимо профинансировать 10 «посевных» проектов. Учитывая, что объем финансирования «посевного» проекта в среднем составляет 10 млн. руб., то совокупный объем инвестиций должен составлять 100 млн. руб.8. Дальнейшее выстраивание в России системы финансирования инновационного развития экономики и экспорта наукоемкой продукции происходит в условиях мирового финансового кризиса и циклического спада в экономике. Как правило, в кризисных условиях постоянно сокращается число вновь создаваемых малых инновационных компаний, а те, что уже достигли существенных результатов, перестают расти. Кроме того происходит обесценение уже выделенных инвестиций. Переход на инновационное развитие экономики России и формирование условий для эффективной работы предпринимательства в условиях мирового финансового кризиса является фактически единственным способом обеспечения устойчивого и интенсивного экономического роста. В этих целях, по оценкам Министерства экономического развития России, необходимо осуществить структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного информационного сектора (в состав этого сектора включены высокотехнологичные отрасли промышленности и социальной сферы, осуществляющие инвестиции в человеческий капитал, такие как наука и научное обслуживание, образование). Его доля в ВВП в ходе намеченных реформ должна возрасти с 8.6% ВВП сегодня до 16.2% в 2015г.9. Все более важными факторами перехода на инновационный путь развития национального бизнеса наряду с социально-политической стабильностью, являются гарантии отсутствия серьезных экономических спадов и валютно-финансовых кризисов, поддержание стабильности банковской системы, выполнение бюджетных, налоговых обязательства. Построение мощной финансовой системы, предполагает увеличение капитализации российских банков, совершенствование деятельности фондовых и товарных бирж, упрощение налогового законодательства в сфере инвестиций, в т.ч. и на рынке ценных бумаг. Таким образом, в настоящее время можно выделить две основные группы факторов сдерживающих деловую активность бизнеса по модернизации промышленности: инфраструктурные и экономические факторы. К числу последних относятся: высокий риск нарушения устойчивости экономического развития; недостаток собственных денежных средств; низкий платежеспособный спрос на новые продукты, при высокой стоимости нововведений; длительные сроки их амортизации. К инфраструктурным факторам - недостаточность правовой базы и неразвитость инновационной инфраструктуры, включающей недостаток информации о новых технологиях и рынках сбыта; ограниченные возможности для кооперации с другими предприятиями и научными организациями; Очевидно, что многие отрасли не могут поддержать инновационный процесс в силу ограниченности финансовых ресурсов. В то же время у них не всегда есть возможность получить банковский кредит, поскольку инновационное производство зачастую носит венчурный характер и банки не готовы рисковать, выдавая кредиты на инновационные проекты и не имея возможности ограничить свои риски. Особое место среди внешнеэкономических факторов деятельности отечественных и иностранных предпринимателей в российской экономике принадлежит валютному фактору, включая стабильность динамики курса национальной валюты - рубля, возможность заимствования международных кредитных и финансовых рынках. В этом же направлении должно действовать введение полной конвертируемости рубля первого июля 2006г. Переход к полной конвертируемости российской валюты формально снял ограничения для обмена ее на иностранную валюту как по текущим, так и по капитальным операциям платежного баланса. Однако реальная конвертируемость предполагается использование рубля в качестве валюты цены и валюты платежа в коммерческих контрактах, что должно быть экономически подкреплено степенью участия страны в мирохозяйственных связях. Как показывает международная практика, будучи даже свободно конвертируемой валюта не всегда может участвовать в обслуживании международных экономических отношений страны-эмитента, поскольку на неё предъявляется ограниченный спрос, как правило, только со стороны участников внутреннего валютного рынка. А спрос со стороны экономических партнеров может быть незначительным, поскольку в операциях с внешнеторговыми партнерами им необходима высоко ликвидная иностранная валюта, позволяющая минимизировать конверсионные издержки. Вместе с тем, международной практике также известно, что не всегда странам, валюты которых имели статус мировых денег и резервных, удается сохранить их роль на мировом валютном рынке. Так, например, английский фунт стерлингов утратил статус мировых денег и разделил статус резервности к концу 60-х годов ХХ века, с долларом США, маркой ФРГ, японской иеной. В результате эволюции мирового валютного рынка и развития международных экономических отношений в условиях глобализации экономики в качестве валюты цены и валюты платежа используется преимущество доллар США, что подтверждается степенью его использования в международном обороте. Ежедневно с долларом США совершается 88,7% конверсионных операции мирового валютного рынка (совокупный среднедневной объем валютообменных операций в мире составляет 200%) с валютами промышленно развитых стран. Несмотря на снижение доли доллара в обороте мирового рынка за 2001 - 2007гг. с 90,3% до 86,3%, тем не менее, его ведущее место в международных расчетах поддерживается значительной долей американского валютного рынка в общем объеме операций мирового валютного рынка. В существенной степени это обусловлено тем, что на биржевые товары (нефть, металлы, лес и др.) цены традиционно устанавливаются в одной валюте - долларе США, который зачастую используется и в качестве валюты платежа во внешнеторговых контрактах. Что касается российского рубля, то введение его полной конвертируемости, пока не привело к широкому его использованию в международном платежном обороте участниками международных валютных операций. Хотя возможности для использования рубля в расчетах между странами, участницами союзного государства России и Белоруссии имеются, но необходима политическая воля этих стран и продолжение работы в этом направлении. На фоне роста совокупного объема операций на мировом валютном рынке за последние три года доля конверсионных операций с рублем в среднедневном обороте глобального валютного рынка почти удвоилась с 0,7% в 2004г. до 1,3% мирового валютного рынка достигнув 50 млрд. долл. в 2008г.10. Примером признания рубля мировым сообществом стала торговля срочными рублевыми контрактами (фьючерсами) на Чикагской товарной бирже с апреля 1998г. и 12 сентября 2008г. акциями рублевых биржевых фондов на Осакской бирже в Японии. Это дает возможность нерезидентам страховать валютные риски при осуществлении операций на российском валютном рынке и получать доход от процентной прибыли, которая сопоставима с доходом от инвестирования в государственные облигации, номинированные в национальной или иностранной валюте. В то же время валютные спекулянты получили возможность в некоторой степени влиять на курс рубля. Можно предположить, что увеличение объема операций с рублем на международном валютном рынке в последние три года связано с ростом цен на энергоносители и отражает увеличение объема операций нерезидентов по страхованию валютных рисков на фоне стремительного роста цен на нефть летом 2008г.. Несмотря на финансовый кризис основным источников доход федерального бюджета, начиная со второй половины 2009г. продолжает оставаться валютная выручка от реализации энергоносителей. Из 663 млрд. руб. апрельских доходов 2010г. 41 % поступлений пришелся на нефтегазовый сектор, т.е. 272 млрд. руб., а на прочие источники - 391 млрд. долл.11. Независимо от формального статуса конвертируемой валюты важным условием для расширения использования рубля в международном обороте является поддержание его устойчивого курса и роста доверия к нему отечественных и иностранных хозяйствующих субъектов. Пока в России сохраняется тесная зависимость между механизмом поддержания курса рубля и объемом валютной выручки экспортеров, существует возможность сокращения валютных резервов, которые сейчас обеспечивают стабильность рубля. Решение этой задачи осложняется в период кризиса на мировом финансовом рынке, поскольку усиливается отток капитала. Так, за сентябрь - октябрь 2008г. с учетом положительного сальдо по текущим операциям чистый отток капитала составил примерно 30 млрд. долл. Конечно это не сопоставимо с объемом утечки частного капитала за кризисный третий квартал 1998г., которая достигла более 90 млрд.долл., но следует учитывать и скорость вывода денег из российской экономики и существенное сокращение ликвидности. Единственным источником поддержания стабильного курса рубля являются официальные валютные резервы, размер которых должен своевременно пополняться. А пока этот процесс слишком сильно зависит от высоких цен на рынке энергоносителей. Следовательно, необходимо расширить другие значительные по объему источники поступления валюты и существенно совершенствовать структуру экспорта и сокращать импорт той продукции, которая могла бы производиться российскими предприятиями. Одновременно целесообразно диверсифицировать структуру валютного портфеля официальных золотовалютных резервов России, размер которых с учетом монетарного золота с 1 января 2006г. со 182,2 млрд. долл. увеличился в августе 2008г. уже до 597,5 млрд. долл., но в ходе валютно-финансового кризиса сократились и в апреле 2010г. составили 460 млрд. долл. Такой существенный рост российских золотовалютных резервов стал возможен в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на рынке энергоносителей за указанный период и в соответствии с международной практикой считается вполне достаточным для обеспечения бескризисного состояния платежного баланса в среднесрочной перспективе. В то же время, учитывая все большее инфицирование российской экономики кризисными явлениями, охватывающими все большее число стран, необходимо при определении достаточного объема официальных золотовалютных резервов учитывать необходимость выплаты по кредитам и платежи по внешнему государственному долгу. Известно, что до конца года российские корпорации должны выплатить по внешним заимствованиям около 40 млрд. долл. Кроме этого, очень важное значение имеет не просто достаточность российских официальных резервов, а эффективное управление ими. По данным Банка международных расчетов, Россия является второй по объемам вложений в казначейские обязательства ФРС среди стран-экспортеров нефти. На первом месте находятся страны ОПЕК, а на третьем месте - Норвегия12. Неустойчивость курса доллара в последнее время стала причиной сокращения долларовых накоплений в 2006г. такими странами как центральные банки Италии, Швеции и ОАЭ, а в мае 2007г. Кувейт, а позднее Сирия отказались от использования только доллара для привязки своих валют и стали использовать корзину валют. Укрепление международного статуса российской валюты и конкурентоспособной институциональной структуры валютно-финансового рынка, во многом зависит от уровня капитализации российских банков. Несмотря на бурный рост капитала и активов в докризисный период, по такой важной характеристике как уровень капитализации, они не могут конкурировать с зарубежными кредитными институтами. Совокупная капитализация всех российских банков почти в 2 раза меньше рыночной капитализации иностранного банка, входящего в десятку крупнейших банков мира. Среди внешнеэкономических факторов, влияющих на международную конкурентоспособность России, следует выделить наращивание присутствия иностранных банков в российской банковской системе. Действующий в России подход к регистрации и лицензированию кредитных организаций с иностранным участием в условиях ее присоединения к ВТО пока сдерживает экспансию иностранных банков, разрешая открывать на российской территории только дочерние банки. С одной стороны, «дочки» иностранных банков и сами иностранные банки составляют конкуренцию российским, тем самым препятствуют образованию «застойных» процессов в банковском секторе, заставляя российские банки активнее развиваться, реинвестировать прибыль, перенимать зарубежный опыт и обеспечивать более гибкий спектр банковских продуктов и услуг. С другой стороны, усиление конкуренции со стороны иностранных банков повлияло на темпы роста активов российского банковского сектора. В 2007-2008 гг. наметилась тенденция увеличения присутствия на российском валютно-финансовом рынке иностранных банков за счет слияния и покупки российских банковских институтов. Так, если на 1 января 2007г. было зарегистрировано 153 кредитных организации с иностранным участием, то на 1 марта 2010г. их число увеличилось до 227 банков, из которых со 100% участием в уставном капитале 80 банков, а свыше 50% - 25банков 13. Доля капитала нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале российских банков в 2010г. возросла до 31,25% против 15,9 % на 1 января 2007г.. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что доля иностранных банков в России пока ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы, где их доля достигает в среднем 60%. В то же время, несмотря на то, что российские банки постоянно совершенствуют свои услуги, предоставляемые клиентам, наиболее крупные представители российского бизнеса стремятся стать клиентами крупных иностранных банков. В соответствии с законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 18.07.2005г. № 90-ФЗ любое российское предприятие-экспортер может открывать счета и вести свои расчеты через любой как российский, так и иностранный банк14. Это позволяет крупным российским предприятиям, лидирующим в различных рейтингах проводить свои валютные и расчетно-платежные операции через иностранные банки. Что, по сути, снижает возможности роста российской банковской системы и сокращает объем валютной ликвидности российских банков. Таким образом, без совершенствования валютно-финансовых условий участия России в международных экономических отношениях невозможна эффективная модернизация и повышение конкурентоспособности российской экономики. В.П. Оболенский, доктор экономических наук,

Для цитирования:


Статья Р. ежегодная научно-практическая межвузовская конференция по проблемам конкурентоспособности России в мировой экономике. Вестник МГИМО-Университета. 2010;(3(12)):117-163.

Просмотров: 23


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)