Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЦИПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ И ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Полный текст:

Аннотация

Современная обстановка, характеризующаяся процессами либерализации, глобализации, сокращения военных потенциалов, привела к быстрому увеличению числа частных военных и охранных предприятий (ЧВОП). В связи с этим возник вопрос о законности их деятельности с точки зрения международного права. В статье рассматриваются текущее состояние и перспективы международно-правового регулирования индустрии ЧВОП, роли и месте России в его формировании.
The current situation, which can be characterized by the processes of liberalization, globalization and reduction of defense budgets, resulted in a rapid growth of the number of private military and security companies (PMSС). In this connection, a question arose of legitimacy of their activities from the point of view of international law. The article considers the current status and the prospects of international legal regulation of the PMSC sector and, the role and place of Russia in its formation.

Об авторе

А. Г. Волеводз
МГИМО (У) МИД РФ
Россия


Список литературы

1. Термин приватизация (от лат. privatus - частный) означает передачу государственного или муниципального имущества за плату или безвозмездно в собственность частных лиц или организаций. В контексте рассматриваемой темы он применяется для обозначения перехода к частным юридическим и/или физическим лицам функций, ранее традиционно реализуемых государством в сфере обороны и безопасности.

2. Рогоза С.Л., Ачкасов Н.Б. Засекреченные войны 1950-2000 гг. - М., 2001. - С. 12.

3. Вступила в силу 20.10.01 г., когда на хранение Генеральному секретарю ООН было передано 22 документа о ее ратификации или присоединении. В соответствие с Конвенцией вербовка, использование, финансирование и обучение наемников признаются преступлениями международного характера, за которые государства-участники в национальном законодательстве предусматривают соответствующие наказания. Подписана 40 (Ангола, Азербайджан, Барбадос, Беларусь, Бельгия, Камерун, Конго, Коста-Рика, Хорватия, Куба, Кипр, Демократическая Республика Конго, Грузия, Германия, Гвинея, Италия, Либерия, Ливийская Арабская Джамахирия, Мальдивские Острова, Мали, Мавритания, Молдова, Черногория, Марокко, Новая Зеландия, Нигерия, Перу, Польша, Катар, Румыния, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сейшельские Острова, Суринам, Того, Туркменистан, Украина, Уругвай, Узбекистан), ратифицирована 30 (из подписавших не ратифицировали Ангола, Германия, Демократическая Республика Конго, Конго, Марокко, Нигерия, Польша, Румыния, Сербия и Черногория) государствами.

4. См.: Егоров Д.А. СНГ и «солдаты удачи» [Электронный ресурс] // Военный дипломат, 2003. - Электронные данные (1 файл). - http://www.cis.minsk.by/Russian/atc/06_02_2004/terror1.htm. - 02.01.2009.

5. См.: Документы ООН А/45/488, 24 September 1990; A/46/459, 23 September 1991; A/48/385, 23 September 1993; A/49/362, 6 September 1994; A/50/390, 29 August 1995; A/51/392, 23 September 1996; A/52/495, 16 October 1997; A/54/326, 7 September 1999; A/55/334, 30 August 2000; A/56/224, 27 July 2001; A/57/178, 2 July 2002; A/58/115, 2 July 2003; A/59/191, 30 July 2004; A/60/263, 17 August 2005.

6. Понятие «частные военные и охранные предприятия (ЧВОП)» является прямым переводом с английского языка «private military and security companies (PMSC)» и означает негосударственное юридическое лицо, которое осуществляя предпринимательскую деятельность, предоставляет на возмездной (как правило договорной или контрактной) основе военные и/или охранные услуги физическим и/или юридическим лицам. В отечественной публицистике и научной литературе отсутствует терминологическое единство, в связи с чем, порой, они упоминаются, как «частные военные и охранные компании», «частные военные компании», «частные военно-охранные компании» и т.п. В отечественном праве термин «компания» не применяется, в связи с чем автор полагает необходимым употребление более юридически корректного понятия «частные военные и охранные предприятия».

7. Deborah Avant, "The Privatization of Security and Change in the Control of Force," International Studies Perspectives 5. - Р. 153-157.

8. S. Fairnau "Cutting Cost, Bending Rules and a Trail of Broken Lives", Washington Post, 29 July 2007.

9. United States Government Accountability Office 2006 report; J. Scahill, "A very private army", The Guardian, 1 August 2007.

10. M. Caparini, "Regulation of PSCs: Legal and Policy Challenges".

11. P.W. Singer, "Outsourcing War", Foreign Affairs, March 2005.

12. Swisspeace, "The Impact of Private Military and Security Companies on the Local Population in Post-Conflict Countries. A Comparative Study for Afghanistan and Angola", Bern, 2007 (draft and forthcoming report, on hold with the authors).

13. Документ ООН A/HRC/7/7, 9 January 2008. - Пункты 29 - 31.

14. Храмчихин А.А. Почему востребованы универсальные солдаты / А.А. Храмчихин // Независимое военное обозрение, 22.01.2010.

15. Документ ООН A/60/263, 17 August 2005. - Пункты 46, 47, 49.

16. Об этом См.:Ottavio Quirico. National Regulatory Models for PMSCs and Implications for Future International Regulation. - EUI Working Papers, MWP 2009/25.

17. Montreux document on pertinent international legal obligations and good practices for states related to operations of private military and security companies during armed conflict. Montreux, 17 September 2008 [Electronic resourse] / Swiss Initiative, in Cooperation with the International Committee of the Red Cross, on Private Military and Security Companies. - Electronic data (1 file). - http://www.eda.admin.ch/psc. - 04.03.2010 или Документ ООН A/63/467-S/2008/636, 6 October 2008.

18. Global Code of Conduct for Respect of Human Rights and International Humanitarian Law. Draft for Consultation as of 7 January 2010. - Архив автора.

19. N.Rosemann, Code of Conduct: Tool for Self-Regulation for PMSCs, Geneva Centre for the Democratic Control of Armed Forces - Occasional Paper n.15(2008), at 21-22. 20Larry Cox, Executive Director, Amnesty International USA; 2006 AI report.

20. Комиссия по правам человека: Доклад о работе шестьдесят первой сессии (14 марта - 22 апреля 2005 года) / Проект резолюции и проекты решений, рекомендованные для принятия Экономическим и Социальным Советом, и резолюции и решения, принятые Комиссией на ее шестьдесят первой сессии. - Документ ООН E/2005/23 (Part I) - E/CN.4/2005/134 (Part I). - С. 10, 30.

21. Документ ООН А/61/341, 13 September 2006. - Пункты 65 - 66.

22. Документ ООН А/62/301, 24 August 2007. Пункты 68 - 69.

23. Резолюция ГА ООН 62/145 от 18 декабря 2007 г. «Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение». - Документ ООН A/RES/62/145, 4 March 2008.

24. Документ ООН A/HRC/7/L.11/Add.1, 28 March 2008.

25. Документы ООН A/HRC/7/7, 9 January 2008; A/HRC/7/7/Add.2, 4 February 2008; A/HRC/7/7/Add.3, 8 January 2008; A/HRC/7/7/Add.4, 4 February 2008; A/HRC/7/7/Add.5, 5 March 2008 и др.. 27Документ ООН A/63/325, 25 August 2008. - Пункт 90. 28 С проектом Конвенции можно ознакомиться на Информационном портале МГИМО(У) МИД РФ. Режим доступа: http://www.mgimo.ru/study/faculty/mp/kugolov/news/n121629.phtml. - 09.03.2010. 29 Ведомости Советов народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 23.04.1992. - № 17. - Ст. 888.

26. Указ Президента РФ от 15.09.2008 № 1359.


Для цитирования:


Волеводз А.Г. ПРОБЛЕМЫ, ПРИНЦИПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ И ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ. Вестник МГИМО-Университета. 2010;(3(12)):78-88.

Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)