Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как постгендера

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются психологические аспекты андрогинной, двойственной природы человека, побуждающей к гармонизации отношений в социуме, к взаимодействию феминного и маскулинного. Дифференцируются понятия андрогина, андрогинности и андрогинизации, соответствующие культурным и социально-политическим условиям традиционного общества, общества модерна и постмодерна. Исследуются истоки и развитие феномена андрогина, в античной мифологии, религиозной философии средневековья, в философско-литературном творчестве Нового времени, в современной психологической науке и практике. Автор приходит к выводу о существовании двух видов психологической андрогинности: символической и реальной. Реальная андрогинность, став предметом специального психологического исследования (и положив начало процессу исчезновения символической), стала рассматриваться как важная личностная особенность и преимущество человека. Анализируется трансформация самого понятия андрогина: от андрогина как первочеловека, к божественному, ритуальному, психологическому и, наконец, андрогину как «постгендеру». В статье приводятся данные проектного исследования «Психологический пол в социокультурном измерении», выполненного в рамках учебной социологической лаборатории факультета международной журналистики МГИМО(V).

Об авторе

Е. Э. Шишлова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1974, vol. 42, no. 2, pp.155-62.

2. Бальзак О. Серафита. М.: Энигма, 1996. 288 с.

3. Бем С. 1974. Диагностика психологического пола. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// sekretiki7ya.ru/uznay-svoy-gender, дата обращения: 20.11.2013 г.

4. Бердяев Н. Из этюдов о Якове Беме. Этюд II. Учение о Софии и андрогине. Я. Беме и русские софиологические течения // Путь, 1930 (апрель), № 21, с. 34-62.

5. Бердяев Н. Эрос и личность: Философия пола и любви. М.: Азбука, 2012. 224 с.

6. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на Западное в произведениях Иоанна Скотта Эригены. М.: Мартис, 1998. 446с.

7. Введение в гендерные исследования: учебное пособие / под ред. И.В. Костиковой. М., Аспект Пресс, 2005. 235 с.

8. Ерошенко Т.И. Биполярность и целостность мужского и женского как универсальная проблема человека. Автореф. дис. докт. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 48 с.

9. Платон. Пир // Соч. в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 98-102.

10. Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. м., ТПО «Фабула», 1991. 448 с.

11. Шлегель Ф. К Доротее // Эстетика. Философия. Критика. Соч. в 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1983. 48O с.

12. Элиаде М. Мефистофель и андрогин, или тайна целостности. СПб.: Алетейя, 1998. C. 124-2O5.

13. Юнг К.Г. Анима и Анимус // Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. C. 253-274.


Для цитирования:


Шишлова Е.Э. Психологическая и философская рефлексия феномена андрогина как постгендера. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(1(34)):244-253.

For citation:


Shishlova E. Phenomenon of androgyne as «post-gender»: psychological and philosophical analysis. MGIMO Review of International Relations. 2014;(1(34)):244-253. (In Russ.)

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)