Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Социальная ответственность российского бизнеса: стратегии и инновации

Полный текст:

Аннотация

В данной статье анализируются социальные практики крупных российских корпораций, условия построения ими социальных стратегий. Неоднозначная трактовка корпоративной социальной ответственности (КСО) субъектами взаимодействия в системе «бизнес-общество-государство», большой спектр экономических, социальных, культурных проблем, которые необходимо учитывать корпорациям при принятии бизнес-решений, является почвой для конфликта интересов и ограничивает возможности развития бизнеса. Новые тренды в практике КСО российских корпораций касаются изменения характера и сущности их социальной деятельности, что отражает более адекватный уровень рефлексивности бизнес-сообществом требований изменившегося социума. Выявлена динамика в подходе российских корпораций к выбору сфер приложения социальных инвестиций, изменение мотивации социально-ответственного поведения и форм взаимодействия с органами власти, общественными группами и движениями. Наиболее эффективной с точки зрения бизнеса моделью взаимодействия бизнеса и государства является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Крупные корпорации начинают выступать инициаторами диалога и партнёрского взаимодействия с представителями органов власти и местных сообществ, появляются социальные инновации, инициированные бизнес-сообществом и направленные на повышение эффективности социальных инвестиций, развитие социального партнёрства и социального предпринимательства.

Об авторе

Г. Н. Ильина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Bowen H.R. Social responsibilities of the businessman. N.Y.: Harper & Row, 1953.

2. Благов Ю.Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2011. Вып.1. С.3 -27.

3. Корпоративные практики социальной направленности. Сборник социальных программ / Е. Феоктистова, Г.Копылова, А.Тополев-Солдунов / под ред. А. Шохина, Ф. Прокопова, Е. Феоктистовой. РСПП, Москва, 2009. 248 с.

4. Доклад о социальных инвестициях в России 2004 : Роль бизнеса в общественном развитии / под ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004. 80с. Доклад о социальных инвестициях в России - 2008 / Ю.Е. Благов и др. / Под общей ред. Ю.Е. Благова, С.Е. Литовченко, Е.А. Ивановой. М.: Ассоциация менеджеров, 2008. 92 с.

5. Галушкин С.В., Загидуллин Ж.К., Флямер М.Г. Бизнес и общество: корпоративная интеграция // Корпоральность и развитие. Сборник трудов по философии корпоративного развития / Под ред. О.Б. Алексеева и О.И. Генисаретского. Вып. 2. М.: Издательство «Европа», 2007. С. 126.

6. Bassen A., Holz H., Meyer K., Schlange J., Zamostny A. The Influence of Corporate Responsibility on the Cost of Capital//Working paper. 2006. http://www.dsw-info.de/uploads/media/Bassen.pdf

7. Власть и бизнес/Исследовательский центр Юрия Левады/http://www.levada.ru/category/rubrikator-oprosov/gosudarstvennye-instituty/vlast-i-biznes

8. Неэквивалентный обмен: социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом. / Исследование ВЦИОМ / Пресс-выпуск № 1516. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13587

9. Канадский эксперт: CSR-light скоро не будет: интервью с Полом Кляйном, http://delo.ua/business/ kanadskij-ekspert-csr-light-skoro-ne-budet-182750/

10. Сайт Социальная ответственность бизнеса, http://www.soc-otvet.ru/

11. Сайт Социальная ответственность бизнеса, http://www.soc-otvet.ru/

12. Ильина Г.Н. Социальные функции современного российского менеджмента // Вестник ВолгГАСУ. Вып. 7 (19) Гуманитарные науки. Волгоград:ВолгГАСУ. 2006.

13. Доклад о социальных инвестициях в России 2004 :Роль бизнеса в общественном развитии. / под общей ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

14. Благов Ю. Е., Иванова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада о социальных инвестициях // Российский журнал менеджмента. Том 7. № 1. 2009. С. 14.

15. Балацкий Е.Ф. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы // Капитал страны: Федеральное интернет-издание, http://kapital-rus.ru/articles/article/179654

16. Галушкин С.В., Загидуллин Ж.К., Флямер М.Г. Бизнес и общество: корпоративная интеграция // Корпоральность и развитие. Сборник трудов по философии корпоративного развития / под ред. О.Б. Алексеева и О.И. Генисаретского. Вып. 2. М.: Издательство «Европа», 2007. С. 12.

17. Доклад о социальных инвестициях в России 2004 : Роль бизнеса в общественном развитии / под общей ред. С.Е. Литовченко. М.: Ассоциация менеджеров, 2004.

18. Круглый стол «Устойчивое развитие и инвестиции в конкурентные нематериальные активы: как это работает на бизнес-преимущества» // Устойчивый бизнес, 2012. № 1. С.6. http://www.csrjournal.com/ sustainable-business.html

19. Соглашения о сотрудничестве с органами государственной власти. Официальный сайт РСПП. http:// rspp.ru/simplepage/464

20. Годовой отчёт 2011 год. Сайт ОАО ТМК. http://report2011.tmk-group.com/reports/tmk/annual/2011/ gb/Russian/5010.html

21. Отчёт в области устойчивого развития ОАО «Газпром нефть» за 2011 год. http://www.gazprom-neft. ru/social

22. Мода на добро. Вагит Алекперов: социальное предпринимательство в России набирает популярность // Российская газета выпуск № 6197 (221) от 3 октября 2013 г. http://www.rg.ru/2013/10/03/alekperov.html

23. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проспект, 2003. C. 70-73.


Для цитирования:


Ильина Г.Н. Социальная ответственность российского бизнеса: стратегии и инновации. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(1(34)):216-224.

For citation:


Illina G.N. Social Responsibility of Business: Strategy and Innovations. MGIMO Review of International Relations. 2014;(1(34)):216-224. (In Russ.)

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)