Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

К диагностике диссертационного скандала в научно-образовательном сообществе

Полный текст:

Аннотация

События, которые произошли в 2013 г. в результате присвоения учёных степеней вопреки существующим правовым нормам, приобрели характер скандала. По мнению автора статьи, диссертационный скандал позволил глубже понять сущность процессов, характерных не только для научно-образовательного сообщества, но и для всей социогуманитарной сферы российского общества. Скандал, затронувший интересы многих депутатов Государственной Думы, руководителей нескольких субъектов Российской Федерации и высокопоставленных государственных чиновников, привлек внимание как высших руководителей страны, так и самой широкой общественности. Он обнажил многие недостатки существующих сегодня подходов к определению уровня квалификации членов научно-образовательного сообщества, жизнеспособности и успешности вузов, вскрыл реальные проблемы, препятствующие успешному развитию отечественной науки и высшей школы. Диссертационный скандал продемонстрировал ценности, реально определяющие состояние социально-гуманитарной сферы российского общества, отношения внутри научно-образовательного сообщества и результаты происходящего реформирования его деятельности. Анализируя ситуацию в отечественной науке, проблемы, характерные для российского научно-образовательного сообщества, масштаб и суть которых стали явными благодаря диссертационному скандалу, автор не ограничивается выводом о том, что этот скандал имеет глубокие социокультурные основания. Его причины не сводятся ни к последствиям «тяжёлого наследия советского прошлого», ни к неэффективности унаследованных от него форм организации науки и образования. Не отрицая влияния всего этого, следует признать: насаждение, принудительное заимствование отечественной наукой всё ещё чуждых ей норм и принципов, обещая её выдвижение в число передовых в будущем, сегодня оборачивается традиционным для нас стремлением выйти вперёд по «спущенным сверху» показателям.

Об авторе

Д. М. Фельдман
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Семиотика скандала: сборник. Париж-Москва: Издательство "Европа1, 2008. 584 с.

2. Скандал как форма коммуникации: сб.научных статей. М.: Изд-во СГУ, 2012 246 с.

3. Дмитриев А. Аксиология научного скандала // Власть. 2013. №6. С.21-25.

4. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1997. С.29.

5. Simmel G. Conflict. Free Press. 1955, P.17-18.

6. Coser L.A. The functions of Social Conflict. Free Press. 1956. Перевод на русский этой работы см.: Козер Л.А. Функции социального конфликта // Американская социологическая мысль. М.: Изд. Международного ун-та Бизнеса и Управления, 1996. С.542-556.

7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1955. 670 c.

8. Фельдман Д.М. Российская политическая наука о международных отношениях: стиль и методы познавательной деятельности. [Электронный ресурс] // Российский совет по международным делам (РСМД). 2013. 26 апреля 2013 г. Режим доступа http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1767#top, (дата обращения: 01.12.2013).

9. Строгецкая Е. Об использовании критерия эффективности деятельности современных российских университетов // Власть. 2013. №10. С.113.

10. Харкевич М.В. Глобализация и высшее образование: возможности для России // Вестник МГИМО-Университета. 2012. №6 (27). С.273.

11. Аватков В.А., Касаткин П.И. Высшее образование в Турции и Болонский процесс // Вестник МГИМО-Университет. 2012. №6. С.277-281.

12. Terenzini P. T., Pascarella E. T. Living with myths: Undergraduate education in America // College Student Affairs Administration / E. J. Whitt (Ed.) Needham Heights: Simon & Schuster Custom Publishing, 1994. P. 173-179.

13. Как платят профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / Под ред. Ф.Альтбаха, Л.Райсберг, М.Юдкевич, Г.Андрущака, И. Паченко. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. 439 с.

14. Яницкий О. Протестное движение 2011-2012 гг.: некоторые итоги // Власть. 2013. №2. С.17.

15. Фундаментальная наука в XXI веке // Вопросы философии. 2008. №5. С.58-71.

16. Месяц Г.А. Диагностика скандала вокруг Академии [Электронный ресурс] // Независимая газета. 02 октября 2013 г. Режим доступа http://www.ng.ru/science/2013-10-02/3_kartblansh.html, (дата обращения: 01.12.2013).


Для цитирования:


Фельдман Д.М. К диагностике диссертационного скандала в научно-образовательном сообществе. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(1(34)):208-215.

For citation:


Feldman D.M. Diagnosing the thesis scandal in academic community. MGIMO Review of International Relations. 2014;(1(34)):208-215. (In Russ.)

Просмотров: 91


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)