Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Влияние кризиса на протестантские конфессии в современной России

Полный текст:

Аннотация

Смена политической парадигмы после развала Советского Союза, тяжёлый экономический кризис и предоставление религиозной свободы способствовали стремлению широких слоёв российского населения, с одной стороны, определить для себя новые ценностные ориентиры, а с другой - компенсировать с помощью религии вызванные реформами и кризисом стрессы, страхи и неуверенность в завтрашнем дне. Это проявилось в беспрецедентном росте уровня религиозности в стране и непосредственно повлияло на динамику разнообразия религиозных организаций. За последние 20 лет сложилась вполне естественная для мозаичной культурной традиции и национального состава России конфессиональное распределение верующих, подавляющее число которых являются православными, далее по убыванию следуют мусульмане, протестанты, католики, буддисты, иудеи и последователи других религий. В то же время картина российской религиозности довольно противоречива, о которой принято судить как о высокой и в значительной степени православно ориентированной. Однако исследования часто говорят об обратном. Например, уровень религиозной практики православных россиян очень незначителен. На этом фоне протестантские конфессии в России отличаются высокой степенью вовлечённости прихожан во все виды религиозной практики в рамках своих религиозных сообществ, глубоким проникновением в догматы религии и стремлением к консолидации и повседневному взаимодействию. Протестанты - это наиболее плюралистичный и динамично развивающийся сегмент религиозного поля России. Исследования показывают, что за последние 20 лет в условиях доминирующего влияния православной церкви в российском обществе сформировалось протестантское сообщество, которое является экономически самостоятельным, социально организованным и одним из самых динамичных религиозных движений. По оценкам экспертов, несмотря на небольшую численность протестантских верующих, протестантские конфессии, если им удастся выработать эффективную модель внутренней консолидации, могут выступить в качестве социально и экономически активного религиозного меньшинства, способного оказать позитивное влияние на развитие страны и преодоление кризисных явлений.

Об авторе

И. Г. Каргина
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Арена. Атлас религий и национальностей Российской Федерации. М.: Исследовательская служба «Среда», 2012.

2. Верим ли мы в Бога? ВЦИОМ, Пресс-выпуск, 2010. № 1461.

3. ВЦИОМ, база данных «Архивариус», проекты 23 и 42: http://wciom.ru

4. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров/ под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В. Петухова. М.: «Весь Мир», 2011.

5. Зуев Ю.П. Российские католики и протестанты на «канонической территории» русской православной церкви: поиск modus vivendi // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2007. № 3.

6. Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы / Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. К. Каариайнена и Д. Е. Фурмана. СПб.: Летний сад, 2000.

7. Каргина И.Г. Российские протестанты в условиях религиозного плюрализма / Протестантизм как фактор формирования российской государственности и культуры. Антология / Сост., М. Ю. Смирнов. СПб.: РХГА, 2012.

8. Лункин Р. Атлас религий России. - http://religionip.ru, 18.01.2013.

9. Материалы научно-практической конференции «Протестантизм в России: традиции и тенденции современного развития», 25 ноября 2012 г.: Портал Credo.ru.

10. Мчедлов М.П., Нуруллаев А.А., Филимонов Э.П., Элбакян Е.С. Религия в Зеркале общественного мнения. // Социологические исследования. 1994. №5.

11. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социологические исследования. 2009. №12.

12. Религиозные объединения в современной России. Аналитическое обозрение. 1996. Вып. 4. Серия: «Социология».

13. Синелина Ю.Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования. 2006. № 11.

14. Тихонова Н.Е. Измерение социально-психологического состояния российского общества / Двадцать лет реформ глазами Россиян: опыт многолетних социологических замеров/ под ред. М.К. Горшкова. Р. Крумма, В.В. Петухова. М.: «Весь Мир». 2011.

15. Филатов С. Преодолеем ли предрассудки? // Свободная мысль. 1993. №3.

16. Barnes D., Kargina I., Elliot M. Protestants in the Former Soviet Union: What Survey Findings Reveal // East-West Church and Ministry Report. Vol. 10. № 1. Winter 2002.

17. Bruce S. The Pervasive World-View: Religion in Pre-Modern Britain // British Journal of Sociology, 1997, 48.

18. Davie G. Europe. The Exceptional Case: Parameters of Faith in the Modern World, London: DLT, 2002.

19. Finke R. Pluralism as Outcome: The Ecology of Religious Resources, Suppliers, and Consumers // Interdisciplinary Journal of Research on Religion, 2009, #5.

20. Stark R., Bainbridge W. The Future of Religion. Berkeley, CA: University of California Press, 1985.


Для цитирования:


Каргина И.Г. Влияние кризиса на протестантские конфессии в современной России. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(1(34)):177-183.

For citation:


Kargina I.G. The Economic Crisis and the Protestant Congregations in the Contemporary Russia. MGIMO Review of International Relations. 2014;(1(34)):177-183. (In Russ.)

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)