Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Роль эмпатии в формировании профессиональной идентичности экономиста-международника

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-324-331

Аннотация

В современных условиях одним из магистральных направлений совершенствования системы преподавания иностранного языка в вузах с усиленным языковым компонентом, является профессионализация всех аспектов языковой подготовки, что подразумевает целенаправленное формирование системного набора профессионально значимых компетенций (как языковых, так и неязыковых) при одновременном становлении основ профессиональной идентичности будущих специалистов-международников. Профессиональная идентичность, понимаемая как отождествление личности с той или иной сферой профессиональной деятельности, является результатом длительного поиска своего профессионального призвания, её основы могут и должны закладываться ещё на студенческой скамье. Вхождение на ранних этапах жизни в профессию, когда эмоциональная окраска информации об избранной профессии играет определяющую роль, напрямую диктует необходимость исследовать возможности использования потенциала художественных текстов для формирования профессиональной идентичности студентов-международников. Художественный текст, предлагаемый в рамках курса домашнего чтения, является единственным текстовым ресурсом, способным вызвать эмоциональный отклик читателя-студента, чувство эмпатии. По мнению автора, эмпатия как фактор формирования профессиональной идентичности проявляется в готовности студентов анализировать и оценивать действия персонажей в профессиональной сфере, и, что самое главное, «проецировать» коллизии профессиональной жизни персонажей, описанные в книге, на себя, отождествляя или противопоставляя себя им как профессионалам. Важно, что работа над профессионально ориентированным литературным произведением обогащает читателя-студента опытом проживания профессионально значимых для него ситуаций. Такие знания о будущей профессии, заключает автор, скорее всего, надолго останутся в эмоциональной памяти студента, поскольку они прошли определённую «переработку» в его сознании и получили его нравственную и профессиональную оценку.

Об авторе

М. В. Гринева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Аристотель. Поэтика. / Пер. М. Л. Гаспарова. - Аристотель. Сочинения: В4-хт.Т.4. М.: Мысль, 1983

2. Басин Е.Я. Искусство и эмпатия. М., 2010

3. Басин Е.Я., Крутоус В.П. Философская эстетика и психология искусства: учебное пособие. М.: Гардарики., 2007.

4. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество (диалектика и заимообусловленность) // Художественное творчество и психология. Сборник. М.: Наука, 1991. С. 31-55.

5. Воевода Е.В. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной коммуникации // Среднее профессиональной образование. 2009. № 8. С. 14-17.

6. Воевода Е.В. Основные направления профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста-международника. М.: МГОУ, 2009.

7. Воевода Е.В. Профессиональная языковая подготовка студентов-международников: вопросы дидактики // Вестник МГИМО. 2013. № 1(28). С. 9-12.

8. Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб.; М., 1914.

9. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.

10. Гринева М.В. Пособие по домашнему чтению по роману Дж. Гришема «Фирма». [Электронный ресурс] / Режим доступа: mgimo.ru/study/faculty/meo/eng2/docs/119558/

11. Гринева М.В. Пособие по домашнему чтению по роману Дж.Мид «Хедхантер». [Электронный ресурс]/ Режим доступа: mgimo.ru/study/faculty/meo/eng2/docs/119558/

12. Гроос К. Введение в эстетику. Киев; Харьков, 1899.

13. Костикова Л.П. Формирование концептуальной картины профессиональной деятельности у студента-международника в процессе изучения иностранного языка // Вестник МГИМО. 2013. № 4 (31). С. 323-327

14. Краткий психологический словарь. Под редакцией А.В. Петровского. М.: Политиздат, 1985

15. Рид Т. Лекции об изящных искусствах//Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982

16. Смит А. Теория нравственных чувств. М., 1997

17. Торкунов А.В. Педагогика и подготовка специалистов-международников // Вестник МГИМО. 2013. № 1 (28). С.7-8

18. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001 г

19. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1996


Рецензия

Для цитирования:


Гринева М.В. Роль эмпатии в формировании профессиональной идентичности экономиста-международника. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(4(37)):324-331. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-324-331

For citation:


Grineva M.V. The Role of Empathy in Developing Professional Identity of would-be Economists in the home Reading Classroom. MGIMO Review of International Relations. 2014;(4(37)):324-331. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-324-331

Просмотров: 775


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)