Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Языковая подготовка студентов-иностранцев в поликультурной среде вуза

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-317-323

Аннотация

В статье рассматриваются особенности профессиональной языковой подготовки иностранных студентов в условиях поликультур- ной среды российского вуза, осуществляющего подготовку студентов по направлению «международные отношения». После исторического обзора подготовки иностранных граждан в вузах России автор рассматривает факторы, влияющие на выбор студентами из зарубежья вуза международного профиля. Далее автор анализирует специфику лингвосоциокультурной среды обучения иностранцев в МГИМО-Университете, подчёркивая, что она является многоязычной и поликультурной. Это обусловливает актуальность изучения качества профессиональной языковой подготовки студентов-иностранцев по направлению «международные отношения». Поскольку языком обучения в большинстве российских университетов является русский язык, а все студенты МГИМО обязаны изучать английский язык в качестве первого или второго иностранного языка, студенты-иностранцы проходят обучение в условиях, как минимум, триязы- чия и интерферирующего влияния нескольких культур. В статье отмечается, что в подобных условиях возникает необходимость формирования у будущих специалистов-международников ряда профессионально значимых компетенций: лингвистической, социокультурной, коммуникативной. Автор рассматривает педагогические технологии, которые являются наиболее эффективными для формирования вышеуказанных компетенций: проблемное обучение, кейс-анализ, ролевые и деловые игры. Особое внимание в статье уделяется месту и роли учебного перевода в курсе обучения английского языка, поскольку перевод представляет собой систему перекодирования с использованием двух разных языковых систем. Приэтом, переводя фразы с русского языка на английский язык, студент мысленно обращается к родному языку. Изучая как первый, так и последующие иностранные языки, студент-иностранец должен овладеть не только языковым материалом, но и системой ценностей иной культуры, готовя себя, таким образом, к предстоящей межкультурной коммуникации в профессиональном международном сообществе.

Об авторе

Т. А. Глебова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Арефьев А. Л., Шереги Ф. Э. Иностранные студенты в российских вузах. М.: Центр социологических исследований, 2014. - 228 стр. [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.socioprognoz.ru/files/ File/2014/full.pdf

2. Барут О. Лингвометодические основы создания учебных материалов го обучению турецких студентов деловому общению на русском языке (в сфере строительства). Автореферат диссерт. к.пед.н. М„ 2013. - 26 с

3. Воевода Е.В. Обучение иностранным языкам в контексте межкультурной коммуникации // Среднее профессиональное образование. 2009. № 8. С. 14-17

4. Воевода Е.В. Основные направления профессионально ориентированной языковой подготовки специалиста-международника. М: МГОУ, 2009. - 141с

5. Воевода Е.В. Подготовка специалистов-международников к межкультурной коммуникации // Научные исследования и разработки: Современная коммуникативистика. 2012. № 1(1). С. 26-31. с

6. Воевода Е.В. Контактные языки как лингвокультурная доминанта на постсоветском пространстве // Вестник МГИМО-Университета. 2012. № 6. С. 172-175

7. Гребенникова И.А. Педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов в российском вузе (на примере китайских студентов). Автореферат диссерт.... к.пед.н. М., 2010.-22 с

8. Касарова В.Г. Речевые ошибки иностранных студентов и их причины// Гуманитарные науки. Вып. 21. М., 2003. С. 118-123

9. Костикова Л.П. Преодоление культурного шока посредством освоения лингвосоциокультурной компетенции // Язык и социум: материалы VIII Международной научной конференции. В 2 частях. Часть II. - Минск, 2009. - С. 124-126

10. Стенина Н.С. Формирование профессиональной компетенции иностранных студентов, обучающихся в высших художественных учебных заведениях России. Автореферат диссерт. к.пед.н.М., 2007,- 20 с

11. Студенты-иностранцы в России: официальная статистика // Новгородский университет. - Июнь 2012, № (17) 920 [Электронный ресурс] Код доступа: http://www.novsu.ru/press/novuniver/ i.2526/?number=2005_10_04& artic!e=stran

12. Торкунов А.В. Профессионализм в политике и политологическое образование// Космополис. 1999. № 1. С. 6-10


Рецензия

Для цитирования:


Глебова Т.А. Языковая подготовка студентов-иностранцев в поликультурной среде вуза. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(4(37)):317-323. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-317-323

For citation:


Glebova T. Professional Language Training of International Students in the Multicultural Environment of University for International Relations. MGIMO Review of International Relations. 2014;(4(37)):317-323. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2014-4-37-317-323

Просмотров: 884


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)