Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной TOC \o "1-5" \h \z коммуникации

Полный текст:

Аннотация

Научная коммуникация(НК) - это движение научных идей от учёного через научное сообщество в массовое сознание. В настоящее время эта область исследований вызывает пристальный научный и практический интерес. Вместе с тем, приходится признать, что научная коммуникация страдает от отсутствия теоретических моделей, способных её интегрировать. Данная статья представляет собой попытку в какой-то степени восполнить этот пробел. В ней предлагается пятиступенчатая модель движения и трансформации научных идей от момента создания до их появления в видесоциальных мифов в массовом кино и литературе. В качестве элементов НК рассматриваются: этап учёного (генерация идеи); этап научного сообщества (продвижение идеи внутри научных кругов, оформление её по правилам парадигмы); этап заинтересованных групп (коммуникация учёных с государством и бизнесом, обучение будущих специалистов); этап популярной науки (продвижение научных идей в массовой культуре); этап художественного творчества (предметом коммуникации становится не знания, а миф о науке). Каждый этап научной коммуникации рассматривается как самоценная сфера бытия научных идей. Между всеми этапами происходит постоянный взаимообмен. Движение идей может осуществляться последовательно через все этапы. Однако возможна и независимая коммуникация между несмежными подразделами: от учёного к популярным изданиям, от художественных произведений к научному сообществу. Причём движение идей происходит как в направлении от научного сообщества к общественности, так и обратно. Это и создаёт условия для полноценной коммуникации и диалога, все участники которого - равноценные партнеры.

Об авторе

С. М. Медведева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1684. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111345

2. http://www.project2061 .org/publications/sfaa/

3. http://www.copusproject.org/

4. Bucchi M. Of deficit, deviations and dialog: theories of public communication of science/Handbook of Public communication of science and technology. N.Y., Routladge, 2008. p. 57-76

5. Investigating science communication in information age/ Holliman R. etc. (Eds). Oxford, Oxford univ. press, 2009.312 р

6. Communicating science: new agendas in communication/ Kahlor L.A., Stout P. (Eds.). N.Y., Routledge, 2010. 265 p

7. Gregory J., Miller S. Science in public. Communication, culture and credibility. Cambridge, Basic Books, 2000.304 p

8. Misunderstanding Science? The Public Reconstruction of Science and Technology/ Irwin A., B. Wynne (Eds). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996.240 p

9. Wynne B. Misunderstood Misunderstanding: Social Identities and Public Uptake of Science. Public Understanding of Science. 1992, № 1, p. 281-304

10. Einsiedel E.F. Public participation and dialog. /Handbook of Public communication of science and technology. N.Y. Routladge, 2008. p.173 -184

11. Challenging Futures of Science in Society: Emerging trends and cutting-edge issues/Report of the MASIS Expert Group setup by the European Commission, 2009.84 p

12. Russell H. Communicating science: professional, popular, literary. Cambridge, Cambridge univ. press, 2010. 350 p

13. Gibbons M., Limoges C, Nowotny H., Schwartzman S., Scott P.,Trow M.The New Production of Knowledge: The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. London etc., Sage Publications, 1994.95 p

14. Feuer L.S. Ideology and the ideologists. New York: Harper & Row. 1975.213р

15. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М., Правда, 1990.558 с

16. Флек Л. Возникновение и развитие научного факта. М., Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.220 с

17. Полани М. Личностное знание. М., Прогресс, 1995.344 с

18. Gross, A. The Rhetoric of Science. Cambridge MA, Harvard University Press. 1990ю 248 p

19. Юревич A.B. Социальная психология науки. СПб, Изд-во РХГИ, 2001.350 с

20. Etzkowitz H.TheTriple Helix: University-industry-government Innovation in Action. N.Y, Routledge, 2008. 164 p

21. Латур Б. Наука в действии. СПб, Из-во Европ. Унив. в СПб, 2013.414 с

22. Медведева С.М. Российская наука и государство: образ ученого в современном российском кино// Вестник МГИМО-Университета. 2014. №2 с. 184-192

23. Коннов В.И. Развитие системы высшего образования в России и за рубежом: теоретические ориентиры / Право и управление. XXI век. 2013. № 1. с. 28-36


Для цитирования:


Медведева С.М. От научного творчества к популяризации науки: теоретическая модель научной TOC \o "1-5" \h \z коммуникации. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(4(37)):278-286.

For citation:


Medvedeva S.M. From Scientific Innovation to Popularization of Science: a Theoretical Model TOC \o "1-5" \h \z of Science Communication. MGIMO Review of International Relations. 2014;(4(37)):278-286. (In Russ.)

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)