Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Международные отношения в СНГ: польская перспектива

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены главные проблемы международных отношений на постсоветском пространстве со времени распада СССР, воспринимаемые польскими политологами в качестве решающих для современной структуры отношений в данном регионе. Основным анализируемым экспертами объектом является внешняя политика России по отношению к странам СНГ, двусторонние отношения с Россией отдельных постсоветских стран и их внутренняя ситуация, а также процесс институционализации взаимодействия в рамках СНГ.

Об авторе

А. Ковальчук
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Аспирантка кафедры международных отношений и внешней политики России


Список литературы

1. Zięba R. Instytucjonalizacja bezpieczeństwa europejskiego. Koncepcje-struktury- funkcjonowanie. Fundacja Stosunków

2. Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 2004. c. 231.

3. Roczniki Strategiczne (польск.) — издаются с 1996 г. Фондом международных отношений при Институте международных

4. отношений Варшавского университета.

5. Kuźniar R. Rocznik Strategiczny 1995/1996. Fundacja Studiów Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 1996. c. 7.

6. Kaczmarski M. Rosja na rozdrożu. Wyd. Sprawy Polityczne. Warszawa 2006. c. 95.

7. Curanović A. Czynnik religijny w polityce zagranicznej Federacji Rosyjskiej. Wyd. UW. Warszawa 2010.

8. Там же. С. 232.

9. Там же.

10. Rocznik Strategiczny 2002/2003. Fundacja Studiów Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 2003. с. 234.

11. В 1996 году был подписан договор об интеграции России и Беларуси, в июне этого же года на специальном Кавказском сам-

12. мите была подписана декларация исключительно пропагандистского характера, так как она не улучшала многосторонние

13. отношения на практике.

14. Rocznik Strategiczny 1997/ 1998. Fundacja Studiów Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 1998. с. 150.

15. Только один конфликт на территории СНГ, в котором Россия была посредником, был урегулирован. Гражданская война в

16. Таджикистане имела характер войны за власть, а не за территорию, как в случае Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Кара-

17. баха и Приднестровья. Поэтому урегулировать данный конфликт было легче, так как вопрос заключался в установлении

18. политического компромисса между сторонами.

19. В 1999 г., после российской интервенции в грузинской долине Панкиси, было подписано российско-азербайджанское со-

20. глашение о сотрудничестве на акватории Каспийского моря.

21. Rocznik Strategiczny 2004/2005. Fundacja Studiów Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 2005. с. 196.

22. В 2006 г. Центральноазиатская Организация Сотрудничества включена в Евроазиатское Экономическое Сообщество.

23. После подавления организованных оппозицией волнений в Андижане, Вашингтон раскритиковал Ташкент за нарушения

24. прав человека, что повлекло за собой ограничения в американско-узбекском сотрудничестве и закрытие американской базы

25. в Карши-Ханабад. В 2005 г. Узбекистан вступил в Организацию Договора о коллективной безопасности и вышел из ГУАМ.

26. В 2006 г. он вступил в Евроазиатское Экономическое Сообщество (ОДКБ была создана в 2002 г. как институционализация

27. Ташкентского договора 1992).

28. В октябре 2003 г. в киргизской местности Кант была открыта российская военная база, а в октябре 2004 – российская военная

29. база на территории Таджикистна.

30. Rocznik Strategiczny 2006/2006. Fundacja Studiów Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 2006. с. 167.

31. Curanović A., Kardaś S. Polityka zagraniczna Federacji Rosyjskiej w okresie prezydentury Władimira Putina. Próba bilansu. Żurawia

32. Papers, zeszyt 12, Fundacja Studiów Międzynarodowych. Warszawa 2008. С. 33.

33. Kaczmarski M. Rosja na rozdrożu. Wyd. Sprawy Polityczne. Warszawa 2006. С. 104.

34. Данное понятие означает правление бывшей партийной номенклатуры. Bieleń Stanisław. Tożsamość międzynarodowa Federacji

35. Rosyjskiej. ASPRA-JR. Warszawa 2006. c. 235.

36. Rocznik strategiczny 1995/1996. Fundacja Studiów Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 1996. С. 170.

37. Киев с 1995 г. участвовал в программе «Партнёрство ради мира». Стремился к членству в Центральноевропейской ассоци-

38. ации свободной торговли, ИСЕ, сближения с ЕС и ЗЕС. В 1997 г. подписана хартия об особом партнёрстве Украины и НАТО.

39. Bieleń S. Tożsamość międzynarodowa Federacji Rosyjskiej. Oficyna Wydawnicza ASPRA-JR Warszawa 2006. С. 235.

40. Rocznik Strategiczny 1999/2000. Fundacja Studiów Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 2000. c. 176.

41. В 1997 году была заблокирована ратификация договоров, регулирующих статус Черноморского флота. Также ставились под

42. сомнение газовые договора, подписанные в Москве премьером Тимошенко с Российским Газпромом в 2009 г.

43. Киев не признал независимости Абхазии и Южной Осетии, критически оценивая проект «Южный поток» в обход России.

44. Curanović A., Kardaś S. Polityka zagraniczna Federacji Rosyjskiej w okresie prezydentury Władimira Putina. С. 88.

45. Там же. С. 86.

46. Весной 2009 г. после кризиса двусторонних отношений, вызванного российским запретом экспорта беларусских молочных

47. продуктов, Минск отказался подписывать соглашение о создании Коллективных Сил оперативной реакции ОДКБ, после чего

48. Лукашенко принял этот документ в октябре 2009 г.

49. В 1999 г. в узбекской части Ферганской долины произошли террористические акты, а на киргизской стороне долины, власти

50. пытались придушить вооруженные выступления оппозиции.

51. Bieleń S., Tożsamość międzynarodowa Federacji Rosyjskiej. Oficyna Wydawnicza ASPRA-JR Warszawa 2006. С. 240.

52. Армения, Украина, Узбекистан и Туркмения не согласились придать СНГ наднациональные компетенции Международного

53. экономического комитета в октябре 1994 г.

54. В 1995 г. Украина выступила с проектом регулирования государственных границ, который вызвал протест у России еще до

55. начала переговоров.

56. В марте 1998 г. был организован форум с целью подготовки реформ проекта СНГ. Во главе его стал Борис Березовский, который

57. в 1998–1999 гг. исполнял функцию исполнительного секретаря СНГ. Проект изменений предусматривал среди прочего создание

58. наднациональных органов с ключевой целью развития интеграции. СНГ было названо виртуальной интеграционной группой.

59. Rocznik strategiczny 1995/1996. Fundacja Studiów Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 1996. С. 178.

60. Власти Баку в 1997 г. обратились к генеральному секретарю НАТО с просьбой о посредничестве в карабахском конфликте

61. и гарантией независимости государства ввиду отсутствия прогресса в переговорах, в которых участвовала Москва. Власти

62. Тбилиси после получения независимости вели спор с Москвой по делу легальности размещения российских войск в Грузии.

63. Россия сыграла положительную роль в окончании гражданской войны в Таджикистане в 1996 г. и стабилизации ситуации

64. благодаря привлечению миротворческих сил (официально войска получили полномочия СНГ, на практике это были россий-

65. ские войска). В Киргизии российские советники и специалисты способствовали функционированию государства.

66. Примером является Соглашение о дружбе, сотрудничестве и совместной безопасности, подписанное в 1997 г. между Баку

67. и Москвой, в котором была запись об отказе использования экономического давления. Такой формулировки не содержит

68. соглашение подобного характера между Ереваном и Москвой 1997 г., но в его рамках закреплено более тесное сотрудниче-

69. ство, чем России и Азербайджана. Российско-армянское соглашение содержит принцип casus foederis. Rocznik Strategiczny

70. /1998. С. 157.

71. В октябре 1996 г. потерпела фиаско попытка министра иностранных дел РФ Примакова по ускорению совместного про-

72. тивостояния расширению НАТО. Также в 2008 г. страны СНГ не поддержали решение России о признании независимости

73. Абхазии и Южной Осетии.

74. До этого времени вступило в силу Таможенное соглашение, а с 2012 г. начнет функционировать Общее экономическое про-

75. странство, в рамках которого должна будет достигнута постепенная координация экономической политики третьих государств.

76. Rocznik Strategiczny 2010/2011. Fundacja Studiów Międzynarodowych. SCHOLAR. Warszawa 2011. С. 203.


Для цитирования:


Ковальчук А. Международные отношения в СНГ: польская перспектива. Вестник МГИМО-Университета. 2012;(6(27)):287-296.

For citation:


Kovalchuk A. Twenty Years of Building International Relations on the Territory of the CIS: the Polish Perspective. MGIMO Review of International Relations. 2012;(6(27)):287-296. (In Russ.)

Просмотров: 33


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)