Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Глобализация и высшее образование: возможности для России

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-6-27-270-276

Аннотация

В статье рассматривается содержание академического дискурса о высшем образовании в условиях глобализации. Утверждается, что высшему образованию присущи такие качества, как транснационализация, сетевая самоорганизация и маркетизация. Отмечается также, что стратегическое развитие и стратификацию вузов целесообразно анализировать с помощью концепции университета как позиционного блага. Для российской системы высшего образования дается рекомендация переходить от принципов нового государственного менеджмента к идеям «governance». Этот шаг должен обеспечить интернационализацию российского высшего образования при сохранении ее в качестве общественного блага с учетом национальной специфики и исторически сложившихся традиций.

Об авторе

М. В. Харкевич
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
К.полит.н., ст. преподаватель кафедры мировых политических процессов


Список литературы

1. См.: Качанов Д.А. Регионализация, интернационализация и глобализация высшего образования // Право и управление. XXI

2. век. 2009. №1. С. 73-76.

3. См.: Торкунов А.В. Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России // Вестник МГИМО-Университета.

4. №4. С. 85–93.

5. См.: Налетова И.В. Процессы глобализации и интернационализации в современном высшем образовании/

6. Appadurai A. Modernity at large: Cultural dimensions of globalisation. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.

7. Castells M.. The rise of the network society. Oxford, UK: Blackwell, 2000.

8. См.: Spring J. Research on Globalization and Education // Review Of Educational Research. – 2008. – Vol. 78, No. 2, pp. 330–363.

9. См.: Field J. Lifelong education. International Journal of Lifelong Education. – 2001. – 20(1). – P. 3–15; A memorandum on lifelong

10. learning / Commission of the European Communities Commission staff working paper. Brussels, Belgium: European Commission, 2000.

11. Report of the Global Commission on International Migration. Migration in an interconnected world: New directions for action. Geneva,

12. Switzerland: Global Commission on International Migration, 2005. – P. 31.

13. См.: Баранов И.Н. Новый государственный менеджмент: эволюция теории и практики применения // Российский журнал

14. менеджмента. 2012. Т 10, № 1. С 53.

15. Там же.

16. См.: Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ политико-административных реформ: от нового государственного менеджмента

17. к концепции “Governance” // Полис. 2003. №4. С. 50-58.

18. См.: Marginson S, Van Der Wende M. Globalization and Higher Education // OECD Education Working Papers, No. 8, OECD Publishing

19. // http://dx.doi.org/10.1787/173831738240

20. См.: Hirsch F. Social Limits to Growth. Cambridge: Harvard University Press, 1976.

21. См.: Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education // Higher Education. – 2006. Vol. 52. – P. 1–39.

22. См.: Moogan Y., Baron S. and Harris K. Decision-making Behaviour of Potential Higher Education Students // Higher Education Quarterly. -

23. – Vol. 53(3). - P. 211–228.

24. См.: Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education // Higher Education. – 2006. Vol. 52. – P. 3.

25. См.: Terenzini P. T., Pascarella E. T. Living with myths: Undergraduate education in America // College Student Affairs Administration /

26. E. J. Whitt (Ed.) Needham Heights: Simon & Schuster Custom Publishing, 1994. P. 173-179.

27. См.: Большова Н.Н., Харкевич М.В. Рейтинги наступают // Эксперты МГИМО. 20.09.11 // http://www.mgimo.ru/news/experts/

28. document210887.phtml

29. См.: Томских А.А. Симметрия и асимметрия высшего образования в условиях глобализации // Социальная и экономическая

30. география. 2012. №1. С. 124-132.

31. См.: Мутко В.Л., Цветков С.А., Антипов М.Л. Глобализация как фактор трансформации системы высшего образования в России

32. // Ученые записки. 2008. № 9(43). С. 61–66.

33. См.: Там же. С. 64.

34. См.: Лебедева М.М. Болонский процесс: проблемы и перспективы. М.: Оргсервис-2000, 2006; Бедерханова В.П., Ерофеев Д.С.

35. Глобальные тенденции развития высшего образования и проблемы вхождения российских университетов в Болонский про-

36. цесс // Вестник Мордовского университета. 2009. №2. С. 287 – 302.

37. См.: Полохало Ю.Н., Косов Ю.В. Российское высшее образование в условиях глобализации: проблема сохранения национальных

38. традиций и использования зарубежного опыта // Управленческое консультирование. 2007. № 4. С. 112-121.


Рецензия

Для цитирования:


Харкевич М.В. Глобализация и высшее образование: возможности для России. Вестник МГИМО-Университета. 2012;(6(27)):270-276. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-6-27-270-276

For citation:


Kharkevich M.V. Globalization and Higher Education: Opportunities for Russia. MGIMO Review of International Relations. 2012;(6(27)):270-276. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-6-27-270-276

Просмотров: 664


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)