Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Глобальные тенденции развития университетов и трансформация российской образовательной политики

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается эволюция университетов в связи с приобретением высшим образованием политикообразующей функции, а также реакция на эту эволюцию со стороны российских государственных органов власти, определяющих образовательную политику. Делается вывод, что «догоняющее развитие» системы высшего образования России может оказаться успешной стратегией включения в конкуренцию за глобальное лидерство в образовательной сфере.

Об авторах

М. М. Лебедева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Д. полит. н., профессор, зав. кафедрой мировых политических процессов


О. Н. Барабанов
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Д.полит.н., профессор, зав. кафедрой политики и функционирования ЕС и
Совета Европы


Список литературы

1. Лебедева М.М. Политикообразующая функция высшего образования в современном мире / М.М. Лебедева// Мировая эконо-

2. мика и международные отношения . 2006. № 10. С.69–75.

3. См., напр.: Ларионова М.В. Оценка объемов затрат на обеспечение программ академической мобильности и экономических

4. последствий применения схем финансирования академической мобильности студентов и преподавателей/ В. А. Вайнап и др.;

5. под общ. ред. Е. А. Карпухиной // Академическая мобильность: финансово-экономические и правовые аспекты. М.: Логос,

6. С. 78-157; Болонский процесс: проблемы и перспективы / Под ред. проф. М.М. Лебедевой. М.: Оргсервис, 2006 и др.

7. Лебедева М.М., Фор Ж. Высшее образование как потенциал "мягкой силы" России/ М.М. Лебедева, Ж. Фор// Вестник МГИМО -

8. Университета. 2009. № 6 (9).С. 200–205; Панова Е.П. Высшее образование как потенциал «мягкой власти» государства. Вестник

9. МГИМО-Университета. №2 (15). 2011.

10. Ларионова М.В. Анализ подходов к интернационализации в российских вузах в контексте тенденций глобализации: задачи

11. и условия повышения конкурентоспособности и развития экспортного потенциала/ М.Л. Агранович и др.// Интернациона-

12. лизация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего М.: Логосю, 2010. C. 216–257; Торкунов А.В. Задачи

13. и вызовы университетской политики// Международные процессы. 2011. Т.9.№ 1 (25). Режим доступа: http://www.intertrends.

14. ru/twenty-fifth/006.htm

15. Декларация о Европейском пространстве высшего образования, Будапешт-Вена, 12 марта 2010 г. Режим доступа: http://

16. bologna-centr.at.ua/PDF/2010_Budapesht.pdf

17. Например, такая совместная программа по международным отношениям существует у трех университетов Германии: Сво-

18. бодного университета Берлина, Потсдамского университета и университета Гумбольдта. И эта программа имеет программу

19. двойного диплома с МГИМО(У).

20. Сайт Международной ассоциация университетов. Режим доступа: http://www.iau-aiu.net/

21. Сайт Евразийской ассоциации университетов. Режим доступа: http://www.eau-msu.ru/

22. Сайт Международной ассоциация президентов университетов. Режим доступа: http://www.ia-up.org/

23. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

24. Подробнее см.: Лебедева М.М. Современные тренды мирового развития: новое качество мира // Метаморфозы мировой

25. политики / Под ред. М.М. Лебедевой. М.: МГИМО (У). 2012.

26. Кузьминов Я.И. Академическое сообщество и академические контракты: вызовы и ответы последнего времени// Как платят

27. профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов/ Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г.

28. Андрущака, И. Пачеко. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 412.

29. Андрущак Г., Юдкевич М. Высшее образование в России: заработная плата и контракты// Как платят профессорам. Глобальное

30. сравнение систем вознаграждения и контрактов/ Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко. М.:

31. Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 291.

32. О социальных аспектах ЕГЭ и проектов его реформы см. напр.: Barabanov O. Reforming the Education System in Russia: Mixed

33. Criteria Needed. // http://valdaiclub.com/culture/30880.html

34. Альтбах Ф., Райсберг Л., Пачеко И. Академическое вознаграждение и контракты: мировые тенденции и реалии. // Как платят

35. профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов/ Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич,

36. Г. Андрущака, И. Пачеко. М.: Изд. дом ВШЭ. 2012. Табл. 1.1. С. 24.

37. Андрущак Г., Юдкевич М. Высшее образование в России: заработная плата и контракты// Как платят профессорам. Глобальное

38. сравнение систем вознаграждения и контрактов / Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, Г. Андрущака, И. Пачеко. М.:

39. Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 297.

40. Подробнее о проблеме «утечки мозгов» из России см. напр.: Barabanov O. Combating Russian Brain Drain. // http://valdaiclub.

41. com/science/29480.html

42. Сивак Е., Юдкевич М. Академический инбридинг: за и против // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 170-187.

43. Подробнее см.: Barabanov O. Putin’s Challenge: Can Russian Universities Join the World Education Leaders. // http://valdaiclub.com/

44. culture/42880.html


Для цитирования:


Лебедева М.М., Барабанов О.Н. Глобальные тенденции развития университетов и трансформация российской образовательной политики. Вестник МГИМО-Университета. 2012;(6(27)):265-269.

For citation:


Lebedeva M.M., Barabanov O.N. Global Tendencies in University Development and Transformation of Russian Education Policy. MGIMO Review of International Relations. 2012;(6(27)):265-269. (In Russ.)

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)