Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Роль глобальных платформ в стимулировании цифровой трансформации: компетенционный и инновационный аспекты

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-3-72-267-282

Полный текст:

Аннотация

На фоне роста значимости информационно-коммуникационных технологий в последнее десятилетие сформировались основы цифровой экономики, наиболее крупным и важным сегментом которой стали интернет-платформы. По мнению авторов, одна из ключевых проблем, связанных с развитием цифровой экономики и функционированием интернет-платформ, состоит в диффузии существующих (особенно связанных с новыми институтами, нормами и практиками), а также генерации новых компетенций – необходимых в цифровой экономике навыков работников, пользователей и компаний-партнёров. В статье проанализирована роль платформ в этом процессе и выделены основные каналы диффузии компетенций. Определены индивидуальное, организационное и институциональное измерения данных процессов. В первом случае речь идёт о наработке компетенций пользователей – как базовых, так и специализированных, во втором – о распространении организационных и институциональных компетенций и лучших практик среди компаний-партнёров и участников корпоративных экосистем платформ. Отмечено, что для партнёров первичные условия приобретения новых компетенций зависят от, во-первых, системы организационных и экономических требований к ним со стороны платформ, а во-вторых – специфических интерфейсов. Рост числа и совершенствование технологии сервисов, динамика и принципы организации рынков платформ обеспечивают формирование и диффузию более сложных экономических и технических компетенций цифровой экономики. Формируется и новый мощный источник наработки и трансфера перспективных технологических и экономических компетенций в рамках расширенных экосистем платформ. При гигантском масштабе операций сам характер их построения и деятельности, включение всех ключевых групп акторов инновационного процесса и субъектов из разных отраслей и сфер деятельности, а также потребителей создают уникальные возможности развития в этой сфере.

Об авторах

И. В. Данилин
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН
Россия
Иван Владимирович Данилин — кандидат политических наук, заведующий Отделом науки и инноваций


З. А. Мамедьяров
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН
Россия
Заур Аязович Мамедьяров — кандидат экономических наук, старший научный сотрудник


Список литературы

1. Данилин И.В. 2018. Роль BAT в развитии китайских интернет-рынков и перспективные вызовы цифровой экономики КНР. Международные процессы. Том 16. 4(55). С. 99-116. DOI: 10.17994/IT.2018.16.4.55.6.

2. Кристенсен К. 2004. Дилемма инноватора. Москва: Альпина Бизнес Букс. 239 с.

3. Паркер Дж., ван Альстин М., Чаудари С. 2017. Революция платформ. Москва: Манн, Иванов и Фербер. 304 c.

4. Чесбро Г. 2007. Открытые инновации: создание прибыльных технологий. Москва: Поколение. 336 с.

5. Acquah E.O. Katz H.T. 2020. Digital Game-Based L2 Learning Outcomes for Primary through High-School Students: A Systematic Literature Review. Computers and Education. Vol. 143. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.103667

6. Alonso-Díaz L., Yuste-Tosina R., Mendo-Lázaro S. 2019. Adults Video Gaming: Key Competences for a Globalised Society. Computers and Education. Vol. 141. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.103616

7. Casanova L., Cornelius P.K., Dutta S. 2018. Financing Entrepreneurship and Innovation in Emerging Markets. San Diego: Academic Press.

8. Choi G., Nam C., Kim S. 2019. The Impacts of Technology Platform Openness on Application Developers’ Intention to Continuously Use a Platform: From an Ecosystem Perspective. Telecommunications Policy. 43(2). P. 140-153. DOI: 10.1016/j.telpol.2018.04.003.de

9. Vasconcelos Gomes, L.A.,Figueiredo Facin A.L., Salerno M.S., Kazuo Ikenami R. 2018. Unpacking the Innovation Ecosystem Construct: Evolution, Gaps and Trends. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 136. P. 30-48. DOI: 10.1016/j.techfore.2016.11.009

10. der Valk T., Chappin M.M.H., Gijsbers G.W. 2011. Evaluating Innovation Networks in Emerging Technologies. Technological Forecasting and Social Change. 78(1). P. 25-39.

11. Doytch N., Uctum M. 2019. Spillovers from Foreign Direct Investment in Services: Evidence at Sub-Sectoral Level for the Asia-Pacific. Journal of Asian Economics. Vol. 60. P. 33-44. DOI: 10.1016/j.asieco.2018.10.003

12. Edvardsson B., Tronvoll B. 2019. How Platforms Foster Service Innovations. Organizational Dynamics. DOI: 10.1016/j.orgdyn.2019.04.007

13. Farnsworth V., Kleanthous I., Wenger-Trayner E. 2016. Communities of Practice as a Social Theory of Learning: A Conversation with Etienne Wenger. British Journal of Educational Studies. 64(2). P. 139-160.

14. Frenken K., Schor J. 2019. Putting the Sharing Economy into Perspective. A Research Agenda for Sustainable Consumption Governance. Edward Elgar Publishing.

15. Gorodnichenko Y., Svejnar J. Terrell K. 2020. Do Foreign Investment and Trade Spur Innovation? European Economic Review. Vol. 121. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2019.103343 (In Press)

16. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. 2016. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption. Journal of the association for information science and technology. 67(9). P. 2047-2059.

17. Hänninen M., Smedlund A., Mitronen L. 2018. Digitalization in Retailing: Multi-Sided Platforms as Drivers of Industry Transformation. Baltic Journal of Management. 13(2). P. 152- 168. DOI: 10.1108/BJM-04-2017-0109

18. Inoue Y., Tsujimoto M. 2018. New Market Development of Platform Ecosystems: A Case Study of the Nintendo Wii. Technological Forecasting & Social Change. Vol. 136. P. 235-253. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.01.017

19. Jacobides M.G., Cennamo C., Gawer A. 2018. Towards a Theory of Ecosystems. Strategic Management Journal. Vol. 39. P. 2255-2276. DOI: 10.1002/smj.2904.

20. Kenney M., Zysman J. 2016. The Rise of the Platform Economy. Issues in science and technology. 32(3). P. 61.

21. Komorowski M., Do Huu T., Deligiannis N. 2018. Twitter Data Analysis for Studying Communities of Practice in the Media Industry. Telematics and Informatics. 35(1). P. 195-212. DOI: 10.1016/j.tele.2017.11.001.

22. Langley P., Leyshon A. 2017. Platform Capitalism: the Intermediation and Capitalisation of Digital Economic Circulation. Finance and society. 3(1). P. 11-31.

23. Lee G., Suzuki A. 2020. Motivation for Information Exchange in a Virtual Community of Practice: Evidence from a Facebook Group for Shrimp Farmers. World Development. Vol. 125. DOI: 10.1016/j.worlddev.2019.104698. (In Press).

24. Li A.F. 2017. E-Commerce and Taobao Villages. A Promise for China’s Rural Development? China Perspectives [Online Version]. 2017/3. P. 57-62. Available at: http://journals.openedition.org/chinaperspectives/7423 (accessed 20.06.2020). DOI: 10.4000/chinaperspectives.7423.

25. Liu J., Nandhakumar J., Zachariadis M. 2018. When guanxi Meets Structural Holes: Exploring the Guanxi Networks of Chinese Entrepreneurs on Digital Platforms. Journal of Strategic Information Systems. 27(4). P. 311-334. DOI: 10.1016/j.jsis.2018.10.003.

26. Lund S., Tyson L. 2018. Globalization Is Not in Retreat: Digital Technology and the Future of Trade. Foreign Affairs. Vol. 97. P. 130-140.

27. Orr J. E. 2016. Talking about Machines: An Ethnography of a Modern Job. Cornell University Press.

28. Parentea R.C., Geleilateb J.-M.G., Rong K. 2018. The Sharing Economy Globalization Phenomenon: A Research Agenda. Journal of International Management. Vol. 24. P. 52-64. DOI: 10.1016/j.intman.2017.10.00.

29. Prior D.D., Mazanov J. Meacheam D., Heaslip G., Hanson J. 2016. Attitude, Digital Literacy and Self Efficacy: Flow-on Effects for Online Learning Behavior. The Internet and Higher Education. Vol. 29. P. 91-97. DOI: 10.1016/j.iheduc.2016.01.001

30. Régnier P. 2011. The Emerging Concept of Humanitarian Diplomacy: Identification of a Community of Practice and Prospects for International Recognition. International Review of the Red Cross. 93(884). P. 1211-1237.

31. Rochet J.-C., Tirole J. 2006. Two-Sided Markets: A Progress Report. The RAND Journal of Economics. 37(3). P. 645-667.

32. Rogers E. 1995. Diffusion of Innovations. 4th ed. New York: Routledge. 525 p. Rysman M. 2009. The Economics of Two-Sided Markets. Journal of Economic Perspectives. 23(3). P. 125-143.

33. Su Y.-S., Kajikawa Y., Tsujimoto M., Chen J. 2018. Innovation Ecosystems: Theory, Evidence, Practice, and Implications. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 136. P. 14- 17. DOI: 10.1016/j.techfore.2018.08.009

34. Tiwana A. 2014. The Rise of Platform Ecosystems. Platform Ecosystems. Aligning Architecture, Governance, and Strategy. Pages 3-21. DOI: 10.1016/B978-0-12-408066-9.00001-1

35. Tobon S. J.L.Ruiz-Alba García-Madariaga J. 2020. Gamification and Online Consumer Decisions: Is the Game Over? Decision Support Systems. Vol. 128. DOI: 10.1016/j.dss.2019.113167 (In Press).

36. Todo Y. 2006. Knowledge Spillovers from Foreign Direct Investment in R&D: Evidence from Japanese Firm-Level Data. Journal of Asian Economics. 17(6). P. 996-1013. DOI: 10.1016/j. asieco.2006.09.002

37. Vinagre M. 2017. Developing Teachers' Telecollaborative Competences in Online Experiential Learning. System. Vol. 64. P. 34-45. DOI: 10.1016/j.system.2016.12.002

38. von Hippel E. 2005. Democratizing Innovation. Cambridge: The MIT Press. 216 p. Wenger E. 1998. Communities of Practice: Learning as a Social System. Systems thinker. 9(5). P. 2-3.

39. Zeng J., Khan Z., De Silva M. 2019. The Emergence of Multi-Sided Platform MNEs: Internalization Theory and Networks. International Business Review. 28(6). DOI: 10.1016/j.ibusrev.2019.101598 (In Press).

40. Zhou G., Song P. 2018. Third-Party Apps (TPAs) and Software Platform Performance: The Moderating Role of Competitive Entry. Information & Management. 55(7). P. 901-911. DOI: 10.1016/j.im.2018.04.004.


Для цитирования:


Данилин И.В., Мамедьяров З.А. Роль глобальных платформ в стимулировании цифровой трансформации: компетенционный и инновационный аспекты. Вестник МГИМО-Университета. 2020;13(3):267-282. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-3-72-267-282

For citation:


Danilin I.V., Mamedyarov Z.A. The Role of Global Platforms in Advancing Digital Transformation: Competence and Innovation Aspects. MGIMO Review of International Relations. 2020;13(3):267-282. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-3-72-267-282

Просмотров: 174


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)