Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Лоббирование интересов Катара в США и катарский дипломатический кризис

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-2-71-183-204

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется лоббирование интересов Катара в США с целью разрешения дипломатического кризиса со странами Персидского залива, объявившими Катару блокаду в июне 2017 г. На основе данных, раскрываемых в соответствии с Законом о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act of 1938) и Закона о раскрытии лоббистской деятельности (The Lobbying Disclosure Act of 1995) консалтинговыми и лоббистскими фирмами, нанятыми Катаром, анализируются каналы влияния, механизмы, цели лоббистской кампании, направленной на ослабление напряжённости между Катаром и Саудовской Аравией, Объединёнными Арабскими Эмиратами, Бахрейном и Египтом. Эти страны в качестве предлога для изоляции использовали обвинение Катара в поддержке терроризма. Блокада началась после отказа Дохи выполнить ультимативное требование стран «четвёрки» прекратить всякие связи с Тегераном и закрыть турецкую военную базу. Целью работы является оценка эффективности лоббирования и контрлоббирования противоположных интересов внешними акторами в политической системе США. При этом и Катар, и Саудовская Аравия рассматривают США в качестве стороны, которой передаётся ответственность принятия решений (стратегия, известная как «buck-passing»). Автором делается вывод: 1) США не заинтересованы разрешить кризис в пользу Катара или противостоящей «четвёрки», предпочитая проводить политику «разделяй и властвуй»; 2) лоббирование в США любых интересов (в данном случае Катара), связанных с интересами Ирана, сталкивается с трудностями и не достигнет целей. 3) Данный конфликт демонстрирует неэффективность «передачи ответственности» за решение третьей стороне, если это одна и та же страна, и оба противника выступают по отношению к ней клиентами. И Катар, с одной стороны, и Саудовская Аравия с ОАЭ, с другой, несвободны в проведении (и даже выборе) стратегии без одобрения США. Однако, Катар, хоть, и уступает по своему потенциалу соперникам, демонстрирует большую эффективность стратегии «оборонительного реализма», которая позволяет срывать агрессивные усилия, увеличивать издержки и риски саудовской коалиции. Реакция, с которой столкнулась «наступающая» сторона, подтверждает ещё один тезис: сила является действенным инструментом сдерживания в качестве угрозы, но её применение ведёт к неопределённым последствиям.

Об авторе

Д. Б. Графов
Институт востоковедения РАН
Россия

Дмитрий Борисович Графов – кандидат политических наук, старший научный сотрудник

107031, г. Москва, ул. Рождественка, д.12



Список литературы

1. Bard M. 2010a. The Arab Lobby: The Invisible Alliance That Undermines America's Interests in the Middle East. Harper Collins. 432 p.

2. Bard M. 2010b. The Arab Lobby: The American Component. Middle East Quarterly. Р. 3-15.

3. Mearsheimer J., Walt S. 2007. The Israeli Lobby and US Foreign Policy. New York: Farrah, Strauss and Geroux. 496 p.

4. Kim J.-H. 2013. Determinants of Post-congressional Lobbying Employment. Economics of Governance. 2(14). P. 107-126.

5. Powell R. 1999. In the Shadow of Power: States and Strategies in International Politics. Princeton: Princeton University Press. 320 p.

6. Waltz K.N. 1990. Realist Thought and Neorealist Theory. Journal of International Affairs. 44(1). P. 21-37.

7. Графов Д.Б. 2015a. Политический лоббизм иностранных интересов в США. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность 23.00.02. Дипломатическая академия МИД России. Москва.

8. Графов Д.Б. 2015b. Анализ и сравнение эффективности лоббирования в США израильских и китайских групп интересов. Вестник МГИМО-Университета. 5(44). C. 84 – 98.

9. Зяблюк Н.Г. 1976. США: лоббизм и политика. Москва: «Мысль». 205 c.

10. Зяблюк Н.Г. 1994. Практика лоббистской деятельности в США. Москва: ИСКРАН. 41 с.

11. Иванов Н.Б. 1999. Организация наиболее влиятельных иностранных лобби в США. Мировая экономика и международные отношения. №3. С. 24 – 27.

12. Перегудов С.П., Уткин А.И., Костяев, С.С. 2009. Лоббизм российского бизнеса в США и ЕС: эволюция и перспективы. Москва. 65 с.


Для цитирования:


Графов Д.Б. Лоббирование интересов Катара в США и катарский дипломатический кризис. Вестник МГИМО-Университета. 2020;13(2):183-204. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-2-71-183-204

For citation:


Grafov D.B. Lobbying of Qatar's Interests in the United States and the Qatar Diplomatic Crisis. MGIMO Review of International Relations. 2020;13(2):183-204. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-2-71-183-204

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)