Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Аспирантура в национальных академических системах (опыт Германии и США)

https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-2-29-170-177

Аннотация

В статье анализируются системы подготовки аспирантов в Германии и США, выявляются институциональные особенности аспирантских программ, их связь с академическими системами в целом. На основании документов, немецких статистических баз данных, представлены социально-демографические характеристики докторантов (рromovierende), в том числе по исследованиям в предметных областях, по типу трудовой занятости, по финансированию проектов. В статье даются особенности мобильных процессов в рамках национальных аспирантур. Авторы констатируют, что ключевым моментом в организации научных исследований является общественное признание науки и социальный статус ученого.

Об авторах

С. А. Душина
СПбФ ИИЕТ РАН
Россия
К.филос. н., научный сотрудник Центра социолого-науковедческих исследований


Н. А. Ащеулова
СПбФ ИИЕТ РАН
Россия
К. соц. н., руководитель Центра социолого-науковедческих исследований


Список литературы

1. Clark B.R. Places of Inquiry: Research and advanced Education in modern Universities. University of California Press, 1995. P. 44

2. Подробное описание компетенций для третьего цикла высшего образования см.: Лебедева М.М., Барабанов О.Н., Никитина

3. Ю.А. при участии Касаткина П.И. Аспирантский уровень подготовки по международным отношениям // Вестник МГИМО –

4. Университета. 2010. №3(12). С. 212

5. Ориоль Л. Доктора наук: карьера, востребованность, международная мобильность // Форсайт. 2010. Т.4, № 4. С. 27.

6. Doktorand или русский аспирант в Германии, 2008 [Электронный ресурс] URL: http://spb.rabota.ru/vesti/career/doktorand_ili_

7. russkij_aspirant_v_germanii.html Дата обращения: 10 ноября 2012 г.

8. Doktorand или русский аспирант в Германии, 2008 [Электронный ресурс] URL: http://spb.rabota.ru/vesti/career/doktorand_ili_

9. russkij_aspirant_v_germanii.html Дата обращения: 10 ноября 2012 г.

10. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. М.: ВШЭ, 2011. С. 71.

11. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. М.: ВШЭ, 2011. С. 70.

12. Наука, технологии, инновации в России / гл. ред. Л.Э. Мендели. М.: ИПРАН РАН, 2011. С. 11.

13. При всех сетованиях о чрезвычайно «раздутом» приеме в аспирантуру в России нам до Германии еще далеко. Однако дело

14. не в простом сравнении цифр, речь идет о различных подходах и образовательных моделях.

15. Профессор Кристоф Вульф в интервью журналу «Социология и социальная антропология» сообщил, что руководит 35

16. аспирантами только по традиционной (старой немецкой) индивидуальной программе. Интервью с профессором Кристофом

17. Вульфом. Антропология: призвание и профессия // Социология и социальная антропология. 2010. № 3. С. 8.

18. Mau S, Gottschal K. Structurierte Promotionsprogramme in den Sozialwissenschaften // Soziologie, 2008, Jahrgang 37, Heft 1. P. 42

19. Lovvits B., Nelson K. The Hidden Crisis in Graduate Education: Attrition From Ph.D. Programs [Электронный ресурс] URL: http://www.

20. aaup.org/AAUP/pubsres/academe/2000/ND/Feat/lovi.htm Дата обращения: 10 ноября 2012 г.

21. Kehm B.M. Doctoral education in Europe and North America: a comparative analysis 2006 [Электронный ресурс] URL: http://www.

22. portlandpress.com/pp/books/online/fyos/083/0067/0830067.pdf Дата обращения: 10 ноября 2012 г.

23. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. М.:ВШЭ, 2011. С. 125.

24. Nerad M. The PhD in the US: criticism, facts, and remedies. Higher Education Policy, 2004, № 17. P. 187.

25. Wissenschaft weltoffen 2012 (Daten und Fakten zur Internationalität von Studium und Forschung in Deutschland) [Электронный

26. ресурс] URL: http://www.wissenschaftweltoffen.de/publikation/wiwe_2012_mit_links.pdf. Дата обращения: 10 ноября 2012 года.

27. Science and Engineering Indicators 2012, 5 [Электронный ресурс] URL: http://www.nsf.gov/statistics/seind12/pdf/c02.pdf Дата

28. обращения: 10 ноября 2012 г.

29. Barber B. Some patterns and processes in the development of a scientific sociology of science: notes from a sixty-year memoir //

30. Science Studies, 1996, Volume 9, №1. P 28.

31. Личное сообщение д. филос. н., главного научного сотрудника СПбФ ИИЕТ РАН Я.М. Галла.

32. Показателен в этом отношении новый Рейтинг оценки качества аспирантских программ, разработанный Национальным

33. исследовательским советом США (NRC 2010). Его новые критерии сразу попали в прицел критики научного сообщества, на-

34. пример пренебрежение качеством журналов, в которых публикуются авторы или исключение монографий из общего массива

35. публикаций в некоторых отраслях знаний; сам временной период оценки докторских программ (2005 г.).


Рецензия

Для цитирования:


Душина С.А., Ащеулова Н.А. Аспирантура в национальных академических системах (опыт Германии и США). Вестник МГИМО-Университета. 2013;(2(29)):170-177. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-2-29-170-177

For citation:


Dushina S.A., Ashcheulova N.A. Postgraduate study in national academic systems (experience of Germany and USA). MGIMO Review of International Relations. 2013;(2(29)):170-177. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-2-29-170-177

Просмотров: 590


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)