Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

Особенности демократических реформ в Иордании

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируется положение палестинской общины в Иордании, которая стала важным фактором политической системы королевства после начала арабо-израильского конфликта и израильской оккупации Западного берега. Исследование показывает, что проводившиеся в стране в последние десятилетия социально-экономические реформы не привели к улучшению положения палестинцев, проживающих в десяти лагерях. Они, в отличие от коренного населения (бедуинское население и общины выходцев с Кавказа), по-прежнему не имеют доступа к государственным структурам власти. Для них был закрыт доступ к конкурентоспособному образованию, на них распространяются многочисленные ограничения в бизнесе – единственной сфере, где они могли преуспеть. Палестинцы и их потомки, составляющие в настоящее время в Иордании не менее двух третей населения, поддерживают в основной своей массе движение ХАМАС и другие радикальные исламистские движения, по-прежнему остаются серьезным фактором, способным дестабилизировать внутреннюю обстановку в Хашимитском Королевстве. Нынешняя неблагоприятная экономическая конъюнктура и крайне нестабильная обстановка на границах Иордании с Сирией, Ираком и зоной палестино-израильского противостояния будут объективно способствовать росту активности исламистов, сторонников свержения Хашимитской монархии. В этой связи не исключена вероятность массовых протестных выступлений антимонархического характера. Вместе с тем монархический двор хорошо осознает зависимость своего существования от развития общей ситуации на Ближнем Востоке, а также финансовой и военной поддержки влиятельных западных стран и нефтедобывающих монархий Аравийского полуострова. Иорданские власти ради сохранения существующего статус-кво будут намеренно ставить страну в зависимое положение от политических интересов США и Саудовской Аравии в регионе, получая взамен всевозможные преференции, военную помощь в случае возникновения угрозы безопасности королевства.

Об авторе

А. В. Крылов
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
К.и.н.;в.н.с. Центра ближневосточных исследований ИМИ


Список литературы

1. Tannous Izzat. The Palestinians: A Detailed Documented Eyewitness History of Palestine Under British Mandate, New York: IGT Co. 1988. Р. 666.

2. Zahran Mudar. Jordan Is Palestinian. Middle East Quarterly, Winter 2012. Р. 4.

3. По данным ООН, в 2012 г. в Иордании насчитывалось 1 979 580 палестинских беженцев; из них 346 тысяч человек проживали в лаге-

4. рях БАПОР. [Электронный ресурс UNRWA]. – Режим доступа: http://www.unrwa.org/etemplate.php?id=66; по результатам последней

5. переписи населения (2004 г.) все население Иордании составляло 5 103 639 человек. Согласно последним оценочным данным, сейчас

6. численность населения страны равна приблизительно 6 млн. человек (Иордания // Политические системы современных государств.

7. Энциклопедический справочник. М.: МГИМО-МИД России.2012. Т. 2. С. 128).

8. Oroub Al Abed. Palestinian refugees in Jordan. University of Oxford, FMO, February 2004, РР. 10-11.

9. Абилов К.А. Позиция Иордании по вопросу правового статуса палестинцев. Востоковедный сборник. Выпуск 8. М.: Институт Ближнего

10. Востока, 2007. С. 38.

11. Abdullah II bin al-Hussein. Our Last Best Chance: The Pursuit of Peace in a Time of Peril, New York City: Viking Adult, 2011.

12. Jordan: Country Reports on Human Rights Practices, 2001," Bureau of Democracy, Human Rights, and Labor, U.S. Department of State, Mar. 4, 2002.

13. Аганин А.Р., Соловьева З.А. Современная Иордания. Справочник. М., 2003. С.30; The Report: Emerging Jordan 2007. Oxford Business

14. Group, London, Apr. 2007.

15. Ziad Swaidan, Mihai Nica. The 1991 Gulf War and Jordan's Economy. - Middle East Review of International Affairs, Vol. 6, No. 2, June 2002. Р. 74.

16. Valls A. Ethics in international affairs: theories and cases. — Rowman & Littlefield, Boston, 2000. P. 102; The Non-Aligned Countries. - Harney

17. & Jones. London, July 1982. Р. 356.

18. Аганин А.Р., Соловьева З.А. Указ. соч. С. 30.

19. Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению от 13 сентября 1993 г. Документ СБ ООН S/26560 от 11 октября 1993 г.

20. Израильско-палестинское Временное соглашение по Западному берегу и сектору Газа от 28 сентября 1995 г. Документ СБ ООН

21. S/1997/357 от 5 мая 1997 г. Соглашение было одобрено и подписано лично королем Хусейном.

22. Иордания // Политические системы современных государств… Т. 2, С. 131, 136.

23. «The Jordan Times», 22.07.2012.

24. Reuters, 08.02.2011.

25. MIGnews, 20.08.2012.

26. Мирзаян Г. Реформатор не к месту и времени. «Арабская весна» уже похоронила надежды иорданского руководства на возможность

27. либерализации страны // Эксперт. №30-31 (813). 2012.

28. Демченко А.В. Иордания между реформами и стабильностью. [Электронный ресурс Фонда исторической перспективы]. – Режим

29. доступа: http://www.perspektivy.info/oykumena/vostok/iordanija_mezhdu_reformami_i_stabilnostju_2011-04-01.htm

30. Литвина Е.П., Рыбалкин Р.С., Успенский Е.Э. Экономика ненефтяных арабских стран во втором квартале 2012 г.: аккумуляция напря-

31. женности. [Электронный ресурс Института Ближнего Востока]. – Режим доступа: http://www.iimes.ru/?p=15300&print=1


Для цитирования:


Крылов А.В. Особенности демократических реформ в Иордании. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(2(29)):113-119.

For citation:


Krilov A.V. Features of democratic reforms in Jordan. MGIMO Review of International Relations. 2013;(2(29)):113-119. (In Russ.)

Просмотров: 19


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)