Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ С ЧИТАТЕЛЕМ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена стратегии автора художественного текста, направленной на субъективизацию позиции читателя по отношению к авторскому высказыванию в процессе виртуального общения между этими двумя субъектами. В ней выделяются два компонента, присутствующие в виртуальном общении автора и читателя: информационно-содержательное наполнение авторского высказывания и позиция читателя в отношении авторского высказывания, содержанием которой могут выступать процессы объективизации авторского высказывания или его субъективизации. В статье анализируются тематическое, психологическое, эмоциональное пространство авторского высказывания, а также такая его характеристика, как масштабность, утверждается, что на всём информационно-содержательном пространстве авторского высказывания в стратегии автора важными представляются действия по актуализации процесса субъективизации авторского высказывания со стороны читателя. Привлекая внимание читателя к тому или иному пространству своего высказывания, автор постепенно вовлекает его в пространство общения через фокусирование внимания читателя на избранном пространстве. Авторская стратегия предусматривает и моделирование субъективности читателя через моделирование субъективности персонажа. В статье констатируется, что успешность авторского взаимодействия с читателем зависит от обращения автора к субъективности читателя. При этом измерением успешности взаимодействия выступает готовность читателя расширить, углубить свои представления на каком-либо пространстве авторского высказывания. А признаками проявления успешности выступают возвращение к общению с автором, а также ссылки на повторение, часто не очень осознанное, мест, слов, ситуаций из авторского высказывания.

Об авторе

А. С. Комаров
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России
Россия


Список литературы

1. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. М.: Смысл, 2001. 91с.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге (Психологи - учителям литературы). М.: НПО «Образование», 1996. 128 с.

3. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? //Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова: Сборник статей. М.: Детская литература, 1989. С. 240-277.

4. Дружинин A.B. «Обломов», роман И.А. Гончарова //Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова: Сборник статей. М.: Детская литература, 1989. С. 222-237.

5. Комаров А.С. Межличностное взаимодействие читателя, автора и персонажа художественного текста. Вестник МГИМО-УНИВЕРСИТЕТА. М., 2012. №5 (26). С. 215-220.

6. Комаров А.С. Автор и персонаж в субъект-субъектном пространстве художественной прозы. Филологические науки в МГИМО: Сб.науч.трудов. М., 2012. № 48 (63). C. 176-185.

7. Лотман Ю.М. Пути развития русской прозы 1800-1810-х гг. //Карамзин. С.-Петербург, Искусство - СПБ, 1997. С. 349-417.

8. Лотман Ю.М. Об одном читательском восприятии «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина (К структуре массового сознания XVIII в.) //Карамзин. С.-Петербург, Искусство - СПБ, 1997. C. 616-620.

9. Мандельштам О.Э. Конец романа //Сочинения. В 2 т. Т. 2. Проза. Тула: Филин, 1994. С. 167-170.

10. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель //Избранные произведения. М.: Просвещение, 1993. С. 47-124.

11. Платонов А.П. Котлован //Государственный житель: Проза, ранние соч., письма. Минск: Мастацкая лiтаратура, 1990. С. 121-229.

12. Платонов А.П. Труд есть совесть. Из записных книжек разных лет //Государственный житель: Проза, ранние соч., письма. Минск: Мастацкая лiтаратура, 1990. С. 692-701.

13. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке //Собрание сочинений. Т. 3. М.: Ковчег, 2006. С. 340-404.

14. Святитель Феофан Затворник. Душа и ангел - не тело, а дух //Святитель Игнатий Брянчанинов. Творения: Слово о смерти. М.: Лепта, 2002. С. 553-695.

15. Тургенев И.С. Гамлет и Дон Кихот //Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова: Сборник статей. М.: Детская литература, 1989. С. 352-369.

16. Чернышевский Н.Г. «Детство» и «Отрочество», «Военные рассказы» графа Л.Н. Толстого //Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова: Сборник статей. М.: Детская литература, 1989. С. 156-166.

17. Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности //Русская критика эпохи Чернышевского и Добролюбова: Сборник статей. М.: Детская литература, 1989. С. 33-50.


Для цитирования:


Комаров А.С. АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ С ЧИТАТЕЛЕМ. Вестник МГИМО-Университета. 2014;(3(36)):252-260.

For citation:


Komarov A.S. WRITER'S STRATEGIES IN THE INTERCOURSE WITH THE READER IN BELLES-LETTRES. MGIMO Review of International Relations. 2014;(3(36)):252-260. (In Russ.)

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)