Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВОДИДАКТИКИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Полный текст:

Аннотация

Автор предлагает собственную трактовку целей и задач обучения иностран- ному языку на основе авторской концепции овладения иностранным языком как процесса формирования билингвизма. В настоящее время практическая цель обучения иностранному языку формулируется лингводидактикой в терминах компетенций. Коммуникативная компетенция рассматривается как общее понятие, интегрирующее целый ряд частных компетенций, и предполагает способность субъекта к межкультурному взаимодействию и к использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. Однако в такой трактовке обучение иностранному языку не отличается от обучения другим предметам. Изучая эти учебные дисциплины, обучающийся осмысливает их в пределах собственной, моноязычной картины мира, ему не нужно формировать у себя понятия, отсутствующие в родной культуре. Иностранный язык имеет принципиальное отличие: чтобы его усвоить, субъект должен выйти за пределы собственной картины мира и усвоить целый ряд новых понятий и концептов, то есть стать билингвальным и бикультурным. В противном случае его пони- мание иностранного языка будет ограничено концептуальной картиной родной культуры, и проникновения к смыслам иной культуры не произойдет. Поэтому цели и задачи обучения иностранному языку должны определяться, исходя из закономерностей формирования билингвизма. В этом случае конечная цель об- учения иностранному языку заключается в достижении обучающимся стадии уравновешенного смешанного билингвизма, которая является оптимальной для осуществления профессиональной деятельности с иностранным языком. Достижение этой стадии предполагает формирование у обучающегося допол- нительного целостного механизма владения языком, отвечающего за производ- ство и восприятие высказываний на иностранном языке. Промежуточные цели и задачи обучения должны определяться задачами формирования каждого блока механизма владения иностранным языком.

Об авторе

Т. К. Цветкова
Московский государственный лингвистический университет. Российская Федерация, Москва, ул. Остоженка, 38.
Россия
К.психол.н., профессор кафедры методики преподавания перевода и иностранных языков


Список литературы

1. Бердичевский А.Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку. М.: Высшая школа, 1989. 104 с.

2. Бим И.Л. Цели обучения иностранному языку в рамках базового курса. Иностранные языки в школе. 1996. №1.

3. Гальскова Н.Д.. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам.

4. Иностранные языки в школе. 2004. № 1

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Аркти, 2004. 192 с.

6. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 220 с.

7. Караулов Ю.Н.. Ассоциативная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. М.: ИРЯ РАН, 1999. 180 с.

8. Методика. М.: Русский язык, 1988. 180 с.

9. Рогова Г.В.. Цели и задачи обучения иностранным языкам// Общая методика обучения иностранным язы-

10. кам. М.: Русский язык, 1991. С.75-82.

11. Цветкова Т.К. Механизм владения языком как основа для моделирования процессов формирования билинг-

12. визма. Филологические науки в МГИМО: сборник научных трудов. №39. М.: МГИМО (У) МИД России, 2010.


Для цитирования:


Цветкова Т.К. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВОДИДАКТИКИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(4(31)):328-331.

For citation:


Tsvetkova T.K. CONTEMPORARY LINGUODIDACTICS: DEFINING GOALS AND OBJECTIVES OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING. MGIMO Review of International Relations. 2013;(4(31)):328-331. (In Russ.)

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)