Влияние санкций ООН и США на политическую элиту Ирака
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-1-70-129-146
Аннотация
Проблема эффективности санкций в качестве инструмента смены политического режима в стране-объекте санкционного давления является одним из ключевых вопросов для исследователей, занимающихся темой санкций как инструмента внешней политики. Опыт санкций США и ООН в отношении Ирака в этом случае является наиболее наглядным примером, с одной стороны, успешности ограничительных мер в деле сокращения возможностей для страны проводить нежелательный внешнеполитический курс, а с другой – провала попыток добиться смены режима путём введения санкций при одновременном ухудшении социальной и экономической ситуации в стране. В статье рассматривается динамика ограничительных мер в отношении Ирака времён правления С. Хусейна, вопросы адаптации как правящего режима, так и санкционной политики ООН в 1990-х гг. Для этого были проанализированы основные источники ООН по санкциям против страны, а также эволюция основных характеристик политического режима Ирака в 1990-2003 гг. на основе распределения основных государственных постов среди ключевых групп влияния. Показано, что внешние ограничительные меры, направленные не столько на изменение поведения, сколько на смену политического режима, не достигли своих результатов. Несмотря на стабильное ухудшение социальных и экономических условий и неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, режим С. Хусейна продемонстрировал серьёзный запас прочности благодаря использованию противоречий в этнически и конфессионально сложном обществе, относительно эффективному перераспределению ограниченных ресурсов в пользу основных групп влияния, а также благодаря возможности применять репрессии в отношении несогласных. В этих условиях даже наличие внутриэлитных конфликтов служило укреплению режима, нежели ослабляло его. Другим важным фактором стала сама политика внешнего давления на элиту и страну в целом. Жёсткость ограничительных мер частично нивелировалась наличием таких программ как «Нефть в обмен на продовольствие», что в условиях слабой проработанности самих программ, а также коррупционных схем с участием её исполнителей приводило к снижению давления на режим, и, следственно, – эффективности санкций. Тем самым показано, что политика санкций против Ирака является примером неудачного их применения в целях изменения политического режима.
Ключевые слова
Об авторах
Р. Ш. МамедовРоссия
Руслан Шакирович Мамедов – программный координатор Российского совета по международным делам (РСМД)
119049, Москва, 4-й Добрынинский переулок, д. 8
В. А. Морозов
Россия
Владимир Анатольевич Морозов – программный менеджер Российского совета по международным делам (РСМД)
119049, Москва, 4-й Добрынинский переулок, д. 8
Список литературы
1. Ali M.M. 2000. Sanctions and Childhood Mortality in Iraq. The Lancet. 355(9218). P. 1851-1857. DOI: 10.1016/S0140-6736(00)02289-3
2. Baram A. 1995. Turmoil in Iraq: The Regimes #2 Defects. Middle East Quarterly. December. P. 15-21.
3. Brzoska M. 2003. From Dumb to Smart? Recent Reforms of UN Sanctions. Global Governance. Vol. 9. P. 519-535.
4. Clawson P. 1993. How Has Saddam Hussein Survived? Economic Sanctions, 1990-93. National Defense University. 97 p.
5. Cordesman A.H. 1997. Iraq: Sanctions And Beyond. New York, Routledge. 416 p. DOI: 10.4324/9780429499630
6. Drezner D. 2011. Sanctions Sometimes Smart: Targeted Sanctions in Theory and Practice. International Studies Review. 13(1). P. 96-108. DOI: j.1468-2486.2010.01001.x
7. Drezner D. 1998. Serious about Sanctions. National Interest. Fall. P. 66-74.
8. Hashemi N., Postel D. 2017. Sectarianization: Mapping the New Politics of the Middle East. Oxford University Press. 320 p.
9. Heaton P. 2005. Oil for What? Illicit Iraqi Oil Contracts and the U.N. Security Council. Journal of Economic Perspectives. 19(4). P. 193-206.
10. Ismael T.Y., Ismael J. S. 2005. Whither Iraq? Beyond Saddam, Sanctions and Occupation. Third World Quarterly. 26(4-5). P. 609-629. DOI: 10.1080/01436590500128303
11. Jeong Y., Weiner R.J. 2012. Who Bribes? Evidence from the United Nations’ Oil-for-Food Program. Strategic Management Journal. Vol. 33. P. 1363-1383. DOI: 10.1002/smj.1986
12. Khadduri M., Ghareeb, E. 1997. War in the Gulf, 1990-91: The Iraq-Kuwait Conflict and Its Implications. Oxford University Press. 190 p.
13. Luomi M. 2008. Secterian Identities or Geopolitics? The Regional Shia-Sunni Divide in The Middle East. The Finnish Institute of International Affairs. 60 p.
14. Mazaheri N. 2010. Iraq and the Domestic Political Effects of Economic Sanctions. Middle East Journal. 64(2). P. 254-268. DOI: 10.3751/64.2.15
15. Metz H.C. 1990. Iraq: A Country Study. Federal Research Division. Library of the U.S. Congress. 302 p.
16. Osman O. 2015. Sectarianism in Iraq: The Making of State and Nation since 1920. Routledge. 358 p.
17. Rajaee F. 1993. The Iran-Iraq War: The Politics of Aggression. University Press of Florida. 259 p.
18. Raphaeli N. 2004. Understanding Muqtada al-Sadr. Middle East Quarterly. 11(4). P. 33-42
19. Spagat M. 2010. Truth and Death In Iraq Under Sanctions. Significance. The Royal Statistical Society. P. 106-120.
20. Wurmser D. 1999. Tyranny's Ally: America's Failure to Defeat Saddam Hussein. Aei Press. 150 p.
21. Валецкий О.В., Гирин А.В., Маркин А.В., Неелов В.М. 2015. Уроки Ирака. Тактика, стратегия и техника в Иракских войнах США. Москва: Издатель Воробьёв А.В. 212 с.
22. Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. 2017. Экономические санкции: издержки и выгоды конфронтации. Terra Economicus. 15(3). С. 56-72.
Рецензия
Для цитирования:
Мамедов Р.Ш., Морозов В.А. Влияние санкций ООН и США на политическую элиту Ирака. Вестник МГИМО-Университета. 2020;13(1):129-146. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-1-70-129-146
For citation:
Mamedov R.Sh., Morozov V.A. The Impact of U.S. and UN Sanctions on Iraqi Political Elite. MGIMO Review of International Relations. 2020;13(1):129-146. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-1-70-129-146