ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ «ДРУГИМ» В ОНЛАЙН-СОЦСЕТИ
https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-33-241-246
Аннотация
Автор анализирует соцсеть как социальный институт виртуального типа, в котором индивиды посредством определенных практик имеют воз- можность представить себя «другим». При этом отмечается, что с реальными социальными практиками их роднит то, что они относительно одинаковы в определенном пространстве и времени благодаря рефлексивности акторов. Выделяются три основных функциональных регулятора поведения в онлайн- соцсети: 1) количественные ограничения на самопредставления, задаваемые форматами информации; 2) качественное содержание самопредставления обу- словлено нормами международного и российского законодательства; 3) ритуалы виртуального взаимодействия. Изучено и показано, как анкета пользователя VK влияет на взаимодействие между людьми, характер их коммуникации. Кейс-ста- ди стандартной анкеты пользователя VK позволил раскрыть особенности коммуникационного инструментария соцсети, являющегося средством для приема и передачи информации представления себя «другим». В частности, про- анализированы инструментальные возможности раздела анкеты «Жизненная позиция», включающего закрытые вопросы об экзистенциальных и социальных ценностях людей. Через выбор шаблонных ответов из ограниченного списка подсказок к этим вопросам человеку предлагается частично представить себя «другим» в онлайн-соцсети VK. В исследовании также рассматривается вопрос о функциях авторизированных страниц знаменитостей, являющихся своего рода референтами, «значимыми другими» для своих многочисленных поклонников.
Об авторе
А. А. ШирмазанянРоссия
Аспирант кафедры социологии
Список литературы
1. Александер Дж. С. Демократическая борьба за власть: президентская кампания в США 2008 года //
2. Вестник МГИМО-Университета. 2008. №3. С. 71–81.
3. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.
4. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет; КДУ, 2009.
5. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
6. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проспект, 2003.
7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС, 2000.
8. Кравченко С.А. Что угрожает студентам в Интернете? // Сайт МГИМО-Университета. 11.01.2013.
9. URL:http://www.mgimo.ru/news/experts/document234651.phtml (дата обращения: 13.05.2013 г.).
10. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007.
11. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический Проект, 2002.
12. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ; Астрель, 2012.
13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной
14. реальности: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2011.
15. Alexander, Jeffrey C. The Meanings of Social Life. A Cultural Sociology. Oxford University Press, 2003.
16. Goffman, E. Interaction Ritual: Essays on Face-to-Face Behavior. N.Y.: Anchor, 1967.
17. Вконтакте. Редактирование моей страницы: Жизненная позиция // URL: http://www.vk.com/
18. edit?act=personal (дата обращения:13.05. 2013).
19. Вконтакте. Пользовательское соглашение. Правила пользования сайтом ВКонтакте // URL: http://www.
20. vk.com/terms (дата обращения: 13.05.2013).
Рецензия
Для цитирования:
Ширмазанян А.А. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ «ДРУГИМ» В ОНЛАЙН-СОЦСЕТИ. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(6(33)):241-246. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-33-241-246
For citation:
Shirmazanyan A.A. THE PRESENTATION OF SELF IN THE ONLINE SOCIAL NETWORK. MGIMO Review of International Relations. 2013;(6(33)):241-246. (In Russ.) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-33-241-246