Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАССМЕДИА И ОБЩЕСТВА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Полный текст:

Аннотация

В статье анализируются социальные проблемы, вызванные специфическим воздействием средств массовых коммуникаций на индивидов и общество. На ос- нове рефлексии социологических теорий и дискурсов периодов позднего модерна и постмодерна показаны трансформации массмедиа и целевой аудитории в движении социума к постсовременности. Массмедиа эпохи постмодерна рассматривается как специфический социальный институт с выделением основных характеристик его институциализации. Выводится модель коммуникаций между производите- лями информации и реципиентами. Автор исходит из предпосылки, что человек современного мира включен в качественно иные коммуникационные отношения, нежели в предшествующий период позднего модерна. Структурную целостность взаимоотношениям массмедиа и общества придает массовая коммуникация в ее одновременной направленности одного коммуникатора массам, зачастую пре- вращающаяся в одностороннее воздействие на реципиентов. В статье просле- живается изменившийся характер информации, которая уже не воспринимается дискретными блоками. Потребители скорее имеют дело с гигантскими бездонными потоками сообщений, выхватывая на мгновения то, что кажется им интересным и необходимым. В коммуникационном пространстве массмедиа создают беско- нечное множество сообщений, знаков, символов, которые не просто формируют особую медийную реальность, но и предоставляют средства к ее познанию. При определенных условиях медиа могут подменять объективный мир, создавая свою симулятивную реальность, отличающуюся иллюзорностью и постоянным вос- производством образов, далеких от истинного и реалистичного преподнесения информации. Проводится идея, что именно институционализация позволяет массмедиа имитировать реальные взаимодействия сообществ людей и коммуни- каторов, а значит, имитировать сам процесс коммуникации. Тем самым массмедиа усиливает свой потенциал в регулировании социальной жизни. Автор приходит к выводу, что сегодня необходимы новые методы аналитического теоретизирования, способные обеспечить понимание радикально изменившейся действительности.

Об авторе

Д. И. Чистяков
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Аспирант кафедры социологии


Список литературы

1. Кравченко С. А. Модерн и постмодерн: старое и новое видение // Социол. Исслед. 2007. № 9.

2. Beck, U. Risk Society: Towards a New Modernity. London: Sage, 1992. 272 p.

3. Virilio, P. The Aesthetics of Disappearence. New York: Semiotext(e), 1991. 128 p.

4. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия // Искусство кино. 1998.№1.

5. McQuail, D. McQuail’s Mass Communication Theory. Sage, 2011. 632 p.

6. Blumer, H. The Mass, the Public, and Public Opinion. Lee A.M. (ed.) New Outlines of the Principles of Sociology.

7. New York: Barnes and Noble, 1939.

8. Bramson, L. The Political Context of Sociology. Princeton, NJ. Princeton University Press, 1961. 175 p.

9. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Добросвет; КДУ, 2007. 336 с.

10. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: КДУ, 2009. 392 с.

11. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет; КДУ, 2009. 260 с.

12. Дебрэ Р. Введение в медиологию. М.: Праксис, 2009. 368 с.

13. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.


Для цитирования:


Чистяков Д.И. ДИНАМИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАССМЕДИА И ОБЩЕСТВА В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(6(33)):234-240.

For citation:


Chistyakov D.I. DYNAMICS OF MEDIA AND SOCIETY INTERACTION IN COMMUNICATIVE SPACE. MGIMO Review of International Relations. 2013;(6(33)):234-240. (In Russ.)

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)