Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНО- ДИСКУРСИВНОЙ ПАРАДИГМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Полный текст:

Аннотация

Понятие «парадигма научного знания» не сразу было принято лингвистами, да и сегодня вопрос о границах сосуществующих в настоящее время парадигм лингвистического знания остается дискуссионным. Хотя общеметодологические характеристики парадигмы научного знания в лингвистике в принципе разработаны, активное движение лингвистики в сторону междисциплинарности влечет за собой появление переходных зон «на границе» собственно парадигм лингвистического знания, а также в «пограничных зонах» лингвистики и других наук. Когнитивно-дискурсивная парадигма представляет исследования, связанные с ролью языка в мыслительных процессах. Методологически когнитивный подход вносит значительный вклад в развитие прикладных наук, в частности в методику обучения языкам, позволяя исследовать в методических целях структуры знания, процессы концептуализации и категоризации, дискурсивные компетенции. В статье утверждается, что когнитивно-дискурсивная парадигма:

– все в большей степени приобретает междисциплинарный характер, тем самым сближаясь с проблемами методики преподавания иностранного языка;
– изучает вербализованные структуры знания и опыта, привнося в формирование лексической компетенции обучающихся иностранному языку опыт окружающего мира;
– считает одной из основных своих задач исследование структуры и организации ментального (внутреннего) лексикона.
– по мере того как дискурсивные практики становятся все более доступными для обучающихся языку в ходе онлайн-общения, предлагает на основе разрабатываемой когнитивной теории дискурса методы обучения общению.

Об авторе

Е. М. Позднякова
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Россия
Д.филол.н., профессор кафедры английского языка


Список литературы

1. Керимов Т.Х. Парадигма [Текст] / Т.Х.Керимов // Современный философский словарь. М., 1996. С. 357 – 358.

2. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения.

3. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с.

4. Кубрякова Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования/ Ин-т языкознания РАН. М.: Знак,

5. 208 с.

6. Позднякова Е.М. Парадигмы научного знания и современное лингвистическое образование [Текст] /

7. Е.М.Позднякова // Парадигмы научного знания в современной лингвистике: Сб. науч. трудов. Сер. "Теория

8. и история языкознания". Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. языкознания. Редкол.: Кубрякова

9. Е.С., Лузина Л.Г. М., 2008. С. 49–63.

10. Позднякова Е.М. Моделирование участка ментального лексикона: компьютерно-корпусный подход

11. [Текст]/ Е.М. Позднякова, Е.В. Суворина //Когнитивные исследования языка. Вып. XI: Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. науч. тр. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012. С. 173–177.

12. Crossley, S. Assessing automatic processing of hypernymic relations in first language speakers and advanced

13. second language learners. A semantic priming approach // The Mental Lexicon. V. 8. Issue 1. 2013. P.96–116.

14. Kern R., Ware P. and Warschauer M. Network-based language teaching/ Available at http://www.gse.uci.edu/

15. person/warschauer_m/docs/network-based.pdf (accessed November 1, 2013).


Для цитирования:


Позднякова Е.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОГНИТИВНО- ДИСКУРСИВНОЙ ПАРАДИГМЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(6(33)):101-105.

For citation:


Pozdnyakova E.M. BACHELOR DEGREE PROGRAMS IN INTERNATIONAL RELATIONS AND REGIONAL STUDIES: A COMPETENCE-BASED APPROACH TO PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGES. MGIMO Review of International Relations. 2013;(6(33)):101-105. (In Russ.)

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)