Preview

Вестник МГИМО-Университета

Расширенный поиск

КОГНИТИВНАЯ ГРАММАТИКА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО, ИЛИ КАК ОБЛЕГЧИТЬ ЖИЗНЬ РУССКИМ СТУДЕНТАМ

Полный текст:

Аннотация

Каждый преподаватель английского языка, обучающий русскоговорящих студентов, знает, что основные грамматические трудности, с которыми приходится сталкиваться на занятии, связаны с усвоением артиклей, предлогов и грамматических форм глагола. Что касается артиклей, здесь все понятно: в русском языке артиклей нет, поэтому студенту надо объяснить, зачем они нужны в английском и какова их функция. С предлогами ситуация несколько иная: предлоги есть и в русском языке, но студента обычно смущает их большое количество и особенности употребления в английском. Наконец, что касается так называемых времен (tenses) – точнее, видовременных форм глагола, – то многие студенты испытывают существенные трудности в овладении навыками их правильного употребления по простой причине. Привыкнув к тому, что в русском языке три времени (настоящее, прошедшее и будущее), они оказываются не в состоянии постигнуть логику организации и особенности функционирования системы, включающей двенадцать форм в активном залоге. В этой связи в статье показывается природа трудности в усвоении так называемых английских времен, связанная с неадекватными металингвистическими знаниями о значении и функционировании категорий времени и вида в русском языке. Поскольку когнитивные структуры, лежащие в основании этих грамматических категорий, укоренены в чувственном опыте и одинаковы в обоих языках, опора на родной язык с применением когнитивного подхода позволяет предложить простой алгоритм выбора правильной глагольной формы в дискурсе. Это позволяет радикальным образом улучшить процесс освоения грамматики, снимая многие мнимые трудности. Использование данной методики автором и его учениками и коллегами на протяжении 20 лет в образовательных учреждениях различных уровней показало ее высокую эффективность, намного превосходящую существующие традиционные методики.

Об авторе

А. В. Кравченко
Байкальский государственный университет экономики и права. Россия, 664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.
Россия
Д.филол.н., профессор, заведующий кафедрой иностранных языков Байкальского государственного университета экономики и права, Научная специализация: когнитивная лингвистика, теория языка, семиотика, биология познания


Список литературы

1. Кравченко А. В. Язык и восприятие: Когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск: Изд-во

2. Ирк. ун-та, 1996а.

3. Кравченко А. В. О когнитивной неэквивалентности активных и пассивных конструкций (к проблеме

4. категории залога) // Филологические науки. 1992. № 1. С. 99–110.

5. Кравченко А. В. Глагольный вид и картина мира // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1995.

6. Т.54. № 1. С. 49–64.

7. Кравченко А.В. Когнитивные структуры пространства и времени в естественном языке // Известия

8. РАН. Серия литературы и языка. 1996. Т. 55. № 3. С. 3–24.

9. Кравченко А.В. К когнитивной теории времени и вида // Филологические науки.1990. № 6. С. 81–90.

10. Kravchenko, A.V. A cognitive account of tense and aspect: resurrecting “dead» metaphors. Anglophonia.

11. French Journal of English Studies, 2002, no.12, pp. 199-212.

12. Kravchenko A.V. Cognitive Grammar and EFL Methodology: The Case for “Tenses». Актуальные проблемы

13. филологии и педагогической лингвистики. Вып. 14. Владикавказ, 2012. C. 343–358.

14. Кравченко А. В. Лингводидактический аспект когнитивного подхода к грамматике. Когнитивная линг-

15. вистика: современное состояние и перспективы развития. Ч. 1. Мат-лы 1-й Междунар. школы-семинара

16. по когнитивной лингвистике. Тамбов, 1998. С. 122–125.

17. Кравченко А. В. Время разобраться с временами, или как усвоить систему английских времен // Ино-

18. странные языки в школе. 2002. № 5. С. 69–71, 116.

19. Кравченко А. В. (ред.). Английский глагол: Новая грамматика для всех (3-е изд., испр. и доп.). Иркутск:

20. БГУЭП, 2010.

21. Willett, T. A cross-linguistic survey of grammaticization of evidentiality. BuffaloWorking Papers in Linguistics,

22. , vol. 87, pp. 123—179.


Для цитирования:


Кравченко А.В. КОГНИТИВНАЯ ГРАММАТИКА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО, ИЛИ КАК ОБЛЕГЧИТЬ ЖИЗНЬ РУССКИМ СТУДЕНТАМ. Вестник МГИМО-Университета. 2013;(6(33)):83-89.

For citation:


Kravchenko A.V. COGNITIVE GRAMMAR IN AN ENGLISH CLASSROOM, OR, HOW TO MAKE LIFE FOR RUSSIAN STUDENTS EASIER. MGIMO Review of International Relations. 2013;(6(33)):83-89. (In Russ.)

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2071-8160 (Print)
ISSN 2541-9099 (Online)