Еда: трансформаци в электронно-сетевых общностях

Карпова Дарья Николаевна – аспирант кафедры социологии МГИМО(У) МИД России. E-mail: d.n.karpova@yandex.ru

 

Вся статья: 
В современном дигитализированном обществе претерпевают изменения многие привычные сферы жизни: работа, учеба, отдых, происходит трансформация и практик питания:
 
– во-первых, в Интернете можно за несколько минут заказать с доставкой на дом готовую продуктовую корзину для любого случая, будь то пикник, деловой обед или романтический ужин. Создатели подобных сайтов придерживаются принципа «не стоит тратить время на рутинные дела, вроде покупок, проще заказать доставку уже готовой еды»;
 
– во-вторых, в виртуальном пространстве мы наблюдаем появление новых специфических общностей, которые принято называть фуд-блогами, меняющих механизмы выбора людей. В статье фуд-блоги рассматриваются сквозьз призму многофункциональности и динамики еды в современном обществе, когда процесс принятия, приготовления пищи приобретает коммуникативные функции, а также через призму доверия к авторам интернет-дневников о еде как источнику информации. Автором предложены основания, по которым пользователи Интернета делают выбор в пользу одного или другого фуд-блоггера: популярность писателя, его предпочтения в «нормальном» питании, а также доверие к нему.
 
В статье отмечается, что анализ понятия «доверие», используемого в контексте авторской проблематики, строится на основе работ известного социолога современности П. Штомпки. А социализирующая и коммуникатив- ная функции еды обоснованы с помощью произведений Р. Барта и Г. Зиммеля. В статье подчёркивается, что популярность фуд-блогов свидетельствует о восприятии еды не как субстанции, способной утолить голод, а ситуации как новой формы виртуально-опосредованной межличностной коммуникации.
 
Ключевые слова: дигитализация общества, компьютерно-опосредованная коммуникация, фуд-блоги, «слепой» контакт, горизонт доверия.
 

Список литературы

1. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. Перевод с фр. С.Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Са- башниковых, 2003. 512 c.
2. Больц Н. Азбука медиа. М.: Издательство «Европа», 2011. 136 с.
3. Зиммель Г. Социология трапезы // Социология: теория, методы, маркетинг. 2010. No4.С.187–192
4. Штомпка П. Доверие – основа общества. Перевод с пол. Н.В. Морозовой. М.: Логос, 2012. 440 с.
5. Штомпка П. Доверие в эпоху глобализации // Социальная политика и социология. 2006. No4.С.8–15.
6. Яндекс. Статистика поисковых запросов: «Подбор слов». Доступно: http://wordstat.yandex.ru/#!/?words-
=%D0%B5%D0%B4%D0%B0 (дата обращения 09.06.2014).