Институт защитника народа в республике Перу

Теплякова Дарья Владимировна – аспирант кафедры конституционного права МГИМО(У) МИД России. E-mail: dariya.teplyakova@yandex.ru
 
 
Вся статья: 

Настоящая статья посвящена анализу основных принципов формирования, развития и деятельности института Защитника народа в Республике Перу. Это государство Латинской Америки развивалось по демократическому пути только в течение последних 65 лет. За этот период было принято тринадцать различных конституций, но лишь последняя Конституция 1993 г. провозгласила действительно демократические принципы жизни перуанского государства. В этой конституции закреплён большой объём личных, социально-экономических и политических прав и свобод граждан. Одной из гарантий осуществления указанных прав и свобод на практике является учреждение института омбудсмена, в перуанском законодательстве именуемого «Защитником народа» (Defensor del pueblo). Данному институту посвящена глава 11 Конституции, а также Органический закон о ведомстве защитника народа No 26520 от 4 августа 1995 г.

В статье на основе перуанского органического законодательства анализируется роль и значение института Защитника народа в Республике Перу. Описан порядок формирования этого института, процедура избрания защитника народа, назначение двух его заместителей. Показан общий объём полномочий Защитника народа, порядок его взаимоотношений с другими государственными органами, в том числе и с Национальным конгрессом.

Отдельное внимание уделяется процедуре рассмотрения жалоб граждан Ведомством защиты народа. Ежегодно Защитник народа представляет депутатам конгресса доклад о своей деятельности за истекший год, публикуемый в официальном издании «Эль Перуано», в котором даётся отчёт о количестве и типе полученных жалоб, результатах расследований, а также о принятых мерах и санкциях.

Ключевые слова: Защитник народа, Конституция республики Перу 1993 г., Ведомство защиты народа, Органический закон 1995 г., регламент ведомства, Национальный конгресс, ежегодный доклад конгрессу.

Список литературы
1. Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. Т. 3: Южная Америка. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2006. 1168 с.
2. Castañeda Otsu S. El fortalecimiento del ombudsman en América Latina y su rol como factor de democratización. Perú, 1997. Рр. 32–43.
3. Catena V.M. Ley Orgánica del poder Judicial y Estatutos orgánicos. – Madrid: Tecnos, 1996. Рp. 30–62.
4. Constitución Política de la República del Peru de 1993. [Электронный ресурс]. http://www.tc.gob.pe/constitucion.pdf. (Дата обращения: 07.02. 2015).
5. García Laguardia J.M. Reflexiones sobre el Ombudsman en América Latina y su proceso de nombramiento.Guatemala, 1997. Рp. 56–61.
6. Gil-Robles y Gil Delgado A. El Defensor del Pueblo y su impacto en España y America Latina. Revista de la Asociación Iberoamericano del Ombudsman. Num.3. – Bogota: Colombia, 1994. Рp. 220–232.
7. Ley orgánica de la Defеnsoría del Pueblo No26520 en el Perú de Agosto 8 de 1995. [Электронный ресурс]. – http://www.justiciaviva.org.pe/normas/nac07.htm. (Дата обращения: 05.02. 2015).
8. Ley orgánica de España No 3/ 1981 de 6 de abril de 1981 del Defensor del pueblo. [Электронный ресурс]. –http://www.congreso.es/constitucion/ficheros/leyes_espa/lo_003_1981.pdf. (дата обращения: 05.02.2015).
9. Santiesteban de Noriega J. El Defensor del Pueblo en Iberoarnerica. Gaceta Juridica S.A. Lima, 2002. Р. 23.
10. Volio L.G. The Institution of the Ombudsman, the Latin American experience. Costa Rica, 2003. Рp. 229–248.