Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе

Калинина Светлана Дмитриевна – старший преподаватель кафедры математических методов и информационных технологий, аспирант кафедры педагогики и психологии МГИМО(У) МИД России. E-mail: Kalinina_S_D@mgimo.ru, reader2007@mail.ru.
 
Вся статья: 

В последнее время происходят серьёзные изменения в системе высшего образования, которые касаются как зарубежных, так и российских вузов. Они связаны с проявлением следующих тенденций: реализация концепции непрерывного образования, глобализация образовательного пространства, смена образовательной парадигмы, а также широкомасштабное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс университетов.

В статье представлен обзор основных вариантов использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в практике высшей школы. К их числу можно отнести: внедрение систем дистанционной поддержки учебного процесса (LMS – Learning Management System), использование МООС (Massive Open Online Courses) – массовых открытых онлайн курсов. Особое внимание уделено характеристикам вебинара – новой формы обучения в виртуальной информационно-образовательной среде. Цель освоения технологии проведения вебинаров преподавателем высшей школы – повышение информационной культуры и формирование компетенции эффективного взаимодействия со студентами в быстро меняющемся окружении электронных средств обучения. Изложены возможности программно-технологической платформы вебинаров, определяющие инструментарий преподавателя. К ним относятся: аудиосвязь и видеосвязь в режиме реального времени, показ слайдов презентаций, работа с виртуальной доской, демонстрация «Рабочего стола» компьютера преподавателя, проведение опросов. Представлены сценарии применения инструментов вебинара для проведения онлайн-аналога лекции и онлайн-аналога семинара, техническая и педагогическая подготовка к ним. Оба сценария предназначены для организации виртуального аналога традиционного общения педагога и студента в случае возникновения необходимости такого общения на расстоянии. Предлагаются варианты использования вебинаров для поддержки традиционного учебного процесса в университете и оценки их эффективности.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии (ДОТ), вебинар, аудиосвязь и видеосвязь в реальном времени, онлайн лекция, онлайн семинар.

Список литературы
1. Бережнова Е.В. Университетская лекция и её роль в повышении качества магистерских диссертаций // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 16–21.
2. Воевода Е.В. Использование мультимедиа технологий в профессиональной языковой подготовке специалиста-международника. М.: МГУП, 2009. 146 с.
3. Калинина С.Д. Предпосылки использования дистанционных образовательных технологий в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. 2015. № 1. С. 11–15.
4. Педагогические технологии дистанционного обучения. Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2008. 400 с.
5. Раицкая Л.К. Учебно-познавательная деятельность студентов в информационно-образовательной среде Интернет. Учебно-методическое пособие. М.: МГОУ, 2012. 144 с.
6. Сайт E-SOFT Development [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.web-learn.ru/bibliotekaonline/52-вебинар-(webinar). (дата обращения 22.02.2015).
7. Форсайт «Образование-2030» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.slideshare.net/asi_mp/2013-26930931?utm_source=slideshow02&utm_medium=ssemail&utm_campaign=share_slideshow_loggedout (дата обращения: 21.02.2015).
8. Фролов Ю.В. Подготовка и проведение вебинаров. Учебно-методическое пособие для преподавателей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. М.: МГПУ, 2011. 30 с.